вторник, 28 марта 2023 г.

Лучшие альбомы 1970-х. Mungo Jerry – «Electronically Tested» (1971).

«Electronically Tested» — второй студийный альбом британской рок-группы Mungo Jerry, выпущенный в марте 1971 года.

Английская версия альбома включает в себя самый большой хит Mungo Jerry - "In The Summertime". В некоторых странах "In The Summertime" включили еще в первый одноименный альбом Mungo Jerry (1970), а второй альбом издавался у них без этой песни. Обычно вместо нее ставили другой хит Mungo Jerry - кавер песни Пола Кинга "Black Bubonic Plague", а сам альбом называли Memoirs of a Stockbroker, поскольку оригинальное название - Electronically Tested - казалось им неприличным. Electronically Tested - "Проверено электроникой" - знакомая всем надпись на презервативах, в то время был рекламным слоганом фирмы-производителя презервативов Durex.

Mungo Jerry – «In The Summertime» (1970).

Как и предыдущий альбом, Electronically Tested записан без ударника. Только в «Memoirs of a Stockbroker» («Мемуары биржевого маклера») пригласили сыграть барабанщика Роджера Эрла. Главный вокалист Рэй Дорсет предлагал взять в группу ударника, он убеждал остальных, что группа долго не продержится без ударника. Ему приходилось на концертах топать ногой по полу, а в студии для этого ему даже подкладывали доску и делали специальную подзвучку для нее. Общее звучание у группы приближено к традиционным уличным группам, типа американских jug bands (шумовых оркестров) или skiffle с применением стиральных досок и прочих бытовых предметов. В этом плане сам Дорсет сравнивал себя по духу с Джоном Фогерти, а Mungo Jerry - с Creedence Clearwater Revival, которые тоже исповедовали легкий дух уличных джаг-бэндов. Дорсет часто использует в песнях казу - небольшой инструментик, на котором играют ртом, примерно, как на расческе и звучит он так же. А позже в Mungo Jerry появился и человек со стиральной доской...

Mungo Jerry – «Memoirs of a Stockbroker»

Автор всех песен альбома - Рэй Дорсет, кроме классического блюза Вилли Диксона "I Just Want to Make Love to You", который был большим хитом 1954 года в исполнении Мадди Уотерса. Оригинал Уотерса звучал всего две с половиной минуты, у Роллинг Стоунз еще меньше, и даже переписанный вариант Уотерса в альбоме Electric Mudd (1968) звучал не больше 4:20. Манго Джерри растянули эту вещь почти на девять минут и получилось нечто монументальное, хард-рок-блюзовое, как положено, с губной гармошкой и в то же время есть в этом нечто стебовое.

Я не хочу, чтоб ты работала целый день

Я не хочу, чтоб ты была моей рабыней

Мне не нужны и твои деньги

Я хочу заниматься с тобой любовью

Дорсет доводит идею до абсурда, выкрикивая в конце хором с кем-то: "Freedom" и "Peace"...

«I Just Wanna Make Love to You» · Mungo Jerry

Театральная манера подачи Дорсета имеет мало аналогов в рок-н-рольном мире. Она тем более сочетается с дурашливыми текстами в большинстве песен. Они очень простые, часто с характерными для народной музыки повторами, часто не без стеба и самоиронии. Обычно это песни-рассказы, поданные в полусюрреалистической манере, можно было б сказать типа Даниила Хармса, но кто ж там в Англии знает Хармса. Скорее это взято из традиционных английских лимериков, из которых наверняка набрался и наш Хармс.

Эта дурашливая "веселуха" начинается с первой же песни альбома – «She Rowed» («Она гребла»), в которой поется про женщину, которая "сказала "гудбай" своему мужчине" и побежала на паром, но не успела. Тогда она "украла шлюпку с какой-то яхты и погребла, да-да, погребла" и гребла на ней до самой Франции с такой скоростью, что вызвала шумиху, и народ со всех окрестностей собирался, "чтобы взглянуть на девушку, которая стащила лодку, потому что не успела на свой корабль".

«She Rowed» · Mungo Jerry

Или взять последнюю вещь на первой стороне - "Somebody Stole My Wife" (Кто-то увел мою жену), где герой наивно плачется, что "вернулся однажды домой в конце недели, а ее нет, и я плакал каждую ночь, кто-то увел мою жену". Дальше текст становится все дурашливее и дурашливее: "Мои ночи становятся длиннее, а моя любовь сильнее, я теряю аппетит, кто-то увел мою жену." Последний куплет доводит все до смешного: "Я не могу содержать свои ботинки в чистоте, вы понимаете, о чем я, а мои рубашки теперь не такие уж белые, кто-то увел мою жену."

Mungo Jerry – «Somebody Stole My Wife»

"Baby Jump" (1-ая на второй стороне) стала вторым после "In The Summertime" хитом №1 для Mungo Jerry. Злые завистники (начиная с его согруппников впоследствии) обвиняли Дорсета в плагиате, утверждая, что он взял старый хит 1959 года Винса Тейлора "Brand New Cadillac" (Новенький Кадиллак) и просто придумал к нему свой текст. "Brand New Cadillac" сейчас все знают в версии группы The Clash, которую они записали в 1979 году. Конечно, некое сходство в гитарном риффе есть, не говоря уж о классической 12-тактной структуре, но в таком случае все рок-н-роллы можно обвинить в сходстве друг с другом. У Дорсета совершенно другой текст, совсем не трагический, как у Винса Тейлора (где парня с Фордом покинула девушка, у которой неизвестно откуда взялся абсолютно новенький Кадиллак), а наоборот.

Mungo Jerry – «Baby Jump»

Читая тексты Дорсета (напечатанные, кстати, на обратной стороне конверта), первое что приходит на ум - наш юморной живчик Ляпис Трубецкой: вот откуда ноги растут! Например, куплет из "Baby Jump":

Я мечтал, что она - Леди Чаттерлей,

А я - тот Егерь.

Я мечтал, что я - Да Винчи,

а она - Мона Лиза.

Я мечтал, что я - Гумберт,

а она - Лолита.

Фотография на обложке снята на крупнейшем поп-фестивале, проходившем 26-28 июня 1970 в Роттердаме. По свидетельству пианиста группы Колина Эрла, "самый крупнейший фестиваль, в котором мы принимали участие, был в Роттердаме (около 500 000 человек) ... Даже деревья вокруг были заполнены людьми, которые покачивались на ветвях, когда мы играли!"

Mungo Jerry – «Coming Back To You When The Time Comes»

По мнению того же Колина Эрла, "первый альбом был более демократичным, чего не скажешь про Electronically Tested, где Рэй стал доминировать. Ни Пол, ни уж точно я не хотели, чтобы Рэй был единственным фронтменом, я думаю, ему просто хотелось как можно больше авторских и славы. Это был печальный сигнал, к чему все клонится... Весь 1971 год прошел в забавных концертах, но Рэй стал держаться сам по себе, по Англии он все время добирался на концерты в одиночку и обычно опаздывал. Иногда он превращал саундчеки (настройка группы перед концертом) в затяжные гитарные соло с немыслимым звучанием и продолжительностью. Друг, которого я знал с 15-летнего возраста, сильно изменился. Все должно было происходить только по его и никак иначе. Это можно было объяснить только внешним влиянием. Все это заметили. Это было печально."

«Follow Me Down» · Mungo Jerry

На самом деле, все было не так печально, как это расписал Эрл, имея "свой зуб" на Дорсета. Никто иной как Рэй Дорсет писал все хиты и практически все песни Mungo Jerry. "In The Summertime" (В летнее время) - оттяжная песенка про беззаботное летнее времяпрепровождение имела невероятный успех, сделав Mungo Jerry мгновенно всемирно известной группой. Через две недели после выпуска в мае 1970 года, "In The Summertime" попала на 1-ое место в британском хит-параде и продержалась на самом топе семь недель! Кроме того, "In The Summertime" была Номер Один еще в двадцати пяти странах и по сей день остается одним из самых бестселлеров всех времен и народов, разошедшимся тиражом свыше 30 млн. экз.

Вот что рассказывал сам Рэй Дорсет о взаимоотношениях в группе после того, как она стала популярной: "После успеха "In The Summertime", под конец гастролей по США, как только мы вернулись в Англию, по какой-то странной причине был уволен Майкл Коул, который играл на контрабасе. Мы взяли другого басиста и записали еще один альбом и еще один сингл, который назывался "Baby Jump". И в тот же год следующим из группы уволили меня. Мы поехали в долгое турне на Дальний Восток, мы были в Австралии, Новой Зеландии, Японии, Бангкоке. Мы разъезжали всего восемь недель.

Mungo Jerry – «You Better Leave That Whiskey Alone»

Я вам скажу, я играл до того в куче групп, игравших джаг, скиффл, американские рабочие песни, песни рабов, песни Ледбелли, Вуди Гатри. Я играл немного рокабилли, и я понимал, что долго без ударника не протянуть. А у нас не было ударника. Обычно я топал ногой по полу. И у нас возник спор из-за того, что я хотел взять в группу ударника. Я не знаю, это ли было причиной, но когда мы вернулись после гастролей домой, мне позвонили из офиса и сообщили, что я уволен из группы. И тогда Колин Эрл, который играл на пианино, и Пол Кинг, который играл на банджо и 12-струнной гитаре, они взяли себе имя Манго Джерри, а мое место занял парень по имени Дэйв Ламберт, который на самом деле потом стал вокалистом группы The Strawbs.

Не прошло и недели, как все - и записывающая компания, и менеджмент, и издатели поняли, что это была плохая идея с моим увольнением. Я был певцом и сочинителем песен. Они были Манго Джерри, группа. Поскольку я писал и пел все песни, и был фронтменом группы, в записывающей компании решили, что это я должен носить имя Манго Джерри, как автор и исполнитель. С тех пор меня стали звать не только Рэй Дорсет, некоторые так и называли меня Манго Джерри. С годами я к этому уже привык."

Комментариев нет:

Отправить комментарий