«Kwiat jednej nocy», «Ene, due, rabe», «Kapitańskie tango», «Zagrajmy w kości jeszcze raz», «Jak dobrze mieć sąsiada», «Chłopiec na dłużej» и скандальная песня «Tango zalotne - przeleć mnie» - вот далеко не полный перечень знаменитых хитов женского вокального ансамбля «Алибабки» («Alibabki»), которые в 60-е и 70-е годы пела вся Польша.
Несмотря
на то, что они не были первой женской вокальной командой в Народной Республике
Польша, завоевавшей большую популярность - здесь пальма первенства принадлежит
«Филипинкам» - «Алибабки», без сомнения, были самыми популярными в этой
категории. Девушки успешно конкурировали со всеми известными группами того
периода, такими как «Polanie», «Chochoły», «Dzikusy» и «Tajfuny». Шесть молодых
варшавянок успешно записывались и выступали не только под собственным именем,
но и как бэк-вокалистки для самых популярных польских артистов, в том числе и
для Чеслава Немена.
Группа была основана зимой 1963 года Збигневом Чеханом и Яном Рысинским как вокальный
секстет, состоящий из членов Хора Польского Скаутского Объединения (Związek
Harcerstwa Polskiego) под руководством Владислава Скорачевского, но некоторые
из девочек еще были знакомы с пением вместе в Детском хоре Национальной
филармонии.
«Мы
получили классические знания в музыкальных школах. Сначала мы занимались
камерной музыкой, но в Польше это было начало биг-бита, и ZHP ожидала от нас
современных харцерских песен, которые бы понравились молодежи», - вспоминали
«Алибабки» много лет спустя в интервью Onet.
Первыми
членами группы стали Анна Дембицка, Кристина Гроховска, Сильвия
Райхерт-Крайевска, Анна Лытко, Ванда Орляньска (сегодня Наркевич-Йодко) и Алина
Пук, которую быстро сменила Ева Дембицка (Белина Бжозовска). Изначально их
звали «Цикады» («Cykady»). Они были очень молоды, у большинства из них еще не было
аттестата о среднем образовании.
«Штаб-квартира
ZHP настоятельно рекомендовала нам петь новые, отличные от традиционной «Płonie ognisko w lesie» («В
лесу горит костер») харцерские песни», - вспоминает Белина Бжозовска в интервью
передаче «Tele Tygodеn».
«Цикады»
дебютировала на 1-м Национальном Харцерском Песенном Симпозиуме в Пшемысле в
1964 году. Именно тогда девушки, исполнившие песню «Cygańska ballada», решили в
следующий раз выйти на сцену под именем «Алибабки».
«На
симпозиуме мы встретились со многими интересными людьми, музыкальными
журналистами, композиторами и лириками, а также с «Czerwono-Czarny», «Chochoły»
и Здзиславой Сосницкой - вспоминали о
своем пребывании в Пшемысле девушки – «Там состоялся наш первый концерт в
качестве вокальной группы. Кто-то закричал «Ale babki!» («Ну и бабки!») и так
родилось наше имя».
Впервые под новым именем секстет выступил в передаче «Radiowej Giełdzie Piosenki» («Радио обмен песнями») в феврале 1964 года, а уже в июне девушки были приглашены на II Национальный фестиваль польской песни в Ополе, где получили специальный приз за песню «Idzie świt». Через год «Алибабки» записали свою первую пластинку и посетили Чехословакию и ГДР, где пели на Днях польской культуры.
Сначала
«Алибабки» пели почти исключительно харцерские песни, но позже они развили как
свой репертуар, так и свой стиль исполнения, выделявшийся как прекрасно
гармонирующим как друг с другом красивыми девичьими голосами, так и изысканными
аранжировками, созданными в основном Юлиушем Лорецем. Песни для группы писали
самые популярные композиторы того времени, в том числе Северин Краевский,
Анджей Зелинский, Рышард Познаковский, Катажина Гертнер, Анджей Курылевич, Адам
Скорупка, Войцех Каролак, Ян Пташин Врублевский, Яцек Микула, на слова самых
известных авторов, таких как Агнешка Осецка, Йонаш Кофта, Марек Дагнан, Магда
Чапиньска, Ян Тадеуш Станиславский или Войцех Млынарский. «Алибабки» также
записали несколько песен из народного репертуара.
1968
год стал важной вехой в биографии «Алибабки», так как именно тогда они частично
«вырвались на свободу» и перестали действовать под патронажем ZHP, хотя, как
позже признавались участницы группы, харцеры очень хорошо о них заботились. «У
нас был бесплатный, неограниченный по времени репетиционный зал в штаб-квартире
ZHP. Скаутинг поддержал нас и позволил нам впервые войти в музыкальный мир.
Позже, однако, мы заняли свою позицию. Песни скаутов с их «зажигательным»
характером были банальностью, и мы хотели развиваться. После нашего первого
выступления в Ополе мы начали получать много предложений на концерты и телешоу.
Невозможно было все это совместить, тем более, что мы ещё учились и должны были
заканчить школу. В 1968 году наши пути с ZHP окончательно разошлись».
Музыкальными
менеджерами группы сначала были Ян Рысиньский и Збигнев Чехан, затем Бернард
Кавка, Генрик Войцеховский и, прежде всего, Юлиуш Лореч. Их роль - в отличие от
роли художественных руководителей, организовывавших концерты и контактировавших
с композиторами и авторами песен - заключалась в сочинении песен, написании
вокальных, оркестровых и ансамблевых аранжировок, а также в репетициях и
обучении девушек вокальному искусству.
Члены
группы больше всего ценят период сотрудничества с Юлиушем Лоречем, который
длился с 1964 по 1969 годы и снова с 1974 года. «Он постоянно экспериментировал
со звуком», - вспоминают «Алибабки» - «Раньше наше звучание было хоровым, а мы
должны были стать вокальным ансамблем. Он хотел, чтобы мы отличались от других
групп. У нас был такой же взгляд на музыкальную эстетику, поэтому мы приняли
все, что он нам предлагал. Его характерными знаками всегда были трубка и
борода».
Одним
из самых интересных проектов группы стала запись «W rytmach Jamajca Ska» («В ритмах
Ямайки-Ска»), выпущенная в 1965 году вместе с группой «Tajfuny». Она включала 4
песни с Войцеха Млынарского и Марека Дагнана: «Dykcja dla wszystkich», «Już nie
twist», «Wash-Wash-Ska» и «Echo Ska». Эта пластинка считается некоторыми
ценителями жанра первым польским альбомом ska.
Все
началось, когда Юлиуш Лореч, автор многих хитов секстета, услышал ямайскую песню
«Jamaica Ska» в исполнении Байрона Ли и группы «The Dragonaires». Она
рекламировала Ямайку на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1964 году.
Вдохновленный оригинальными ритмами, неизвестными в Польше, Лореч предложил
композиторам Матеушу Свенцицкому и Тадеушу Прейзнер, а также упомянутым выше
лирикам создать четыре песни в похожем стиле.
«Алибабки»
разучили эти песни для фортепианного аккомпанемента и только во время записи
услышали инструментальное сопровождение «Тайфунов». Альбом выходил почти год, а
когда вышел девушек ждал «сюрприз» на обложке Марека Каревича был изображен...
американский блюзмен Хаулин Вульф, звезда Джазового Джамбори '64.
«Мы не
знали, что эта музыка что-то значит в мире. Ска ритмы были для нас новинкой во
время сессии» - вспоминали «Алибабки» много лет спустя, - «Теперь мы сожалеем,
что тогда у нас не было этого осознания. Может, нам было бы веселее, потому что
теперь мы знаем, о чем идет речь».
Как бы
то ни было, благодаря «Алибабкам», поляки, живущие за «железным занавесом», впервые услышали
музыку регги и ска - намного раньше, чем с ней познакомились слушатели
большинства западноевропейских стран!
Пластинка
не стала событием, и единственным хитом стала песня «Dykcja dla wszystkich»,
которую «Алибабки» спели в Ополе в 1965 году. В песне, которая была в чартах
«Rozgłośni Harcerskiej», были покрикивания – прием, ранее в польских песнях
неизвестный. В то время как в «Wash-wash ska» можно было услышать бульканье.
Эффект был получен благодаря ведру для мусора, заполненному водой, куда дули
через трубку, к которой прикреплен микрофон.
«Особенно
забавно было, когда в неаккуратно опорожненном ведре во время «бульканья» стали
всплывать окурки», - вспоминают «Алибабки», - «Только «скаутская дисциплина»
помогла нам сохранить серьезность и не расхохотаться прямо во время записи».
«Алибабки»
стали польскими пионерами не только в популяризации ска-музыки, но и... в
существовании двух одноимённых групп и связанных с этим случаем судебных
процессов. Беспрецедентной ситуации в истории польской музыки предшествовали
проблемы с составом, которые начались в 1969 году, когда первая девушка
забеременела и ушла в декретный отпуск. За ней последовали другие. В результате
в 1972 году из старого состава «Алибабок» не осталось ни одной участницы.
Потребовалась дальнейшие замены, в разное время в группу были кооптированы
Иоланта Даровна, Ева Корчиньска, Беата Левинска, Мария Осух, Кристина
Радваньска, Агата Давгань, Елизавета Сзренява и Барбара Тшетжелевска.
Первые
вокалистки, конечно же, не собирались покидать группу навсегда, но когда они
захотели вернуться из декретного отпуска, то встретились с отказом руководства
«Алибабок». В результате, некоторое время существовали две одноименные группы.
«Это стоило нам много нервов» - призналась Ева Дембицка-Бжозовска в интервью
«Głosem Wielkopolskim», ссылаясь на решение Верховного суда по делу (I CR
66/77) от 16 марта 1977 года.
До
разрешения дела суд запретил использование имени «Алибабки», в результате чего
девушки из оригинального состава пели в Ополе как «Grupa Wokalna Polskich
Nagrań». Когда их спросили, почему они не пытаются договориться, а решают
бороться за свои права в суде, Сильвия Кравская ответила, что дело было совсем
не простое и она обратилась за помощью в Министерство культуры и искусства.
Директор Театрального отдела Министерства убедил девущек передать дело в суд.
«Известно,
кто работал в группе, когда люди присвоили ей это имя. В больших хорах или
оркестрах название не зависит от конкретных людей, которые являются их членами.
Певцы и музыканты, которых насчитывается несколько десятков, могут меняться, и
имя останется прежним. Другое дело, когда речь идет о группе, состоящей всего
из нескольких человек, работающих под определенным знаменем».
В 1974
году вышел вердикт суда, который был однозначным: только «старая» группа могла
использовать имя «Алибабки».
Одной
из самых спорных песен «Алибабок» стало «Tango zalotne - przeleć mnie» / «Танго
флирт - трахни меня» с текстом Яна Тадеуша Станиславского на музыку Генрика
Войцеховского. И хотя сегодня такое название может вызвать довольно сильный
ажиотаж, тогда, в 1971 году, это была скорее невинная игра слов.
Песня
была написана для телевизионного соревнования команды LOT с командой Orbis.
«Алибабки» принимали участие на стороне LOT, а слоган «Przeleć mnie» означал
возможность летать по всему миру.
«Tango
zalotne» - это песня о Земном шаре, полётах и путешествиях», - сказала Ева
Дембикка в интервью польскому телевидению: - «В то время никто не думал, что
эта фраза приобретет такое значение и будет неправильно понята».
Самой
же популярной песней группы всегда будет «Kwiat jednej nocy» («Цветок одной
ночи»). Юлиуш Лоранч сочинил её, ожидая важную встречу. Ожидание затянулось,
поэтому он сел за пианино и сразу же сыграл эту запоминающуюся мелодию.
«Алибабки» начали работать над ним в тот же день, на репетиции. Текст был позже
написан Джонашем Кофтой.
«На
песне «Цветок одной ночи» Юрек (Jurek Loranc) отработал наше характерное
звучание, наш тембр», - подчеркнули «Алибабки» в интервью TVP, - «Это позволило
нам сделать то, чем я горжусь, а именно разнообразить наш репертуар. Теперь мы
могли петь любую музыку».
В 1969
году «Алибабки» получил первый приз на 7-м фестивале в Ополе за песню «Kwiat
jednej nocy» («Цветы в пять утра»), которая дала название долгоиграющей
пластинке. Ева Белина Бжозовска (урожденная Дембицка) в интервью «TeleTygodien»
упомянула, что о победе они узнали в гостинице, в пять утра: «Нас разбудил стук
в дверь. В коридоре стоят музыканты из биг-бэнда Богуслава Климчука и Марыля
Родович. Они поздравляют нас. Мы понятия не имеем, почему. «Девочки, вы ничего
не знаете? У вас первое место, вы выиграли один из трех главных призов». В том
же году «Алибабки» и «Но То Кто» совершили турне по Соединенным Штатам и
Канаде.
«Алибабки»
участвовали в Национальном фестивале польской песни в Ополе 15 раз, где в
1864-1969 годах получили награды за песни «Kwiat jednej nocy», «Idzie świt»,
«Gdy zmęczeni wracamy z pól» и «To Ziemia». Четыре раза они выступали в Лесной
опере в Сопоте, где были удостоены приза зрительских симпатий. В 1974 году
группа выступила Фестивале советской песни в Зеленой Гуре. За пределами Польши
«Алибабки» дали много концертов в странах Восточной и Западной Европы, а также
в Канаде и США. «Мы были молоды, первый альбом, первые записи... Это было
приключение: пение в группе, концерты, телевидение и кино. Что-то, что сделало
нашу жизнь красочной и привлекательной. В те закрытые времена не каждый мог
ехать за границу. С другой стороны, занимаясь творчеством, мы ездили в разные
страны и знакомились с миром. У каждого из нас была одна «гражданская», т.е.
семейная жизнь, и другая «групповая».
«Алибабки»
принимали активное участие в концертах и записях десятков популярных
исполнителей и групп. Впервые в качестве хора группа выступила в 1967 году на
фестивале в Ополе, поддерживая Чеслава Немана с песней «Dziwny jest ten świat».
Как вспоминала Ванда Борковска (Орляньска) много лет спустя: «Эти хоры
действительно были важны и часто помогали солисту создать красивую, современную
форму пьесы». Их голоса можно услышать в песнях Марыли Родович («Jeszcze
zima»), группы «Breakouts» («Na drugim brzegu tęcz»), «Скальдов» («Doazdam»,
«Wszystko mi mówi, że mnie ktoś pokochał»), Тадеуша Возняка («Zegarmistrz
światła»), «Червоных Гитар» («Port piratów», «Rytm Ziemi»), Анны Янтарь («Tyle
słońca w całym mieście»),Ежи Поломского («Bo z dzewczynami»), Збигнева
Водецкого («Zacznij od Bacha»), Ирены Яроцкой («Odpływają kawiarenki») и «Будки
Суфлера» («Jest taki samotny dom»).
Несмотря
на то, что «Алибабки» завоевали большую популярность, они никогда не были
слишком узнаваемыми по отдельности - они предпочитали работать над брендом группы,
а не над собственными именами.
«Филипинки»
когда-то пели: «Одно имя, которое мы делим на всех». Думаю, мы приняли это
близко к сердцу», - со смехом сказала Наркевич-Йодко в интервью с «Tele
Tygodien».
Они не
получили много денег от своего успеха. Анна Дембицка-Чаплицка вспоминала: «За
«Kwiat jednej nocy» мы получили по 175 злотых на радио и такую же сумму в
«Polskich Nagraniach», когда записали эту песню для альбома. И надо помнить,
что средняя зарплата в 1969 году составляла чуть более двух тысяч злотых».
Ева
Белина Бжозовска: «Исполнители никогда не чувствовали себя королями. Если вы не
были ни автором стихов, ни композитором, то ваши заработки поступали только с
концертов по низким расценкам, установленным Министерством культуры».
Сильвия
Крайевска: «Так что сегодня у нас нет ни великолепных резиденций в Испании, ни
домов с бассейнами».
В
1980-х годах группа перестала работать. Формально группа существовала до 1988
года, но в последнее десятилетие своей деятельности «Алибабки» оставались в
тени новых звезд. Они не хотели соревноваться с рок-молодежью. «Все чаще и чаще
мы понимали, что на сцене мы больше аудио, чем видео», - призналась как-то Анна
Дембицка-Чаплицка. В 1987 году «Алибабки» на короткое время возобновили свою
деятельность. Они снова собрались, чтобы петь на 25-летии группы
«Небеско-Чарни», а в 1988 году, на фестивале в Ополе, за свою творческую
деятельность были удостоены премии «Хрустальный Камертон».
«Алибабки»,
которые официально закончили свою деятельность и были поглощены, как говорится,
«семейным счастье», до сих пор живут вместе в большой дружбе. Они не планируют
возвращаться на сцену, но в последнее время дали несколько эпизодических выступлений.
В 2015 году по инициативе аниматора польской регги и ска сцены Януша Куша,
«Алибабки» отметили 50-летие выхода альбома «W rytmach Jamaica Ska» на
фестивале Ostróda Reggae концертом «Tribute to Alibabki», а в 2016 году в
традиционном составе из 6 человек записали новые версии своих 4 песен в ритме
ska вместе с группой «The Bartenders».
Alibabki – «Bez nas ani rusz» (1999).
01. "Alibabki" i "Skaldowie" -
Wszystko mi mówi, że mnie ktoś pokochał
02. "Alibabki" i Irena Jarocka - Odpływają
kawiarenki
03. "Alibabki" i Piotr Szczepanik - Nie
jestem sobą
04. "Alibabki" i Zdzisława Sośnicka - Moja
muzyka to ja
05. "Alibabki" i Tadeusz Woźniak -
Zegarmistrz światła
06. "Alibabki" i Alicja Majewska -
Księżycowe dziewczyny
07. "Alibabki" i Jerzy Połomski - I tylko
nocą ten walc
08. "Alibabki" i Halina Frąckowiak - Znikąd
09. "Alibabki" i "Andrzej i Eliza"
- Z mego życia
10. "Alibabki" i Anna Jantar - Tyle słońca w
całym mieście
11. "Alibabki" i Zbigniew Wodecki - Zacznij
od Bacha
12. "Alibabki" i Urszula Sipińska -
Fortepian w rzece
13. "Alibabki" i Stan Borys - Spacer dziką
plażą
14. "Alibabki" i "Budka Suflera" -
Jest taki samotny dom
15. "Alibabki" i Wojciech Młynarski - Tupot
białych mew
16. "Alibabki" i "Czerwone Gitary"
- Słowo jedyne ty
17. "Alibabki" i Irena Santor - Tych lat nie
odda nikt
18. "Alibabki" i Skaldowie - Z kopyta kulig
rwie
19. "Alibabki" i orkiestra Wojciecha
Trzcińskiego - Niech moje serce kołysze ciebie do snu
20. "Alibabki" i Marek Grechuta - Pieśń
kronika
CD 2
01. "Alibabki" i Wojciech Gąssowski - Gdzie
się podziały tamte prywatki
02. "Alibabki" i Maria Koterbska - Karuzela
03. "Alibabki" i "Skaldowie" -
Śpiewam bo muszę
04. "Alibabki" i Irena Jarocka - Motylem
jestem
05. "Alibabki" i "Andrzej i Eliza"
- Gdy tak stoję zapatrzony w okno
06. "Alibabki" i Andrzej Zaucha -
Księżniczką mego serca byłaś
07. "Alibabki" i Maryla Rodowicz - Jeszcze
zima
08. "Alibabki" i "Czerwone Gitary"
- Ciągle pada
09. "Alibabki" i "Breakout" -
Wołanie przez Dunajec
10. "Alibabki" i Tadeusz Woźniak - Smak i
zapach pomarańczy
11. "Alibabki" i Ewa Bem - Miłość jest jak
niedziela
12. "Alibabki" i Czesław Niemen - Dziwny
jest ten świat
13. "Alibabki" i Zdzisława Sośnicka - Na nas
czas
14. "Alibabki" i Zbigniew Wodecki - To była
Izolda
15. "Alibabki" i Anna Jantar - Będzie dość
16. "Alibabki" i Jan Ptaszyn Wróblewski -
Kto się boi salonowych lwów
17. "Alibabki" i Halina Kunicka - Czantoria
18. "Alibabki" i Marek Grechuta - Wesele
19. "Alibabki" i Urszula Sipińska - Wołaniem
wołam cię
20. "Alibabki" i Maciej Kossowski - Wakacje
z blondynką
download (mp3 @320 kbs):
Прашу. Есле. Можно Песню. Про. Апельсин что. Пробовали. На. Базаре песня .Джо. Досэна. Така Така . Исполняли. Али. Бабки. В Краснодаре. В 73 г .
ОтветитьУдалить