Pop
В декабре
1984 года два трека соперничали за звание рождественского хита №1 в
Великобритании: это "Last Christmas" поп-коллектива Wham! и "Do
They Know It's Christmas?" благотворительного проекта Band Aid.
В обоих случаях не обошлось без Джорджа Майкла. Он принял участие в версии Band Aid и исполнил "Last Christmas" (причем роялти с продаж трека он также пожертвовал на благотворительные цели). Любопытно, что тогда победа досталась "Do They Know It's Christmas?", и это означает, что одна из самых ярких и любимых праздничных песен долгие годы не могла достичь первого места (впервые это произошло лишь в январе 2021 г.). Годы, тем не менее, расставили всё по своим местам. "Last Christmas" оказалась вездесущей: на её счету 3,7 млн. проданных копий и бесчисленные каверы (от Тейлор Свифт и Whigfield до Арианы Гранде и Good Charlotte). Согласно статистике продаж, это третий крупнейший сингл всех времен на территории Великобритании.
Есть в рождественских песнях нечто коммерческое - рано или поздно их записывают многие успешные музыканты. Так что решение Wham! пойти по этому пути было как минимум неоригинальным и предсказуемым. Редактор издания "Smash Hits" Марк Эллен вспоминал, как в ту пору коллектив не любили в музыкальной прессе, их считали "бездумными серферами". И рождественский сингл восприняли не иначе, как слащавый и местами циничный. Песня была записана в августе 1984 года в лондонской студии Advision, когда-то модной, но к тому времени порядком устаревшей. С начала года Джордж Майкл понемногу вырвался из-под контроля Wham! и пытался начать сольную карьеру. Трек "Last Christmas" музыкант написал и спродюсировал самостоятельно от начала и до конца. Также он исполнил вокальную партию и сыграл на всех инструментах. Джордж Майкл избавился от продюсеров, менеджеров и даже коллеги по группе Эндрю Риджли, и единственными, кто был допущен в студию, были звукорежиссер Крис Портер и два помощника (нельзя сказать, что их вклад был велик). Портер вспоминает, как "отчаянно хотел поиграть на колокольчиках на санях", но, как и в остальном, ими звенел Джордж.
Портер
начал работать с дуэтом над их дебютным синглом "Wham Rap! (Enjoy What You
Do)". Это был странный, вдохновленный хип-хопом трек, который прославлял
жизнь на пособие по безработице. Пара заявилась в студию "буквально в
шортах" и он подумал тогда: "У них нет никаких шансов - слишком они
наивны". Однако, спустя некоторое время он стал замечать творческую мощь
Джорджа Майкла. "Он не боялся идти наперекор опытным бизнесменам
индустрии. Он осознавал силу своего таланта и ту власть, которую она ему
давала", - вспоминает Портер. Тот трек получился сложным и мелодически
неоднородным, в лучших традициях качественной поп-музыки. Так было посеяно семя
будущей сольной карьеры Джорджа. Они с Портером во время работы над альбомом
"Make It Big" в Парижской студии записали трек "Everything She
Wants" без группы и каких-либо продюсеров. "Думаю, тогда к Джорджу
впервые пришло понимание, что если бы он захотел, он мог бы делать всё
самостоятельно", - вспоминает Портер.
И в
случае с "Last Christmas" то, что раньше было случайным, стало
преднамеренным. В сопровождении драм-машины, синтезатора Roland Juno-60 и
рождественских колокольчиков Портер и Майкл стали записывать рождественскую
песню. Дело было в разгар лета, и ассистент украсил студию гирляндами и
огоньками. Но процесс проходил скорее кропотливо, чем радостно. "Джордж не
был музыкантом, - говорит Портер, - у него вообще не было никаких навыков игры
на инструментах". Тем не менее он настаивал на том, чтобы сделать всё
самостоятельно. "Процесс был очень трудоемким, потому что он буквально
играл на клавишных двумя или тремя пальцами", - говорит он.
Одна из
причин успеха "Last Christmas" в том, что она звучит одновременно
обычно и особенно. "Сама музыка была нарочито невзрачной. Одна из действительно
умных находок Джорджа в том, что поместил в центр внимания свой голос, а не
музыкальность", - считает Портер.
Несмотря
на простоту, Майкл стремился к уникальности. Зачастую, когда музыканты работают
в студии, они часто отталкиваются от работ своих коллег. Майкл не пытался этого
делать, хоть и был большим поклонником Motown и Chic, например. И всё же
"Last Christmas" действительно напоминала ряд других песен. Она
похожа на трек "Joanna" Kool & the Gang, а Барри Манилоу всерьез
думал, что это плагиат его песни "Can't Smile Without You". Настолько
всерьёз, что отправился в суд. Дело было закрыто после того, как музыковед
представил судье 60 с лишним песен из прошлого века с похожими
последовательностью аккордов и мелодией.
Уникальность
"Last Christmas" заключается в её лирической составляющей. Это
достаточно сложная песня, в которой радостная музыка противопоставляется
печальному тексту о безответной любви. Детский хор скандирует едкие рифмы
("этот год, чтобы спастись от слёз, я подарю кому-то особенному"), а
сам рассказчик пытается уколоть своего бывшего тем, насколько он раздавлен их
расставанием.
Саймон
Нэрьер-Белл, менеджер Wham!, рассказывал, что песня должна была стать частью
так называемого "Christmas package", вместе со снежным видеорядом и
Рождественским шоу в Уэмбли. Вопреки подобным амбициям, съемка клипа была
организована в последнюю минуту. В конце ноября группа, а также друзья и члены
их семей отправились на швейцарский курорт Saa-Fee. Роль бывшей подружки
досталась модели Кэти Хилл. Вот как она вспоминает "расслабленный и
пьяный" съемочный процесс: "Обычно на съёмках я не пью, но во время
сцены за обеденным столом всё начало становиться немного глупым, поэтому мне
пришлось это сделать. А ещё в то время я встречалась с композитором Вангелисом,
и Джордж постоянно о нем спрашивал, так как интересовался его музыкой". В
работе над видео было заметно, что Джордж не поддаётся всеобщей легкости и
воспринимает происходящее более серьёзно. По словам Хилл, он почти не пил
алкоголь и старался щепетильно контролировать весь процесс. Например, он
непреклонно заставил менеджера видео Джаз Саммерс вырезать несколько сцен, в
которых он появился в неудачных ракурсах.
Сразу
после завершения съемок Майкл приступил к записи "Do They Know It's
Christmas?", вместе с такими топовыми звездами, как Стинг, Боно, Бой
Джордж и Фил Коллинз. Так что к рождественскому хиту №1 1984 года он тоже
приложил руку. Тогда чарты не смогли предсказать светлое будущее, ожидающее
"Last Christmas". Эта песня стала волшебной, серьёзной рождественской
классикой, такой, какой синглу Band Aid, при всей его звездной силе и бешеной
шумихе в СМИ, стать никогда не удалось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий