Резня сотен коренных американцев у ручья Вундед-Ни в Южной Дакоте 29 декабря 1890 года стала особенно трагической вехой в американской истории. Убийство в основном безоружных индейцев стало последним крупным столкновением между сиу и войсками армии США.
Бойня у
Вундед-Ни была вызвана реакцией федерального правительства на движение
"Танца призраков", в котором религиозный ритуал, основанный на танцах,
стал мощным символом неповиновения белому правлению. По мере распространения
этого явления в индейских резервациях по всему Западу федеральное правительство
стало рассматривать его как серьезную угрозу и пытаться пресечь.
Напряженность между белыми и индейцами значительно возросла, тем более что федеральные власти начали опасаться, что легендарный вождь сиу Сидящий Бык вот-вот станет участником "Танца призраков". Но 15 декабря 1890 года Сидящий Бык был убит во время ареста, сиу в Южной Дакоте охватил страх.
События
конца 1890 года омрачали десятилетия конфликтов между белыми и индейцами на
Западе. Но одно событие, битва, а затем и резня солдат полковника Джорджа
Армстронга Кастера при Литтл-Бигхорн в июне 1876 года, вызвало наиболее
глубокий резонанс среди белых американцев.
Сиу
подозревали, что командиры американской армии считают необходимым отомстить за
Кастера. И это заставляло сиу с особым подозрением относиться к действиям
солдат, которые пришли к ним.
На фоне
этого недоверия резня в Вундед-Ни в конечном итоге возникла из-за ряда
недоразумений. В утро бойни было неясно, кто сделал первый выстрел. Но как
только началась стрельба, солдаты армии США стали убивать безоружных индейцев. По
женщинам и детям сиу, которые искали спасения и убегали от солдат был открыт
артиллерийский огонь.
После
этих событий командующий армией, полковник Джеймс Форсайт, был отстранен от
командования. Однако армейское расследование оправдало его в течение двух
месяцев, и он был восстановлен в должности.
Резня
подавила всякое индейское сопротивление белому владычеству на Западе. Любая
надежда сиу и других племен на то, что им удастся восстановить свой образ
жизни, была уничтожена. И жизнь в резервациях стала уделом американских
индейцев.
Окончательная
причина событий при Вундед-Ни коренится в начавшемся в 1880-х годах процессе
принудительного переселения индейцев на Западе в государственные резервации.
После поражения Кастера американские военные были нацелены на то, чтобы ликвидировать
любое сопротивление индейцев принудительному переселению.
Сидящий
Бык, один из самых уважаемых вождей сиу, повел группу последователей через
международную границу в Канаду. Британское правительство королевы Виктории
разрешило им жить там и никак не преследовало их. Однако условия были очень
тяжелыми, и Сидящий Бык и его люди в конце концов вернулись в Южную Дакоту.
В 1880-х
годах Уильям Фредерик "Буффало Билл" Коди, чьи подвиги на Западе
стали известны благодаря романам, позвал Сидящего Быка в свое знаменитое шоу
"Дикий Запад". Шоу много путешествовало, и Сидящий Бык был огромной
знаменитостью.
Историк
Эдвард Лазарус писал, что Сидящий Бык, как сообщается, проклял свою аудиторию в
Лакоте в 1884 году во время вступительной речи, посвященной завершению
строительства Северо-Тихоокеанской железной дороги. По словам Майкла Хилцика ,
«... Сидящий Бык заявил на языке лакота : «Я ненавижу всех белых людей». ...
«Вы воры и лжецы. Вы отняли нашу землю и сделали нас изгоями».
Но это не
помешало ему заработать небольшое состояние на проклятых им зрителях, взимая
плату за свой автограф и фотографию, хотя нередко полученные деньги он раздавал
бездомным и нищим.
После
нескольких лет славы в белом мире Сидящий Бык вернулся в Южную Дакоту и стал
жить в резервации. Сиу относились к нему с большим уважением.
В 1889
году, во время суровой зимы и затем сильной засухи, обрушившихся на резервацию
сиу, индеец пайютов по имени Вовока распространил религиозное движение
"Танца призраков". Он утверждал, что у него были религиозные видения,
после выздоровления от тяжелой болезни в начале 1889 года. Он утверждал, что
Бог открыл ему глаза, и что на земле скоро наступит новая эра.
Согласно
пророчествам Вовоки, дичь, на которую охотились до полного исчезновения,
вернется, а индейцы восстановят свою культуру, которая была практически
уничтожена за десятилетия конфликта с белыми поселенцами.
Часть
учения Вовоки включала в себя практику ритуальных танцев, которые длились в
течение нескольких дней. При этом надевалось специальное одеяние, которое стало
известно как рубашки для танца призраков. Считалось, что люди, надевшие эти
рубашку, защищены от урона, в том числе от пуль, выпущенных солдатами армии
США.
Когда
"Танец призраков" распространился по западным индейским резервациям,
чиновники федерального правительства серьёзно забеспокоились. Некоторые белые
американцы утверждали, что "Танец призраков" по сути своей безвреден
и является законным проявлением религиозной свободы.
Другие
участники правительства видели в этом злой умысел. Эта практика рассматривалась
как способ воодушевить индейцев на сопротивление белому правлению. К концу 1890
года власти в Вашингтоне начали отдавать приказы американской армии быть
готовой к действиям по подавлению "Танца призраков".
В 1890
году Сидящий Бык вместе с несколькими сотнями других сиу жил в резервации
Стэндинг-Рок в Южной Дакоте. Он провел время в военной тюрьме, а также
гастролировал с Буффало Биллом, но, похоже, остепенился и стал фермером. Тем не
менее, он всегда казался непокорным правилам резервации и воспринимался
некоторыми белыми администраторами как потенциальный источник проблем.
Армия США
начала посылать войска в Южную Дакоту в ноябре 1890 года, планируя подавить
"Танцы призраков" и всех его участников. Генерал Нельсон Майлз,
командовавший армией в этом районе, разработал план, как заставить Сидящего
Быка мирно сдаться, после чего его можно было бы отправить в тюрьму.
Майлз
планировал, чтобы Коди Буффало Билл подошел к Сидящему Быку и убедил его к
сдаться. Коди, очевидно, отправился в Южную Дакоту, но план провалился, когда
Коди уехал и вернулся в Чикаго. Офицеры армии решили использовать для ареста
Сидящего Быка индейцев, которые работали полицейскими в резервации.
Отряд из
43 офицеров племенной полиции прибыл в бревенчатую хижину Сидящего Быка утром
15 декабря 1890 года. Сидящий Бык согласился пойти с полицейскими, но некоторые
из его последователей, которые, возможно, были участникам «Танца Призраков»,
попытались вмешаться. Один из индейцев выстрелил в командира полицейских, после
чего ответная пуля случайно попала в Сидящего Быка. После чего началась
перестрелка.
Свидетели
этого инцидента вспоминали необычное зрелище: выставочная лошадь, подаренная
Сидящему Быку много лет назад Буффало Биллом, услышала выстрелы и, должно быть,
подумала, что снова попала на шоу Дикого Запада. Лошадь начала исполнять
замысловатые танцевальные движения, пока была слышна стрельба.
Убийство
Сидящего Быка стало новостью национального масштаба. Газета "Нью-Йорк
Таймс" 16 декабря 1890 года опубликовала статью в верхней части первой
полосы под заголовком "Последний Сидящий Бык". Подзаголовки гласили,
что он был убит при сопротивлении аресту.
В Южной
Дакоте смерть Сидящего Быка вызвала страх и недоверие. Сотни его последователей
покинули лагеря сиу и начали разбегаться. Одна группа, возглавляемая вождем Биг
Футом, отправилась в путь, чтобы встретиться с одним из вождей сиу, Красным
Облаком. Предполагалось, что Красное Облако сумеет противостоять армии США.
Пока
группа, состоящая из нескольких сотен мужчин, женщин и детей, двигалась в
суровых зимних условиях, Биг Фут сильно заболел. 28 декабря 1890 года Биг Фут и
его люди были перехвачены кавалеристами. Офицер седьмого кавалерийского полка
армии США, майор Сэмюэль Уитсайд, встретился с Биг Футом для переговоров.
Уитсайд
заверил Биг Фута, что его люди не пострадают. Он также договорился, чтобы Биг
Фут ехал в армейской повозке, так как он болел пневмонией.
Кавалерия
США собиралась сопроводить индейцев с Биг Футом в резервацию. В ту ночь индейцы
разбили лагерь, а солдаты расположились неподалеку. В какой-то момент вечером
на место прибыл другой отряд кавалерии под командованием полковника Джеймса
Форсайта. Новую группу солдат сопровождало артиллерийское подразделение.
Утром 29
декабря 1890 года войска армии США приказали индейцам собраться в группу. Им
было приказано сдать свое оружие. Индейцы сложили оружие штабелями, но солдаты
подозревали, что это было не всё их вооружение. Солдаты начали обыскивать
вигвамы сиу.
Были
найдены две винтовки, одна из которых принадлежала индейцу по имени Черный
Койот, который, вероятно, был глухим. Черный Койот отказался отдать свой
винчестер, и во время попытки забрать его оружие прозвучал выстрел.
Ситуация
быстро обострилась, так как некоторые индейцы достали ножи и подошли к
солдатам, полагая, что ритуальные одеяния для «Танца призраков», в которые они
были одеты, защитят их от пуль. Однако они были застрелены.
Когда
индейцы, среди которых было много женщин и детей, пытались бежать, солдаты
продолжали стрелять. Несколько артиллерийских орудий, расположенных на соседнем
холме, начали обстреливать бегущих индейцев. Снаряды и шрапнель убили и ранили
десятки людей.
Вся резня
продолжалась менее часа. По оценкам, было убито от 300 до 350 индейцев. Потери
среди кавалерии составили 25 убитых и 34 раненых. Предположительно, большинство
убитых и раненых среди военнослужащих армии США были подстрелены дружественным
огнем.
Раненых
индейцев на повозках доставляли в резервацию Пайн-Ридж, где их лечением
занимался доктор Чарльз Истмен, урожденный сиу, получивший образование в школах
на Востоке. Через несколько дней Истмен отправился с группой на место резни для
поиска выживших. Они действительно нашли несколько индейцев, которые чудом
остались живы. Но они также обнаружили сотни замерзших трупов, некоторые из
которых лежали на расстоянии двух миль. Большинство тел были собраны солдатами
и захоронены в братской могиле.
Для
американской общественности эта бойня была представлена как битва солдат США с
враждебными индейцами. Статьи на первой странице газеты "Нью-Йорк
Таймс" в последние дни 1890 года давали армейскую версию событий. Хотя
количество убитых и тот факт, что среди них было много женщин и детей, вызвали
сомнения в некоторых кругах.
Рассказы
очевидцев-индейцев попали в газеты. 12 февраля 1890 года статья в
"Нью-Йорк Таймс" была озаглавлена "Индейцы рассказывают свою
историю". Подзаголовок гласил: "Жалкий рассказ об убийстве женщин и
детей".
В статье
приводились свидетельства очевидцев, а заканчивалась она леденящим душу
признанием. По словам священника одной из церквей в резервации Пайн-Ридж, один
из армейских разведчиков рассказал ему, что слышал, как офицер после резни сказал:
"Теперь мы отомстили за смерть Кастера".
Началось
расследование случившегося, и полковник Форсайт был отстранен от командования,
но его быстро оправдали. Статья в газете "Нью-Йорк Таймс" от 13
февраля 1891 года была озаглавлена "Полковник Форсайт оправдан".
Подзаголовки гласили: "Его действия при Вундед-Ни оправданы" и
"Полковник восстановлен в командовании своего храброго полка".
После
резни в Вундед-Ни индейцы сиу смирились с тем, что сопротивление белым
бесполезно. Индейцы стали жить в резервациях. Сама резня ушла в историю.
В начале
1970-х годов события при Вундед-Ни приобрели резонанс, во многом благодаря
книге Ди Брауна. Движение сопротивления коренных американцев сделало резню
символом невыполненных обещаний и предательства со стороны белой Америки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий