Кто такая Лина Кавальери? Сто лет назад это имя гремело по всей Европе. Итальянская оперная певица получила ошеломляющую популярность не только за пение, но и за внешность, прослыв самой красивой женщиной в мире.
Лину
Кавальери (1874-1944) называют самой первой фотомоделью в мире. Если о её
таланте критики спорят, то красота Лины признана всеми.
Говорят, что детей, которые родились во время праздников, ждёт необыкновенная судьба. В рождественский вечер 25 декабря 1874 года в семье Кавальери появилась маленькая, очень хорошенькая девочка. Произошло это событие в городе Витербо, расположенном в окрестностях Рима. Ребенка назвали Наталиной – на итальянском языке Natale обозначает Рождество.
Малышка
подрастала и становилась всё более привлекательной.
Ее семья
была благородного происхождения, но находилась в до такой степени трудном
положении, что мать была вынуждена работать прачкой, а отец продавать газеты.
Родители ожидали, что Лина как старшая дочь начнет помогать зарабатывать на
хлеб. Ни о каком серьезном образовании не могло быть и речи. Девочку послали ее
учиться швейному делу. Но эта профессия оказалась девушке не по душе. Она стала
продавать цветы.
Помимо
внешней красоты Бог или судьба наградили её необыкновенной добротой и
музыкальным талантом. Девочка распевала с утра до ночи незамысловатые песенки,
которые трогали до глубины души случайных свидетелей её пения.
Одним из
таких невольных зрителей стал новый сосед, учитель музыки. Он предложил девочке
всерьёз заняться пением, и Наталина с радостью согласилась – она давно уже
мечтала блистать на сцене. Несколько уроков показали учителю, что девочка
обладает несомненным талантом, и он порекомендовал её в качестве певицы
знакомому владельцу маленького ресторанчика.
Выслушав
Кавальери, тот с восторгом предлагает ей ангажемент. Наталина с радостью
соглашается – теперь она сможет заняться любимым делом.
Четырнадцатилетняя
Наталина каждый вечер входила в шумный зал ресторана, и поражённая публика тут
же замолкала. Певица ещё не успевала начать песенку, а зрители уже были
покорены девушкой необыкновенной красоты. А после исполнения песни грохот
рукоплесканий оглушал юную певицу.
Кавальери
не обладала каким-то особенным голосом, скорее приятным и нежным. А принимали
девушку так хорошо, потому что она была потрясающе красива.
Слава
красавицы-певицы с быстротой молнии распространяется по городу. Вскоре
владельцы самых роскошных и престижных ресторанов борются за то, чтобы
Кавальери пела именно у них. Величина её гонораров всё возрастает, и Наталина
уже может позволить себе вести жизнь избалованной звезды. Но она продолжает
заниматься уроками вокала, посещает учителей танцев. У девушки теперь появилась
новая мечта – она стремится стать звездой оперы.
Какое-то
время Кавальери выступает в Неаполе – пока ещё в качестве кафешантанной певицы.
Но вскоре старания её учителя пения Марианны Мази приносят свои плоды – та
сумела поставить голос Наталине Кавальери, и девушка теперь вполне может
выступать на профессиональной сцене. Дебютировала Лина Кавальери на оперной
сцене Мадрида, затем последовали другие европейские столицы.
И везде –
шумный успех, толпы поклонников, рукоплещущий и бисирующий зал… Мир охватывает
безумие по Лине Кавальери – её имя у всех на устах.
Публика
валом валила на представления, чтобы полюбоваться ее невероятной красотой,
необычными нарядами и роскошными прическами. К тому же Лина интуитивно
чувствовала, как подогреть интерес зрителей. Например, однажды она прямо на
сцене поцеловала Карузо, чем привела публику в полнейший восторг. С тех пор ее
стали называть «целующейся примадонной».
Анастасия
Цветаева так рассказывала в своих мемуарах о Кавальери: «Музыка! Смычки,
струны, феерический вид оркестра. Вдруг что-то делается в конце залы,
вспыхивает всеобщим волнением, бежит сдержанным – но разве сдержишь? – шёпотом,
и глаза всех устремляются к дверям. Может быть, встают все? Драгоценное имя,
доносимое, шелестит по губам итальянцев и иноземцев. Имя, принадлежащее
Красоте, ни с чем не сравненной, потому что она – Первая в мире! La signora
Lina Cavalieri!.. Она вошла в зал, окружённая свитой, и я помню точёный профиль
величавой и прекрасной женщины, знаменитой актрисы. Что-то жемчужное.
Темноволосое. Темноглазое. И с протянутой руки ожившей статуи – текущая пена
кружев».
Божественная
красота Кавальери поражает до такой степени, что на её фоне меркнут любые
женщины. И она сама осознавала это: «Я чувствовала себя красивее других женщин,
более чем другие, неотразимой чаровницей, неприступной сиреной. На балах именно
я была королевой, я была той, которую пожирали жадными взглядами»…
В 1890-х
годах Лина отправилась покорять Россию. И Петербург и Москва рукоплескали
примадонне, публика просто сходила с ума. Знаменитости также отдавали должное
певице.
На
бешеной популярности Лины зарабатывались огромные деньги. Открытки с изображением
юной красавицы продавались миллионными тиражами. Образ высокой брюнетки с
огромными глазами и длинными ресницами стал символом эпохи – его можно было
увидеть везде.
Карточки
расходились с невероятным успехом. Подобные открытки выпускались с тех самых
пор, как фотография пришла на смену дагерротипу, и предпочтение отдавалось,
естественно, снимкам прелестных женщин и детей. Но до появления Кавальери этих
красавиц никто не знал по имени: можно сказать, что Лина стала первой
топ-моделью в истории человечества.
Красота
Лины Кавальери вдохновила итальянского дизайнера Пьеро Форназетти и он создал
более 500 различных ее изображений на тарелках, кубках, вазах, подушках,
коврах, стульях, календарях, сделав лицо Кавальери своим фирменным знаком.
Илья
Шнeйдep в книгe «3aпиcки cтapoгo мocквичa» описал всеобщую истерию по
Кавальери: «Ecли вы пoкупaли кopoбкy кoнфeт в кондитерской Aбpикocoвa, тo,
пoмимo oбязaтeльнoгo пpилoжeния к eё coдepжимoмy в видe зacaxapeннoгo куcoчкa
aнaнaca и плитoчки шoкoлaдa «миньoн», зaвёpнутoй в cepeбpянyю фoльгy, в
кopoбoчкe лeжaлa eщё нeбoльшaя тoлcтeнькaя плиткa шoкoлaдa в oбёpткe из зoлoтoй
бyмaги c нaклeeннoй нa нeё миниaтюpнoй фoтoгpaфиeй Шaляпинa или Лины Kaвaльepи.
B любoй тaбaчнoй лaвчoнкe, имeвшeй, кaк пpaвилo, и пиcчeбумaжныe тoвapы, мoжнo
былo нaйти oткpытки c изoбpaжeниeм «пepвoй кpacaвицы миpa» – итaльянки Лины
Kaвaльepи, зacнятoй в paзныx пoзax. Были oткpытки и c дpyгими кpacaвицaми:
фpaнцужeнки Kлeo дe Mepoд, иcпaнcкoй тaнцoвщицы Гвepepo, oднoфaмилицы Лины
Kaвaльepи – Mapии Kaвaльepи и шaнcoнeтки Oтepo. Ho никтo из ниx нe был тaк
пoпуляpeн, кaк Линa Kaвaльepи. Имя eё в Poccии былo тaк жe извecтнo, кaк
швeйныe машины Зингера, булочные Филиппова, как зубнoй эликсир «Oдoль» или
мoлoчныe мaгaзины Чичкинa…»
Интересно,
что Кавальери поставила жёсткое условия фотографам – она будет сниматься только
в строгих нарядах, чтобы не скомпрометировать себя в глазах своего будущего
жениха, который непременно появится в её жизни!
И вскоре
такой жених действительно появился – российский дворянин, наследник миллионов
Александр Барятинский.
Современники
вспоминали, что блистательной Кавальери предлагали руку и сердце огромное
количество раз. По слухам, она получила по меньшей мере 840 предложений
замужества. Однако самая большая ее любовь, хоть и не осталась безответной, к
замужеству не привела.
Барятинский
осыпал ее драгоценностями и баловал вниманием. Но они так и не поженились,
потому что князь очень испугался того, что его семья не простит ему позора,
который он навлечет на нее.
Чем же не
подходила аристократам известная красавица?
Этот
роман обсуждал весь высший свет. Но, к сожалению, многие осуждали. Да, Лина
была известна на весь мир, но имела слишком низкое происхождение, чтобы
породниться с такой титулованной семьей, как Барятинские. Родственники сразу
дали Александру понять, что этот брак крайне нежелателен. Он все же попытал
счастья и попросил у Николая II разрешения жениться на Кавальери. Но царь
отказал, объясняя это тем, что такая женитьба немедленно привела бы к отставке
князя и надолго опозорила бы его семью.
К тому же
Лина хранила тайну, которая так и осталась не раскрытой исследователями: у нее
был сын, рожденный вне брака. Одни историки считают, что ребенок уже
существовал к моменту знакомства с Барятинским. По мнению других, она родила
его позже, и он был сыном именно князя.
Некоторые
источники утверждают, что Лина и Александр все же были женаты. Безумная любовь
поразила обоих, и вскоре состоялось тайное венчание. Но вскоре этот союз был
разрушен. Николай II по просьбе семьи князя аннулировал брак безродной
итальянки и русского дворянина, а Лине настойчиво порекомендовали покинуть
Россию. Александр продолжал поддерживать развитие ее карьеры, хотя потом бросил
в момент неудачи и уехал навсегда.
Официально
же известно, что почти сразу после царского запрета связать судьбу с Линой
Барятинский женился на дочери Александра II и забыл о своей любви к Кавальери.
Уехав в
Италию Лина продолжила свою оперную деятельность. Сердце её разрывалось от
любви и страданий, но мир не видел её слез – Кавальери была так же прекрасна и
талантлива. Более того, её страдания обогатили исполняемые арии новыми
красками, и зрительный зал просто рыдал, слушая голос божественной красавицы.
Лина
покоряла все новые театры, пела вместе с самыми известными оперными
знаменитостями – Карузо, Собиновым, Шаляпиным. Спустя какое-то время она вновь
начала ездить с гастролями в Россию, где страдал от любви князь Барятинский, к
тому времени ставший уже мужем дочери Александра II.
Скорее
всего, их по-прежнему связывала любовная связь, так как только после смерти
князя в 1910 году Лина Кавальери приняла предложение руки и сердца от
американского миллионера Роберта Чендлера, давно готового осыпать певицу
деньгами и драгоценностями.
Вскоре
Кавальери навсегда оставила сцену, написала мемуары и книгу, моментально
ставшую бестселлером, – «Наставления Лины Кавальери». В ней она раскрывала
секреты своей красоты и рассказывала о том, как можно надолго сохранить
молодость и привлекательность.
Про
биографию Лины после её уходы со сцены известно очень мало – она прикрыла все
двери в свою жизнь. По слухам, после смерти Чендлера, став очень богатой
вдовой, она несколько раз выходила замуж и разводилась.
Лина
Кавальери погибла во время Второй мировой войны. В августе 1944 года её вилла
около Флоренции подверглась бомбардировке.
Кавальери
умерла, но её фотографии остались. И даже в XXI веке образ самой красивой
женщины продолжает вдохновлять художников, поэтов, писателей. Эта женщина
остается символом своей эпохи, ушедшей от нас навсегда…
Комментариев нет:
Отправить комментарий