Выдающиеся джазовые музыканты.
Бибоп
Свинг
24 декабря 1919 года в Далласе, штате Техас, родился джазовый тромбонист Генри Кокер (Henry Coker). Его игру можно услышать на многих альбомах Каунта Бейси или в хрестоматийных записях Тонни Беннетта и Сары Вон. Он участвовал в первых революционных сессиях Чарльза Мингуса конца 40-х и Сани Роллинса в 50-х, а также блестяще проявил себя в более поздних работах с R&B группами – например, у Джонни Отиса и «Лысого» Эдди Винсона (Eddie "Cleanhead" Vinson).
Тромбон
не был первым выбором Генри Кокера: в школе он играл на… арфе, однако
многочисленные драки из-за насмешек мальчишек над “бабским” инструментом
привели к неизбежным переменам. Генри сначала переключился на фортепиано, к которому
сохранял любовь на протяжении всей жизни, никогда не упуская случая поиграть, и
уже после фортепиано взялся за тромбон. А еще Генри Кокер умел играть на
вибрафоне – как и небезызвестный Тайри Гленн, который во многом и вдохновил
коллегу овладеть этим «расслабляющим», с его точки зрения, инструментом.
Так или
иначе, свой первый профессиональный музыкальный ангажемент Генри Кокер получил
как тромбонист – в 1935 году у Джона Уайта. Всего за два года музыкант создал
себе достаточно хорошую репутацию, чтобы быть приглашённым Натом Тауэлсом в его
бэнд, обошедший тогда очень многих конкурентов на Среднем Западе. Распрощавшись
потом и с Тауэлсом, Кокер решил кардинально поменять дислокацию и отправился
искать счастья и успеха на Гавайях – однако оттуда ему пришлось быстро
вернуться после печально известных событий в Пёрл Харбор.
Середину
40-х музыкант провёл на Западном побережье, то участвуя в никому неизвестных
записях, то работая в бэндах таких суперзвёзд, как Бенни Картер, Эдди Хейвуд
или Иллинойс Джекет. В тот же период Кокер играл с Чарльзом Мингусом – записи с
ним можно найти в альбоме “Charles 'Baron' Mingus West Coast 1945-49”. А с 1952
года он начал работать в оркестре Каунта Бейси, и этот ангажемент продлился
почти десять лет, за которые музыкант заслужил любовь не только множества
фанатов джаза, но и всех своих коллег по сцене: он так же хорошо
аккомпанировал, как и солировал, он не уступал по мастерству Элу Грею и при
этом никогда не стремился «украсть» шоу – напротив, он, например, часто «перекидывал»
части лидирующего соло новичку Груверу Митчелу – иногда проказы ради, но чаще
чтобы дать ему возможность показать себя и свой превосходный звук.
А Томми
Дорси вообще был так впечатлён игрой Кокера, что подарил ему свой тромбон
особой конструкции, поскольку посчитал, что инструмент самого Кокера ему плохо
подходил. Как рассказывал музыкант, звук у тромбона Дорси, конечно, был
потрясающий, но играть на нём было сложнее – просто даже находить позиции. И
потом всегда, когда Томми приходил послушать оркестр Бейси, Кокер должен был
исполнять сольный номер “Moonlight in Vermont”, но так волновался, что каждый
раз зарезал первую ноту. Дорси не приходил – и нота звучала идеально.
С
течением времени Генри Кокер решил двигаться дальше: он попытался сфокусировать
свои усилия на студийных записях и в начале 60-х перебрался в Нью-Йорк. По
большей части он оставался на Восточном побережье где-то до 1966 года, пока не
присоединился к Рею Чарльзу, с которым играл до 1971 года. Потом Кокер жил в
Лос-Анджелесе, где до самой своей смерти (23 ноября 1979 года) занимался в
основном работой для кино и телевидения, время от времени, впрочем, делая
небольшие «кам-бэки» с Бейси и Чарльзом.
Среди
дошедших до нас записей, помимо уже упомянутых ранних работ с Мингусом, с Бейси
и Джекетом, хочется отметить участие Кокера в альбоме Кенни Кларка “Telefunken
Blues” (Savoy, 1955 год) с блестящими соло-импровизациями, богатыми, тонкими,
красивыми нюансами. Ещё одна интересная запись – пост-боповый альбом “Trombones
& Flute” (1956 год), сделанный флейтистом Фрэнком Уэссом с Кокером и тремя
другими тромбонистами: Джимми Кливлендом, Бенни Пауэллом и Биллом Хьюгсом.
Здесь Кокер выступил не только как исполнитель, но и как автор, сочинив
композицию “Сraker Jack”.
Наконец,
просто обязательной к прослушиванию для всех фанатов тромбона стала знаменитая
сессии Джея Джея Джонсона “The Trombones Inc.” (1958 год). В её записи
принимали участие 27 блестящих тромбонистов, сыгравших в двух разных составах –
на Западном и на Восточном побережье (только Боб Брукмайер умудрился записаться
и там и там). Генри Кокер появляется в «восточном» ансамбле из 10 тромбонистов
(работавших по пять с каждой стороны микрофона): с ними была записана первая
половина альбома, и игра Кокера есть в треках “Neckbones”, “Long Before I Knew
You” и “Tee Jay”.
Но самой
замечательной работой Генри Кокера считается его соло в композиции
"Cokernut Tree", написанной специально для него и увековеченной
барабанщиком и бэнд-лидером Ози Джонсоном в альбоме “Osie's Oasis” (релиз 1955
года на лейбле "Fantasy", перевыпуск в 1999 году на
"Period"). Звук Кокера здесь действительно потрясающий, удивительно
тёплый, лёгкий почти на грани прерывистого, но одновременно какой-то невероятно
стройный и объёмный, напоминающий мягкий «чёрный» женский вокал – в общем,
такой, каким и хочется слушать тромбон.
Ольга
Дюдина. Ⓒ

Комментариев нет:
Отправить комментарий