среда, 10 декабря 2025 г.

50 лучших русских альбомов всех времен. Гражданская оборона - "Русское поле экспериментов" (1989).

Гражданская оборона.

Советский рок.

50 лучших русских альбомов всех времен. 

«Русское поле экспериментов» — пятнадцатый студийный альбом группы «Гражданская оборона». Последний из серии альбомов 1989 года, он является воплощением идеального для Егора Летова на тот момент (конец 1989 года) звучания: 

"Русское Поле Экспериментов (1989). Песни 1988-89 годов. Лучший мой альбом. Мой запредельный уровень прыжка выше собственной головы — сама заглавная песня. Несколько песен («Вершки и Корешки», «Лоботомия», «Бери Шинель») возникли под впечатлением, осмыслением и переживанием самоубийства нашего бывшего гитариста Димки Селиванова. "Like a Rolling Stone" в оригинале — известнейший мощнейший гимн молодежных радикальных движений середины 60-х годов, своевременно сотворенный Бобом Диланом".

Егор Летов, сентябрь 1990 г. (из статьи «Официальная альбомография ГрОб-рекордз»)

История

В 1982 году в советском городе Омске возникла рок-группа «Посев». Позже «Посев» развалился. А 8 ноября 1984 года из остатков «Посева» и таинственной группы «Западъ» появилась «Гражданская оборона». Двумя её основателями стали Егор Летов и Константин Рябинов. После выхода нескольких альбомов, группой заинтересовались сотрудники советского КГБ. В конечном итоге Рябинов был отправлен на службу в армию, а Летов — на принудительное лечение в психиатрическую больницу. 

Гражданская Оборона - "Русское поле экспериментов".

По выходе из больницы Летов потерял все связи со своими бывшими товарищами — с них были взяты подписки о том, что они не станут контактировать с Летовым. В этот период он один учится играть на различных музыкальных инструментах и выпускает ряд альбомов в одиночку.

«Гражданская оборона» снова стала группой в 1988 году, когда к проекту присоединились гитаристы Рябинов и Игорь Жевтун, а также барабанщик Аркадий Климкин. Вместе с командой Летов отправляется в концертный тур по стране. Группа успевает выступить на новосибирском и ленинградском рок-фестивалях. После концертов «Гражданская оборона» попадает на ленинградскую точку записи группы «АукцЫон». Там записывается материал для четырёх альбомов: «Здорово и вечно», «Армагеддон-попс», «Война» и «Русское поле экспериментов». Получившимися записями Летов, однако, не доволен. «Гражданская оборона» стремилась создать «грязный звук», намеренно пользуясь низкокачественной аппаратурой, советскими магнитофонами и микрофонами. В конечном итоге группа возвращается в Омск и продолжает работу над альбомами дома.

Гражданская оборона - "Бери шинель" ("Like a Rolling Stone").

Одним из источников вдохновения для создания «Русского поля экспериментов» стало самоубийство в апреле 1989 года участника «Гражданской обороны» и групп «Калинов мост», «Промышленная архитектура» Дмитрия Селиванова, этому событию посвящена песня «Вершки и корешки». Песня «Бери шинель» была спета в дуэте с Яной Дягилевой. Выступая «против» популярной рок-музыки, группа применяет различные шумовые техники записи, перегружают гитарные звуковые каналы.

Гражданская оборона - "Вершки и корешки".

Песни «Вершки и корешки» и «Лоботомия» посвящены памяти Дмитрия Селиванова. Во время записи композиции «Русское поле экспериментов» слегка сместился гитарный звук. По словам Летова ничем иным как электрическим и энергетическим скачком во всей записывающий аппаратуре он это объяснить не может:

"Это самая, пожалуй, бекомпромиссная, «некоммерческая» работа ГО (и вообще продукции ГрОб-Records наряду с деятельностью нашего с Кузьмой параллельного проекта «Коммунизм»), особенно это касается таких альбомов последнего как «Веселящий Газ», «Сатанизм», «Игра в самолётики». Вообще трудно провести чёткую разделительную черту между творчеством этих двух коллективов — песни, написанные для одного, перекочёвывали в другой и обратно, использовались общие «индустриальные» и шумовые подложки, фонограммы, эффекты. Изначальной идеей было создать неслыханный доселе шквал постпанковых, нефункциональных ударных с экзотическими рисунками, визга сдвоенных, а то и строенных гитар, густого чистого баса, гуляющего по своей воле, и голоса/голосов, жесточайше, за гранью фола закомпрессированными аналоговыми микрофонами и уровнем общей записи. Также использовались замысловатые инструменты («шестиструнный басс» — Gibson с 6-тью басовыми, являющими странный строй струнами, волшебная коробочка Trockelmittel, использование различных колец — в основном виниловых, а также манипуляции с динамиками и скоростями). Результатом родился сей опус, который, надо признать, звучит для меня сейчас довольно наивно и свежо, но ничего в 89 году по степени бескомпромиссному духу РОК-Н-РОЛЛА я до сих пор не нахожу.

Во время записи «Русского поля экспериментов» во второй части («За открывшейся дверью...») произошел некий электрический (энергетический?..) скачок во всей воспроизводящей и записывающей системе — потому как ничем иным объяснить его не можем — слегка сместился гитарный звук. Запись останавливать мы не стали. Писали живьем с одного дубля".

Егор Летов, июнь 2007.

Отзывы и оценки.

Альбом был включён в книгу «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира. Автор писал о нём:

"Большинство номеров в «Русском поле экспериментов» по своей сути представляли деструктивный рок. По форме это был ядреный сплав гаражного панка и авангардного трэша, сыгранный зычно и звонко, отчаянно и яростно. Несмотря на среднечастотную грязь, дисгармонии, дикий скрежет специально расстроенных гитар, утрированно примитивный ритм и «нарочито зловонное исполнение», именно в этой антимузыке «Гражданской обороны» и была жизнь".

В 2010 году альбом занял 25-е место в списке «50 лучших русских альбомов всех времен», составленном журналом «Афиша» по итогам опроса молодых российских музыкантов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий