Имя этого
поэта, публициста и человека, выбравшего судьбу вечного борца за свободу,
увековечено в памяти потомков. Николай Огарев всю жизнь пребывал в мучительных
духовных поисках, отчаянно мечтая изменить жизнь народа. И бесславная смерть
нисколько не умаляет его заслуг в революционной истории страны.
«Поэзия Огарева — плач нежного, способного глубоко любить, но слабого в других отношениях существа, искренно, но бессильно страдающего о том, что в мире слишком мало любви, справедливости и счастья. В ней не слышится мощных звуков, призывающих к борьбе; в ней не все узко личное, но нет почти ничего определенного в общественном смысле. Огаревская скорбь — не скорбь о несовершенстве человеческих отношений, а скорбь о несовершенствах мироздания, органических несовершенствах человека и о человеческом бессилии».
Родился
один из самых мрачных, по мнению современников и потомков, русских поэтов 6
декабря 1813 года в семье действительного статского советника Платона
Богдановича Огарёва от его брака с Елизаветой Ивановной Баскаковой, которая
унаследовала от дяди М.Е. Баскакова богатое село Белоомут, пожалованное ему за
участие в дворцовом перевороте 1762 года. Семья Огарёвых была состоятельной. Первые
годы жизни мальчик провел в селе Белоомут, полученном в наследство матерью от
родного дяди. Когда же маленькому Коле исполнилось 2 года, Елизавета Ивановна
скоропостижно скончалась от горячки.
Платон
Богданович, к тому времени демонстрировавший потрясающую карьеру на
государственной службе, забрал сына и увез в родовое имение Старое Акшено
(Пензенская губерния, ныне – территория Республики Мордовия). Там и провел свое
детство будущий писатель. Острое переживание потери матери усугублялось
холодными взаимоотношениями с отцом. Родной дом публицист позже называл
тюрьмой. Царящий деспотизм Платона Богдановича и строгая чинность вызывали
тоску у подростка. Изредка он узнавал о передовых идеях нового времени, все
больше ощущая потребность в нравственном преобразовании.
Студентом
и в более поздние годы Николай Платонович будет приезжать в Акшино, село
Чертково (ныне – Бессоновский район Пензенской области) и саму Пензу, где
некоторое время будет служить актуариусом в канцелярии губернатора А.А.
Панчулидзева. Именно на пензенской земле Огарев полюбил музыку. В детстве он
обучался игре на фортепиано. В имении своего отца он имел возможность
приобщиться и к оркестровой музыке.
Николай
Платонович чутко воспринимал музыкальное искусство. Он был профессиональным
слушателем, исполнителем, композитором, собирателем народных песен. «Я сын
поэзии, предаюсь искусствам, и люди столпились смотреть на мои произведения...
Науки, стихотворство, музыка, театр, все, что только возвышает человека до
жизни творческой, все должно жить вокруг нас», – отмечал Огарев, оправдывая
многогранность своей личности.
В письме
к Н.А. Тучковой Николай Платонович признавался, что «отдал бы полжизни для
того, чтоб быть музыкантом!». Она, в свою очередь, вспоминала, что «посреди
комнаты стояло его роялино, на котором он так любил фантазировать по ночам».
Можно
только догадываться, насколько лестной была характеристика поэзии Н.П. Огарева,
данная В.Г. Белинским:
«Вероятно,
читатели «Отечественных записок» обратили внимание на стихотворения Огарева,
отличающиеся особенной внутренней меланхолической музыкальностью».
Огарев,
как и М.Ю. Лермонтов, посвятил звуковым образам большое количество
стихотворений. Среди них одно из самых проникновенных – «Звуки»:
Как
дорожу я прекрасным мгновеньем!
Музыкой
вдруг наполняется слух,
Звуки
несутся с каким-то стремленьем,
Звуки
откуда-то льются вокруг,
Сердце за
ними стремится тревожно,
Хочет за
ними куда-то лететь...
В эти
минуты растаять бы можно,
В эти
минуты легко умереть.
Текст этого
стихотворения положен на музыку Варламовым и Гурилевым. Получившийся
великолепный романс носит название «Внутренняя музыка».
Становится
понятным, почему музыкальность лермонтовского стиха будет особенной чертой,
откликавшейся в душе Николая Платоновича. Об этом свойстве поэзии М.Ю.
Лермонтова писал еще В.Г. Белинский:
«Читая
всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные
аккорды и в то же время следишь взорами за потрясенными струнами, с которых
сорваны они рукой невидимой».
Эта мысль
близка и Н.П. Огареву:
«...они
так изящно выражены, что их можно не только читать, их можно петь, да еще на
совсем своеобразный лад; из них каждое, смотря по объему, – или песня, или
симфония».
В поэзии
Лермонтова Николая Платоновича подкупала и искренность выраженных чувств. В
неоконченной статье «С утра до ночи» он пишет, что трудно ему оторваться от
стихов М.Ю. Лермонтова, как «от какой-то собственной страсти – хорошей или
дурной – все равно, только никогда не солганной». Николай Платонович отмечал, что
ни в ком другом он не находил «такого поэтически, лирически настроенного
мозга». Восхищался и «необычайной силой языка прозаических произведений поэта»,
говоря о «Герое нашего времени» как о поэме, где «самая проза звучит как стих»,
а «Завещание» готов был перечитывать «бесконечное число раз», потому что
«...стихотворение так лирически, так музыкально великолепно».
Этим и не
только объясняется желание Н.П. Огарева «спеть» лермонтовские произведения.
Музыкальное наследие Николая Платоновича как композитора включает романсы на
стихи А.С. Пушкина, А.А. Фета, А.И. Полежаева, музыкальные наброски на слова
Гете и других зарубежных поэтов. Сохранились ноты его фортепианных пьес (вальсы
и ноктюрны). Однако наиболее законченным циклом Н.П. Огарева являются произведения
на слова М.Ю. Лермонтова. Это «Тучки», «Песнь золотой рыбки» и «Молитва».
Обнаружены еще черновые наброски карандашом на стихи «Выхожу один я на дорогу»
и «На светские цепи». А вершиной вокального творчества Огарева считается романс
«Есть речи – значенье...». Они написаны в разные годы напряженной внутренней и
внешней жизни поэта и музыканта.
В мае
1841 года Николай Платонович уехал за границу. Известие о гибели М.Ю.
Лермонтова дошло до него с опозданием, но не осталось без горячего отклика:
Еще
дуэль! Еще поэт
С свинцом
в груди сошел с ристанья.
Уста
сомкнулись, песен нет,
Все
смолкло... Страшное молчанье!
Тут
тщетен дружеский привет...
Все
смолкло – грусть, вражда, страданье,
Любовь, –
все, чем душа жила...
В апреле
1856 года поэт покинул Россию навсегда. Вынужденный жить вдалеке от родины, он
был предан ей, еще в юности признавшись:
«Я дорожу
моей естественной привязанностью к родине. Эта теплая любовь к отчизне никогда
не погибнет. Я проживу и умру с ней. Благословляю мою Россию и не оторвусь от
нее!»
Огарёв
умер 31 мая 1877 года в Гринвиче после падения в канаву (по официальной версии,
во время припадка падучей), из-за которого сломал ногу и повредил спинную кость.
По словам современника, за два года до смерти в возрасте 63 лет «он уже был
дряхлый старик, с медленною речью, мерцающими воспоминаниями в голове и,
всё-таки, спокойный и равнодушный к лишениям. Он добродушно посмеивался только
над своею негодностью к чему бы то ни было и над формой, какую принял конец его
жизни».
Комментариев нет:
Отправить комментарий