вторник, 28 марта 2023 г.

Didier Marouani – «Space Opera» (1987)


Альбом вышел в 1987 году, т.е. в этом году у него 36-летний юбилей. Положение Дидье Маруани к тому времени чем-то напоминало моё нынешнее положение. Он вроде бы обладает большой аудиторией, которая готова слушать его музыку, но на фоне остальных гигантов (взять того же Жарра) он не самая влиятельная фигура. В середине 80-х музыка Space звучала уже не так футуристично, как в 77 году. Поэтому Маруани просто жил своей жизнью. Да, в 1982 году он выпустил диск Paris-France-Transit, а в 1983 году поехал на гастроли, побывав даже в СССР. Потом он на время занялся своей жизнью, но в середине десятилетия вернулся в студию, чтобы записать очень интересный альбом. Точнее, сначала задумка была куда масштабнее.

Так дела сложились, что советская аудитория принимала Маруани теплее, чем европейская, поэтому и средства для записи альбомов порой можно было лучше. Это и произошло в нашем случае. Маруани задумал написать альбом, в котором он бы отошёл от диско и приблизился к классическому пониманию музыки. Причём сначала он думал, что будет выпущена целая серия альбомов. Типа, знаете, такого альманаха под названием Space Opera. При соединении частей которого получалась бы работа, которая по масштабам походила на классические симфонии. Такие вот задумки были у Дидье. От женского вокала музыкант отказался, но полностью уходить от наличия человеческого голоса он тоже не планировал. Поэтому на место вокалисток пришёл полноценный хор. Даже два хора. Первый - это Хор Харвардского университета. А второй хор - это Хор Дважды Краснознамённого академического ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. Таким образом, альбом был отчасти записан при помощи СССР. Хор Маруани предоставил Горбачёв, он же пожелал музыканту удачи и реализации всех задуманных идей.

При записи альбома применялись современные на тот момент технологии - аналог полностью сменили на цифру, активно использовался компьютер. Поэтому звук на альбоме отличается от привычного нам звука Space. Он прямо вот совсем холодный, мрачный и немного даже бездушный. Хотя это и соответствует полностью концепции "альбом про космос". В космосе очень холодно.

И если в этом плане альбом полностью удовлетворяет ожидания, то в плане мелодизма тут всё значительно хуже. Звуковые партии здесь в определённой степени однообразные, в каждой песне (а названы композиции сухо "частями") можно примерно угадать, что будет звучать дальше. Вполне возможно, что Маруани к тому моменту мог истратить весь свой творческий потенциал. Вроде бы треки и звучат хорошо, но в определённых местах кажется, будто Дидье их реально выдавливал из своего мозга, идеи словно бы рождались с трудом. Общий вердикт таков - аранжировки здесь весьма минималистичны, и в некоторых местах их стоило бы доработать (хотя, возможно, так и задумывалось, кто знает).

Именно поэтому альбом провалился в Европе. Маруани со своей "оперой" и звуком, который словно бы застрял в прошлом, оказался никому не нужен. Если уж и хотели послушать инструментальную электронную музыку, то обращались к работам Жарра, Tangerine Dream и других исполнителей. Дидье Маруани по-настоящему тепло приняли лишь в Советском Союзе. Да и то это могло произойти по инерции после принятия Paris-France-Transit и др. Хотя один факт всё же говорит об авторитете Маруани в советской среде. Экземпляр альбома был привезён на космическую станцию "Мир". Так что эта музыка даже побывала в космосе. В среде, которую она и описывала.

Но в Европе был провал. Потому Дидье отказался от идеи создавать целую серию альбомов. Приписки volume 1 по-быстренькому убрали с обложки, и Space Opera стал единственным альбомом без всяких продолжений. После всего, что было связано с релизом, Дидье окончательно отстранился от сочинения музыки, хотя и продолжил концертную деятельность (в 1992 году выступив на Красной площади). Однако следующий полноценный альбом Symphonic Space Dream увидел свет только в 2002 году. Промежуток между альбомами составил 15 лет (Symphonic Space Dream в этом году тоже отмечает своё 20-летие. но я вряд ли буду рассматривать этот альбом). Как говорится, сдулся Дидье.

Что ж, теперь переходим к непосредственному изучению "оперы". Всего в ней 8 частей. Что немного печалит, это отсутствие плавных переходов между ними. Т.е. всё построено как в классическом альбоме - песня кончилась, пара-тройка секунд тишины, начинается следующая. Хотя тут было бы очень удобно сделать плавный переход, при котором одна композиция перетекала в следующую. Это придало бы ощущение целостности музыкального произведения.

 
Didier Marouani & Space Space Opera – «Part 1» (1987)

Первая часть начинается словно бы откуда-то издалека, из темноты. Хоровое вступление, однако, звучит мощно и грандиозно, однако дальнейшая часть звучит слабее. Только в "припевах" происходит накал страстей (я называю это "припевами" потому, что напиши слова и получишь песню классической структуры). В середине есть подобие бриджа, затем куплет повторяется до окончания композиции. Начало неплохое. Но в лайв-версии она звучит ещё мощнее. Там есть расширенное и мрачное вступление, плюс живое звучание наполняет композицию динамикой и энергией. И завершение там куда более крутое, нежели обычное затухание на студийнике.

 
Didier Marouani & Space Space Opera – «Part 2» (1987)

То же самое в принципе можно отнести и ко второй части "оперы". Она тоже начинается очень мощно, но здесь "куплеты" тоже звучат на уровне. Как по мне, аранжировки рисуют картину метели, бурана. В "припевах" появляется некая надежда на спасение. Кругом всё крутится, вертится. и ничего хорошего это не предвещает. Лично у меня вот такие ассоциации и образы. В лайве это, как и следовало ожидать, звучит ещё масштабнее.

 
Didier Marouani & Space Space Opera – «Part 3» (1987)

Третья часть - это баллада. Она звучит очень трагично и минорно, мне она напоминает о боли расставания и одиночества. Аж плакать в некоторых местах хочется. В "припевах" снова повышается надежда. Я бы назвал эту композицию лаконично Stars. Звёзды. Хотя если подумать и пофилософствовать, эту композицию можно было бы назвать как угодно. Но т.к. это альбом про космос, то пусть будут Stars.

Мы подходим к самой середине альбома. На очереди четвёртая часть. Она интересна тем, что у неё есть приписка Save Our Souls. Именно так и читается аббревиатура SOS. Эту фразу - save our souls - постоянно произносит хор. Она же, но в сокращённом варианте, звучит в начале песни, правда, тут её проговаривает роботизированный голос.

 
Didier Marouani & Space Space Opera – «Part 4» (1987)

Мне лично Part 4 нравится больше всех (с ней может посоперничать разве что первая часть). Вот тут как раз минимализм аранжировок нисколько ни вредит композиции. Наоборот, он улучшает её. Это словно бы возглас из глубин одиночества, философские размышления на тему того, а каково твоё положение в этом мире. Тем ли ты стал, кем хотел? И разве об этом ты размышлял? В припеве возникает энергия, напор, все эмоции превращаются в единый крик SOS. Чтобы потом снова стихнуть и перелиться в размышления. Что называется, вот это реально шедевр.

Начинается вторая половина альбома - 5 часть "оперы". Она звучит довольно весело, хотя временами и проскальзывает холод, но в целом здесь больше мажора. Даже некая танцевальность есть, тут всё проходит довольно близко к диско-звучанию. Песня звучит торжественно, но мне как-то она не очень подошла. Вот вставки, где хор, где настроение меняется в сторону некой меланхолии, вот это да. А остальное. В рамках Space Opera зашло не очень. За рамками - отличная композиция.

 
Didier Marouani & Space Space Opera – «Part 5» (1987)

Идёт 6 часть. Мне она по звучанию напоминает наш советский "Зодиак". Уж больно похожи синтезаторные звуки и то, как они соединены, какая палитра из них выстраивается. Общее настроение у песни волнительное, в припевах, как обычно, драйв усиливается. Мне эта песня нравится, хотя не покидает ощущение "Что-то от Зодиака".

 
Didier Marouani & Space Space Opera – «Part 6» (1987)

Седьмая часть такая же медленная, как и третья. Я её слушал нечасто, местами она кажется непримечательной, но есть определённые моменты, где прямо эмоции и красота. Всё же как ни как, но талант Маруани никто не отменял. Так в среднем композиция хороша. Хотя местами и звучит немножко грубовато.

 
Didier Marouani & Space Space Opera – «Part 7» (1987)

И завершается альбом восьмой частью. Чем-то она похожа на шестую часть. Тем, что тут слушателя не покидает ощущение, что у кого-то он похожие приёмы звукоизвлечения уже слышал. На этот раз здесь жёсткий синтезатор чем-то напоминает о работах Жарра. Синтезатор этот звучит, конечно, не везде, так что и связь с Жарром прослеживается не везде. Но временами я её нахожу. Так основная партия звучит довольно напряжённо, словно бы космический корабль с героями спасается из тьмы. В качестве завершающей темы композиция подходит хорошо. В конце есть маленькая интерлюдия, в которой хор повторяет фразу save our soul из 4 части. И всё. "Опера" заканчивается.

 
Didier Marouani & Space Space Opera – «Part 8» (1987)

Что мы имеем по итогу? Получилась действительно интересная и стоящая работа, которую в целом можно назвать космической оперой. Хотя повторюсь, будь в альбоме плавные переходы между треками, тогда точно создавалось бы ощущение, что это опера. А так всё-таки это напоминает обычный альбом. Аранжировки местами минималистичны, звучание альбома не слишком вычурное. Вроде бы тут и виден тот Маруани из Space, но работа отличается от остальных его произведений. Жалко, не жалко, но провал её в чартах был закономерным результатом, ведь Дидье после распада Space не часто радовал поклонников новой музыкой. Она не была ориентирована на коммерческую составляющую. В этом то он и проигрывал другим, плюс местами не хватало оригинальности. Ну и как я уже сказал в начале обзора, Маруани во многом оказался не нужен, т.к. он застрял в своё прошлом звучании, и "опера" лишь видоизменяла это звучание. Поэтому диск провалился. И от второго тома решено было отказаться. Жаль, было бы интересно услышать продолжение.

Музыкальный журнал «Мелодии и Ритмы»

Комментариев нет:

Отправить комментарий