вторник, 21 декабря 2021 г.

Тот самый Владислав Шпильман...

«Это был выдающийся пианист, польский Коул Портер. Его песни не забыты, несмотря на меняющуюся моду».

Войцех Килар.

«Целый ряд его песен настолько прочно вошел в польскую музыку, что мы даже не знаем, кто их написал. А это сделал Шпильман...»

Кшиштоф Якович.  

Один из лучших пианистов Польши 30-х годов Владислав Шпильман (Władysław Szpilman) родился в Сосновце 5 декабря 1911 года в как старший ребенок в семье Самуэля (Шмуля) Шпильмана и Эдварды (Эстера) в девичестве Раппапорт. У него были брат Хенрик и две сестры: Регина и Халина. Его отец был скрипачом в оперной труппе Польского театра в Катовице, а мать - пианисткой в ​​Городском театре в Сосновце. Еще она давала уроки игры на фортепиано.

Владислав Шпильман в детстве.

Подростком Шпильман начал свое образование в мужской коммерческой школе, расположенной рядом с его семейным домом в Сосновце. Однако школу он так и не окончил, а уехал в Варшаву учиться в Музыкальном Университете имени Фредерика Шопена. В 1931 Владислав выиграл стипендию в Берлинскую музыкальную академию: класс фортепиано Артура Шнабеля и класс композиции Франца Шрекера. Пребывание в Берлине сыграло важную роль в дальнейшей профессиональной жизни Владислава Шпильмана. Столица Рейха в начале 30-х годов была энергичным городом, в котором культура занимала особое место. Джаз царил в клубах, и популярные ревю в то время собирали толпы не только берлинцев. «Берлин подтвердил посетителю из Польши убежденность в том, что город должен быть фоном для популярной музыки. Его ритм, шаги прохожих, гудки машин и автобусов. И тема песен - не только увядшие цветы на могилах любви, но и спорт, новые дома, изменения городского пейзажа». Там Шпильман написал свои первые симфонические произведения и фортепианную сюиту «Życie maszyn» («Жизнь машин»).

Władysław Szpilman - Suite «Życie maszyn» (movement 1).

В 1933 году после прихода к власти нацистов Шпильман вернулся в Польшу. В Варшаве он сначала зарабатывал на жизнь уроками музыки, а потом устроился штатным пианистом на варшавское радио.

«Мой заработок увеличился в десять раз, - вспоминал композитор. - Я мог купить квартиру рядом с радиостанцией, привезти в Варшаву родителей, братьев и сестер».

«Kiedy kochasz się w dziewczynie» - танго из музыкальной комедии «Kot w worku» театра «Цирулик Варшавский» (Владислав Шпильман / Эмануэль Шлехтер). Оркестр "Сирена Рекорд"; 1936 г.

В 1934 году он начал работать с Брониславом Гимпелем, известным американским скрипачом польского происхождения. До 1939 года Шпильман занимался сочинением симфонической музыки и музыки к фильмам. В этот период он написал свои первые хиты: «Kiedy kochasz się w dziewczynie» (слова: Эмануэль Шлехтер), «Nie ma szczęścia bez miłości i Straciłam twe serce» (с текстом его брата Хенрика, также известного как Герольд), «Nocą» (слова Эмануэля Шлехтера), а также музыку к фильмам «Wrzos» (1937) и «Dr Murek» (1939), которые сделали музыканта очень популярным. Перед самой войной он выступал с концертами вместе с такими всемирно известными скрипачами, как Роман Тотенберг, Бронислав Гимпель, Генрик Шеринг и Ида Хёндель и параллельно работал на польском радио.

«Nie ma szczęścia bez miłości i Straciłam twe serce» - танго из фильма «Wrzos» (Владислав Шпильман / Хенрик Шпильман). Танцевальный оркестр "Сирена Рекорд", дирижер Иво Весби (1938 г.).

Блестящая карьера музыканта была прервана началом войны. Подписанные контракты, эскизы последующих композиций, даты гастролей - перед лицом войны все это перестало иметь значение. 23 сентября 1939 года в последнем «прямом» эфире Польского радио Шпильман исполнил сольный концерт произведений Шопена. Через мгновение немецкие бомбы упали на Варшавскую электростанцию, и Польское радио замолчало. Шесть лет спустя первая трансляция Польского радио из Варшавы началась с исполнения Владиславом Шпильманом тех же произведений.

Wladyslaw Szpilman - F. Chopin: Nocturne C sharp-minor Op. posth. (1997).

Оккупировав Польшу немцы обещали мирным жителям Варшавы работу и достойную жизнь, а евреям неприкосновенность их собственности и сохранение всех прав. Вскоре выяснилось, что эти объявления были циничной попыткой завоевать симпатии жителей Варшавы. Ситуация в городе ухудшалась день ото дня, и репрессии против еврейской общины, составлявшей 1/3 населения города, становились все более жестокими. Сначала были арестованы счета в еврейских банках, а также конфискованы еврейские магазины и предприятия. Затем евреев заставили носить нарукавные повязки со Звездой Давида. В начале 1940 года все синагоги были закрыты, а вскоре после этого территория, населенная евреями, была ограждена колючей проволокой. В газете, издаваемой немцами на польском языке, была опубликована пропагандистская статья под названием «Евреи - социальные вредители и носители чумы».

Владислав Шпильман с родителями (1938).

2 октября 1940 года был создан «Особый район», или Варшавское гетто. Многоквартирный дом на улице Слиска, где жила семья Шпильман, находился в южной части гетто в самом центре Варшавы. Поначалу Шпильманы утешались тем, что им не пришлось искать другую квартиру. В одночасье десятки тысяч евреев, живущих в других частях города, были вынуждены перебраться в гетто. Отсутствие достаточного количества квартир означало, что многие из них прозябали в подвалах или общежитиях, платя за них ужасающие цены. Всего в т.н. «Особый район» было согнано 450 000 человек, что сделало его самым большим гетто в Европе. Позже площадь гетто еще больше сократилась.

Владислав Шпильман играет свое «Концертино для фортепиано с оркестром», сочиненное им в Варшавском Гетто в 1940 году. Оркестр Польского радио Реж. С. Рахон, записанный в Варшаве (1972).

В гетто Владислав зарабатывал себе на жизнь игрой в ресторане «Nowoczesna» на ул. Nowolipki 10. Здесь играл оркестр Артура Голда, приходили спекулянты, которых за богато накрытыми столами ждали роскошные проститутки. Там Шпильман потерял две иллюзии: одну - о еврейской солидарности, а другую - о музыкальности евреев: «В «Nowoczesna» никто не обратил внимания на мою музыку. Чем громче я играл, тем громче они разговаривали. Один гость попросил меня через официанта приостановить игру, так как это не позволяло ему проверить чистоту звука, купленного у кого-то золота. Он хотел послушать их звук, звук единственной музыки, которая, казалось, его интересовала».

Вскоре музыкант перешел в «Cafe Capri» Белы Гельбардта, где собиралась еврейская интеллигенция (там даже был симфонический оркестр и джазовый биг-бэнд в то время). Шпильман был солистом Симфонического оркестра Симона Пульмана. В то время он сочинил ряд песен и пьесу «Казанова» с текстом Владислава Шленгеля для голоса и фортепиано, много раз исполнявшуюся в кафе «Sztuka».

Польская певица Вера Гран исполняет песню «Ее первый бал» (муз. Владислава Шпильмана (по мотивам оперы «Казанова» Людомира Ружицкого), слова: Владислав Шленгель), впервые представленную в кафе «Sztuka» в Варшавское гетто в 1942 году. Записана в 1949 году, в сопровождении ансамбля под управлением Ежи Оржеховски.

В 1942 году нацисты депортировали в Треблинку более 300 000 евреев, то есть около 75 процентов населения гетто. Практически все они были уничтожены в газовых камерах сразу по прибытии в лагерь смерти. 16 августа 1942 года настала очередь семьи Шпильман. Только младшие братья и сестры Владислава: Генрик и Халина были признаны немцами годными для дальнейшей работы. Он вместе со своими родителями и сестрой Региной подлежали отправке в Треблинку. На сборном пункте к ним добровольно присоединились Хенрик и Халина, которые хотели остаться с семьей до конца. Во время погрузки в поезд один из еврейских полицейских Ицхак Хеллер, который был знакомым Шпильманов, вытолкнул Владислава из толпы, отделив от семьи. Родителей, сестёр и брата он больше не увидел. После этого Владислав работал строителем и чудом избежал смерти во время очередных селекций.

Когда депортация оставшихся евреев вновь ужесточилась, Шпильман, не выдержав, в феврале 1943 сбежал из гетто и вплоть до Варшавского Восстания скитался по знакомым, которые прятали его в различных квартирах. Его последним укрытием стала квартира в центре города — как раз там, где всё было заселено гестаповцами. Несмотря на просьбу друзей переждать Восстание в подвале дома Шпильман большую часть этого времени отсиживался в квартире и в случае опасности прятался на чердаке.

Вильгельм Хозенфельд перед войной.

12 августа 1944 года дом подожгли, и Шпильман, под угрозой удушья, попытался отравиться заранее припасённым снотворным, но остался жив. Прятался от гестаповцев в расположенном по соседству госпитале и других разрушенных домах и от недоедания чуть не умер. Наконец в ноябре он укрылся в руинах сгоревшего дома на проспекте Niepodległości, 223, где его нашёл немецкий офицер Вильгельм Хозенфельд, так как в этом здании собирались расположить немецкий штаб обороны Варшавы. Он укрыл Шпильмана на специальной антресоли под крышей и вплоть до полного отступления немцев из Варшавы тайком носил ему провиант. Лишь в 1950 году Шпильману удалось установить личность немца, но освободить его из советского плена ему не удалось. Хозенфельд умер в лагере для военнопленных под Сталинградом в августе 1952 г. В 2007 году президент Республики Польша Лех Качиньский наградил его Командорским крестом ордена Polonia Restituta, а в 2009 году Израильский институт Яд Вашем присвоил Хозенфельду звание Праведника народов мира.

Andrzej Bogucki i Chór Czejanda – «Czerwony autobus» (TVP 1961)

После окончания войны в течение 20 лет Шпильман работал на варшавском радио и продолжал выступать как пианист-исполнитель с сольными концертами. В его репертуар входили вариации Рахманинова на тему Паганини, фортепианные концерты И. Брамса с дирижерами Витольдом Ровицким, Яном Кренцем и др. Он играл камерную музыку с Брониславом Гимпом (с перерывом в 1948-56), а также спорадически выступал с Хенриком Шерингом, Идой Гендель, Тадеушем Вронски и Романом Тотенбергом.

Wladyslaw Szpilman - Rachmaninoff - Prelude in G-sharp minor, Op. 32 No. 12 (1954).

Шпильман написал несколько симфонических произведений, а также около тысячи песен. Среди них «Дождь», «Этих лет никто не вернет», «Нет счастья без любви», «Не верю песне», «Красный автобус», «Тихая ночь», «Время придет», «Завтра будет хороший день». Он сочинил более пятидесяти песен для детей, музыку ко многим радиопостановкам и фильмам, а также позывные Польской кинохроники. Вместе с Брониславом Гимпелем и Тадеушем Вронским они создали «Варшавский квинтет», дав более двух тысяч концертов в различных странах.

Wladyslaw Szpilman – «Little Ouverture» (1968).

В 1956 году, воспользовавшись политической оттепелью, Владислав Шпильман возобновил деятельность ZAiK под новым названием ZAKR (Союз польских авторов и композиторов), президентом которого он был до 1961 года.

В 1961 году он организовал Международный фестиваль песни в Сопоте. С 1945 по 1963 год он также был руководителем отдела развлекательной музыки Польского радио.

Sopot Festival (1961) - Edwin Rutten «Teddy» (W. Szpilman-E. Rutten) и Akira Fuse «Yes or No» (W. Szpilman-L. Starski).

После войны Шпильман написал мемуары, основанные на воспоминаниях о пережитом им во время войны. В литературной обработке Ежи Вальдорффа под названием «Гибель города» они были изданы в 1946 году в Польше. В 1998 году вышло переиздание — «Пианист: необычайная и подлинная история о выживании одного человека в Варшаве 1939—1945».  Это издание было переведено на 38 языков мира. По этой книге был поставлен исторический фильм режиссёра Романа Полански «Пианист» (2002), удостоенный «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале 2002 года, а также трёх премий «Оскар», в том числе за лучшую режиссуру и лучшему актёру — Эдриену Броуди.

Владислав Шпильман умер 6 июля 2000 года в возрасте 88 лет и был похоронен на Военном кладбище Повонзки.

4 декабря 2011 г. на фасаде дома по адресу ул. Niepodległości 223, в память о композиторе была открыта мемориальная доска на польском и английском языках. На церемонии присутствовали, среди прочего, дочь Вильма Хозенфельда, Йоринда Хозенфельд-Крейци и сын Владислава Шпильмана - Анджей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий