четверг, 23 марта 2023 г.

Классика рока. Deep Purple – «Deep Purple» (1969).

«Deep Purple» (также известен как «April» и «Deep Purple III») — третий студийный альбом британской группы Deep Purple. Последний альбом, созданный оригинальным составом группы, известном как «Mark I». Записан в период с января по март 1969 года) на «De Lane Lea Studios» в Лондоне. Вышел в США в июне на лейбле Tetragrammaton Records, а в Великобритании — в сентябре 1969 года на лейбле Harvest Records. Ремастирован и переиздан в 2000 году с добавлением пяти бонус-треков. Ремастирован в 2014 году для бокс-сета Hard Road

Наиболее известной композицией альбома (по имени которой часто называют весь альбом) является завершающая альбом 12-минутная пьеса «April», записанная с участием специально нанятых музыкантов, играющих на духовых и струнных инструментах.


История создания

В конце 1968 года Deep Purple отправились в успешный первый тур по США для продвижения своего второго альбома «‎‎The Book of Taliesyn»‎‎ и вернулись домой 3 января 1969 года. ‎‎ В Соединенном Королевстве Группа считалась андеграундной, но слухи об их успехе в Америке повлияли на их репутацию дома, поскольку они постепенно росли в популярности и спросе. ‎‎Тем не менее, их релизы еще не оказали влияния в Великобритании,‎‎‎‎ где их второй сингл, кавер на песню ‎‎Нила Даймонда‎‎ «‎‎Kentucky Woman‎‎», не попал в чарты и был снят с ротации через шесть недель,‎‎ после того, как достиг пика на No 38 в Соединенных Штатах‎‎‎‎ и No 21 в Канаде. ‎‎

Звукозаписывающий лейбл «Tetragrammaton Records», с которым Deep Purple заключили контракт в 1968 году, вынуждал группу записать новый сингл, который должен был повторить успех их предыдущего хита «Hush», и группа пыталась удовлетворить эту просьбу, ещё находясь в США, но без достойных результатов. Однако через несколько дней после возвращения из США в Великобританию, 7 января 1969 года в студии «De Lane Lea» была записана песня «Emmaretta», названная в честь одной знакомой Рода Эванса.

 
Deep Purple – «Emmaretta»

В феврале «Emmaretta» была выпущена в виде сингла, на второй стороне которого в американской версии была помещена записанная в тот же день композиция «The Bird Has Flown», а в британской версии — инструментальная композиция «Wring That Neck» с предыдущего альбома The Book of Taliesyn.

 
Deep Purple – «Wring That Neck» (Jazz Bilzen, 1969)

Композиция «Emmaretta» не вошла ни в один студийный альбом группы, но при позднейших переизданиях альбома Deep Purple включается в число бонус-треков. Кроме того, она присутствует во многих альбомах-компиляциях, в числе которых «Purple Passages», «Mark I & II», «The Deep Purple Singles A's and B's» (1978) и «The Anthology» (1985).

Запись альбома

После этого группа отправилась в концертный тур по Великобритании, однако в течение февраля и марта 1969 года Deep Purple удалось выкроить время для создания нового материала. Музыканты нашли идеи для семи новых собственных песен — больше, чем на любом из их первых двух альбомов. Запись происходила в той же студии «De Lane Lea», где Лоуренс был продюсером, а Барри Эйнсворт — звукорежиссером.

Музыка этого альбома в основном оригинальна и представляет собой сочетание ‎‎прогрессивного рока‎‎, ‎‎хард-рока‎‎ и ‎‎психоделического рока‎‎, но с более жестким краем и с гитарными партиями в большем количестве доказательств, чем в прошлом. Это было связано как с ростом гитариста ‎‎Ричи Блэкмора‎‎ как автора песен, так и с конфликтами внутри группы по поводу слияния ‎‎классической музыки‎‎ и рока, предложенного клавишником ‎‎Джоном Лордом‎‎ и достаточно реализованного в предыдущих релизах группы.

 
Deep Purple – «Blind/Chasing Shadows»

Открывающая новый альбом композиция "Chasing Shadows" была основана на африканских ритмах, исполненных барабанщиком Яном Пейсом. Мрачная барочная композиция «Blind» написана Джоном Лордом об одном из своих кошмаров. Короткая инструментальная "Fault Line" написана под впечатлением от землетрясения, которое группа пережила в Лос-Анджелесе, в ней использовались барабанные партии Пейса, перевернутые и сдвоенные. Психоделическая песня "The Painter" получилась в результате переработки написанной ранее песни "Hey Bop a Re Bop", которая транслировалась на радио-шоу Top Gear 14 января 1969 года.

 
Deep Purple – «Fault Line/The Painter»

Фильм «Ребёнок Розмари» режиссёра Романа Полански, который участники группы посмотрели в кинотеатре, стал источником вдохновения для песни "Why Didn’t Rosemary?".

 
Deep Purple - «Why Didn't Rosemary?» (1999 Remaster)

Мелодия композиции «April» была написана гитаристом Ричи Блэкмором в день его рождения за месяц до начала записи. Позже она была дополнена длинным оркестровым фрагментом, написанным Лордом. В результате «April» стала 12-минутным финальным треком альбома и самой длинной студийной записью Deep Purple.

 
Deep Purple – «April»

Единственная кавер-версия, присутствующая на этом альбоме — песня «Lalena» шотландского певца Донована. Музыкальный критик Брюс Эдер (англ. Bruce Eder) высоко оценил эту обработку, отметив, в частности, органные партии Джона Лорда.

 
Deep Purple – «Lalena»

Оркестровая часть композиции «April», исполненная наёмными музыкантами на струнных и духовых инструментах, была последней записью для ещё неназванного альбома, который был сведён и закончен в конце марта 1969 года. В то время лейбл «Tetragrammaton Records» был на грани банкротства, что объяснило некоторую задержку в выпуске альбома: 21 июня в США. В Великобритании альбом вышел еще позже, в сентябре, когда в составе группы произошли существенные изменения и уже был записан первый альбом в новом составе «Mark II» — «Concerto for Group and Orchestra».

 
Deep Purple – «Bird Has Flown»

Это был наименее коммерчески успешный из трех альбомов, выпущенных группой «Mark I», и был проигнорирован критиками после его выпуска. Современные отзывы в целом положительные, и отмечают разнообразие стилей в альбоме и смелость аранжировок песен.

Оформление обложки

На обложке альбома изображён чёрно-белый фрагмент знаменитого триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», именно, той части триптиха, которая изображает ад. Поначалу чёрно-белый вариант получился из-за типографской ошибки, но участники группы решили ничего не менять. В некоторых последующих переизданиях этого альбома используется цветной фрагмент той же картины.

При реализации альбома компания «Tetragrammaton» столкнулась с трудностями из-за этой обложки: в США она была неверно воспринята как антирелигиозная, с аморальными сценами, и поэтому пластинка была отвергнута или плохо принималась многими музыкальными магазинами.

Тур по США и конец состава «Mark I».

Blackmore-Evans-Lord-Simper-Paice

В то время как Deep Purple записывали новый альбом и гастролировала по Великобритании, их менеджерам в HEC Enterprises удалось устроить тур группы по США.  Весной 1969 года Rolling Stones решили провести больше времени в ‎‎Olympic Studios‎‎ в Лондоне, чтобы записать свой альбом ‎‎Let It Bleed‎‎, и отложили свой тур по Штатам. ‎‎Таким образом, в начале апреля 1969 года Deep Purple вернулись в США, для двухмесячного тура от побережья до побережья в качестве хедлайнеров в небольших клубах и колледжах. ‎‎На этот раз их поход также коснулся Канады, где их альбомы распространялись ‎‎Polydor Records‎‎. ‎‎

 
Deep Purple - «The Bird Has Flown» (Alternative A-Side Version)

Прибыв на американскую землю, Deep Purple узнали, что «Tetragrammaton» еще не нашли ресурсов для производства уже готового альбома и могут предложить очень небольшую финансовую поддержку. Во время тура группа испытывала экономические трудности и даже попросила своего менеджера ‎‎Джона Колетту‎‎ улететь в Англию, чтобы сократить счета в отелях. Колетта позже заявил, что 1969 год в Америке был потерянным годом для Deep Purple.

Несмотря на то, что последний сингл группы провалился, Deep Purple сохранили репутацию прекрасного живого исполнителя в США. ‎‎Теперь группа начала превращать свои выступления на сцене во что-то грандиозное, двигаясь в более громком и тяжелом направлении и все больше и больше сосредотачиваясь на инструментальном взаимодействии между Блэкмором и Лордом. ‎‎В частности, последний нашел способ замыкать ‎‎оригинальные динамики Лесли‎‎ своего ‎‎органа Hammond C-3‎‎ и подключать инструмент непосредственно к ‎‎усилителям Маршалла‎‎, получая ревущий звук и соответствуя по громкости гитаре.

 
Deep Purple – «Emmaretta» (BBC Session)

Несмотря на то, что Deep Purple росли как музыканты, внутри группы нарастали противоречия. В поздних интервью Симпер заметил: «Как только мы начали зарабатывать деньги, дружба исчезла». Он также отметил, что Блэкмор был особенно раздражен тем, что Лорд и Эванс получали гонорары выше других участников группы, потому что они сочинили би-сайд сингла «Hush» («One More Rainy Day»). ‎‎Между тем, Лорд и Блэкмор устали от того, что их называют «клоном ‎‎Vanilla Fudge‎‎»‎‎,‎‎ и хотели более резкого, грубого и в целом более тяжелого звучания, аналогичного тому, которое было представлено в ‎‎дебютном альбоме‎‎ ‎‎Led Zeppelin‎‎,‎‎ который стал большим успехом по обе стороны Атлантики после его выпуска в январе 1969 года. ‎‎Они чувствовали, что Род Эванс с его нежным, ровным голосом не сможет справиться с более громким, агрессивным материалом. Эванс также сомневался по поводу своего постоянства в группе и выразил желание навсегда переехать в США. Были также проблемы и с басистом Ником Симпером,‎‎ чей стиль игры считался другими участниками группы «застрявшим в конце 50-х и начале 60-х» и непригодным для нового музыкального направления, которое они выбрали. ‎‎С другой стороны, Симпер встал на сторону Блэкмора против чрезмерного влияния Лорда на написание песен группы и критиковал его увлечение классикой, мешающую более жесткому року. ‎‎В результате этой напряженности общение между участниками группы во время тура было минимальным. ‎‎В мае Лорд и Блэкмор договорились о замене Эванса. ‎‎Они обсудили свои идеи с барабанщиком Пейсом, получив его согласие. Колетта был удивлен, услышав эту новость, и посоветовал троице молчать об этом до конца тура. ‎‎

 
Deep Purple – «Lalena» (BBC Radio Session)

Тем временем начались поиски нового певца на замену Эвансу и Блэкмор обратился за помощью в этом задании к своему старому знакомому ‎‎Мику Андервуду‎‎, в то время барабанщику британской рок-группы «Episode Six»‎‎. ‎‎Андервуд порекомендовал певца «Episode Six» ‎‎Яна Гиллана‎‎, с которым Блэкмор и Лорд связались на концерте в Лондоне. ‎‎Гиллан, который не видел будущего в своей тогдашней группе,‎‎ был в восторге от прглашения в Deep Purple и привел с собой басиста ‎‎Роджера Гловера. По словам Симпера, его замена Гловером изначально не планировалась. Гиллан убедил Гловера пройти прослушивание для Deep Purple, и вскоре они оказались разорванными между новой группой, которая с радостью приветствовала их обоих, и обязательствами с «Episode Six» по завершению тура по Великобритании. ‎‎Эванс, Симпер и руководство «Episode Six» узнали об этих событиях, когда новый состав Deep Purple уже активно писал и репетировал новые песни. ‎‎В перерывах между концертами по стране Deep Purple репетировали песню «Hallelujah» с Эвансом и Симпером, которая должна была быть выпущена в качестве нового сингла, но 7 июня она была записана тайно составом «Mark II» в De Lane Studios.

Финальное шоу состава «Mark I» состоялось в Кардиффе 4 июля 1969 года, а состав «Mark II» дебютировал вживую в «‎‎The Speakeasy Club‎‎» в Лондоне 10 июля. Финальное шоу, сыгранное Гилланом и Гловером с «Episode Six», состоялось в Литтл-Бардфилде 26 июля 1969 года. ‎‎Сингл «Hallelujah» был выпущен в конце июля в США и Великобритании и содержал отредактированную версию «April» в качестве би-сайда, как последнее оригинальное появление на виниле формации «Mark I». ‎‎

После увольнения Эванс уехал в США со своей женой и вновь появился в 1971 году в качестве солиста в американской прогрессивной рок-группе ‎‎Captain Beyond‎‎. ‎‎Симпер подал в суд на руководство Deep Purple за разрыв его контракта, и спор был урегулирован экономически во внесудебном порядке. ‎‎Позже он сформировал рок-группу ‎‎Warhorse‎‎.

Отзывы и критика

Deep Purple поначалу был весьма прохладно встречен критикой и стал наименее коммерчески успешным из трех альбомов, выпущенных группой в составе «Mark I». Но в ретроспективе он считается одним из первых удачных экспериментов по слиянию классики и рока. Современные обзоры, как правило, положительные и отмечают разнообразие стилей в альбоме и смелость аранжировок.

Из рецензии музыкального критика Брюса Эдера:

«Deep Purple в течение многих лет высоко ценились почитателями прогрессивного рока, и по веским причинам… Слияние двух конфликтующих тенденций (у Лорда — к классике и рок-фьюжн, у Блэкмора — к нарастающей агрессивности гитарных атак) в ходе студийных сессий в начале 1969 года позволил Deep Purple создать альбом, в котором напряжённая прямолинейность раннего, грубого хеви-метал соединилась с изысканной сложностью, интеллектуальностью, а кроме того — виртуозностью на обоих уровнях… В «The Painter», «Why Didn’t Rosemary» и «Bird Has Flown» группа достигает ошеломляющего баланса между всеми этими элементами. Работа Эванса (в третьей из этих вещей) считается одним из фундаментальных вокальных достижений в прогрессив-роке. Трёхчастная сюита April, записанная с оркестром, как минимум не уступает аналогичным экспериментам The Nice (Five Bridges Suite)… Альбом производит впечатление удивительно цельного музыкального произведения. Один из самых смелых экспериментов в прогрессивном роке, он идеально высветил целое направление, которое группа могла бы избрать, но не сделала этого».

Современные отзывы в целом положительные. Брюс Эдер из ‎‎AllMusic‎‎ называет альбом «одним из самых бодрящих альбомов прогрессивного рока за всю историю и успешным видением музыкального пути, который группа могла бы выбрать, но не сделала», отметив, что Deep Purple удалось объединить «волнение, интенсивность и смелость хэви-метала со сложностью и интеллектуальным размахом прогрессивного рока». ‎‎Джедд Бодуэн из ‎‎PopMatters‎‎ оценил более тяжелое звучание песен и заметил, что «Эванс звучит все более и более неуместно в группе, которая все более выходила за пределы чистых поп-пьес», как в треке «April», который он считает не только «самой амбициозной вещью на всей пластинке, но также, возможно, лучшей». ‎‎Дэвид Боулинг в своей ‎‎колонке на Blogcritics‎‎ рассматривает альбом как «наименее удовлетворительный из их трех ранних релизов в карьере, хотя его также можно считать самым авантюрным» за «извилистость различных стилей и звуков». Однако, учитывая рост, показанный Блэкмором и Лордом в качестве исполнителей в этом релизе, он приходит к выводу, что это «подходящее завершение становления группы». ‎‎‎‎Мартин Попофф‎‎ похвалил альбом за то, что он был «сильнее, агрессивнее и намного лучше записан», чем «любая из первых двух записей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий