Colin Larkin «All Time Top 1000 Albums».
«In The Court Of The Crimson King (An Observation By King Crimson)» — дебютный альбом английской группы прогрессивного рока King Crimson, вышедший 10 октября 1969 года.
Этот диск оказал важное и необычайно сильное влияние на развитие психоделического рока, прогрессивного рока и хэви-метал. Альбом записан с исключительной музыкальностью, поэтикой текстов. В то время как одни рок-группы (например, Pink Floyd) были склонны к сочинению длинных композиций, а другие пытались вместить в рок-песню свободу джазовой формы (Фрэнк Заппа), в «In the Court of the Crimson King» группа использовала причудливую поэзию блейковских кошмаров, видений и предчувствий. Группу всегда относили к так называемому жанру «интеллигентного тяжёлого металла» (этому способствовало заявление Роберта Фриппа, что при создании группы у него была именно такая цель), и первый же их альбом создал этот жанра, также продвинул музыкальную мысль вперёд сразу по нескольким фронтам.
Альбом считается первым и до сих пор одним из сильнейших в жанре прогрессив-рока, поскольку в нем King Crimson далеко перешагнула границы рок-музыки, базировавшейся до этого главным образом на блюзе, внеся в нее элементы джаза и симфонической классики. Критик-музыковед Эдвард Макан в книге Rocking the Classics (1997) отметил, что «In the Court of the Crimson King» - "возможно, самый влиятельный альбом прогрессивного рока из всех, когда-либо выпущенных". Пит Таунсенд из The Who назвал альбом "сверхъестественным шедевром". Журнал «Q» поставил альбом на 4-ое место среди "40 космических рок-альбомов". Журнал «Classic Rock» поместил его в список "50 альбомов, которые создали Прог Рок". В 2014 году читатели «Rhythm» признали «In the Court of the Crimson King» восьмым величайшим альбомом в истории прогрессивного рока. В 2015 году журнал «Rolling Stone» назвал «In the Court of the Crimson King» вторым величайшим прогрессивным рок-альбомом всех времён, после «The Dark Side of the Moon» Pink Floyd. Альбом также включен в книгу «1001 Albums You Must Hear Before You Die». Он занял 193 место в списке 1000 лучших альбомов Колина Ларкина «All Time Top 1000 Albums».
ПРЕДИСТОРИЯ
Началось с того, что в августе 1967-го профессиональные музыканты братья Джайлз - Майкл (ударник) и Питер (басист), набившие руку, играя в различных ансамблях графства Дорсет на юго-западном побережье Англии, дали объявление о поиске поющего органиста для создания нового проекта. Откликнулся, однако, не органист, а гитарист, и вовсе не поющий, но их дорсетский земляк Роберт Фрипп. Так они создали трио Giles, Giles and Fripp, исполнявшее довольно эксцентричные поп-песни со сложными инструментальными партиями. Однако трио, записав альбом и несколько синглов, не добилось успеха, несмотря на выступления на радио и телевидении. Им не хватало хорошего хита, чтобы сделать прорыв.
Решив расширить границы своего звучания, Джайлз, Джайлз и Фрипп взяли в группу мульти-инструменталиста Иэна Макдональда, который стал играть у них на клавишных и деревянных духовых инструментах. Макдональд привел с собой ценного кадра - Питера Синфилда. Он был знаком с Питером, когда у того еще была своя группа под названием Creation. Тогда Макдональд сказал Синфилду: "Питер, должен сказать тебе, что твоя группа безнадежна, но ты пишешь прекрасные тексты. Давай напишем вместе парочку песен?" И они стали писать песни вместе.
Так вот, когда Макдональд привел с собой Синфилда, тот стал текстовиком, художественным стратегом, а заодно и роуди [дорожный и сценический работник] группы. И одна из первых песен, написанных Макдональдом и Синфилдом стала "The Court of the Crimson King" (Двор короля Кримсона).
А в это время Фрипп сходил в модный в то время лондонский клуб Marquee на группу под названием 1-2-3 и был сильно впечатлен - это подвигло его на импровизации в духе джаза и классической музыки. В свете всего этого, басист Питер Джайлз, более склонный к попсе, стал не вписываться в открывавшиеся новые горизонты. Тогда Фрипп порекомендовал взять в группу вокалиста и гитариста Грега Лейка. При этом Роберт хитро предложил, чтобы Лейк заменил либо его, либо Питера Джайлза. Ушел Питер. И хотя позже тот саркастически прокомментировал действия Фриппа, как "хитрые политические интриги", в тот момент он и впрямь не прочь был покинуть группу, разочарованный сплошными ее неудачами. Таким образом, вместо Джайлза в группу пришел Грег Лейк в качестве басиста, вокалиста и вообще фронтмена. В этом составе группа и превратилась в King Crimson.
ТЕМНО-КРАСНЫЙ КОРОЛЬ
Первая инкарнация Темно-красного Короля (King Crimson) состоялась 30 ноября 1968 г., а первая репетиция - 13 января 1969-го. Название группы придумал Питер Синфилд как синоним для Вельзевула - князя демонов.
Иэн Макдональд стал главным композитором King Crimson, впрочем, Лейк и Фрипп вносили в музыку свой немалый вклад. Синфилд не только писал все тексты, но также разрабатывал и создавал революционную систему сценического освещения. В титрах альбомов за ним значилось "sounds and visions" ("звуки и видеопредставление"). Макдональд предложил купить для группы модную в то время штучку Меллотрон, и они стали использовать его для создания оркестрового рок-звучания, под впечатлением от экспериментов группы The Moody Blues.
King Crimson дебютировал на сцене 9 апреля 1969 года, но настоящий прорыв произошел на знаменитом бесплатном концерте в Гайд-парке, устроенном в июле 1969-го группой The Rolling Stones перед аудиторией в 650 000 человек.
А уже в октябре 1969-го группа выпустила на Island Records свой дебютный альбом In the Court of the Crimson King.
ПРИ ДВОРЕ ТЕМНО-КРАСНОГО КОРОЛЯ
Первоначальные попытки записать альбом предпринимались еще в начале 1969-го с продюссером Тони Кларком, известным своей работой с The Moody Blues. Однако с Кримсоном у него дело не пошло, так что в конце концов, Island разрешила группе продюссировать себя самостоятельно. Многие фаны King Crimson считают, что основную работу над записью альбома сделал Грег Лейк.
Альбом писался на 8-канальный мастер-магнитофон в лондонской студии Wessex Sound с инженером Робином Томпсоном. Особенно много часов ушло на запись многочисленных дорожек, сыгранных Макдональдом на Меллотроне и деревянных духовых, которые сведенные вместе создали оркестровое звучание. Роберт Фрипп сокрушался, что часть пленок 8-дорожечных мастер-оригиналов с альбома пропали. По окончании сессий записи выяснилось, что у стереомагнитофона, использовавшегося для сведения альбома, смещены записывающие головки. Это привело к потере высоких частот и нежелательным искажениям в некоторых частях альбома, особенно в композиции "21st Century Schizoid Man". Для американского выпуска альбома на Atlantic Records была изготовлена стереокопия мастер-пленки, чтобы в Америке исправить эти звуковые проблемы. А первоначальные стерео мастер-пленки были отложены в архив и забыты на долгие годы.
«[Фрипп] сказал мне, что, по его мнению, традиционное представление о гениальности неверно в том смысле, что в мире есть артисты, перманентно являющиеся музыкальными гениями. Он считает, что гениальность посещает людей лишь на время, а затем их покидает. Он сказал, что в 1969 году группу King Crimson временно посетил дух гениальности, побудивший её сделать данную конкретную запись. Он не сказал, что остальные их записи не очень хороши, но подчеркнул, что данная конкретная - сродни волшебству. А потом дух гениальности перешёл, быть может, к Pink Floyd, записавшим «Dark Side of the Moon», или к кому-то ещё, кто в итоге добился гениального творческого прорыва. Это действительно интересно. Потому что, я думаю, нет таких исполнителей, которые хотя бы раз не опустились при записи альбома ниже своей эталонной планки, что уже само по себе не позволяет считать их гениями на все времена».
Позже Фрипп назвал этот альбом "мгновенным ударом", а еще "Нью-Йоркским кислотным альбомом 1970-го" - хотя Фрипп и Джайлз всегда утверждали, что группа никогда не употребляла психоделические наркотики. Звучание «In the Court of the Crimson King» впоследствии назвали "слуховой предтечей" альтернативного рока и гранджа.
В противовес современной им британской и американской хард-рок сцене, базировавшейся исключительно на блюзе, King Crimson преподнесли более европеизированный подход, смешивавший античность с современностью. Музыка King Crimson замешана на широком диапазоне интересов всех пятерых членов группы. Она включает в себя классику эпохи романтизма и модернизма, психоделический рок во главе с Джими Хендриксом, фолк, джаз, военную музыку (это особенно касается Макдональда, бывшего военного музыканта), амбиентные импровизации, музыку Викторианской эпохи и британский поп.
Альбом поднялся на 3-е место в Соединенном Королевстве, а в Штатах стал золотым. Окрыленная успехом, группа поехала в турне, сначала по Англии, затем - в США, вращаясь среди самых популярных в то время музыкантов и групп. Но в то время как их оригинальное звучание поражало публику и критиков, в группе начались творческие трения. Майкл Джайлз и Иэн Макдональд, ошалевшие от нахлынувшего внезапно бешенного успеха и реалий гастрольной жизни, стали оспаривать основную музыкальную линию группы. Фрипп хоть и не являлся фронтменом или главным композитором King Crimson, все же считал себя движущей силой и делегатом группы. Он желал двигаться в изначально избранном направлении, развиваясь в прогрессивную глубину и более серьезную музыку. Макдональд и Джайлз, вкусив славы, предлагали пойти по более легкому и романтичному музыкальному пути. В конце концов, эти два мировоззрения не могли сосуществовать больше вместе. В попытке спасти то, что он считал главными элементами King Crimson, Фрипп предложил вариант собственного ухода из группы, но Макдональд и Джайлз заявили, что эта группа "больше его, чем их", поэтому уйти должны они.
Первый состав King Crimson отыграл свой последний концерт 16 декабря 1969 года в знаменитом зале Fillmore West в Сан-Франциско. Иэн Макдональд и Майкл Джайлз после этого официально покинули группу и пытались работать вместе, однако записав в 1970-м малоуспешный альбом McDonald and Giles, вскоре расстались. Макдональд позже возник в группе Foreigner, а Джайлз довольствовался судьбой сессионного барабанщика (и по ночам ему, наверное, часто снились триумфальные концерты при дворе Темно-красного Короля).
ПЕСНИ
«21st Century Schizoid Man»
«Амбициозная философия Фриппа берет форму из первых тактов «Schizoid Man», где последовательность звуковых эффектов, мощный рифф и импровизированные пассажи строят своего рода мост между современной музыкой, роком и джазом»
— Кристоф Пиренн, «Английский прогрессивный рок».
Одной из наиболее примечательных особенностей этого трека является обработка, примененная к кричащему, намеренно искаженному голосу Грега Лейка. Центральная часть песни, полностью инструментальная, имеет подзаголовок Mirrors. Музыка, представляющая собой смесь джаза и хард-рока, дикая, но безукоризненно контролируемая.
Лирика «Schizoid Man» состоит из последовательности метафор, написанных Питером Синфилдом. В стихах явно прослеживается яростная критика Соединенных Штатов, представленных как шизоидный человек, войны во Вьетнаме - «Невинные изнасилованы напалмовым огнем» или «Похоронный костер политиков», а также пыток, политических убийств, голода и чрезмерного потребления.
На концерте в «Fillmore West» в Сан-Франциско 14 декабря 1969 года Роберт Фрипп с иронией посвятил песню «американскому политическому деятелю, которого мы все знаем и любим», подразумевая Спиро Агнью, 39-го вице-президента США от Республиканской партии. Агнью выступал против движений за права афроамериканцев и противников войны во Вьетнаме. В июне 1973 года были преданы гласности некоторые его финансовые злоупотребления (уклонение от налогов, взятки) и началось судебное преследование. 10 октября 1973 года Агню отказался оспаривать приговор, что было истолковано прессой как признание им за собой вины по крайней мере по одному пункту обвинений (отказался объяснять происхождение суммы денег, полученной в 1967 году), в свете чего он был вынужден уйти в отставку с поста вице-президента.
«21st Century Schizoid Man», несомненно, самая известная песня группы. С тех пор он был перепет многими группами и артистами, включая Оззи Осборна (на альбоме «Under Cove»r), Noir Désir (на альбоме «Noir Désir en public»), Emerson, Lake & Palmer, Forbidden, Voivod и April Wine. Песня используется также в видеоигре «Guitar Hero» и является одной из самых сложных песен в игре.
«I Talk to the Wind»
Начинаясь сразу после какофонии, которая завершает предыдущий трек, «I Talk to the Wind» являет собой сильный контраст с «21st Century Schizoid Man»; это мягкая, спокойная песня, сродни фолк-року, в которой доминирует флейта Иэна Макдональда. Слова, вероятно, являются речью молодого хиппи перед обществом: «ты не владеешь мной», «ты не можешь меня воспитывать».
До «In the Court of the Crimson King» песня дважды записывалась группой «Giles & Fripp»: первая была спета Джуди Дайбл, а другая — Яном Макдональдом и Питером Джайлсом. Эти две версии были выпущены в 2001 году на демо-альбоме «The Brondesbury Tapes».
Песня была перепета техно-группой Opus III, которая включила её в свой альбом 1991 года «Mind Fruit», Клаусом Вальдеком в его «The Night Garden» 2001 года, Джуди Дайбл, в её работе «The Whorl» (2006) и Джорданом Рудессом в альбоме «The Road Home» 2007 года.
«Epitaph»
Третий трек альбома, «Epitaph» («Эпитафия»), отличается более широким использованием меллотрона. Лирика имеет пророческий акцент: «Судьба всего человечества, как я вижу / Находится в руках дураков». Песня описывает страх перед атомной войной.
Это была сторона А сингла King Crimson, выпущенного в 1976 году, и сопровождающего выпуск сборника «A Young Person's Guide to King Crimson». На «Epitaph» намекнул Грег Лейк из «Emerson, Lake & Palmer» в концертном альбоме «Welcome Back My Friends», между песнями «Battlefield» в «Tarkus».
«Moonchild»
Первая часть «Moonchild», «The Dream» представляет собой балладу во главе с меллотроном, которая длится две с половиной минуты. Она уступает место минималистской импровизации на гитаре, вибрафоне и перкуссии Роберта Фриппа, Иэна Макдональда и Майкла Джайлса под названием «The Illusion». Иногда считается слишком длинным и скучной. «The Illusion» была вырезана из версии «Moonchild», вошедшей в сборник «A Young Person's Guide to King Crimson». Фрипп играет отрывок «The Surrey with the Fringe on Top» из мюзикла «Оклахома!» Роджерса и Хаммерстайна.
Песня была использована в конце 1990-х годов в культовом фильме Винсента Галло «Buffalo '66». Она также была исполнена итальянской группой «Twenty Four Hours» для альбома 1991 года «The Smell of The Rainy Air». Мелодия «Moonchild» была использована инди-рок-группой «Doves», в песне «M62 Song» из альбома «The Last Broadcast» (2002 году) и рэпером Mims в качестве реального сэмпла в песне «Doctor Doctor», из альбома 2007 года «Music Is My Savior».
«The Court of the Crimson King»
Мелодия «The Court of the Crimson King» была написана Иэном Макдональдом. Песня имеет четыре куплета, разделенных полностью инструментальным разделом под названием «The Return of the Fire Witch».
Лирика описывает «двор малинового короля», где различные персонажи, такие как «черная королева» или «огненная ведьма», следуют друг за другом». Через семь минут песня, кажется, заканчивается, но неожиданно продолжается коротким инструментальным кавером «The Dance of the Puppets». «The Court of the Crimson King» был выпущен как сингл и достиг 80-го места в американском хит-параде Billboard в январе 1970 года.
Позже песня была перепета в немного более короткой версии хэви-метал группой Saxon в их альбоме 2001 года «Killing Ground», как «Court of the Crimson King», группой «Asia» в 2006 году, а также Иэном Макдональдом и Джоном Уэттоном на концерте «The Tokyo Tapes». «The Court of the Crimson King» также вошла в саундтрек к фильму «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона.
НАЗВАНИЕ И ОБЛОЖКА
«In The Court Of The Crimson King» переводится "При дворе короля Кримсона" или "При дворе тёмно-красного короля". На ярлыках также добавлено: An Observation By King Crimson, что значит "Наблюдения Короля Кримсона".
Рисунки для обложки нарисовал компьютерный программист Барри Годбер. Он умер в феврале 1970-го в возрасте 24 года от сердечного приступа. Это была его единственная живопись. Ее владельцем стал Роберт Фрипп.
"Питер принес эту картину, и всей группе она понравилась. Позже я забрал оригинал из офиса компании, потому что она стояла у них на ярком свету, что могло повредить картину. На внешней стороне обложки изображен Schizoid Man (Человек Шизоид), а на внутренней - Crimson King. Если вглядеться в его улыбающееся лицо, в глазах обнаружится невероятная печаль. Что тут можно добавить? Это отражает нашу музыку." (Роберт Фрипп)
Первые издания альбома 1969 года с розовым ярлыком Island Records и логотипом "I" чрезвычайно дорого ценятся среди коллекционеров (цена на минт-экземпляр давно зашкаливает за 1000 фунтов стерлингов). В последнее время, вслед за ними подскочили цены и на второе издание - 1970 года, где ярлык Island Records с пальмой и розовой каймой.
КРИТИКА
"При дворе короля Кримсона" получил признание в британской музыкальной прессе. Ник Логан из музыкального журнала «NME» сказал, что, хотя альбому не хватало энергетики живых концертов «King Crimson», разнообразные музыкальные влияния от поп-музыки и джаза до классики дали результат, который был «оригинальным и всегда увлекательным». «Melody Maker» отметил, что хотя альбом и не полностью отражает силу живых выступлений группы, но он «по-прежнему производит сильное впечатление: «Это то, что вы обязаны услышать». «Disc and Music Echo» оценили альбом как «блестящую смесь мелодии и фрикаута, быстрого и медленного, атмосферного и электрического, усиленного словами Питера Синфилда» и заявили, что «это должно быть услышано как целостная сущность».
В США Джон Мортланд из «Rolling Stone» сказал, что King Crimson «объединил аспекты многих музыкальных форм, чтобы создать сюрреалистическое произведение огромной силы и оригинальности». Однако критик «Village Voice» Роберт Кристгау назвал альбом «эрзац-дерьмом».
Более поздние обзоры «In the Court of the Crimson King» были положительными, а сайт AllMusic похвалил его, заметив, что альбом создал «более темный и резкий бренд пост-психоделического рока». Музыкальный критик Александр Милас назвал «In the Court of the Crimson King» альбомом, который «сорвал двери музыкальной конвенции и закрепил место этих типично британских новаторов в истории рока на все времена».
В своей книге «Rocking the Classics» (1997) критик и музыковед Эдвард Макан отмечает, что «In the Court of the Crimson King» «может быть самым влиятельным альбомом прогрессивного рока, когда-либо выпущенным». Далее Макан утверждал, что «In the Court of the Crimson King» явил миру пример каждого значимого элемента зрелого жанра прогрессивного рока. В книге Пола Стампа «История прогрессивного рока», опубликованной в том же году, говорится, что «если можно сказать, что прогрессивный рок как дискретный жанр имел отправную точку, то, вероятно, это «In the Court of the Crimson King». Все элементы, присущие зрелому Прогрессиву на месте: влияние джаза и блюза подчинено интенсивной композиционной строгости, характеризующейся западными классическими симфоническими аранжировками... Индивидуальные и коллективные пассажи захватывающей виртуозности и ритмического разрыва, граничащего с извращением, также являются компонентами по существу тонального, доступного целого, безобидного для любого классического или поп-слушателя. Стамп также прокомментировал, что, хотя альбом выделяется авангардной чувствительностью и тонкими аранжировками, он по-прежнему общается со слушателями через доступный для рокеров язык.
Комментариев нет:
Отправить комментарий