«Мы так
давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было
просто не до отдыха с тобой,
Мы
пол-Европы по-пластунски пропахали,
И
завтра-завтра наконец последний бой».
Эта песня
была написана Михаилом Ножкиным спустя много лет после окончания войны, во
время съемок фильма «Освобождение», где Ножкин исполнил роль командира
штурмовой роты. Песня приобрела неслыханную популярность, а ведь слова в ней
были самые теплые, самые простые - о родине, любви, доме.
Народный
артист России, автор и исполнитель, поэт и любимец публики разных поколений,
Михаил Иванович Ножкин о войне знает не понаслышке. Война в его случае не иначе
как синоним слова «детство», и, может, именно поэтому так правдивы его
киногерои. Бекас из «Ошибки резидента», лейтенант Ярцев из «Освобождения»,
майор Шатохин из «Одиночного плавания».
Когда
началась Великая Отечественная война, Михаилу Ножкину было 4 года. Отца забрали
на фронт, мать - старшая операционная сестра - сутки напролет проводила в
госпитале. Маленького Мишу и его старшего брата должны были эвакуировать, но
чудом они остались в Москве.
Михаил:
Бомбежки помню, их не так много было, но помню отчетливо, четко помню вой
сирен, на главном корпусе стояли сирены, и первое время мы ходили в
бомбоубежище на Курский вокзал, ближе не было метро, а на Курский - это от
Яузской через землянку, наверх в гору идешь-идешь - отбой, только назад прошел
- опять тревога, придешь туда, в метро спустишься на какое-то время - отбой. А
идти далеко, мальчишки спали на полу, бросят какие-то тряпку, матрас, одеяло...
И потом сказали: знаешь, не будем ходить, разбомбят - и там разбомбят, как
будет, как господь даст. И не стали ходить. Походили месяц, может, и не стали
ходить. Но запах метро я после войны еще лет десять не мог переносить.
Этот дом
конца 19-го века в годы войны стал первым военным госпиталем. Здесь работали
мама Михаила Ножкина и дед, который был врачом. Во дворе именно этой больницы и
прошли первые годы войны семьи Ножкиных.
Михаил: Я
видел войну в лицо, потому что с передовой привозили раненых, перебитых,
переломанных. И я не помню злых людей. Больные, перебитые, переломанные, но с
улыбкой, с шуткой, друг друга подначивали, говорили о чем угодно.
Еще
Ножкин отчетливо помнит ненавистные карточки, по которым выдавались продукты.
Долгое время мальчишке снился один и тот же сон: кусочек черного хлеба, поверх
которого тоненький кусочек белого. Это было самое большое, недоступное лакомство.
В палатах
Яузской больницы, начались первые выступления симпатичного Михаила Ножкина:
мальчишка взбирался на табурет и читал стихи. Лучшей наградой для Михаила были
улыбки и аплодисменты взрослых. В юности у Ножкина были все предпосылки пойти в
актеры. Но разве тогда это была профессия? Сильные рабочие руки - вот чего не
хватало послевоенной стране.
За
солидной профессией Ножкин отправился в строительный техникум Моссовета, где
овладел сразу тремя специальностями.
Михаил: А
потом пошел в Театр эстрады к Смирнову-Сокольскому, студию заканчивал и
параллельно уже стал играть главную роль в спектакле. И партнеры сразу:
Миронова, Менакер, Алексей Георгиевич Алексеев, знаменитый был конферансье, он
был и худруком оперетты, сценарии писал. После студии я работал в Театре
эстрады в штате, на Маяковке. Я уже стал писать много, писать для себя, для
всех писал, эстрадным драматургом был.
За
короткое время Михаил Ножкин стал одним из самых популярных артистов эстрады.
Он выступал и как автор, и как исполнитель. Его песни вначале своей карьеры
даже исполнял Владимир Высоцкий.
Это был
1967 год. Первая сольная авторская программа Ножкина «Шут с тобой» стала на
сцене последней. Но даже после ухода из Театра эстрады давление на Ножкина не
уменьшилось, а в 1970-м всемирно известный журнал Time поместил заметку
«Музыкальные диссиденты Советского Союза», где, конечно же, оказалась фамилия
Ножкина.
Михаил:
Так вот, главные диссиденты: Солженицын, второй - Ножкин, третий - Галич и
четвертый - Владимир Высоцкий.
Ножкин -
человек, не боящийся говорить правду. Выгнали из театра, диссидентом в
американском журнале назвали - ничего, справился.
Михаил:
Безработным я не боялся остаться, потому что у меня профессий много.
После
Ножкина пригласили на пробы в ленинградский Театр комедии. В один прекрасный
день он тайком выехали из Москвы, оставив дела, чтобы попасть на худсовет.
Но и в
этом театре Ножкин не остался, следом поступило очень выгодное приглашение в
московскую оперетту, где был необходим такой артист, как Ножкин, поющий и танцующий.
Но артист и тут остался верен эстрадному искусству.
С 1966
года Михаил Ножкин снимается в кино. Первой работой становится «Новогодний
телевизионный мюзикл».
Спустя
год Ножкин снялся у Юрия Озерова в «Ошибке резидента». Этот фильм принес ему
телевизионную славу, Ножкин сыграл в двух частях картины - в «Ошибке резидента»
и в «Судьбе резидента». Но в продолжении играть отказался.
А следом
роли в картинах «Освобождение» и «Хождение по мукам».
Роль
Рощина в «Хождении по мукам» - любимая роль Михаила Ивановича.
А за
картину «Одиночное плавание» 1985 года Ножкина спустя 20 лет в журнале Playboy
окрестили русским Рэмбо.
Эпилог.
Ему за
80, а он как работал полвека назад, так и работает, не сбавляя темпов. Его
ждут, его слушают, от его исполнения по спине бегут мурашки, а он этим живет -
по-другому не умеет. Каждый раз на сцену как на плаху. И залу каждый раз глаза
в глаза.
Михаил:
Вот до сих пор работаю и номером, и сольные вечера, и поэтические, и песенные,
вот в этом году, в июне, ровно 60 лет как я вышел на профессиональную сцену. Я
это не отмечаю никак, двухтомник есть, никак его не осилю, хотя он лежит давно,
и, может быть, это дело как-то отмечу вечером, творческий большой проведу. Вот
и все.
Комментариев нет:
Отправить комментарий