понедельник, 16 декабря 2024 г.

40 лет альбому! Leonard Cohen – «Various Positions» (1984).

Folk-Rock

Зал славы Рок-н-ролла

Иные персонажи из кожи вон лезут, чтобы заработать звание поп-звезды, но капризная слава не видит их в упор, отдавая предпочтение самым неожиданным кандидатам. Так, к примеру, случилось с Леонардом Коэном. Канадский бард никогда не тяготел к популярности, и его приход в музыкальный жанр случился далеко не сразу. Первый альбом Коэна датируется 1967 г., когда поэту исполнилось 33 года, но даже после его выпуска он продолжал считать себя простым ремесленником, сочинявшим стихи, а не музыкантом.

Leonard Cohen – «Hallelujah» (Live In London)

Интеграция музыки в стихотворный жанр с самого начала давалась Леонарду Коэну нелегко, и хотя на его счету было множество прекрасных песен, чаще всего их движущей силой являлись тексты и интонации, и сам создатель это нередко признавал. Он соглашался с тем, что многие его композиции, даже самые прекрасные, строились на легких мелодиях, поддерживаемых острой лирикой и подачей, захватывавшей дух. В этом он был силен как никто другой, до конца оставаясь больше поэтом и фразером, нежели певцом и музыкантом.

Leonard Cohen – «Hunter's Lullaby»

70-е, однако, принесли в творчество Коэна ряд важных нововведений. Первое касалось его голоса, изменившегося на треть октавы, что сделало вокал максимально ровным и спокойным, способным проникать в самую суть вещей. Второй инновацией стало открытие певцом клавишных Casio, которые он продолжит использовать для сочинения и исполнения на протяжении всей своей карьеры. Хотя он никогда не обучался игре на фортепиано, именно Casio идеально дополнила его стиль письма и пения. Вначале он экспериментировал, нажимая различные клавиши, а потом вставлял ритм и начитывал слова, сочиняя в их темпе. В некотором смысле, это напоминало печатную машинку. Многим такое внедрение клавишных Casio в музыку Коэна может показаться неестественным, но, если углубиться в эргономику письма и композиции, то перед нами окажется естественный инструмент, обеспечивающий простую цепь от мозга к пальцам и рту.


В 1984 г., в возрасте 50 лет, Леонард Коэн выпустил "Various Positions", свой седьмой студийный и первый за пять лет альбом. Эта пластинка также стала первой, в которой для композиции и исполнения использовалась в основном только Casio, и также первой с Дженнифер Уорнс в качестве со-вокалистки. Когда голос Коэна достигает дна, именно звон Casio и диапазон голоса Уорнс создают комбинацию неожиданной красоты. "Various Positions", особенно сильно почитаемый во Франции и его родной Канаде, обладает качеством французского кабаре и уличной музыки. За данный аспект отвечает продюсер Джон Лиссауэр, чья работа с Барброй Стрейзанд и Manhattan Transfer подготовила его к внедрению стиля, построенного на большом голосе под фортепиано в главных ролях и остальными инструментами в качестве поддержки.

Песни с "Various Positions", хотя и окутаны поэзией Коэна, представлены в трех основных вариантах. В звучании одних слышны знакомые "старозаветные" народные песни, возвышающиеся над классической гитарой, небольшим бэк-вокалом и редкими инструментами. Вторые представляют собой мрачные канти-номера в манере Джонни Кэша и Микки Джилли. И, наконец, третьи – наиболее масштабно звучащие композиции с использованием Casio, в которых Коэн, получивший прозвище Word Speaking Machine, отыскал свой новый звук.

Leonard Cohen – «Dance Me to the End of Love» (Official Video).

Открывает пластинку "Dance Me to the End of Love", сигнализирующая о грядущих переменах. С клавишными, задающими мелодию и ритм, и вальсирующим голосом Коэна, она звучит так, словно была написана в где-то в Париже лет сто назад. Следующие "Coming Back to You" и "If It Be Your Will" отдают дань первым песням барда, с оттенком простого фолка при поддержке едва заметных клавишных и бэк-вокала. С "Heart with No Companion", "Hunter's Lullaby" и "The Captain" Коэн ступает на темную сторону кантри-музыки, причем последняя содержит элементы буги-вуги.

Leonard Cohen – «Coming Back to You»

В середине альбома находится главная жемчужина – культовая тема "Hallelujah", в которой Коэн находит секретный аккорд, буквально провозглашая об этом. Песня начинается с неожиданного звука удерживаемой на клавишных ноты и странной фразы Коэна со словом "secret". В первых строчках он перебирает слова, постепенно набирая обороты, пока не переходит к припеву, в котором его голос появляется в окружении хора. Что интересно, в канон песня вошла благодаря многочисленным каверам, появившимся в скором времени после ее выпуска. Боб Дилан начал исполнять композицию почти сразу же, а позже к нему присоединились, в числе прочих, Джон Кейл, KD Lang, Джефф Бакли и Руфус Уэйнрайт. Версия Кейла, бывшего участника Velvet Underground, прозвучала в мультфильме "Шрек" 2001 г., после чего Коэна накрыла волна огромной славы среди аудитории, до того момента не ведавшей о существовании великого артиста.

Leonard Cohen – «If It Be Your Will»

Хотя "Various Positions" была выпущена Коэном в статусе признанного мэтра, ее судьба оказалась не слишком гладкой и простой. Как и многие великие релизы, альбом был встречен с долей любопытства, двойственности и цинизма. Уолтер Йетникофф, глава CBS Records, изрядно заработавший на релизе хита "Thriller", после первого прослушивания пластинки изрек фразу, ставшую с тех пор поистине крылатой: "Послушай, Леонард, мы в курсе, что ты большой молодец, но мы не уверены, что ты достаточно хорош". Этими словами босс лейбла дал понять певцу, что альбом не кажется ему актуальным, и также ему не нравится как он сведен. Таким образом, хотя "Various Positions" был неплохо принят в Европе, в США он был издан лишь в 1990 г. в рамках дискографии Коэна на CD независимой компанией Passport Records.

Leonard Cohen – «Heart With No Companion»

Как позже констатировали критики, "Various Positions" действительно оказался не таким целостным, как следующие два лонгплея Леонарда Коэна. В этих песнях отчетливо слышно, как напрягается его голос, и насколько неуверенно звучат некоторые продюсерские ходы. Однако, все это не отменяет верность главной гипотезы Коэна. Набор из трех элементов – вокал певца, Casio и поддержка Уорнс – вписался в его музыку даже лучше, чем традиционный формат фолка и рока. Даже если бы на пластинке не оказалось поистине культовых "Hallelujah" и "Dance Me to the End of Love", она осталась бы не менее впечатляющей и сильной. Такой ее и запомнят на долгие годы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий