четверг, 13 января 2022 г.

Звезды польского биг-бита. Вокально-инструментальный ансамбль «Пять» («Pięciu») (1967).

История польского биг-бита.

Вокально-инструментальный ансамбль «Пять» («Pięciu») был образован осенью 1967 года гитаристом Яном Гетелем (Jan Goethel). В первом любительском составе группы были ударник Александр Бем (Aleksander Bem), а также вокалисты Мирослав Менчиньский (Mirosław Męczyński) и Тадеуш Тшиньский (Tadeusz Trzciński). Позже к группе присоединился Роберт Сверч (Robert Świercz) - бас-гитара.

Ансамбль был создан на базе популярного варшавского коллектива «Leniuchy», основанного Гетелем и Тшиньским в 1965 году в клубе ZMS «Uśmiech».

«Let It Be Me» - «Pięciu» (live).

В 1967 году на декабрьских смотрах студенческих отрядов коллективу была присвоена первая категория, что сделало его популярным. Это подтвердил итоговый опрос журнала «Джаз», где группа заняла 10-е место в категории «Талант года». В результате музыкантами стали интересоваться более известные группы. Первыми покинули ансамбль Менчиньский, Бем и Сверч. Их места заняли Мирослав Ласонь (Mirosław Lasoń) - гитара; Влодзимеж Громек (Włodzimierz Gromek) — ударные и Богдан Горбачинский (Bogdan Gorbaczyński) — бас-гитара.

«Hej Ty» - «Pięciu» (Daniel Kłosek - wokal, Krzysztof Dłutowski - organy, Mirosław Lasoń - gitara, Bogdan Gorbaczyński - gitara basowa, Cezary Szlązak - saksofon, Zygmunt Smogorzewski - saksofon, Włodzimierz Gromek - perkusja, 1969).

В апреле 1968 года группа приняла участие во 2-м фестивале «Музыкорама», а в ноябре выступила в Ченстохове на 2-м Национальном фестивале молодежной музыки, завоевав 2-е место и приз «Солдатской песни». Но высшим достижением «Пятерки» стал успех на 2-м Молодежным музыкальным фестивалем, организованным в июле следующего года в Хожуве. Во время фестиваля они аккомпанировали индонезийской певице из Нидерландов Мариолайн и обладателю 2-й премии Вальдемару Коконю (Waldemar Kocoń). «Пятерка» заняла 3-е место с очень хорошими показателями. Публику тогда привлекали зрелища психоделического характера. В состав коллектива тогда входили: Кшиштоф Длутовски (Krzysztof Dłutowski) - орган; Цезарий Шлонзак (Cezary Szlązak) - саксофон; Зигмунт Смогожевский (Zygmunt Smogorzewski) - саксофон и вокалист Даниэль Клосек (Daniel Kłosek).

«Topiel» - «Pięciu» (Krzysztof Dłutowski –org, Włodzimierz Gromek –dr, Zygmunt Smogorzewski –sax, Cezary Szlązak –sax, Daniel Kłosek –voc, Bohdan Gorbaczyński -bg, Mirosław Lasoń –g, 1969).

С тех пор группа выступала в составе семи человек. Благодаря обогащению звука, в основном секцией духовых инструментов, «Пятерка» расширила свой репертуар негритянским соулом, в результате завоевав популярность и за пределами столицы. Именно тогда они сделали свои первые записи для Молодежной студии «Ритм» (две удачные композиции Шлонзака: «Skąd wiesz» и «Nie mamy czasu») и приняли участие в концерте «Полдень с молодежью» в рамках VII фестиваля в Ополе.

«Pięciu» - Koncert "Popołudnie z młodością" Opole (1969).

В начале октября 1969 года группу покинул Цезарий Шлонзак. Причиной его ухода стало разногласие по поводу покупки нового вокального аппарата «Sound City» у Чеслава Немена (саксофонист хотел его купить, на что группа не согласилась).

Потом были записи на радио, приключения с фильмом «Cierpienia młodego Wertera» («Страдания юного Вертера») режиссера Томаш Зигадло (Tomasz Zygadło) и декабрьские выступления в «Стодоле». Тогда команде был присвоен статус профессиональной группы. В состав ансамбля вошли: Т. Тшиньский (T. Trzciński) - пение, гармоника; Дариуш Козакевич (Dariusz Kozakiewicz) - гитара; Б. Горбачинский (B. Gorbaczyński) - бас-гитара; К. Длутовский (K. Dłutowski) - орган и В. Громек (W. Gromek) - барабаны. В репертуаре группы были композиции талантливого гитариста Дариуша Козакевича («Śni mi się sen»; «Kiedy rzeką płynie kra»), записанные и раскрученные «Скаутской радиостанцией», но гитарист не задержался в группе надолго: замеченный Т. Налепой (T. Nalepа), в конце 1970-х он вместе с Т. Тшинским вошел в состав группы «Breakout».

«Пятерка» была группой, где музыканты набирались опыта, но не всегда могли реализовать задуманное. «Сменился гитарист? Ну и бог с ним!» - Это происходило постоянно и никого не беспокоило. Тадеуш Тшиньский не любил тех, кто принимал активное участие о записях, он предпочитали голоса Клосека и Коконя, поэтому навязывал их своей группе. Это можно услышать в записях (например, «Topiel»), это видно по отсутствию самих записей (сохранилось всего пять наименований!), и все же «Пятерка», учитывая условия клубного варшавского рок-н-ролла, была супергруппой. И это чувствуется в каждой композиции».

Дариуш Михальский

В начале 1971 года «Пятерка» выступила в составе «Beat-Session» в клубе «Rudy Kot» в Гданьске. В феврале 1971 года Т. Тшиньского сменил вокалист Петр Микс (Piotr Miks). С новым гитаристом Яцеком Зайончковским (Jacеk Zajączkowski) и вокалистом Ромуальдом Чиставом (Romuald Czystaw) группа продолжала свою деятельность в течение нескольких месяцев. Обозреватели журнала «Jazz» тогда заметили, что в этом составе «Пятерка» играла грубую музыку - чистый, современный рок с завораживающим голосом Чистава. Однако, когда весной 1971 г. ушли Б. Горбачинский (в «Test»), К. Длутовский (в «Klan») и В. Громек (в группу Стэна Бориса), команда распалась.

Несколько месяцев спустя К. Длутовски и Р. Чистав организовали джаз-рок-блюзовый коллектив «System», в состав которого входили Войцех Бруслик (Wojciech Bruślik) - бас-гитара; Виничуш Хрост (Winicjusz Chróst) - гитара; Войцех Моравски (Wojciech Morawski) - барабаны и Рышард Кула (Ryszard Kula) - флейта, саксофон.

24 мая 1996 года возрожденная «Пятерка» выступила в клубе «Stodoła» на концерте «Варшавский рок-н-ролл 1960-х».

Комментариев нет:

Отправить комментарий