«Данное эпохальное произведение смело можно считать началом новой эры Depeche Mode. Эра не просто «живой», а, не побоюсь этого слова, божественной музыки, проникающей во все уголки человеческой души, сознания и подсознания. С первых же звуков слушатель буквально растворяется в этих проникновенных романтических творениях, которые называются «песнями».
Эмоциональное потрясение от прослушивания «Songs of Faith & Devotion» настолько велико, что объективно оценивать альбом даже не представляется возможным. Ну а разбивать его на десяток разных частей, то есть песен, вообще лишено какого бы то ни было смысла. Среди них нет ни одной посредственной. Абсолютно все композиции в равной степени близки к совершенству, если уже не являются таковыми. И буквально каждая являет собой собственный маленький, но радужный мир. Мир чистой веры и большой вечной любви».
— А. Глебов
«Songs of Faith and Devotion» (с англ. — «Песни веры и преданности») — восьмой студийный альбом Depeche Mode. Выход альбома состоялся 22 марта 1993 года на лейбле Mute Records, а днём позже в Соединённых Штатах на лейблах Sire и Reprise Records. Альбом отличается более тёмным и мрачным звучанием, чем его предшественник Violator, в значительной степени под влиянием альтернативной- и гранж-сцены в США.
Существуют различные взгляды на то, в каких условиях художнику легче творить. Кто-то утверждает, что ему требуется максимальный комфорт и спокойствие на уровне медитации, чтобы услышать малейшие вибрации собственной души и окружающего мира. Полярные мнения говорят об обратном - всё самое ценное в этом мире рождается в муках, и только пройдя через кризис, можно получить по-настоящему качественный результат. Похоже, Depeche Mode числятся среди адептов второй точки зрения. В их дискографии имеются работы, создание которых они без стеснения называют "сущим адом", и даже признавая их ценность, участники группы ни за что не согласятся эти опыты повторить.
Период создания альбома "Songs Of Faith And Devotion" – эра, куда никто из очевидцев и участников точно не захочет вернуться. Продюсер записи Марк Эллис, известный под псевдонимом Флад, однажды сравнил время тех сессий с "вырыванием зубов", ноющим, кровоточащим, бесконечно тянущимся. Незадолго до того он закончил работу с U2 над их прорывным "Achtung Baby" и был готов снова ринуться в бой с ещё одной группой из звездной лиги, а увидел вот что…
Depeche Mode в тот момент переживали пик своего могущества.
"Violator" 1990 г. стал международным бестселлером, после чего
команда отправилась в грандиозный тур, отгремевший на крупнейших стадионах по
всей планете. Когда гастроли завершились, четверка ушла в заслуженный и крайне
необходимый отпуск, длившийся почти 2 года. Измученные Гор, Гаан, Уайлдер и
Флетчер с готовностью дистанцировались друг от друга, с радостью окунувшись в
собственную жизнь. У Мартина родилась дочь, и он переехал в дом на окраине
Хартфордшира, Уайлдер вёл тихую жизнь в деревушке в Сассексе и
экспериментировал с собственным проектом Recoil, Флетчер открыл ресторан. Дэйв,
в противовес коллегам по группе, жил на широкую ногу, рассекая на
"Харлее" вокруг своего особняка на Голливудских холмах. К тому же, у
него завязался роман с пиарщицей группы Терезой Конрой, которая ввела музыканта
в модную американскую рок-тусовку, и дальше не обошлось без наркотиков.
Новый образ жизни повлиял на музыкальные взгляды участников больше, чем они думали. Когда, два года спустя, они встретились в лондонском баре, чтобы обсудить планы на будущее, оказалось, что их разделяют высокие стены непонимания. Гаан теперь вдохновлялся модным альтернативным звучанием Jane’s Addiction и Soundgarden и ратовал за отход от тяжелого синтезаторного звука в сторону агрессивного рока и гранжа. Теперь он даже выглядел иначе – супертощий, с козлиной бородкой, весь в татуировках. Одним словом, готовая рок-звезда. Коллеги по группе были иного мнения, и его энтузиазма по поводу возможной смены курса не разделяли. Мартина Гора, к тому же, постоянно преследовала мысль о том, что его новым песням не суждено приблизиться к высокой планке "Violator", от чего у него наблюдался писательский блок.
Оценив сложность обстановки, Флад решил, что команда должна
больше импровизировать. Чтобы сделать обстановку как можно более
непринужденной, продюсер предложил группе поехать в Мадрид и поселиться в
переоборудованной в студию вилле в престижном районе города. В предвкушении чего-то
чудесного, они приняли приглашение, но вскоре выяснилось, что вместо волшебства
группа вошла в самый токсичный период своей истории. Мало того, что вдохновение
не приходило, так ещё и множились упрямые разногласия, а зависимость Гаана
усугубляла кризис. Процесс строился на том, что вначале Гор проигрывал
"сырые" демо, а затем его коллеги без всякого пре-продакшена
предлагали свои идеи. Четыре недели понадобилось коллективу для осознания
тщетности происходящего – фактически, за это время им не удалось создать ничего
стоящего. С небольшим исключением… Одним из результатов тех мадридских сессий
станет рожденный в муках трек "Walking in My Shoes". Гаан вспоминал,
как однажды увидел Флада, растерянного и в слезах, не понимающего, как собрать
воедино хоть что-то из сделанного группой, и эта картинка – лучшая иллюстрация
их жизни в Мадриде.
В таком состоянии застал Depeche Mode босс лейбла Mute Дэниел Миллер, решивший понаблюдать за прогрессом записи своими глазами. Гор и Флетчер читали желтую прессу, Уайлдер в одиночестве играл на барабанах, а Дэйв закрылся в комнате с задернутыми шторами. Миллер поставил точку в этой ядовитой клаустрафобной истории и перевез группу в Гамбург, в знакомую им студию Chateau Du Pape. Как раз там, на протяжении 6-недельного срока, Depeche Mode удалось закончить аж 8 композиций, что стало существенным прорывом. В Гамбурге коллеги сделали неприятное открытие, разоблачив наркотическую зависимость Гаана, успешно скрываемую им до тех пор. Кроме того, именно в тот момент Уайлдер принял решение уйти из группы. Позже он сравнивал запись "Songs Of Faith And Devotion" с тем, что пережили The Beatles во время создания "The White Album":
«Мы были в худшем состоянии, но мы создавали что-то, что считается одной из лучших работ. Истории, которые я слышу о том, что они [The Beatles] даже не были вместе в одной комнате — это было очень похоже на нас, когда один человек был в студии, а другой был в другом городе, а затем на следующий день этот человек приходит и записывает свой вокал, и мы уходили, потому что не могли находиться в одной комнате. … в то время это был сущий ад. Во время работы над этим альбомом я действительно принял решение покинуть группу; несмотря на то, что я ушёл только два или три года спустя, я помню, что думал: «я никогда больше не буду работать при таких обстоятельствах, потому что это вообще не весело». А музыка должна быть весёлой — там должно быть удовольствие».
"Songs Of Faith And Devotion" действительно нередко считается если не лучшим, то уж точно ключевым произведением Depeche Mode. Напряжение между участниками вылилось в более тёмную, свободно звучащую и роковую работу в сравнении с предшественником "Violator". Явный контраст слышен с первых звуков наполненного грохотом барабанов и гортанным вокалом трека "I Feel You", выпущенного лид-синглом:
«Электронное звучание практически свелось к эпизодическому и фоновому. На переднем плане появились гитары, барабаны, трубы и другие акустические инструменты, не говоря уже об участии в записи лондонского симфонического оркестра из 28 человек. Алан садится за барабаны. Альбом … показывает новую концепцию «депешмодовцев», акцентирующую внимание на живом звуке, что характерно прежде всего для рок-групп. На альбоме нет ни одной танцевальной композиции.
Тема альбома — религия, любовь и секс. На этот альбом, по словам самих «депешистов» их вдохновила необузданная энергия американского рока. Дэвид Гаан вдруг нашёл в музыке Nirvana, Jane’s Addiction и Tool неожиданные ритмы, напомнившие ему семидесятые годы — время расцвета британского панка. Дэйв был убеждён, что гранж является будущим рок-н-ролла и чем меньше будет синтезированных звуков, тем лучше».
— «Depeche Mode. Взлёты и падения»
Жесткий живой саунд стал шоком для фанатов группы, посчитавших, что коллектив тем самым продается и идет на поводу у моды. Следующему треку "Walking in My Shoes", однако, удалось развеять их опасения – он балансирует между прошлым и будущим Depeche Mode, объединяя лучшие элементы ДНК группы. Выпущенный синглом в апреле 1993 г., он добрался до 14-го места в Великобритании.
Лирика Гора, всегда тяготевшего к исследованию вопросов силы в сексе, вере и славе, на этот раз получила духовный окрас. "Condemnation" включает отсылки к Евангелию, а "Mercy in You" и "Judas" посвящены искуплению и отпущению грехов. Завершает пластинку ещё одна возвышенная тема "Higher Love", которую Фелтчер с иронией называл "our Tears For Fears moment". В противовес проблемам с созданием большинства треков единственная баллада с альбома "One Caress" была записана в предельно сжатые сроки во время заключительных сессий в лондонской Olympic Studios. На этот раз в роли вокалиста оказался сам Гор, тенор которого звучит на фоне струнной секции из 28 инструментов в аранжировке Уила Мэлоуна, известного своей работой над "Unfinished Sympathy" Massive Attack.
В Лондоне, куда группа переместилась к концу 1992 г., вносились финальные правки к альбому. Depeche Mode впервые использовали приглашенных музыкантов, в том числе ирландского мультиинструменталиста Стефана Ханнигана в "Judas" и госпел-хор в "Get Right with Me". При помощи секвенсоров Флад и Уайлдер реструктурировали живые дубли, Гор добавил гитарные соло, и к началу 1993 г. "Songs Of Faith And Devotion", наконец, был готов.
22 марта пластинка попала в продажу, и через короткий срок Depeche Mode осознали, что все их недавние стрессы и невзгоды были прожиты не впустую. Альбом получил положительные отзывы от критиков, не скупившихся на фразы вроде "удивительно мощный", "обаятельный", "отчаянный", "шедевральный". Что важно, публике новый творческий виток группы понравился не меньше. "Songs Of Faith And Devotion" – первый студийник Depeche Mode, сумевший возглавить чарты Великобритании и США, а также большинства европейских стран. На текущий момент мировые продажи диска превышают 4 млн.копий.
По стопам альбома последовал во всех смыслах масштабный тур, включавший 158 концертов с двух-миллионным охватом аудитории в 27 странах. Размах пошел на пользу популярности группы, но навредил её членам – после двухлетней эмоциональной трясины они оказались загружены до предела. Как следствие, Гаан погряз в наркотиках, Гор много пил, Флетчер страдал от депрессии, Уайлдер доводил себя до изнурения, мечтая о скором уходе из коллектива. После турне в его поддержку «Songs of Faith and Devotion» Уайлдер объявил о своём уходе из группы в свой 36-й день рождения в 1995 году, подчеркнув это «растущей неудовлетворённостью внутренними отношениями и рабочей обстановкой в группе». Уход Уайлдера и напряжённые отношения в группе, в частности растущая наркозависимость Гаана, заставили многих предположить, что группа на грани расформирования.
Никогда ни до, ни после, Depeche Mode так близко не приближались к краю пропасти. Ещё один шаг – и конец. Этот шаг они сделать не решились. Быть может, сработал инстинкт самосохранения, а может дело в призвании. Зимой 96-го желание создавать музыку вновь притянуло троицу уцелевших друг к другу. Пережитые муки были в прошлом, а впереди их ждали новые испытания и победы над собой.
В 2006 году было выпущено коллекционное издание Songs of Faith and Devotion, включая бонусный DVD. Он был выпущен в рамках второй волны переизданий — вместе с альбомами A Broken Frame и Some Great Reward. Первый компакт-диск был ремастирован и выпущен на гибриде CD/SACD, за исключением Соединённых Штатов, где ремастированный первый диск был смещён к стандартному CD. Бонусный DVD включает в себя звук 5.1 оригинального альбома, би-сайд «My Joy» и «Death’s Door» (Jazz Mix), а также несколько других ремиксов.
Также был включён 36-минутный документальный фильм Depeche Mode: 1991-94 (We Were Going to Live Together, Record Together and It Was Going to Be Wonderful), названный в честь цитаты Уайлдера о потенциале жизни в их студии звукозаписи, которая находилась в Мадриде. В нем представлено интервью, взятое у Depeche Mode (включая Уайлдера, который покинул группу в 1995 году) и у других важных персон, которые сотрудничали с Depeche Mode, таких как Дэниел Миллер, Антон Корбейн и Дэрил Бамонте. Есть также кадры из видеоальбома Devotional и видеоклипы. Документальный фильм в основном посвящён трудностям, которые участники Depeche Mode испытывали во время работы над записью альбома и, оставивший плохие впечатления для группы, тур, который последовал за альбомом.
Переиздание альбома было выпущено 2 октября 2006 года в Великобритании и 3 октября 2006 года в США. Ремастированное издание было выпущено на виниле 2 марта 2007 года в Германии и 5 марта 2007 года во всём мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий