воскресенье, 18 апреля 2021 г.

Звезды польского биг-бита. Вокально-инструментальный ансамбль «Passaty» (1964 г.).

История польского биг-бита.

Вокально-инструментальный ансамбль «Passaty» был сформирован осенью 1964 года в общественном центре «Górnik» в Тыхах по инициативе гитариста Войцеха Гинко и барабанщика Гжегожа Ратайский, студентов «Liceum Ogólnokształcące» им. Николайя Коперника в Катовице. К ним присоединились: Яцек Выробец – гитара и Збигнев Скупник - бас-гитара. Последние проживали в Тыхах, поэтому этот город стал местом репетиций группы.

Стефан Котапка жил в Забже, но учился в строительном техникуме в Тыхах. Однажды, по пути из школы на вокзал, он услышал репетиции ансамбля в Доме культуры. Котапка зашел, поговорил с ребятами и остался в группе. Он был единственным, у кого был сценический опыт. Стефан уже пел с ансамблем гавайских гитар на шахте им. Петровской, коллективом «Комета» на Заводе горных машин и даже в течение месяца с группой «Staff» (будущие «Червоные гитары»). Название «Passaty», вероятно, придумал Выробец. Инструменты делали вручную, из фанеры. Прежде всего, помогал Збигнев Скупник, студент Силезского научно-исследовательского института технических наук и увлеченный электрик.

Passaty – «Dom wschodzącego słońca».

Изначально «Passaty» исполняли песни «The Shadows», «The Animals» и «The Beatles», чья песня «I Feel Fine» была первой в репертуаре группы. Программа была исключительно польской - в том числе и кавер-версии. Автором песен была учительница Ванда Гинко (мать Войцеха).

«Мы слушали музыку везде, где только могли: с Радио Люксембург, с виниловых пластинок. «Мой дядя прислал «New Musical Express» из Манчестера», - говорит Гинко.

Карьера группы взлетела молниеносно. Осенью 1964 года «Passaty» приступили к репетициям, а через несколько месяцев дали свой первый концерт. Они дебютировали 28 февраля 1965 года в Рыбнике на турнире вокально-инструментальных ансамблей Южной Польши. Двумя месяцами позже группа выиграла одну из 8 наград во время фестиваля «Ритмы Катовиц».

Фактическим началом карьеры «Passaty» стала их победа на отборочных турах на Весенний фестиваль молодежной музыки в 1966 году. В мае того же года группа была объявлена лучшей на II Польском национальном конкурсе популярных музыкальных коллективов в Гливицах, а Стефан Котапка победил в категории «Вокалист» (2-е место занял Анджей Росевич, 3-е - Тадеуш Возняк). В результате коллектив был приглашен для записи в Молодежную студию «Rytm», после чего некоторые песни группы были выпущены на сборниках молодежной музыки.

Популярность группы росла, журналисты называли ее «Лучшей группой Южной Польши» или «Силезскими Червоными гитарами». Одетые, как «Битлз», в костюмы стального цвета с черным кантом, «Passaty» могли довести аудиторию до белого каления.

«У нас все было по-своему. Три шага вперед, три шага назад, затем наклон гитар влево. Мы не ломали свои инструменты. Нам было жалко. В конце концов, мы сами их сделали», - смеется Гинко.

17 июля 1966 года выступили в финале гданьского «Весеннего фестиваля молодежной музыки», исполнив композицию «Tête-à-tête» (кавер на песню «You Know He Did» группы «The Hollies»). Пресса подчеркнула их «высокую культуру поведения на сцене», хотя запись песни, исполненной в агрессивной, «роковой» манере, заставляет поверить в обратное.

Passaty – «Kołysanka» (1967).

В выступлениях группы случались инциденты. 24 августа 1966 года ансамбль принял участие в «Молодежном концерте», проходившем в рамках 4-го Фестиваля Польской песни в Ополе, где выступил после «Blackouts» и «Skaldowe». Во время выступления группы экзальтированная молодежь устроила беспорядки. В результате ансамблю запретили выступать на последующих фестивалях в Ополе. Вскоре шефство над «Passaty» перешло к организации «Kopalnia Węgla Kamiennego Ziemowit», представители которой предоставили ансамблю репетиционную комнату и музыкальное оборудование в Малом театре в Тыхах.

Passaty - «Gdyby Tak Zmienił Się Świat» (1967).

В 1967 году «Passaty» заняли 3-е место на 3-м Национальном смотре групп популярной музыки в Гливицах. После группа сделала несколько записей для III-й программы Польского радио под рубрикой «Passaty wieją na ląsku» и выступила в телеклубе «Po Szóstej» с балладой «Góralka» и песней протеста «Gdyby tak zmienił się świat» («Если бы мир так изменился»). «Гуралку» на одну из репетиций привез пианист группы Роман Дубановский. Это была народная песня из Живичины, и музыканты превратили ее в свой главный хит. «Passaty» даже записали «Гуралку» на испанском языке. Это было перед запланированной поездкой в Гавану по приглашению братского Кубинского радио. Поездка не состоялась, но песня сохранилась в радиоархиве.

Passaty – « Góralka» (1967).

Примерно через два года сотрудничество с «Ziemowit» стало давать сбои. «Passaty» почувствовали, что шефы их используют, и написали письмо в уездный комитет ПОРП в Тыхах. Артисты сообщили, что недавно они дали следующие концерты, которые считаются общественными мероприятиями:

- по случаю Дня советского шахтера;

- по случаю Дня труда 1 мая 1965 г.;

- по случаю Барбурки (День польского шахтера);

- по случаю карнавала (для Гражданской милиции);

- в годовщину Октябрьской революции;

- по случаю женского дня;

- по случаю открытия месяца сбережений.

«Вышеупомянутые концерты доказали социальную позицию группы и согласованное сотрудничество группы с шахтой и ZMS, а также способствовали формированию в обществе положительного мнения о культурной и просветительской работе в Тыхах. Мы не видим дальнейших перспектив развития и сотрудничества с организацией «Kopalnia Węgla Kamiennego Ziemowit» (...) Команда возвращает на рудник «Ziemowit» все оборудование, закупленное рудником, также возвращает одежду (хотя кажется, что мы заслужили это нашей работой) и сегодня принято решение всех членов команды «Passaty» о расформировании ансамбля», - было написано в письме.

1 мая 1967 года «Passaty» прекратили существование, дав в Тыхах свой последний концерт.

Конфликт с шахтой был лишь одной из причин роспуска коллектива. Главным же было то, что участники ансамбля сдали вступительные экзамены в ВУЗы и приступили к учебе.

«Мы не связывали свое будущее с музыкой. Это было всего лишь приключение. Веселье на сцене длилось несколько лет. Никто из нас не был музыкантом - мы были трудолюбивыми любителями, у которых на самом деле были другие планы, но на мгновение мы были очарованы сценой, куртками и большим количеством фанаток. Мы очень старались», - вспоминает Гжегош Ратайский.

Ударом для «Passaty» также оказался призыв вокалиста Стефана Котапки на военную службу, где Котапка, одетый в матросскую форму, выступал теперь в основном на парадах и совсем в другом репертуаре, чем в «Passaty».

«Я попал на флот. Сначала пел в офицерском клубе в Хеле, а потом меня перевели в ансамбль песни и пляски ВМФ «Флотилия», - вспоминал Стефан.

Вернувшись из армии в ноябре 1970 года, Котапка воссоздал группу в клубе «Gwarek» в Гливицах, изменив название на «Pasaty» (с одним «s»). В состав группы входили: Францишек Пирог - гитара; Чеслав Зелиньски - бас-гитара; Здислав Обиковский - орган; Рышард Бентковски - ударные (все четверо ex-«Rytm Redivivus»). Эта менее известная группа дебютировала в январе 1971 года на фестивале «Ритмы Катовиц». «Pasaty» все время участвовали в различных смотрах, конкурсах и музыкальных турнирах, где пытались пробиться с песней «Цветы, как бабочки» (1971), но она так и не сравнялась по популярности с их знаменитой «Góralka». В 1972 году Пирога и Бентковского сменили: Рафал Кавалец - гитара и Бенедик Мусиол - ударные. Группа распалась в июле 1974 года после гастролей в ГДР.

28 июня 1987 года «Passaty» выступили после многолетнего отсутствия на сцене Малого театра в Тыхах.

«Я думаю, это была плохая идея. Но коллеги меня силой уговорили. Я, наверное, ударился головой! Это должно было плохо кончиться!» - сказал Котапка после концерта.

Выступление "Пассатов" в Тыхах (2007).

После распада группы Войцех Гинко занимался коневодством и стал автором нескольких книг, Гжегош Ратайский - архитектор, Стефан Котапка - начальник отдела инвестиций районного суда в Гливицах, Рышард Вробель – начальник автошколы в Миколаеве, а Збигнев Скупник живет в Гдыне. Последний раз бывшие коллеги собирались вместе в 1999 году на похоронах Яцека Выробца.

Стефан Котапка скончался 16 марта 2015 года


Passaty 1965–1968, 1987

01. Gdyby tak zmienil się świat

02. Góralka

03. Kołysanka zza siódmej góry

04. Choćbyś chciał (zbyteczny trud)

05. Czasem wszystko na opak (nowy wstaje dzień)

06. To niby takie proste

07. O panie Betowenie

08. Gitar głos

09. House of the rising sun

10. For your love

11. And i love her

12. Game of love

 

Wojciech Ginko – gitara

Stefan Kotapka – śpiew

Jacek Wyrobiec – gitara

Zbigniew Skupnik – gitara basowa

Grzegorz Ratajski – perkusja

«... Нас зовут «Passaty». Изначально мы подражали «The Shadows», потому что никто из нас не осмеливался петь, но, когда появился Стефан Котапка, мы поймали ветер в свои паруса. Стефан решил поступить в строительный техникум в Тыхах, а тот факт, что мы играли там и вдобавок с полными залами, стал для него аргументом присоединиться к группе. Ночью мы разучили новый хит из списка «Двадцатка лучших Люксембургского радио», потом моя бесценная мама написала польский текст, и примерно через десяток дней мы представили польскую версию хита со сцены Дома культуры в Тыхах, где мы каждую неделю играли на танцах. Слова, которые написала моя мама, содержали мораль с уместной долей юмора. После войны она жила в Вильнюсе, дожидаясь отца из Сибири, поэтому не была энтузиастом широко обожаемой системы. Те, кто помнит шестидесятые, могут себе представить, какими были ручки цензоров, контролировавших все, что можно было показать, написать, спеть или сказать.

Флагманский хит группы «Горалка Халка» с ужасной музыкой и слезливыми текстами не был нашей работой. Мы никогда не встречали авторов ни того, ни другого, но благодарны их, потому что слава этого «диско-поло» образца 1965 года не обошла и нас.

Тогда в мире музыки всё было очень весело. Перед фестивалем в Ополе они приказали «Blackouts» спрятать хвостики на затылке, и надеть обычные штаны вместо «Levis», потому что было неправильным распространять плохие капиталистические модели в мире коммунизма. Другая группа, чтобы получить разрешение выступить на фестивале, должна была сыграть солдатскую песню.

А что мы? Когда нас гримировали перед выступлением по телевидению, какой-то важный парень объявил, что мы можем играть только разрешенных композиторов и забыть гнилых западных артистах, а у нас в репертуаре только такие и были. Новый список был создан мгновенно. Я списал несколько слов из инструкции по стирке моей венгерской рубашки, и у нас уже было два имени, Стефан вспомнил какую-то надпись с чешского железнодорожного вокзала, и оказалось, что то, что мы играем, имеет здоровые, социалистические корни. У нас и так все тексты были на польском, а важные люди с телеканалов слушали не «Радио Люксембург», а только здоровые, то есть социалистические радиостанции.

Такой же социалистической была и оплата наших концертов. Мы получали гроши, потому что государство имело монополию на установление ставок. Артистам были присвоены категории, и те, кто играл подозрительную музыку, имели самые низкие категории. Правда иногда организаторы танцев оплачивали оставшиеся билеты вне платежной ведомости...»

--- Войцех Гинко, katowice.wyborcza.pl

download (mp3 @128 kbs):

https://yadi.sk/d/AWwQ9_Jgu3wbX

Комментариев нет:

Отправить комментарий