воскресенье, 1 декабря 2024 г.

500 величайших альбомов всех времён. Jimi Hendrix – «Axis: Bold As Love» (1967).

Поп-рок.

Психоделический рок.

Dimery R.«1001 Albums You Must Hear Before You Die» (2006).

Colin Larkin «All Time Top 1000 Albums» (2000).

500 величайших альбомов всех времён по версии журнала "Rolling Stone".

«Axis: Bold As Love» ("Ось: Смелая как любовь") - второй студийный альбом группы The Jimi Hendrix Experience, впервые выпущенный 1 декабря 1967 года лейблом Track Records в Соединенном Королевстве.

Группа была обязана по контракту с Track Records выпускать по два альбома в год. Однако американский издатель Хендрикса - Reprise Records - повременил с выпуском нового альбома в Северной Америке, чтобы не помешать успешным продажам первого альбома «Are You Experienced» (март 1967). Они выпустили «Axis: Bold as Love» только в январе 1968. В Европе альбом выходил на Polydor Records, хотя во Франции - на Barclay Records. Название «Axis: Bold as Love» - что бы это значило - каждому придется догадываться самому, ибо официальных версий не существует.

The Jimi Hendrix Experience – «Spanish Castle Magic» (Official Audio)

Альбом демонстрирует несколько музыкальных стилей, и критики увидели в нем демонстрацию роста Джими Хендрикса как автора песен. В него вошли «Spanish Castle Magic» и «Little Wing», две композиции Хендрикса, которые опираются на его корни выступлений с ритм-энд-блюзовыми группами и останутся в его живом репертуаре на протяжении всей его карьеры. В 2004 году журнал Rolling Stone поставил «Little Wing» на 357-е место в списке «500 величайших песен всех времен», а в редакции 2020 года она поднялась до 188-го места.

The Jimi Hendrix Experience – «Little Wing» (Official Audio)

Обложка альбома вызвала споры из-за отображения индуистской религиозной иконографии. Он был разработан без одобрения Хендрикса, и он публично выразил свое недовольство.

Как и его предшественник, «Axis: Bold as Love» имел критический и коммерческий успех, будучи сертифицированным платиновым в США Ассоциацией звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA) и серебряным в Великобритании Британской фонографической индустрией (BPI). В 2000 году он занял 147-е место в списке 1000 лучших альбомов всех времен Колина Ларкина (2000). Rolling Stone поставил его на 92-е место в списке «500 величайших альбомов всех времен» за 2020 год.

ИСТОРИЯ

Выпустив дебютный альбом «Are You Experienced», группа Джими Хендрикса стала интенсивно гастролировать. Хендрикс быстро добился сценической славы в Великобритании и Европе, пиком которой стал концерт 31 марта 1967 года, где The Jimi Hendrix Experience играли на разогреве в прощальном турне американской команды Walker Brothers. В конце выступления Хендрикс поджег свою гитару. Чуть позже одной из уловок рекламной кампании Хендрикса стало официальное предупреждение в прессе руководства Rank Theatre, где намечался концерт группы, "воздержаться от вызывающих акций на сцене". Менеджер Хендрикса Чесс Чандлер заявил в ответ, что группа не пойдет на компромиссы.

4 июня 1967 The Jimi Hendrix Experience играли последний концерт в Англии перед отъездом в американское турне. Выступление проходило в лондонском Saville Theatre. Среди публики было много рок-звезд: Эрик Клэптон, Джек Брюс, Спенсер Дэвис, Брайан Эпштейн и битлы Маккартни и Харрисон. Три дня тому назад - 1 июня вышел в свет битловский альбом «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», и Хендрикс - к огромному восторгу публики и Пола Маккартни - открыл концерт вступительными аккордами из заглавной песни "Сержанта Пеппера".

Несмотря на огромную популярность в Европе, The Jimi Hendrix Experience еще предстояло добиться успеха в Штатах, где их первый сингл "Hey Joe" (май 1967) даже не попал в чарты Биллборда. Хорошую помощь им оказал Пол Маккартни. Когда его пригласили выступить организаторы международного фестиваля в Монтерее, Пол отказался, но порекомендовал вместо себя позвать группу Джими Хендрикса. Это дало Хендриксу огромную возможность выступить не только перед большой аудиторией, но также и перед целой армией журналистов, и он использовал этот шанс на все сто.

Все выступления снимались на кинопленку, после чего Д. Пеннебейкер сделал документальный фильм о Монтерее, увековечивший лучшие моменты фестиваля, в том числе легендарное сожжение Хендриксом гитары в финале и разбрасывание ее обломков в публику. На этом выступлении Хендрикс сыграл очень быструю аранжировку хита Хаулин Вульфа "Killing Floor", хита Би Би Кинга "Rock Me Baby", песню "Hey Joe", боб дилановский хит "Like a Rolling Stone" и после хита The Troggs "Wild Thing" устроил наконец акт вандализма над своей гитарой. Только это зрелище расшевелило наконец американскую публику.

В июле 1967 года Хендрикс играл в нью-йоркском клубе The Scene, где встретил Фрэнка Заппу. Фрэнк похвастался недавно купленной гитарной педалью-эффектом "вау-вау", Джими немедленно запал на эту штучку, пошел купил ее и стал использовать на всех ближайших концертах и записях.

После фестиваля The Jimi Hendrix Experience дали серию концертов в зале Fillmore West Билла Грэма и вытеснили обычных его хэдлайнеров - сан-францисскую группу Jefferson Airplane. Успех на Западном побережье группе был обеспечен. Как раз в это время Хендрикс познакомился со своим будущим музыкальным партнером Стивеном Стиллзом, а также со своей партнершей - как в студии, так и в постели - Девон Уилсон. (У него были с ней весьма бурные отношения, характерные резкими разрывами и схождением вновь, вплоть до роковой ночи его смерти. Она умерла всего шесть месяцев спустя после Джими при довольно странных обстоятельствах - выпав из окна верхнего этажа нью-йоркского отеля Chelsey.)

В это время самая популярная в Америке группа The Monkees собралась в свое первое турне по стране. Они предложили Хендриксу открывать их выступления, поскольку являлись большими его поклонниками. Хендрикс согласился, ибо турне с The Monkees давало возможность выступить перед огромной аудиторией, практически перед всей Америкой. Однако после нескольких концертов пришлось отказаться от этого турне. Фанатами The Monkees были преимущественно незрелые подростки, которые еще не доросли до сложных выкрутасов группы Хендрикса и довольно холодно встречали их выступления. Зато Чесс Чандлер позже признался, что использовал уход от Monkees в качестве броского рекламного хода. В прессе появились сообщения, что Хендрикса выгнали с гастролей The Monkees, потому что организация "Дочери Американской Революции" заявила, что его выступления носят "оскорбительный и неприличный характер".

Вообще, если в Европе Хендрикса уважали прежде всего за его аутентичный блюз, хиты собственного сочинения и авангардные музыкальные идеи, то Америка разочаровала Джими, ибо тамошние СМИ и публика делали упор на его сценических трюках (игра на гитаре зубами или за спиной, сжигание гитары и т.п.) и исполнении чужих хитов.

«Bold as Love» стал первым альбомом The Jimi Hendrix Experience, подготовленным для стереоиздания с широким применением эффекта панорамирования и других стереоэффектов. Это был также первый альбом Хендрикса, в котором он использовал педаль "вау-вау" и играл на гитаре, настроенной на полтона ниже - то есть начиная не с ми, а с ми-бемоль. Впоследствии это стало его обычной практикой.

Когда альбом «Axis: Bold as Love» был уже сведен, Хендрикс забыл мастер-пленку сведенной первой стороны на заднем сиденье лондонского такси. Это срывало все планы выпустить альбом в канун Рождества. Было объявлено крупное вознаграждение за находку, но пленка мистически канула безвозвратно и бесследно. Пришлось Хендриксу, Чандлеру и звукоинженеру Эдди Крамеру пересводить всю первую сторону за одну ночь, но у них никак не получался микс "If 6 Was 9". Тогда они узнали, что у басиста Ноэля Реддинга имеется запись этого микса на обычной любительской пленке. Пленка оказалась в весьма печальном состоянии. Она была измятая, чуть ли не пожеваная, вероятно от прослушивания в пьяном состоянии. Говорят, Хендрикс и Эдди Крамер разглаживали ее утюгом прежде чем скопировать на пленку профессионального качества, откуда песня попала на окончательную мастер-пленку альбома практически без какой-либо обработки.

ПЕСНИ

«Axis: Bold as Love» открывается песней "EXP", которая включает в себя микрофонную и гармоническую обратную связь. Она также демонстрирует экспериментальный стереоэффект панорамирования, в котором звуки, исходящие от гитары Хендрикса, движутся через стереоизображение, вращаясь вокруг слушателя. Произведение отразило его растущий интерес к научной фантастике и космосу. Автор Кит Шедвик описал трек как «одну из самых диких музыкальных произведений, когда-либо выпущенных Хендриксом».

The Jimi Hendrix Experience - "EXP"

Текст песни «Spanish Castle Magic» был вдохновлен The Spanish Castle, танцевальным залом в нынешнем Де-Мойне, штат Вашингтон, недалеко от Сиэтла, где Хендрикс джемовал с местными рок-группами в школьные годы. В песне «Little Wing» Хендрикс впервые играет на гитаре через динамик Leslie (вращающийся динамик, который создает эффект колебания, обычно используемый с электрическими органами). По словам Колина Ларкина, Axis меньше фокусируется на игре на гитаре, чем в Are You Experienced, и больше на «даре автора песен» Хендрикса. Писатель Чарльз Шаар Мюррей описал Axis как «более легкий, свободный и мелодичный», чем его предшественник.

"Wait Until Tomorrow" (Жди до завтра) - поп-песня с ритм-н-блюзовым гитарным риффом, Митчелл и Реддинг на подпевках, считается одной из сильнейших вещей в альбоме «Axis: Bold as Love».

The Jimi Hendrix Experience - «Wait Until Tomorrow»

"Wait Until Tomorrow" — одна из первых написанных Хендриксом песен-ситуаций, вероятно под впечатлением от мастеров подобного жанра - соул-артистов The Isley Brothers, с которыми Хендрикс выступал до создания своей группы. По сюжету песни парень строит планы сбежать из дома со своей возлюбленной девушкой, но его застреливает ее отец. "Wait Until Tomorrow" была записана одной из последних 26 октября 1967, три дня спустя альбом завершила запись заглавной вещи "Bold as Love".

The Jimi Hendrix Experience - «Bold as Love».

Песня начинается внезапно и переходит в спокойный грув, типа "Little Wing" или "Castles Made of Sand". "Bold as Love" уходит на затухание под психоделический припев и продолжительное гитарное соло. Песня записывалась на 4-дорожечный магнитофон. После первоначальной записи, Хендрикс наложил на нее клавесин и дополнительные партии баса. Звукоинженеры Эдди Крамер и Джордж Чкиантц создали здесь сфазированное стерео звучание, которое Хендрикс назвал звучанием, которое он "слышал в своих мечтах". Ноэль Реддинг говорил, что песня легко пошла у группы, однако известно, что записана с 27 дублей. На пластинку выбрали дубль № 24.

«Ain't No Telling» представляет собой рок-песню со сложной структурой, несмотря на свою короткую продолжительность.

The Jimi Hendrix Experience - «Ain't No Telling»

«If 6 Was 9», последняя песня на первой стороне, является самым длинным треком альбома; некоторые из перкуссионных эффектов были созданы Гэри Лидсом (из Walker Brothers) и Грэмом Нэшем, топающими ногами.

The Jimi Hendrix Experience – «If 6 Was 9» (Official Audio).

"You Got Me Floatin'", рок-песня, начинающаяся с закрученного назад гитарного соло, открывает вторую сторону альбома. Рой Вуд и Тревор Бертон из группы The Move, которые гастролировали с Хендриксом в туре по Великобритании зимой 1967 года, записали бэк-вокал. По словам Вуда, он и Бертон были в соседней студии во время записи песни, и Реддинг подошел и спросил их, не хотят ли они спеть на ней.

The Jimi Hendrix Experience – «You Got Me Floatin'»

 Следующий трек, "Castles Made of Sand", представляет собой балладу, которая также включает в себя гитарное соло задом наперед.

The Jimi Hendrix Experience – «Castles Made of Sand» (Official Audio)

«She's So Fine», единственный вклад Реддинга в альбом в качестве автора, является квинтэссенцией британского поп и рока под влиянием Who, с участием Реддинга в качестве ведущего вокалиста с помощью Митчелла.

The Jimi Hendrix Experience – «She's so fine»

«One Rainy Wish» начинается как балладный вальс, но во время припева развивается рок-ощущение, которое отличается от куплетов.

The Jimi Hendrix Experience – «One Rainy Wish» (Official Audio)

Песня «Little Miss Lover» содержит элементы фанка, в то время как заключительная песня альбома, «Bold as Love», с расширенным гитарным соло в конце, завершает альбом.

The Jimi Hendrix Experience – «Little Miss Lover»

Хендрикс сочинил заглавный трек и финал альбома вокруг двух куплетов и двух припевов, во время которых он соединяет эмоции с персонажами, сравнивая их с цветами.

ОБЛОЖКА

Хендрикс был очень недоволен обложкой «Axis: Bold as Love». Художественный отдел компании Track Records, ни с кем не посоветовавшись, взял за основу широко распространенный индусский плакат, известный под названием Вираат Пурушан-Вишнуроопам, куда вместо трехликого бога Вишну наложили рисунок троих участников группы The Jimi Hendrix Experience, который сделал с фотопортрета Карла Ферриса художник Роджер Лоу. Джими ничего не имел против индусской символики, но считал, что для его песен больше подходила бы символика американских индейцев.

В ноябре 1967 Хендрикс участвовал в одной голландской телепередаче, где фоном послужил гигантский плакат, на котором Джими был сфотографирован, облаченный в обрядовый Головной Убор Воина из орлиных перьев, концы которых украшены конским волосом, по бокам свисают длинные красные ленты. По спине почти до земли спускается полоска кожи, на которую также крепятся перья. Надпись сверху указывает как будто это был оригинальный постер 1967 года, рекламировавший американские концерты группы после Монтерея. На самом деле, плакат был сделан после американского турне в Лондоне. Скорее всего, именно такая концепция оформления альбома больше подходила бы Хендриксу. Оригинальные экземпляры того плаката давно осели в чьих-то коллекциях, и даже их копии поражали высокими ценами на аукционах.

Оригинальное британское издание «Axis: Bold as Love» на Track Records вышло в конверте с разворотом, на внутренней стороне которого большой развернутый черно-белый портрет участников трио. В комплекте шел оранжевый вкладыш с текстами, отпечатанными красным шрифтом. Предполагаемая высокая стоимость такого издания была темой обсуждения в печати. В американском издании вкладыш не стали делать, фото на внутреннем развороте сделали небольшим, а всю остальную часть заняли текстами песен. Европейское издание на Полидоре сделали без вкладыша и без текстов на внутреннем развороте, а портрет группы сделали в большой рамке. Французы издали альбом в одинарном конверте (без разворота), поместив на лицевую сторону обложки фотографию группы из недавней французской телепередачи.

МОНО ВАРИАНТЫ

Моноверсии издавались только в Англии и США, во всем остальном мире альбом распространялся только в стереоварианте. Самое странное издание получилось в Европе на Polydor Records. В нем использован совершенно другой стереомикс, отличающийся от английского, французского, американского и любого другого издания. Этот микс был моносовместимый, но в нем отсутствовало стереопанорамирование. Самое неприятное, что многие последующие переиздания альбома - и не только на Polydor - стали повторять этот микс, и даже первое в Великобритании издание на компакт-диске. По нелепой ошибке пленке из архива Polydor придали значение мастера.

РЕЛИЗ и КРИТИКА

Axis: Bold as Love имел большой успех, поднимаясь на 5-е место в британских и на 3-е в американских чартах. Басист Ноэль Реддинг назвал его любимым из всех трех альбомов группы. В 2003 году журнал Rolling Stone поместил Axis: Bold as Love на 82-ое место в своем списке 500 лучших альбомов всех времен. Журнал Guitarist назвал альбом 7-ым в списке самых влиятельных гитарных альбомов всех времен. Axis: Bold as Love входит в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь.

В своем превью альбома для Rolling Stone Ник Джонс описал его как «временами потрясающе красивый» и выделил «магию испанского замка». В обзоре Axis в том же издании Джим Миллер приветствовал его как «превращение белого шума в психоделию... Лучший альбом вуду, который когда-либо выпускала рок-группа на сегодняшний день». Журнал Q написал в ретроспективном обзоре, что альбом «ослепляет, поскольку Experience создает жанр, вероятно, недолговечный, потому что никто другой не мог его сыграть». Каб Кода из AllMusic посчитал альбом демонстрацией «замечательного роста и глубины» Хендрикса как автора песен, используя соул-гитару в стиле Кертиса Мэйфилда, «лирические образы в стиле Дилана и гиперактивность Fuzz Face, чтобы создать еще одну сторону своего грандиозного психоделического музыкального видения».

Некоторые критики сочли «Axis: Bold as Love» наименее запоминающимся из трех студийных релизов Experience. По словам Ричи Унтербергера, это был наименее впечатляющий из альбомов Experience, в то время как Крис Нидс назвал запись «переходным, но часто упускаемым из виду, шедевром».

Комментариев нет:

Отправить комментарий