Дорогие друзья! 31 марта 1921 года в пригороде Талсы, штат Оклахома, родился блюзовый гитарист и автор песен Лоуэлл Фулсон (Lowell Fulson) – один из первых, кто придал блюзу «шикарное» звучание. В 1940-х и 1950-х годах музыкант был самой важной фигурой в блюзе Западного побережья (West Coast blues) после Ти-Боуна Уокера (T-Bone Walker). Фулсон исполнял все оттенки блюза, какие только можно вообразить: безупречный городской блюз, деревенские дуэты двух гитар с его младшим братом Мартином, фанковые грувы, пробивавшие чарты середины 60-х и даже кавер-версия песни Beatles «Why Don't We Do It in the Road!». Понятно, что как опытный гитарист, проработавший более полувека на сцене, Фулсон не боялся экспериментировать. Но, что бы он не играл, это была, прежде всего, музыка тех, кто борется каждый день за своё выживание.
Лоуэлл
Фулсон родился в индейской резервации Чокто (Choctaw) в Атоке, штат Оклахома, в
семье Мэми и Мартина Фулсонов. Так как Лоуэлл был родом из семьи, которой до
Гражданской войны владели индейцы, он заявил себя индейцем-чероки по отцу. Да,
в истории США были случаи, когда за земли с индейцами расплачивались
африканскими рабами. Взаимоотношения этих рабов и их владельцев были не вполне
традиционными, и браки между ними не были редкостью. Так, дед Лоуэлла,
воевавший в гражданскую, был женат на индианке. Семья Фулсонов была очень музыкальной. Дед играл на
скрипке, дяди играли на гитарах, а все женщины в семье пели. В семье был патефон, на котором крутились пластинки Блайнда Лемона Джефферсона и дети впитывали эту музыку буквально с молоком матери.
В 17 лет Лоуэлл
начал выступать на сцене, аккомпанируя почти былинному блюзмену –
слепому певцу и бродяге Тексасу Александру (Alger "Texas" Alexander),
в группе которого он сменил гитариста Честера Бернетта (более известного как
Хаулин Вулф). В 1943 году Фулсон был призван и прослужил в ВМС США до 1945
года. Во время службы на Гуаме он сформировал свою первую группу.
После
демобилизации Лоуэлл Фулсон переехал в Калифорнию, где сделал свои первые
записи для начинающего продюсера Боба Геддинса. Свой первый сингл «Crying
Blues» Фулсон записал в июне 1946 года в Сан-Франциско. Вскоре Лоуэлл стал
фронтменом своей собственной группы, в составе Элдриджа Маккарти (фортепиано) и
Боба Джонсона (бас), с которыми записал несколько пластинок для
малоизвестных лейблов «Big Town», «Gilt Edge», «Trilon» и «Down Town», на котором в
1948 году добился успеха с песней «Three O'Clock Blues», позже перепетой Би Би
Кингом. Песня заняла 3-е место в хит-параде R&B.
В 1948
году Фулсона перекупил владелец компании «Swing Time Records» Джек Лодердейл
(Jack Lauderdale) и карьера музыканта резко пошла вверх. 18 июля 1949 года
Лоуэлл записал свой бессмертный «Every Day I Have the Blues» (адаптация
блюзового стандарта «Nobody Loves Me» Мемфиса Слима), занявший 10-е место среди
самых продаваемых ритм-н-блюзовых пластинок.
Затем, в
1950 году последовали другие хиты: «Blues Shadows» - единственный хит №1
Фулсона, торжественный «Lonesome Christmas» и заводной инструментальный «Low
Society Blues», который по-настоящему дает понять, насколько важны для зрелого
звучания группы пианист Ллойд Гленн (Lloyd Glenn) и альт-саксофонист Эрл Браун
(Earl Brown). С тех пор Фулсон много гастролировал, его группа какое-то время
состояла из великолепного пианиста Рэя Чарльза (который позже перепел «Sinner's
Prayer» Лоуэлла для «Atlantic») и саксофониста Стэнли Террентина (Stanley
Turrentine).
Фулсон
стал пионером т.н. «шикарного блюза», с роскошными аранжировками, которые можно
было исполнять в самых «крутых» залах для белых. Но и в красивых «обёртках»
ярких свингующих пьес его произведения всегда оставались блюзами – музыкой
бедняков, весёлой и горькой одновременно, а в исполнении Фулсона ещё и очень
элегантной. С подаренного Лоуэллом блюза – «Three O'clock Blues» – началась в
1950 году звёздная карьера Би Би Кинга (B.B. King). И Рэй Чарльз, и Би Би Кинг
называли Лоуэлла Фулсона в числе своих учителей и кумиров, записав на своих
альбомах немалое количество его блюзов.
После
единственной сессии для «Aladdin Records», которую музыкант провел в Новом Орлеане в
1953 году, Фулсон подписал долгосрочный контракт с «Chess Records» (на лейбле
«Checker»). Его первым синглом для «Chess» стал классический блюз «Reconsider Baby»,
записанный в Далласе с саксофонной секцией в составе тенора Дэвида Ньюмана
(David "Fathead" Newman) и баритона Лероя Купера (Leroy Cooper).
Безжалостный
среднетемповый блюз стал огромным хитом и неизменным блюзовым стандартом - даже
Элвис Пресли записал его в 1960 году, сразу после того, как уволился из армии.
Но все последующий альбомы музыканта, за исключением «Loving You», не вызвали
большого интереса у публики. Причина этого абсолютно непонятна, поскольку
четкая, лаконичная гитарная игра и крепкий вокал Фулсона были столь же
эффективны, как и прежде.
Фулсон
оставался с «Chess» до 1962 года, после чего перешел в лос-анджелесскую компанию «Kent
Records». Смена лейбла сотворила чудо. Композиция «Black Nights», записанная в
1965 году, стала первым успехом Лоуэлла за целое десятилетие, а «Tramp», написанная в
соавторстве с Джимми МакКраклином (Jimmy McCracklin), показала себя еще лучше,
вернув гитаристу славу звезды R&B и набрав множество поп-спинов.
Интересна
история одной из сочиненной Лоуэллом Фулсоном пьес. Однажды музыканту сообщили,
что некий Эрик Клэптон собирается записать его классический блюз «Подумай
хорошенько, детка» («Reconsider Baby»), и старик первым делом осведомился: «А
что за парень такой? Он чёрный?», – а услышав отрицательный ответ, искренне
удивился: «И что – он умеет петь блюз?». Но когда ему разъяснили, что песня наверняка
станет суперхитом и принесёт ему изрядное количество «dead presidents» на
банковский счёт, – хмыкнул и царственно дал добро на запись «белому парню». Тут
нужно ответить, что на дворе стоял 1994 год, и Клэптон уже давно был звездой.
Только ему, скитавшемуся по дорогам Техаса ещё с бродягой Тексасом
Александером, Фулсону, едва не пристреленному шерифом, когда он шёл в студию
записывать ту самую «Подумай хорошенько, детка», до причуд этих «белых»,
которым вдруг вздумалось поиграть в блюзменов, не было никакого дела. Клэптон
же, в свою очередь, записал две его пьесы для своего знаменитого альбома «From
the Cradle» – «Reconsider Baby» и «Sinner's Prayer».
В 1993 году в «Paramount Theater» в Окленде, штат Калифорния, открылось шоу под названием «California Blues: Swingtime Tribute» с участием Лоуэлла Фулсона, Джонни Отиса (Johnny Otis), Чарльза Брауна (Charles Brown), Джея МакШанна (Jay McShann), Джимми Уизерспуна (Jimmy Witherspoon), Джимми МакКраклина (Jimmy McCracklin) и Эрла Брауна (Earl Brown).
В 1993
году Лоуэлл Фулсон получил пять наград «W.C. Handy Awards» и введен в Зал славы
блюза. Его альбом 1995 года «Them Update Blues» был номинирован на Грэмми.
Последней записью Фулсона стала песня «Every Day I Have the Blues», записанная
дуэтом с известным блюзовым гитаристом Джимми Роджерсом (Jimmy Rogers) для
лейбла Atlantic Records в 1999 году.
В 2010
году песня «Hung Down Head» Фулсона была также занесена в Зал славы блюза, а его «Reconsider Baby» занесена в Зал славы рок-н-ролла как одна из 500 композиций,
сформировавших рок-н-ролл.
25 июня
2019 года журнал «The New York Times» упомянул Лоуэлла Фулсона среди сотен
артистов, чьи записи были уничтожены во время пожара на студии «Universal» в
2008 году.
Лоуэлл
Фулсон умер в Лонг-Бич, штат Калифорния, 7 марта 1999 года в возрасте 77 лет.
Его спутница, Тина Мэйфилд, заявила, что причиной смерти стали осложнения от
болезни почек, диабета и сердечной недостаточности. Артист был похоронен на
кладбище Инглвуд-Парк в Инглвуде, Калифорния.
Многое
остается в прошлом. Возможно, записи Лоуэлла Фулсона для следующих блюзовых
поколений будут иметь меньшую привлекательность, по сравнению с более яркими и
более последовательными его современниками. Но где-то с полдюжины его пьес уже
вышли в ранг «стандартов блюза» – если, конечно слово стандарт можно отнести к
блюзовым пьесам, – и это останется неизменно.
Использована
информация сайта http://www.blues.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий