вторник, 24 декабря 2024 г.

Культовый музыкант, соединяющий стили и поколения. Рэй Брайант (24 декабря 1931 – 2 июня 2011).

Зал славы джаза.

Рэй Брайант как никто другой отличался способностью удовлетворять сложные гармонические требования современного джаза, сохраняя при этом дух свинга и госпел-музыки, которые окружали его, когда он был ребенком. Любое выступление Брайанта пропитано блюзом, даже когда он не играет блюз.

Ray Bryant(p), Jimmy Rowser(b), Winard Harper(ds) Live in Japan (Keystone Corner Tokyo, 1992).

На протяжении многих лет его трио пользовалось огромной популярностью. Но культовый статус Брайанта не только среди слушателей джаза, но и среди классических музыкантов и поклонников по всему миру был достигнут благодаря его сольным записям на фортепиано. Стоя в стороне от музыкальных течений и всегда оставаясь самим собой, Рэй Брайант долгое время был уникальным, самобытным и очень доступным пианистом.

Выдающийся джазовый пианист и композитор Рэй Брайант (Raphael Homer «Ray» Bryant) родился 24 декабря 1931 года в городе Филадельфия, штат Пенсильвания.

Брайант рос в семье музыкантов – мама руководила хором, брат Томми был профессиональным контрабасистом, а сестра Вера играла госпел на органе в местной церкви. Так что Рэй с шести лет начал осваивать фортепиано, а поступив в школу, играл в группе на контрабасе и тубе. «Величие джаза, окружённое блюзом, госпелом и другими стилями всегда манило меня», – говорил он позже в своём интервью.

Впервые Брайанту заплатили за игру, когда ему было 12 лет: «Я играл на танцах, и они тайком загоняли меня в бары. Я получал четыре или пять баксов за ночь, что тогда было неплохими деньгами». Уже в 14 лет Рэй оказался участником оживлённой филадельфийской джазовой сцены – после совместной записи с бэндом Джимми Джонсона, на которой присутствовали местные саксофонисты Джон Колтрейн и Бенни Голсон.

Профессиональная карьера Рэя началась с сотрудничества с бэнд-лидером Мики Коллинзом. Проработав с ним вместе несколько лет, Брайант уходит в группу «Rocking Highlanders» гитариста Тими Граймса, где музыканты играли афроамериканские ритмы и блюз, облачённые в килты и шотландские береты.

С 1953 года Рэй становится штатным пианистом «Blue Note» в Филадельфии, где аккомпанирует Чарли Паркеру, Майлсу Дэвису, Лестеру Янгу, Сонни Роллинсу, Сани Ститту и многим другим. Майлзу Дэвису и Сонни Роллинсу игра Брайанта понравилась настолько, что они записались с ним в 1955 году: на Quintet/Sextet и Work Time соответственно. После совместных записей каждый из этих незаурядных музыкантов уверял пианиста, что Нью-Йорк – самое подходящее для него место. Брайант перехал в джазовую столицу в 1959 году, но до этого ещё успел поработать аккомпаниатором у Кармэн Макрэй, записаться с Коулменом Хокинсом и Роем Элдриджем на «Newport Jazz Festival» (1957), восхитив всех блестящим соло в пьесе «I Can't Believe That You're in Love with Me» и отметиться работой с бэндами Диззи Гиллеспи и Джо Джонса (вместе с братом Томми).

Ray Bryant Combo – «Madison Time»

А потом – Нью-Йорк, записи с Максом Роучем, Сонни Роллинсом, Кёртисом Фуллером, Чарли Шейверсом и создание собственного трио. Добившись успеха с фанки-хитами, такими как «Little Susie», «Cubano Chant» (ставший джазовым стандартом) и другими, Брайант смог поддерживать интерес к себе и дальнейшие годы. Рэй и его трио были очень популярным комбо на протяжении многих лет, его музыка, в которой переплетаются соул, блюз и госпел, буги-вуги и страйд, получила признание у меломанов всего мира. Брайант играл с бэндом и сольно на множестве концертных площадок и выпустил ряд интереснейших альбомов («Solo Flight», «Montreux ’77», «Tribute to his Jazz Piano Friends», «Ray Bryant meets Ray Brown» и другие). Рэй Брайант выступал вплоть до своей кончины от продолжительной болезни в 2011 году.

Первоначально на стиль Брайанта повлияли пианисты Арт Татум и Тедди Уилсон, но вскоре в его игре усилились элементы блюза и госпела. Брайант не был известен как новатор, но обладал собственным легко узнаваемым стилем. Он говорил, что ему нравилось переносить элементы оркестра Каунта Бейси на фортепиано. Один критик отметил, что «сольные произведения Брайанта часто похожи на тщательно продуманные сонаты с драматическими изменениями настроения, темпа и динамики»: «У Брайанта было твердое прикосновение и непоколебимое чувство времени, особенно в его левой руке, которую он часто использовал, чтобы построить базовую союзку. Даже в обстановке бибопа он предпочитал звонкие тона евангельской церкви».  «В своей сольной игре [...] Он часто играл блюзовые фигуры в правой руке против страйда или буги-вуги в левой. На его записях в качестве аккомпаниатора влияние блюза и буги-вуги менее сильное, и он играет в различных стилях».

Ray Bryant Trio – «Autumn Leaves»

Брайант также был композитором, на его счету такие известные темы, как «Cubano Chant», «The Madison Time», «Monkey Business» и «Little Susie». Он сказал, что сознательно не стремился сочинять музыку: «Идея просто приходит ко мне, пока я занимаюсь чем-то другим, и если она прилипает, я развиваю ее в мелодию». Эд Бергер писал в JazzTimes, что его композиции «разделяют многие привлекательные мелодические и ритмические качества, которые делают его игру столь широко доступной», и варьируются по стилю от латинского, основанного на блюзе, до более лирических баллад, вальсов и калипсо.

Рэй Брайант – один из тех уникальных музыкантов, чья музыка, при всей её сложности, смогла стать доступной для людей, прежде не включавших джаз в список своих музыкальных приоритетов. При этом он был пианистом, который мог великолепно играть и диксиленд, и бибоп, экспериментировал с электрическим пианино… Но в истории музыки он останется непревзойдённым мастером акустического фортепиано с исключительным чувством свинга.

Ландыш Рифовна

Комментариев нет:

Отправить комментарий