Советская эстрада.
Когда
Ирины Бржевской не стало, СМИ сообщили об этом только два месяца спустя. А ведь
в 60-х и 70-х годах имя этой эстрадной звезды знала вся страна. Её визитной
карточкой стали песни "Геологи", "Хороши вечера на Оби",
"Московские окна", "Васильки". Как сложилась судьба Ирины Бржевской
и почему она пропала со сцены?
Советская
и российская эстрадная певица (сопрано), актриса, аслуженная артистка РСФСР
(1978), заслуженная артистка Татарской АССР (1976) Ирина Сергеевна Бржевская родилась
27 декабря 1929 года в Москве. Отец - Сергей Игнатьевич Бржеский (1900-1985),
советский актер театра и кино (сыграл роль генерал-майора А.И. Родимцева в
фильме «Сталинградская битва»), педагог, народный артист РСФСР. Буковку
"В" Ирина добавила к фамилии уже, когда стала певицей (для
благозвучности). Впрочем, хоть с В, хоть без неё, польские корни фамилии
отчётливо видны.
Ирина с
детства готовилась к большой сцене. Она одновременно ходила в театральный и
балетный кружок, к потом поняла: тяга к пению сильнее. В 1947 году поступила на
вокальное отделение музыкального училища им. А.К. Глазунова, преобразованное в
1951 году в отделение музыкальной комедии ГИТИСа. Обучалась под руководством
таких видных специалистов, как Б. Покровский, А. Вовси, Т. Янко.
В 1953
году окончив ГИТИС, девушка с хрустальным голосом стала солисткой в
железнодорожный джаз-оркестр под управлением Дмитрия Покрасса, а потом
несколько лет отдала коллективу Эдди Рознера. Именно там Бржевская нашла свою
судьбу: трубача Владимира Забродина, за которого вышла замуж в 1957 году. Пара
создала свой ансамбль "Весна", в сопровождении которого выступала от
Орловской филармонии (1957—1958), от ВГКО (1958—1965), от Москонцерта
(1965—1991).
Обладая
хорошими вокальными данными и самобытной творческой индивидуальностью, активно
сотрудничая с радио и телевидением, Ирина Бржевская в 1960-е - 1970-е годы
стала одной из ведущих эстрадных певиц Советского Союза.
В 60-х и
начале 70-х Бржевская была одной из самых узнаваемых советских певиц. Причём
покоряла публику своей непосредственностью: она выбирала песни, где нужно
проявить актёрское мастерство. На сцене никогда не стояла по стойке смирно, чем
и выделялась на фоне многих коллег. Певица тяготела к песням сюжетным,
повествовательным, содержащим подтекст, дающим возможность использовать не
только вокальные данные, но и проявить актёрское мастерство. Ее «визитной
карточкой» стали песни «Геологи» А. Пахмутовой на стихи С. Гребенникова и Н.
Добронравова, «Московские окна» Т. Хренникова на стихи М. Матусовского, «Хороши
вечера на Оби» А. Фаттаха на стихи В. Семернина. Ирина Бржевская - Московские
окна Именно Ирина Бржевская была первой исполнительницей знаменитых «Московских
окон». Сама певица рассказывала:
"Была
в Сочи, и только вернулась с отдыха, меня вызывают на радио (я тогда
сотрудничала с оркестром Юрия Силантьева) и за голову хватаются: «Боже, какая
вы загоревшая, прямо негритянка!» А надо ехать в Лейпциг, представлять страну
на международном конкурсе песни. Но Тихона Хренникова моя чернота не смутила, и
он предложил «Московские окна». Я проиграла утром, посмотрела, думаю, никаких
вариантов, моя песня. Но для конкурса нужно перевести ее на немецкий. Прислали
какого-то поэта, он написал три куплета, я все вызубрила, правильное ударение
поставили. И уже на первом концерте в Германии - необыкновенный успех,
принимают буквально на ура. А потом местные журналисты спрашивают: «Ваша певица
замечательная, очень лирическая. Только скажите, на каком языке она пела?»
После смеха выяснилось, что наш переводчик не учел особенностей диалектов, и
никто ни слова не понял".
В 1964
году с песней «Московские окна» в сопровождении оркестра п/у Юрия Силантьева
стала лауреатом Фестиваля эстрадной песни в Дрездене (ГДР). С песнями советских
композиторов Ирина Бржевская много гастролировала. Среди её слушателей были
участники крупных советских строительных объектов (БАМ, Атоммаш, КамАЗ), а
также любители музыки из таких стран социалистического лагеря, как Венгрия,
Польша, ГДР.
В 1965
году исполнила небольшую роль в фильме «Новогодний календарь». Потом годы такой
востребованности Бржевской останется только вспоминать с теплотой:
"Бывало,
что мы долго куда-то едем на поезде, а потом ещё три часа на теплоходе. После
суток в пути я отыгрывала концерт из 25 песен".
Но в
середине 70-х всё изменилось. На смену пришли другие певицы и многочисленные
ВИА, из-за чего Бржевская, звезда времён оттепели, оказалась на втором или даже
третьем плане. Певица продолжала выступать с концертами, но по телевизору её не
показывали. Да и новые песни в репертуаре не могли соперничать со старыми
хитами. Вместе с мужем Бржевская работала вплоть до 1991 года, а потом
прекратила гастрольную деятельность.
В 90-х и
нулевых певицу никто не звал даже на сборные концерты. Кто-то мелькал на
экранах регулярно, а кто-то, как Бржевская, был несправедливо обделён
вниманием. Иногда совместно с другими исполнителями 1950-1970-х годов - Тамарой
Миансаровой, Владимиром Трошиным, Капитолиной Лазаренко - принимала участие в
программах-ретро, посвящённых советской песне. Но скромная певица никогда не
стояла с протянутой рукой и не просила за себя. На судьбу Ирина Бржевская
никогда не жаловалась. Не найти интервью, в которых она кого-то винила бы в
потере своей популярности. Ей было чем заняться: даже в почтенном возрасте
певица ходила в бассейн и подолгу гуляла. А ещё признавалась, что уже много лет
практикует медитацию.
Ирина
Бржевская умерла 17 апреля 2019 года в Москве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий