четверг, 26 декабря 2024 г.

35 лет пластинке! Phil Collins – “...But Seriously” (1989).

Pop

Rock  

На протяжении 80-х годов от музыки Фила Коллинза было невозможно укрыться, и эта вездесущность сыграла с британским музыкантом и певцом злую шутку, фактически превратив его в объект ненависти со стороны не только СМИ, но и коллег. В 1999 г. на эту тему вышла статья в New York Observer, обидно названная "Угроза Коллинза". Вот небольшая выдержка из нее: "Даже пытаясь скрыться от звуков его песен в голове, достаточно было включить телевизор, и там опять был мистер Коллинз... кривляющийся перед камерами - намеревавшийся показать миру, как усердно он работает, чтобы продать миллионы записей миллионам глупых людей". Дэвид Боуи несколько раз публично отмахивался от своих работ 1980-х годов, называя их "альбомами эпохи Фила Коллинза". В общем, в те времена выходцу из Genesis первые места в чартах и многомиллионные продажи дорого стоили.

Сам Фил никогда не витал в облаках относительно своей исключительности, тяжело воспринимая потоки критики и обвинений, часто явно незаслуженных. Именно поэтому, выпустив "No Jacket Required" в 1984 г., он взял долгую паузу в сольном творчестве, отвлекаясь то на возвращение в Genesis, то на работу в кино (как актер и кинокомпозитор). В какой-то момент он почувствовал, что не способен контролировать славу, свалившуюся на его плечи, что и спровоцировало такой длительный перерыв.

О возвращении Коллинз, к тому времени накопивший багаж нового материала, задумался в начале 1989 г., и период с апреля по октябрь 1989 г. он посвятил студийной работе. Тогда же созрела концепция для будущего лонгплея, четко выраженная в названии "...But Seriously". Тем самым певец прямо сообщал аудитории о том, что пора шуток и модных легкомысленных поп-песен для него осталась позади, и пришло время поговорить о серьезных вещах. Конечно, такой ход буквально кричал о озабоченности Фила Коллинза собственным имиджем и желании реабилитироваться после долгих лет нападок, но разве можно было его за это винить…

"Я чувствую, что ступаю на новую почву… пишу о вещах, которые я чувствовал долгое время, но никогда по-настоящему не писал" – вещал Фил в интервью перед релизом пластинки. Он объяснял, что некоторые тексты попали на альбом в том виде, в каком приходили ему на ум во время импровизаций. Некоторые критики признавали такой подход излишне упрощенным, но музыкант отвечал, что это "способ, которым я пишу песни, с точки зрения человека с улицы. Вам не нужно углубляться детали, все, что вам нужно знать, — это факты".

"That's Just the Way It Is"

Подтверждением сказанного служат треки с пластинки вроде "That's Just the Way It Is" про политическую ситуацию в Северной Ирландии на фоне новостей мировых СМИ о беспорядках, происходивших на ее территории. При этом "I Wish It Would Rain Down" повествует о встрече с первой любовью спустя годы после расставания. И, конечно же, "Another Day in Paradise", написанный после визита в Вашингтон, где контраст между суровой жизнью бездомных и буднями американской политической элиты особенно бросался в глаза.

"Another Day in Paradise"

Изменение тематической повестки оказалось не единственным новшеством альбома. "Я хотел приступить к записи, точно зная, о чем я буду петь, - рассказывал Коллинз в интервью. – Мы записывали вокал на протяжении всей работы над альбомом, а не одним куском в конце. Обычно через пару недель я пишу все тексты, а затем возвращаюсь и пою их все разом… В этот раз мы объединили этот процесс. Так что работа получилась довольно приятной".

Как и прежде, Фил Коллинз привлек к записи широкий круг известных сессионных музыкантов, наиболее заметными из которых стали Эрик Клэптон, сыгравший в "I Wish It Would Rain Down", и Дэвид Кросби, исполнивший вокальные партии в "That's Just the Way It Is" и "Another Day in Paradise". "Клэптон уже играл на альбоме "Face Value", но играл он очень тихо, и все говорили, что его совсем не слышно. Теперь я попросил его сыграть снова, и он отлично справился", - вспоминал исполнитель.

"I Wish It Would Rain Down"

Завершив запись, Фил описывал ее как "мой самый солидный альбом со времен "Face Value", лишенный "мягкости", свойственной песням из недавних саундтреков, и был настроен очень оптимистично, что явно имело под собой почву. "...But Seriously" стал вторым по продажам в мире за 1989-1990 годы, а также его последним чарттоппером 80-х и первым за 90-е, получив четырежды платиновый статус. Лид-сингл "Another Day in Paradise" оказался седьмым №1 Коллинза в США, в то время как "I Wish It Would Rain Down" занял 3-е место, "Something Happened on the Way to Heaven" и "Do You Remember?" 4-е, а "Hang in Long Enough" 23-е. Пластинка была номинирована на четыре премии "Грэмми" и выиграла "Запись года" за "Another Day in Paradise", вторую песню Фила Коллинза о бездомных после трека Genesis "Man on the Corner" 1981 г.

"Something Happened on the Way to Heaven"

Успех "...But Seriously" был глобальным, но он шел рука об руку с жесткой критикой, которую уже по традиции обрушили на Коллинза некоторые музыкальные эксперты. Отмечая отход от танцевальных хитов и уклон в серьезные темы, музыканту поставили в упрек однотипность созданного балладного материала и неискренность. Больше всего досталось мегауспешному синглу "Another Day in Paradise", который многие восприняли как циничное высказывание далекого от бедности мультимиллионера и желание нажиться на актуальной повестке. Иные рецензенты, и мы с ними полностью солидарны, отмечали, что даже если его посыл и не был до конца искренним, он вылился в невероятно запоминающуюся, блестяще мелодичную композицию, которой быстро нашлось достойное место в музыкальной истории.

"Do You Remember?"

Продюсированием "...But Seriously", как и прежде, занимался Хью Пэдхем, но на этот раз его подход был менее синтезированным, и в записи преобладали живые инструменты. Тем не менее, непринужденность многолетних отношений продюсера и артиста позволила органично вписать пластинку в каталог Фила Коллинза, и сегодня она ощущается частью единого целого из 4-х лонгплеев, выпущенных им на протяжении 80-х годов. И все же "...But Seriously" оказался последним моментом их сотрудничества – последовавший спустя 4 года "Both Sides" Фил продюсировал самостоятельно.

Hang in Long Enough

Основную задачу четвертой пластинки Фила Коллинза вряд ли можно считать выполненной. Засилие его музыки в момент релиза по-прежнему было глобальным и вездесущим, что, вместе с разговорами на серьезные темы, негатив усугубляло. Одной из самых сильных публичных нападок было противостояние Коллинза с братьями Галлахер, постоянно упоминавших певца в контексте того, что большие продажи альбомов еще не говорят о их высоком качестве. Впрочем, тем самым они только подтверждали главный парадокс, охотно признаваемый большинством ненавистников Фила Коллинза - его сколько угодно могли называть продажным, а созданные им поп-песни безвкусными, но то, что эти хиты определили целое десятилетие, никто не мог оспорить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий