Американский
блюзовый гитарист, певец и автор песен Джимми Роджерс (Jimmy Rogers), наиболее
известный своей работой в группе Мадди Уотерса в начале 1950-х годов, стал номинантом
на премию Грэмми в категории «Лучшая этническая или традиционная запись» (1978)
как участник сборника Chicago Blues At Home, лауреатом Blues Music Awards в
категориях «Альбом традиционного блюза» (1991, 1995), «Исполнитель
традиционного блюза» (1996), «Перевыпущенный альбом» (1998), номинантом Blues
Music Awards в категориях «Альбом современного блюза» (1991), «Исторический
альбом» (2017).
Артист был трижды введён в Зал славы блюза: как исполнитель (1995), как автор альбома, отнесённого к классике блюза (1993) и как автор песни, отнесённой к классике блюза (2017). Роджер является ключевой фигурой в развитии электрического чикагского блюза, корни которого уходят в акустические традиции Дельты. Мик Джаггер считает Джимми Роджерса создателем электрического блюза.
Как и
подобает классическому блюзмену Джимми Роджерс, настоящее имя
Джеймс Артур Лейн (James Arthur Lane), родился в Догерти-Байу к западу от Рулвилла,
штат Миссисипи. В детстве он взял фамилию своего отчима, воспитывался бабушкой
в Вэнсе. Джимми Роджерс начал учиться играть на гармонике вместе с другом детства Снуки Прайором, а в подростковом возрасте, уже
живя в Чарльстоне, начал осваивать гитару.
Роджерс начал
выступать ещё до Второй мировой войны: первое его выступление состоялось в
Минтер-Сити с Литтл Артуром Джонсоном. Он переезжал из города в город, где жил
с родственниками: в Атланте, Мемфисе, Сент-Луисе и Саут-Бенде, штат Индиана. Он
выступал в Миссисипи со своим ранним кумиром Сонни Боем Уильямсоном II, в
районе Мемфиса с Хаулином Вулфом и гитаристом Джо Вилли Уилкинсом, в Сент-Луисе
с Робертом Локвудом.
В 1939
году Роджерс впервые попал в Чикаго, правда, зацепиться тогда ему в
"Городе Ветров" не удалось. Вторично он вернулся туда только
в 1946 году после изрядных скитаний, во время которых он попробовал разные
специальности, меняя адреса в разных штатах между Мемфисом и Сент-Луисом. В
Чикаго Роджерс познакомился с Мемфис Минни, Тампа Редом, Биг Биллом Брунзи и
Сонни Боем Уильямсоном I. В 1946 году он записался как харпер и певец для
Harlem records, но его имя на пластинке не появилось: релиз по ошибке был
приписан Мемфису Слиму.
Роджерс
играл за чаевые на рынке Максвелл-стрит в Чикаго вместе с другими недавно
прибывшими музыкантами с юга. Там он встретил Мадди Уотерса, который недавно
приехал В Чикаго и ещё не знал города. Какое-то время Роджерс опекал Уотерса,
знакомя его с Чикаго и местными музыкантами, среди которых оказался и Литтл
Уолтер (Little Walter). В поздних интервью Роджерс рассказывал, что они играли
дельта-блюз на улицах и во время так называемых rent party (домашних
концертов), прежде чем добавить к своему составу барабанщика и переместиться в
клубы и различные заведения.
В 1947
году Мадди Уотерс, Литтл Уолтер и Роджерс объединились и сформировали первую
группу Уотерса. Очень быстро ансамбль Мадди Уотерса и Роджерса стал
доминирующей группой на блюзовой сцене Чикаго. Они стали настолько успешными,
что могли вытеснить со сцены и забрать ангажемент любого состава, за что
получили в среде блюзменов прозвище "Головорезы" («The Headcutters»
или «The Headhunters»). Это было их время! Они создавали новый звук. Именно эта
группа определила навсегда звук чикагского блюза, если точнее, то чикагского
блюза южной стороны.
В то
время все члены группы, хоть и играя вместе, записывались как сольные
исполнители. Роджерс также записывался отдельно от остальных членов группы на
небольших лейблах, но записи не были выпущены.
Свою
полноценную сольную карьеру Роджерс начала с записи в 1950 году песни «That’s
All Right», ставшей блюзовым стандартом и отнесённой в 2017 году Фондом блюза к
классике блюза. В течение 1950 годов Роджерс выпустил на Chess ещё несколько
удачных синглов, большинство из которых были записаны с харперами Литтл
Уолтером или с Биг Уолтером Хортоном. Также он записывался как сайдмен на пластинках
многих блюзовых музыкантов, в их числе: Мемфис Минни, Сонни Бой Уильямсон II,
Санниленд Слим, Флойд Джонс, Джонни Шайнс, Ти Боун Уокер.
В 1957
году Роджерс был уволен их группы Мадди Уотерса. По словам Отиса Спэнна он был
уволен «из-за отсутствия дисциплины во время выступления группы, поскольку он
пил и курил на сцене; он нарушал не только строгие правила, установленные
Уотерсом, но и правила местного Союза музыкантов, членами которого являются все
участники группы Уотерса».
В 1959
Роджерс оставил музыкальную карьеру, ненадолго вернувшись к ней в начале 1960-х
в качестве члена группы Хаулина Вулфа и после ушёл из музыки почти на десять
лет. Он работал таксистом и владел магазином одежды (сгоревшим в 1968 году).
После этого он постепенно вернулся в музыку, и с 1971 года, когда блюз снова
стал популярным, он начал время от времени гастролировать, в том числе, в
Европе и записываться. В том же году он выпустил дебютный альбом Golden Tailed
Bird с участием Фредди Кинга и The Aces, на следующем альбоме Sloppy Drunk
играл пианист Вилли Мейбон. В 1977 году Роджерс принял участие в записи альбома
Мадди Уотерса I'm Ready. Альбом Ludella, который он выпустил в 1990 году, в
1991 году был признан лучшим альбомом традиционного блюза Blues Music Awards. В
1980-х Роджерс много работал с новым поколением харперов: Родом Пьяцца, Кэри
Беллом и Кимом Уилсоном, в 1990-е с Ронни Эрлом и пианистом Чака Берри Джонни
Джонсоном.
Музыкант
гастролировал и записывался вплоть до смерти. Он умер 19 декабря 1997 года от
рака кишечника, оставив после себя сына Джимми Ди Лейна, также известного
блюзового музыканта.
Влияние
Джимми Роджерса на современную музыку подтверждает впечатляющий список гостей,
записавшихся на последнем альбоме музыканта Blues Blues Blues 1999 года,
вышедшем на мейджор-лейбле Atlantic Records: Мик Джаггер, Кит Ричардс, Эрик
Клэптон, Тадж Махал, Лоуэлл Фулсон, Джимми Пейдж, Роберт Плант, Джефф Хили и
Стивен Стиллс.
«Стиль
игры Роджерса на гитаре представлял собой креативную смесь традиционного
акустического блюза и современного стиля Чикаго. Он часто играет в тональности
E, используя фразы и пассажи, похожие на те, что играли Лайтнин Хопкинс и
другие техасские гитаристы. Он использовал медиатор для большого и
указательного пальца — в кантри-блюз стиле».
Мадди
Уотерс сказал о Джимми Роджерсе так: «У него такой прекрасный голос». «Его
дикция и фразировка необычайно ясны и выразительны; он звучит очень
непринужденно. Сравнение с другими артистами затруднено, но, возможно, Эдди
Тейлор и Джон Брим имеют наибольшее сходство. Его гитара действует как
идеальный фон с акцентом в основном на басовом ритме».
«Его
ритмически острые гитарные прогрессии придали направление и разнообразие
эмоциональному пению и игре Мадди. Будучи вторым гитаристом в группе Мадди
Уотерса 1950-х годов, Роджерс выковал классический ансамблевый звук, который
стал стандартом для всех послевоенных чикагских блюзовых групп. Пока Уотерс
играл на своей минималистичной гитаре боттлнеком, Роджерс добавлял еще больше
глубины и измерения звучанию группы своими звонкими басовыми фигурами и драйвовым
ритмическим сопровождением».
Комментариев нет:
Отправить комментарий