пятница, 3 марта 2023 г.

Классика рока. Jethro Tull - «Thick as a Brick» (1972).

«Thick as a Brick» — пятый студийный альбом британской рок-группы Jethro Tull, выпущенный 3 марта 1972 года. Альбом представляет собой непрерывное музыкальное произведение, разделенное на две стороны пластинки, и является пародией на жанр концептуального альбома. Оригинальная упаковка, разработанная как газета, утверждает, что альбом является музыкальной адаптацией эпической поэмы вымышленного восьмилетнего гения Джеральда Бостока, хотя тексты на самом деле были написаны фронтменом группы, Яном Андерсоном.

Альбом был записан в конце 1971 года с музыкой Андерсона в аранжировке всех членов группы, и был первым, в создании которого принял участие барабанщик Барри «Барримор» Барлоу, заменивший предыдущего барабанщика группы Клайва Банкера. Живое шоу, продвигающее альбом, включало в себя исполнение полной сюиты с различными комическими интерлюдиями. «Thick as a Brick» рассматривается критиками как первый релиз «Jethro Tull», полностью состоящий из прогрессивной рок-музыки. Альбом получил неоднозначную критику, но имел коммерческий успех, возглавив в 1972 году различные чарты. Сегодня «Thick as a Brick» считается классикой прогрессивного рока и имеет множество наград. В 2012 году Андерсон выпустил продолжение альбома, сосредоточившись на взрослой жизни вымышленного Джеральда Бостока.

Предыстория

Фронтмен и автор песен «Jethro Tull» Ян Андерсон был удивлен, когда критики назвали предыдущий альбом группы, «Aqualung» (1971), «концептуальным альбомом». Сам же автор считал его просто сборником песен, и решил «придумать что-то, действительно являющееся концептуальным альбомом». Взяв за основу сюрреалистический британский юмор Монти Пайтона, Андерсон написал пьесу, которая сочетала сложную музыку с чувством юмора, беззаботно высмеивающую группу, аудиторию, музыкальных критиков и сам жанр прогрессивного рока, который был чрезвычайно популярен в то время. Вдохновительницей Андерсона стала его жена Дженни, которой он приписывал разработку персонажа и текстов песен для «Aqualung». Строки из её писем Андерсон использовал в качестве материала для написания песен.

«Thick as a Brick» (Pt. 1) (1997 Remaster)

Андерсон говорил, что «альбом был пародией на альбомы «Yes» и «Emerson, Lake & Palmer», очень похожим на фильм «Airplane!». Это была сатира на всю концепцию грандиозных рок-альбомов». Хотя Андерсон написал всю музыку и тексты, он приписывал создание песен вымышленному школьнику по имени Джеральд Босток. Однако юмор был настолько тонким, что фанаты не поверили в его реальность.

Запись

«Jethro Tull» две недели репетировали в подвальной студии Rolling Stones в Бермондси. Изначально музыканты не собирались записывать одно непрерывное произведение. Группа записала отдельные сегменты песен, а затем связала их вместе короткими музыкальными фрагментами.

Запись началась в декабре 1971 года в Morgan Studios, Лондон. В отличие от предыдущих альбомов, где Андерсон обычно писал песни заранее, к началу записи была проработана только начальная часть альбома. Остальная часть сюиты была написана во время сессий. Чтобы компенсировать нехватку материала, Андерсон вставал рано утром и готовил дневную партитуру для остальных участников группы. Тексты песен были написаны заранее, и музыка подстраивалась под них. Андерсон вспоминает, что на запись «Thick as a Brick» ушло около двух недель, еще две-три недели заняло сведение альбома.

«Thick as a Brick» (Pt. 2) (1997 Remaster)

По словам участников группы, запись альбома была счастливым процессом, с сильным чувством товарищества и веселья, с многочисленными розыгрышами. Они были поклонниками Монти Пайтона, и этот стиль юмора повлиял на лирику и общую концепцию «Thick as a Brick». Гитарист «Jethro Tull» Мартин Барре вспоминает, как вся группа придумывала различные идеи для музыки. Некоторые партии были записаны с одного дубля.

Музыкальный стиль

«Thick as a Brick» рассматривался некоторыми критиками как первый прогрессивный альбом «Jethro Tull». Альбом имеет множество музыкальных тем, изменений временной подписи и сдвигов темпа, что было характерно для прогрессивной рок-сцены. Хотя готовый альбом состоит из одного непрерывного произведения, он содержит попурри из отдельных песен, ни одна из которых по отдельности не длится более 3–5 минут. Части сюиты смешивают классическую и народную музыку в типичные рамки рока.

Кроме флейты, акустической и электрической гитар и органа Хаммонда, которые использовались при записи ранних альбомов «Jethro Tull», в записи «Thick as a Brick» задействовали клавесин, колокольчики, литавры, скрипка, лютня, духовая и струнная секции. Андерсон сказал, что тексты песен были частично получены из его собственного детского опыта, хотя общей темой была попытка Бостока осмыслить жизнь с его точки зрения.

Обложка

Оригинальная обложка LP была разработана как пародия на 12 на 16 дюймов (300 мм × 410 мм) 12-страничную английскую газету маленького городка под названием «The St. Cleve Chronicle and Linwell Advertiser», со статьями, конкурсами и рекламой, высмеивающими типичную местническую и дилетантскую журналистику провинциальной английской прессы. Звукозаписывающая компания «Chrysalis Records», жаловалась, что обложка будет слишком дорогой в производстве, но Андерсон возразил, что она не может быть намного дороже обычной газеты.

Обложка включает в себя весь текст песни «Thick as a Brick» (напечатанной на странице 7), которая представлена как стихотворение, написанное Бостоком, чья дисквалификация с поэтического конкурса находится в центре внимания на первой полосе газеты. В статье утверждается, что решение судей присудить победу Бостоку было отменено после протестов и угроз относительно оскорбительного характера стихотворения, а также предполагаемой психологической нестабильности мальчика. Обложка включает в себя статью, где Босток безосновательно обвиняется в отцовстве ребенка его 14-летней подруги Джулии. Содержание газеты было написано Андерсоном, басистом Джеффри Хэммондом и клавишником Джоном Эваном. Андерсон вспоминает, что на создание обложки ушло больше времени, чем на музыку.

В последствие газета была сильно сокращена для обычных CD-буклетов, но обложка CD 25th Anniversary Special Edition ближе к оригиналу, а коробочная версия 40-летия содержит большую часть контента из оригинальной газеты.

Живые выступления

После выхода альбома группа отправилась в тур, исполняя пьесу с дополнительными музыкальными дополнениями, которые продлили выступления более чем на час. В начале шоу на сцену выходили мужчины в накидках и начинали подметать пол; через несколько минут некоторые из них оказывались членами группы. Во время некоторых концертов вся группа останавливала выступление в середине шоу, когда на сцене звонил телефон и на сцену выходил человек в костюме аквалангиста. Юмор альбома вызвал проблемы в Японии, где на него с непониманием отреагировали зрители. Барре вспоминает, что первые живые выступления были «ужасным опытом», так как было много очень сложной музыки.

Jethro Tull – «Thick As A Brick Live At The London Hippodrome» (1977).

«Thick as a Brick» был первоначально запланирован к выпуску 25 февраля 1972 года. После производственных проблем, связанных с забастовкой шахтеров 1972 года, презентация альбома была отложена на неделю до 3 марта. Альбом достиг Топ-5 в чартах Великобритании и номер один в Австралии, Канаде и США, где он получил платиновый статус.

Критика

Критические отзывы были неоднозначными. Крис Уэлч из «Melody Maker» высоко оценил музыкальность группы и игру Андерсона на флейте, написав также, что «юмор не должен отвлекать от очевидного огромного количества идей и работы, которые были затрачены на производство альбома».

Тони Тайлер в своей рецензии для «New Musical Express» в целом оценил конструкцию сюит и аранжировок, но у него были сомнения в возможном успехе альбома. Он назвал «Thick as a Brick» «собственной эпопеей «Jethro Tull», атакующей серость среднего класса в Великобритании 70-х годов». Бен Герсон в журнале Rolling Stone назвал «Thick as a Brick» «одним из самых сложных и новаторских продуктов рока». Идя дальше, рецензент заявил: «Гитара Мартина Барре и клавишные Джона Эвана просто  блестящи, а пение Яна больше не режет слух. Независимо от того, является ли «Thick As A Brick» уникальным экспериментом, приятно знать, что у кого-то ещё есть амбиции, выходящие за рамки четырех- или пятиминутного трека, и у него есть интеллект, чтобы осуществить свои намерения во всей их сложности со значительным изяществом».

Алан Нистер дал альбому 2 из 5 звёзд в «The Rolling Stone Record Guide», посчитав, что у него были «относительно недифференцированные движения». Критику Роберту Кристгау из «Village Voice» не понравился альбом, который он назвал «обычным дерьмом» от «Jethro Tull»: «рок становится тяжелее, фолк становится народнее, только флейта становится лучше, потому что у нее нет выбора».

Ретроспективные отзывы о «Thick As A Brick» были в основном положительными. AllMusic писал, что «первая эпопея «Jethro Tull» на LP останется шедевром в анналах прогрессивного рока и одной из немногих работ такого рода, которая десятилетия спустя все еще держится на плаву». Джордан Блюм из «PopMatters» считает, что альбом «проложил путь для современного прогрессивного рока» и «сегодня он представляет собой не только высшее достижение «Jethro Tull», но и конкретный пример того, насколько авантюрными и свободными были тогда артисты».

По словам рецензента «Modern Drummer» Адама Будофски, «то, что «Thick As A Brick» остается в сердцах и умах поклонников прогрессивного рока сорок лет спустя, является свидетельством его качества». Пол Стамп в «Истории прогрессивного рока» охарактеризовал альбом, как: «несколько застенчивую и манерную концепцию индивидуального гения, направленную против карикатурного буржуазного мещанства».

Андерсон исполнил весь альбом вживую в туре 2012 года. Концерт был записан в Рейкьявике, Исландия, 22 июня 2012 года, и включал в себя полные версии «Thick as a Brick» и «Thick as a Brick 2» группы «Ian Anderson Touring Band». Некоторые юмористические выходки были сохранены, например, телефонный звонок в середине шоу, который был заменен звонком Skype. В августе 2014 года вышел CD/DVD/Blu-ray «Thick as a Brick — Live in Iceland».

В 2014 году журнал «Prog» поместил «Thick as a Brick» под номером 5 в списке «100 величайших прог-альбомов всех времен». Журнал Rolling Stone поместил альбом под номером 7 в своем «Топ-50 прог-альбомов всех времён». «Thick as a Brick» занимает 5-е место в списке лучших альбомов веб-сайта «Prog Archives» со средневзвешенным рейтингом 4,63 звезды. Гедди Ли из «Rush» и Стив Харрис из «Iron Maiden» назвали «Thick as a Brick» одним из своих любимых альбомов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий