Вскоре
после падения Берлинской стены начался следующий цикл культурных взаимовлияний.
Как совсем недавно Kraftwerk вдохновили детройтских диджеев на создание техно,
так и в начале 1990-х детройт-техно послужило стимулом для расцвета
рейв-культуры и диджейства в легендарных берлинских клубах Berghain и Tresor.
Появление еще более дешевых синтезаторов, первых ромплеров и распространение
домашних компьютеров окончательно перевело производство электронной музыки на
эгалитарные начала, что послужило толчком к волне экспериментов в андеграунде.
С приближением к цифровой эпохе с ее скоростями распространения информации
становится всё трудней говорить о конкретных географических и национальных
центрах развития музыкальных жанров, поэтому упомянутые в заглавии этого
раздела города — скорее дань уважения местам, откуда происходят некоторые
влиятельные лейблы. Немецкие музыканты не имеют какой-то особенной монополии на
описываемую далее музыку, но во многом именно они задали траекторию ее
международного развития.
Во второй половине 1990-х техно было в зените славы. Берлин стал главным центром электронной музыки Германии и техно-столицей всего мира. Однако при этом в сцене нарастала усталость от коммерциализации, агрессивности и броскости звучания (популярность хардкора, габбера, транса и т. д.). Последовала реакция: возвращение к простоте Kraftwerk и детройт-техно 1980-х. В такой спиралевидной логике развития культуры появилось минимал-техно — спокойно и приглушенно звучащее «интеллектуальное» техно, в котором оставили только зацикленную басовую линию и синкопированные фанковые ритмы. Такие немецкие музыканты, как Basic Channel (дуэт Морица фон Освальда и Марка Эрнестуса) и GAS (Вольфганг Фойгт, владелец лейбла Kompakt и очередной почитатель Шенберга), стали одними из флагманов жанра.
Появление
минимал-техно, в свою очередь, высветило другую область зарождающегося
электронного минимализма, которым занимались вдали от берлинской суматохи.
Некоторые музыканты стали применять в своей музыке «звуковые отходы» — ошибки,
артефакты и искажения при воспроизведении звука на электронном оборудовании и
компьютерах. Консолидирующим актом для новой эстетики становится сборник clicks_+_cuts
(2000), выпущенный на франкфуртском лейбле Mille Plateaux. На диске
представлено, как и вполне обычное минимал-техно с использованием цифровых
шумов, так и радикальные эксперименты с микросемплингом и самой текстурой
звука, своей абстрактностью напоминающие первые синтезированные изыски в
кельнской студии WDR. Такой спектр звучания стал известен как глитч.
Научное
оборудование вновь вернулось в студии музыкантов, но осциллографы и генераторы
сигналов теперь задействуют для экспериментов с синусоидами в компьютерном
софте, а не на магнитной ленте. Компьютер позволяет манипулировать звуком на
микроуровне, подолгу вглядываясь, словно в микроскоп, в щелчки и писки
сидиромов и принтеров, которые обычно остаются на границе внимания жителя
мегаполиса.
Глитч —
это пересборка звукового ландшафта современного урбанизированного пространства,
эстетическая перефокусировка с центра (мелодии, мотивы, тексты) на периферию
(фоновый шум и гул инфраструктуры поддержания наших реальных и виртуальных
жизней).
Помимо Mille
Plateaux, глитч целенаправленно развивал другой немецкий лейбл — Raster-Noton.
Он появился 1999 году в результате слияния лейблов Rastermusik и noton.archiv
für ton und nichtton. Его основатели — трое музыкантов из Хемница и ныне
ключевые фигуры для всего жанра: Франк Бретшнайдер, Олаф Бендер (проект
Byetone) и Карстен Николай (проекты Noto и Alva Noto). Каталог Raster-Noton
сместил акцент глитча с ошибок и сбоев на пробивающуюся через них «сырость»
цифрового звучания, в сферу деконструкции самых простейших сигналов электронных
устройств и программ. Здесь меньше случайного шума, взамен — стерильная и
упорядоченная структура атомарных звуков, эстетика баз данных, математических
абстракций и геометрии. Чем не Kraftwerk нового тысячелетия?
Любопытным
образом глитч сцепился с визуальным искусством и архитектурой в частности. Это
в некотором роде традиция: еще Штокхаузен уделял большое внимание местам, в
которых исполнялась его музыка, он сотрудничал с архитекторами и мечтал о
постройке целых архитектурных комплексов, предназначенных для исполнения
конкретных произведений. В 2014 году Карстен Николай организовал инсталляцию α
(alpha) pulse, в которой был задействован гонконгский небоскреб — как часть
аудиовизуального представления. Здание переливалось белым светом, будто
гигантский эквалайзер, в синхронной связи с музыкой и специальным приложением
для мобильного телефона, с которым можно было стать частью зрелища (экран
телефона пульсировал одновременно с башней). В том же году японский
аудиовизуальный художник и один из первых глитч-музыкантов Рёдзи Икеда
задействовал для своей инсталляции test pattern огромные экраны цифровых
вывесок на Таймс-сквер.
«Пение
отроков» Штокхаузена поражало тем, как искусственное и электронное смешивало и
преображало естественное и живое. Теперь, когда сама наша повседневность
состоит из синтеза этих противоположностей, глитч позволяет увидеть мир зазоров
и трещин, образующихся после этого слияния.
«Пением
отроков» XXI века будет, например, альбом Яна Елинека Zwischen (2018), в котором
место вокала заняли паузы и сбои человеческой речи — запинки, эканья, вдохи,
кряхтения, покашливания, слова-паразиты. Елинек создал «человеческий» глитч,
построив треки из речевых артефактов, которые одновременно являются еще и
отходами медиа — источниками речи были записи интервью со знаменитостями, среди
которых оказались Джон Кейдж, Славой Жижек и Леди Гага.
В 2000
году итало-американский музыкант Ким Каскон опубликовал статью под названием
«Эстетика сбоя: „постцифровые“ тенденции в современной компьютерной музыке», в
которой описал историю и главные черты глитча. В заключение он подмечает, что в
современную эпоху технические требования к музыканту стали строги как никогда.
Этап слепого экспериментирования завершается, и с текущими возможностями по обмену
и обработке информации жанр начинает двигаться в сторону усложнения,
многослойности. В компьютерных аудиоредакторах стали работать с помощью языков
программирования (например, программа Max/MSP), вновь набирают популярность
модульные синтезаторы, а для работы на некоторых частотах требуется
профессиональная аудиотехника. Многие музыканты становятся мультимедийными
артистами, комбинируя музыку и инсталляционное искусство. Таким образом
масштабный исторический цикл возвращает электронной музыке статус авангарда,
как это и было в середине прошлого века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий