«Я
считаю, что в музыкальном мире только дирижер обладает настоящей
самостоятельностью. Если бы я не стал музыкантом, то непременно бы выбрал
профессию архитектора. Это мое признание вряд ли удивит кого-нибудь, потому что
если проводить аналогии, то аналогия между этими двумя профессиями очевидна.
Создавая собственное произведение, аранжируя чужое, обдумывая программу
концерта или собирая произведения для очередной пластинки, музыкант - будь то
композитор, аранжировщик или дирижер, сталкивается приблизительно с тем же
кругом вопросов или проблем, с которыми сталкивается архитектор, строитель.
Думаю, что всем очевиден знак тождества между создателями архитектурных
ансамблей и нашим трудом. Еще в древности сравнивали ансамбль, созданный из
дерева или камня с застывшей музыкой».
Поль Мориа.
Французский
композитор, аранжировщик и дирижёр Поль Мориа́ (фр. Paul Mauriat) родился в
Марселе 4 марта 1925 года в семье музыкантов, традиционно связанных с
классической музыкой. Там же, в 10 лет, он поступил в консерваторию, где учился
до подросткового возраста. В 14 лет, Поль был удостоен звания «первого» в
образовании. Был увлечен джазом, но его амбиции, такие как призвание, к
симфонической музыки, заставили пойти его другим путем. В 17 лет он создал свой
первый оркестр и в течении Второй Мировой Войны играл в мюзик-холлах,
расположенных по всей территории Франции.
Позже был нанят французским отделением североамериканской компании «A & R» (Artists and Repertoire – Артисты и Репертуар) в качестве аккомпаниатора в разных шоу и затем отправился в Париж, важнейший мировой музыкальный центр.
«A &
R» и до сегодняшнего дня, является организацией с отличной репутацией по
открытию новых феноменальных музыкальных талантов, которая открыла и была
агентом артистов такого калибра, как Билли Холидей, Боб Дилан, Брюс Спрингстин
и Арета Франклин, среди многих других. В этой сфере, Поль Мориа был замечен
Шарлем Азнавуром, который нанял его в качестве своего аранжировщика. Позже Мориа
говорил, что те контакты, которые предоставил ему в то время Азнавур, стали
важнейшей частью его жизни. В течение 50-х он был музыкальным директором таких
известных французских певцов того времени, как Морис Шевалье, Генри Сальвадор,
Далида, Лени Эскудеро, в частности, гастролировал и записывался с ними, и
конечно же с Азнавуром.
В 1957
году Мориа выпустил свой первый альбом «Поль Мориа», один сингл с четырьмя
треками, записанными на студии звукозаписи RGM. Между 1959 и 1964 годах, Мориа
записал несколько альбомов на студии Bel-Air под названием «Поль Мориа и его
оркестр», также использовал различные псевдонимы, такие как Ричард Одри, Нико
Пападопулос, Эдуардо Руо и Вилли Твист, для лучшего отражения международного
характера его записей. В течение этого периода он сделал несколько записей с
маркой «Les Satelites», где была творческая вокальная поддержка для таких
альбомов как «Slow Rock» и «Twist», (1961), «A Malypense» (1962), и «Les
Satelites Chantent Noel» (1964).
Свой
первый хит Мориа написал совместно с композитором Андрэ Паскалем. В 1958 году
они были награждены на фестивале «Золотой петух Французского шансона» с песней
«Rendez-vous au lavandou», позже записанная и исполненная Генри Сальвадором. И
следующий другой хит, который очень быстро стал популярным – это «La Longue
Marche». Используя псевдоним «Del Roma», Мориа выпустил свой первый
международный хит «Chariot», который написал с участием друзей: Франком
Пуреселем (со-композитор), Жаком Плантом (текст) и Раймондом Лефевре (дирижер).
В
Соединенных Штатах Америки эта песня была записана, как «I Will Follow Him»,
для «Little Peggy March», которая стала №1 в хит-парадах по всем категориям в
течение 3 недель. В начале 90-х, эта песня была главным саундтреком к фильмам:
«Действуй, Сестра!» — I и II, с участием звезды Вупи Голдберг, кроме того, это
произведение было перезаписано другими различными международными артистами.
Недавно Эминем использовал ее как основу для песни «Guilty Conscience». Не так
давно, известный американский рэпер Snoop Dogg, используя песню Мориа «Plaine,
ma plaine» 1965 года, также сделал свою версию.В 1964 и 1965 годах совместно с
Раймоном Лефевром он сочинил музыку к кинокомедиям с участием Луи де Фюнеса
«Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке».
Мориа
также сочинил музыку для саундтреков к различным французским фильмам (созданные
с Bel-Air), таких как «Такси до Тобрука» (1961), «Гораций 62» (1962) и
«Взорвите банк» (1964), а еще для многих фильмов с участием Шарля Азнавура.
В 1965
Поль Мориа окончательно сделал творческий выбор в своей жизни, и смог
представить собственный стиль, эстетику, заработав мировую славу, признанную и
сегодня. Так был создан «Le Grand Orchestre de Paul Mauriat» (Гранд Оркестр
Поля Мориа), выпустивший сотни записей и сборников под брендом Philips в
последующие 28 лет. Как отмечают его биографы: «Любая музыка, аранжированная
Полем Мориа, становится прекрасной, иногда даже слишком прекрасной… Его музыка,
сплетаясь с нашими чувствами, путешествует вне пространства и времени, всегда
воспринимаемая умиротворённо, и окончательно превращаясь в воду, воздух, землю,
луну, звёзды и солнце».
В период
с 1967 по 1972 год, он написал несколько песен для Мирей Матье, которые были
удостоены наград. Это были такие песни, как «Mon Credo» (было продано 1,4
миллионов копий), «Viens dans ma rue», «La premiere etoile», «Geant» и многие
другие, а также внес свой вклад в 130 вариаций песен для Шарля Азнавура. В 1975
«Elle Arrive Aujourd’hui», написанная Мориа и исполненная Джоном Габилоу,
получила первую премию на фестивале в Пальма да Майорка (Испания). Кроме этого,
в течение 70-х годов, композитор писал для Катерины Валенте и Альционе.
В 1968
году, «L’amour est blue» (Love is blue), выпущенная годом раньше, была №1 хит-параде
США в течении 6 недель, с альбомом «Blooming hits» (до сегодняшнего дня продано
более 6 миллионов копий), установив таким образом рекорд, как первый
французский и инструментальный артист, добившийся такого результата. Вошел в
«Top — 100» американского «Billboard» сразу после альбома «Hey Jude» группы
Beatles. Начиная с 1969 года оркестр Поля Мориа проводит концертные туры в США
и Канаде, Японии и Южной Корее, Бразилии и других странах Латинской Америки.
Мориа стал феноменом в Японии, устраивая до 50 концертов ежегодно.
В 1965
году Мориа записал пластинку с двенадцатью русскими мелодиями «Russie de
toujours» («Вечная Россия»), переизданную во многих странах на компакт-диске
под названием «The Russian album». Вместе с Мирей Матье Поль Мориа в 60-е годы
приезжал в Советский Союз. В 1967 году
во время визита в СССР композитор создал песню «Quand fera-t-il jour,
camarade?», также вошедшую в репертуар певицы. После гастролей музыкант
выпустил альбом "Вечная Россия", давно ставший раритетом. В 1978-м
Мориа вместе со своим оркестром снова побывал в Москве. Брежнев, которого
музыка растрогала до слез, лично принимал великого маэстро.
Несколько
десятилетий Мориа оставался одним из самых исполняемых в Советском Союзе
композиторов. В СССР музыка в исполнении оркестра Поля Мориа часто звучала на
радио и телевидении, в таких телевизионных передачах, как «В мире животных» (композиция
«Alouette» («Жаворонок»); оригинальное название Ариэля Рамиреса — «La
peregrinación» («Паломничество»)), «Кинопанорама» (композиция «Pardonne-moi ce
caprice d’enfant»), несколько композиций были использованы в прогнозе погоды,
которым завершалась информационная программа «Время» («Yesterday», «Abrazame»,
«Toccata», «Un étranger sur la terre» и др.), некоторые звучали в мультфильмах
«Ну, погоди!» (8-й выпуск), «Заколдованное слово» («Tante Agathe»), «Контакт»
(«Godfather») и других. С середины 1970-х по лицензии миллионными тиражами были
изданы четыре его виниловые пластинки. После встречи с бардом Сергеем Никитиным
в 1978 году Мориа создал инструментальную версию его (совместно с Виктором
Берковским) песни «Под музыку Вивальди».
Последний
альбом оркестра, «Romantic», был записан в 1997 году. Мориа попрощался со
сценой в конце 1998 года, на одном из концертов в Осако, но оркестр с которым
он выступал, до сих пор с успехом продолжает гастрольную деятельность. Вначале
под руководством пианиста Жиля Гамбюса, работавшим 25 лет с маэстро и братом
Жерардом, а сейчас под руководством трубача Жан-Жака Жустафре. В основном
оркестр выступает, в Азии, где имеет верных поклонников. В 2002, писателем и
обозревателем Сержем Элаиком была написана официальная биография Поля Мориа,
которая названа «Une vie en blue».
По
сравнению со своими сверстниками, Поль Мориа имеет самый больший каталог
записей, начинающий отсчет с 1500 композиций и более чем 1000 концертов,
очаровавших, согласно подсчету студии Universal Music, более 3 миллионов
слушателей. Его появление в телевизионной программе «Sullivan Theater» (Шоу Эда
Салливана) получило восторженные отклики, и вскоре японский канал NHK пригласил
его провести гастрольный тур в Японии, который стал рекордным по количеству
зрителей в 1969 году. В конце 70-х годов, стадион Будокан, в Токио, был
способен вместить 12000 человек, желающих посмотреть это шоу.
Многочисленные
музыкальные критики пытаются наделить композитора эпитетами, такими как:
«Посланник музыки настроения», «Бог французской музыки», но лучше всего к нему
подходит слово «неописуемый», поскольку описывать Мориа – это загонять в рамки
окружающий нас, таинственный мир.
Поль
Мориа прожил насыщенную, плодотворную и творческую жизнь. При этом создал
множество композиций и музыкальных работ, которые не забыты в современном мире
и развиваются даже без присутствия автора. Мориа, пожалуй, единственный
музыкант, сумевший обобщить в своей исключительной и плодовитой дискографии,
всю историю мировой музыки 20-го века. Сын европейской контркультуры, с
отличным образованием, но в то же время любитель северо-американской музыки,
джаза, он осмелился смешать элементы всего, что окружало мир, все, что касалось
музыки, культуры и технологии. Результатом стало необычайное и экстраординарное
наследие изменяющегося искусства, всегда оригинальное, демократичное, вне
времени, интеллектуальное и популярное, в то же время, вечное, «не обижаемое
никого», как сказал гитарист Дуэйн Оллмен, и которая объединяет все направления
мысли, всех народов.
Эстетика,
созданная им, ясна, прохладна, и в то же время сильна и замечательна, смещена
со стандарта, как популярного, так и лирического. Будучи в творческом поиске,
он отдал всю свою жизненную энергию на раскрытие и постоянное
усовершенствование своей успешной формы общения, давая каждой композиции яркие
и сильные личные чувства, и эмоции. Передавал ощущение легкости, богатства,
открытости, обаяния, профессионализма и доступности для каждого. В статье
одного китайского обозревателя он был назван «Посланником музыки настроения» и
«Богом французской послевоенной музыки». Любящие поклонники с востока говорят
так: «Король мировой музыки», но, несмотря на это, как сказал один французский
критик, Мориа – «неописуемый». Описывать Мориа – это ограничивать мир,
ограничивать возможность сделать жизнь более интересной.
Композитор скончался 3 ноября 2006 года в Перпиньяне, на юге Франции. Мы выросли с его яркими блестящими красками и фантастическим калейдоскопом бесконечных форм, носящим его имя, которое после его ухода осталось как наследие, которое мы должны сохранить высоким и после нашей жизни. Его музыка, сплетаясь с нашими чувствами, путешествует вне пространства и времени, всегда воспринимаемая умиротворенно, и окончательно превращаясь в воду, воздух, землю, луну, звезды и солнце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий