Мемфис-блюз.
Дорогие друзья! 16 января 1896 года в Хернандо, Миссисипи, родился американский блюзовый гитарист Роберт Тимоти Уилкинс (Robert Wilkins), афроамериканец и чероки по происхождению. Его отличием была поразительная универсальность: он мог одинаково легко играть рэгтайм, блюз, песни менестрелей и госпел.
Уилкинс выступал в Мемфисе и на севере Миссисипи в 1920-х и начале 1930-х годов, в то же время, что и Фурри Льюис, Мемфис Минни (которую, как он утверждал, обучал) и Сон Хаус. Он организовал джаг-бэнд, чтобы извлечь выгоду из «помешательства на джаг-бэндах», которое тогда было в моде. Хотя Уилкинс так и не добился успеха, сравнимого с успехом «Memphis Jug Band», он укрепил свою локальную популярность, выступив в 1927 году на радиостанции Мемфиса. С 1928 по 1936 год он записывался для «Victor» и «Brunswick» в одиночку или с одним аккомпаниатором, таким как Sleepy John Estes из «Cannon's Jug Stompers». Иногда он выступал как Том Уилкинс, иногда - как Тим Оливер (имя его отчима).
В 1936 году, в возрасте 40 лет, он бросил блюз и присоединился к церкви после того, как на одном из своих выступлений стал свидетелем убийства. В 1950 году Уилкинс был рукоположен.
В 1964 году Уилкинс был «заново открыт» энтузиастами возрождения блюза Диком и Луизой Споттсвуд, которые выступали на фольклорных фестивалях и записывали свой госпел-блюз для новой аудитории. Его исполнение "Prodigal Son" было включено в альбом «Vanguard Records Blues at Newport, Volume 2». В 1964 году Уилкинс записал свой первый полноценный альбом «Rev. Robert Wilkins: Memphis Gospel Singer» для «Piedmont Records». Еще одна полная сессия, записанная вживую на фестивале кантри-блюза в Мемфисе в 1969 году, была выпущена в 1993 году под названием "...Remember Me".
Уилкинс умер 26 мая 1987 года в Мемфисе в возрасте 91 года. Его сын, преподобный Джон Уилкинс (1943–2020), продолжил наследие госпел-блюза своего отца.
Роберт Уилкинс является, наверное, самой недооцененной фигурой среди блюзменов. В то же время он как мало кто другой из них может быть интересен для современного слушателя. Многогранность репертуара Уилкинса практически не имеет себе равных среди довоенных блюзовых исполнителей. Более того, Уилкинс лишен типичного для блюзмена мышления – он не предпринимает ничего такого, что могло бы отвлечь слушателя от музыки, которую он представляет, просто исполняя песни и не претендуя на что-то большее.
Преимущество же такого простодушного подхода кроется в том, что его песни достаточно хороши и не нуждаются в каких-либо "наворотах", в то время как многие из его более популярных коллег порой сосредотачивались на создании оригинального звучания или новаторской техники исполнения, чтобы разукрасить ими все те же стереотипные блюзовые формы. Уилкинс ставил акцент прежде всего на индивидуальность собственно композиций, а не на стилистическое их оформление. Темы его песен, таким образом, отличны друг от друга в редкой для прочих блюзменов степени.
Некоторые из его композиций, например, его знаменитый «Prodigal Son», ставший впоследствии хитом в исполнении «The Rolling Stones» (изначально же записанный Уилкинсом под названием «That’s No Way to Get Along»), абсолютно чужды блюзовой формуле и выдают в Уилкинсе искусного автора именно песен – нечастое явление на довоенной блюзовой сцене.
Считается, что Уилкинс первым записал песню «Перекати-поле» (Rolling Stone). (По стечению обстоятельств именно группа «Rolling Stones» украла у него мотив из песни «That's No Way to Get Along», которую Уилкинс впервые записал еще в 20-х, а в 60-х переписал в песню на библейскую тему о блудном сыне (Prodigal Son). Ее-то и использовали «Rolling Stones», позабыв указать автора. Впрочем, при переиздании альбома «Beggars Banquet» уже на CD имя Уилкинса волшебным образом появилось на конверте в качестве автора). «The Stones» были вынуждены приписать «The Prodigal Son» Уилкинсу после того, как к группе обратились юристы.
Также, в отличие от большинства блюзменов, у Уилкинса никогда не было «коронной» композиции. Ее отсутствие, возможно, снизило уровень популярности Уилкинса в 20-е годы, но в глазах сегодняшнего слушателя этот факт, скорее, выгодно выделяет этого музыканта, являясь свидетельством разнообразия его репертуара. Репертуар блюзмена состоял всего из 90 композиций, но это лишь добавляет необычности в его образ.
По материалам из Интернета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий