пятница, 27 декабря 2024 г.

Новоорлеанские сказки, или Как Банк Джонсон «достал» Луи Армстронга.


То ли 27 декабря 1879 года, как утверждал сам музыкант, то ли лет на десять позже, как считали многие его современники, но главное, ко всеобщей радости в Новом Орлеане родился-таки Уильям Гэри «Банк» Джонсон (William Geary "Bunk" Johnson) – темпераментный трубач, бэнд-лидер и фантастический рассказчик.

Bunk Johnson - The Girls Go Crazy (1944)

В отличие от многих своих музыкантов-современников, Банк Джонсон явно получил какое-то очень неплохое образование, хоть и вырос в семье, где было 14 детей. Он мог читать ноты, немного играть на фортепиано и других инструментах. А когда он уже профессионально играл на трубе, его плавный, «поющий» стиль некоторые критики противопоставляли более «декламационному» и резкому звуку Кинга Оливера и считали более «аутентичным» воспроизведением традиций раннего джаза.

Банк Джонсон брал уроки у трубача Адама Оливье, в оркестре которого и начал играть профессионально. Банк Джонсон, вероятно, несколько раз играл с Бадди Болденом Bolden (см. подробнее), но никогда не был постоянным членом в оркестре Болдена, хотя сам Банк всегда утверждал обратное.

В любом случае Банк был одним из самых лучших трубачей в Новом Орлеане с 1905 по 1915 годы и неоднократно гастролировал. После того, как он по каким-то причинам не появился на карнавале "Марди Гра" (Mardi Gras) в Новом Орлеане в 1915 году, члены мистической организации "Кrewe", ответственные за парад, пообещали нанести ему тяжкие телесные повреждения и поэтому он бежал из города с первым попавшимся шоу, поселившись затем в Нью-Иберии (штат Луизиана). В 1931 году, после жестокого боя, разгоревшегося на танцах в Rayne, Банк Джонсон потерял свою трубу вместе с передними зубами, что положило конец его карьере. Он был вынужден заниматься ручным трудом, время от времени давая уроки музыки.

Bunk Johnson & His New Orleans Band – «Tishomingo Blues» (1945)

В 1938 и 1939 году исследователи и писатели первой книги "Jazzmen" об истории и возникновении джаза, со слов ряда известных музыкантов того времени, в том числе Луи Армстронга, Сиднея Беше и особенно Кларенса Уильямса, который очень тепло отзывался о Банке Джонсоне в старые времена в Новом Орлеане, нашли адрес музыканта и написали ему несколько писем. Банк Джонсон заявил, что смог бы заиграть вновь, если бы у него только были новые зубы и новая труба. Писатели, исследователи, музыканты и любители джаза собрали деньги и очень скоро Джонсон был оснащен набором зубных протезов и получил новую трубу, а в 1942 году сделал свои первые записи!

Эти записи вместе с кларнетистом Джорджом Льюисом не только привлекли общественное внимание, но и возродили настоящий культ традиционного ново-орлеанского стиля. Новая группа Банка Джонсона играла от Нового Орлеана и Сан-Франциско, до Бостона и Нью-Йорка, делая всё больше записей. Всем вдруг стало понятно, почему Банка так почитали коллеги-музыканты в его лучшие дни: он играл с огромным воображением, утонченностью и красотой. Однако, также сбылись предположения, почему он не добился славы прежде: он был непредсказуем, безумно темпераментен, то с пассивными, то с агрессивными настроениями и огромной тягой к алкоголю, нанёсшему музыканту серьезный вред.

Bunk Johnson – «Slow blues»

Собственно, прозвище Джонсона говорит само за себя: “Bunk!” (в переводе с англ., чушь, чепуха) – часто звучало от окружающих в ответ на его безумные россказни. Этот трубач был не только замечательным музыкантом, но ещё и отличным рекламщиком, умеющим очень ярко и напористо «продавать» себя и свои таланты. Он чувствовал, какие тенденции успеха витали в воздухе, и спекулировал на них, как только подворачивалась возможность. Возрождается интерес к истокам новоорлеанского джаза? Так это он его практически и создал – на пару с Бадди Болденом! Говорят, Джонсон много путешествовал после отъезда из Нового Орлеана? Конечно, он был в Австралии и Китае, гастролировал по Англии с цирком, которым руководил знаменитый русский силач, выступал перед Её Величеством и даже заставил «унылую» королеву Викторию смеяться над его «дурацкими шутками»! Восходящая звезда джаза, Луи Армстронг хорошо отзывался о Джонсоне в своём интервью? Конечно, неудивительно – ведь это он, Джонсон, подарил Армстронгу его первый корнет. Да и вообще, это Джонсон-то и научил Армстронга на нём играть!

Говорят, этих последних баек Армстронг уже не выдержал: он перестал упоминать имя Джонсона в своих интервью и на публике и избегал его вообще по жизни – хотя до этого, действительно, именно уважительные отзывы Луи о Джонсоне помогли тому вернуться к успешной карьере.

Bunk Johnson Jazz Band – «Midnight Blues»

Но самое удивительное, что мифы, который музыкант увлечённо создавал вокруг себя, постепенно становились правдой. Может, он и приукрашивал «слегка» свою роль первооснователя новоорлеанского джаза, но к концу жизни Банк Джонсон, безо всяких сомнений, оказался одним из самых значимых музыкантов, возрождавших традиции новоорлеанского джаза в 1940-е годы, а большинство его записей стали настоящей классикой. И многие из них – в нашей подборке ниже!

C бэндом, который он вёл на пару с кларнетистом Джорджем Льюисом, в 1942 году Джонсон записывал традиционные новоорлеанские марши и спиричуэлы: “Moose March”, “Yes, Lord, I’m Crippled”, “Down By The Riverside”, “Panama”. В состав бэнда также входили банджоит Лоуренс Маррэро на банджо и тромбонист Большой Джим Робинсон. Хотя оркестр в целом звучал, как говорили, «шатко», и сам Джонсон часто раздражался, недовольный уровнем свинга музыкантов, общее радостное звучание этих записей сразу же вызывает к жизни прообразы ярких новоорлеанских традиций

Во время небольшого тура в Сан-Франциско в 1943 году Джонсон успел поиграть и записаться с Кидом Ори и его постоянным корнетистом, Мэтом Кэрри, демонстрируя великолепную артикуляцию и отточенный звук в “Basin Street Blues” и “Franklin Street Blues”. А в 1945 году, играя вместе с Сиднеем Беше в их квинтете в “Boston Savoy Café”, Джонсон сделал несколько из лучших своих записей: простые, но сильные блюзы “Days Beyond Recall” и “Up In Sidney’s Flat”, а также композиции “Milenburg Joys” и “Lord, Let Me In The Lifeboat”, сыгранные так, как джаз и спиричуэлсы играли в «до-записывающую эру». В этих записях труба Джонсона исключительно красиво «общается» с кларнетом и тенор-саксофоном Беше: их соло при отсутствии традиционного тромбона создают какую-то совершенно особую мелодическую и звуковую историю.

Bunk Johnson and his New Orleans Band – «Sister Kate» (1947)

Подборку самых интересных записей Джонсона логично завершить его поздними работами – и самыми лучшими, по всеобщему признанию. Когда его бэнд “Bunk Johnson and His New Orleans Band” в течение года по контракту играл в нью-йорком “Stuyvesant Casino”, на живом концерте 6 января 1946 года был записан номер “I can't Escape From You” с удивительно чистым, красивым, непринуждённо-летящим соло трубача.

Наконец, сам музыкант больше всего гордился своим последним альбомом, “The Last Testament of a Great Jazzman” (студия “Columbia”, 1947 год), записанным с его бэндом в составе настоящих ветеранов эры свинга: кларнетистом Гарвином Бушнелом (Garvin Bushnell), тробонистом Эдди Куффи (Eddie Cuffee), гитаристом Дэнни Баркером (Danny Barker), контрабасистом Уэлманом Бродом (Wellman Braud) и барабанщиком Альфонсом Стилом (Alphonse Steele). По отзывам критиков, альбом был сыгран с аутентичным жаром и страстью хот-джаза и при этом с большой точностью. Здесь в аранжировках Джонсона по-новому обыгрываются и традиционные стандарты, популярные во времена начала его карьеры, – “The Entertainer”, “Hilarity Rag”, “Kinklets”, и вырываются наружу уже более свободные и актуальные ритмы – “Chloe” и “Out Of Nowhere”. Вообще, этот альбом отлично показывает любовь Джонсона к живому смешению разных жанров – рэгтайма, спиричуэла, блюза и свинга.

Bunk Johnson – «Darktown Strutters Ball» (1944)

Джонсон страдал от последствий инсульта, перенесённого им в конце 1948 года, и умер в Нью-Иберии 7 июля 1949 года.

Кто-то из биографов Банка Джонсона, интерпретируя его любовь к выдумкам, сказал, что музыкант воспринимал реальную историю и события, всего лишь как традицию, которую можно и нужно переосмысливать и пересказывать по-новому.

Ольга Дюдина

Комментариев нет:

Отправить комментарий