среда, 24 декабря 2025 г.

И свингующий, и боповый, и биг-бэндный. Генри Кокер (24 декабря 1919 – 23 ноября 1979).

Выдающиеся джазовые музыканты.

Бибоп

Свинг

24 декабря 1919 года в Далласе, штате Техас, родился джазовый тромбонист Генри Кокер (Henry Coker). Его игру можно услышать на многих альбомах Каунта Бейси или в хрестоматийных записях Тонни Беннетта и Сары Вон. Он участвовал в первых революционных сессиях Чарльза Мингуса конца 40-х и Сани Роллинса в 50-х, а также блестяще проявил себя в более поздних работах с R&B группами – например, у Джонни Отиса и «Лысого» Эдди Винсона (Eddie "Cleanhead" Vinson).

Тромбон не был первым выбором Генри Кокера: в школе он играл на… арфе, однако многочисленные драки из-за насмешек мальчишек над “бабским” инструментом привели к неизбежным переменам. Генри сначала переключился на фортепиано, к которому сохранял любовь на протяжении всей жизни, никогда не упуская случая поиграть, и уже после фортепиано взялся за тромбон. А еще Генри Кокер умел играть на вибрафоне – как и небезызвестный Тайри Гленн, который во многом и вдохновил коллегу овладеть этим «расслабляющим», с его точки зрения, инструментом.

Так или иначе, свой первый профессиональный музыкальный ангажемент Генри Кокер получил как тромбонист – в 1935 году у Джона Уайта. Всего за два года музыкант создал себе достаточно хорошую репутацию, чтобы быть приглашённым Натом Тауэлсом в его бэнд, обошедший тогда очень многих конкурентов на Среднем Западе. Распрощавшись потом и с Тауэлсом, Кокер решил кардинально поменять дислокацию и отправился искать счастья и успеха на Гавайях – однако оттуда ему пришлось быстро вернуться после печально известных событий в Пёрл Харбор.

Count Basie – «Basie Boogie»

Середину 40-х музыкант провёл на Западном побережье, то участвуя в никому неизвестных записях, то работая в бэндах таких суперзвёзд, как Бенни Картер, Эдди Хейвуд или Иллинойс Джекет. В тот же период Кокер играл с Чарльзом Мингусом – записи с ним можно найти в альбоме “Charles 'Baron' Mingus West Coast 1945-49”. А с 1952 года он начал работать в оркестре Каунта Бейси, и этот ангажемент продлился почти десять лет, за которые музыкант заслужил любовь не только множества фанатов джаза, но и всех своих коллег по сцене: он так же хорошо аккомпанировал, как и солировал, он не уступал по мастерству Элу Грею и при этом никогда не стремился «украсть» шоу – напротив, он, например, часто «перекидывал» части лидирующего соло новичку Груверу Митчелу – иногда проказы ради, но чаще чтобы дать ему возможность показать себя и свой превосходный звук.

«Moonlight In Vermont» - Tommy Dorsey, Jimmy Dorsey

А Томми Дорси вообще был так впечатлён игрой Кокера, что подарил ему свой тромбон особой конструкции, поскольку посчитал, что инструмент самого Кокера ему плохо подходил. Как рассказывал музыкант, звук у тромбона Дорси, конечно, был потрясающий, но играть на нём было сложнее – просто даже находить позиции. И потом всегда, когда Томми приходил послушать оркестр Бейси, Кокер должен был исполнять сольный номер “Moonlight in Vermont”, но так волновался, что каждый раз зарезал первую ноту. Дорси не приходил – и нота звучала идеально.

С течением времени Генри Кокер решил двигаться дальше: он попытался сфокусировать свои усилия на студийных записях и в начале 60-х перебрался в Нью-Йорк. По большей части он оставался на Восточном побережье где-то до 1966 года, пока не присоединился к Рею Чарльзу, с которым играл до 1971 года. Потом Кокер жил в Лос-Анджелесе, где до самой своей смерти (23 ноября 1979 года) занимался в основном работой для кино и телевидения, время от времени, впрочем, делая небольшие «кам-бэки» с Бейси и Чарльзом.

Среди дошедших до нас записей, помимо уже упомянутых ранних работ с Мингусом, с Бейси и Джекетом, хочется отметить участие Кокера в альбоме Кенни Кларка “Telefunken Blues” (Savoy, 1955 год) с блестящими соло-импровизациями, богатыми, тонкими, красивыми нюансами. Ещё одна интересная запись – пост-боповый альбом “Trombones & Flute” (1956 год), сделанный флейтистом Фрэнком Уэссом с Кокером и тремя другими тромбонистами: Джимми Кливлендом, Бенни Пауэллом и Биллом Хьюгсом. Здесь Кокер выступил не только как исполнитель, но и как автор, сочинив композицию “Сraker Jack”.

«Long Befor I Knew You» · The Trombones Inc.

Наконец, просто обязательной к прослушиванию для всех фанатов тромбона стала знаменитая сессии Джея Джея Джонсона “The Trombones Inc.” (1958 год). В её записи принимали участие 27 блестящих тромбонистов, сыгравших в двух разных составах – на Западном и на Восточном побережье (только Боб Брукмайер умудрился записаться и там и там). Генри Кокер появляется в «восточном» ансамбле из 10 тромбонистов (работавших по пять с каждой стороны микрофона): с ними была записана первая половина альбома, и игра Кокера есть в треках “Neckbones”, “Long Before I Knew You” и “Tee Jay”.

«Cokernut Tree (Instrumental)» · Osie Johnson

Но самой замечательной работой Генри Кокера считается его соло в композиции "Cokernut Tree", написанной специально для него и увековеченной барабанщиком и бэнд-лидером Ози Джонсоном в альбоме “Osie's Oasis” (релиз 1955 года на лейбле "Fantasy", перевыпуск в 1999 году на "Period"). Звук Кокера здесь действительно потрясающий, удивительно тёплый, лёгкий почти на грани прерывистого, но одновременно какой-то невероятно стройный и объёмный, напоминающий мягкий «чёрный» женский вокал – в общем, такой, каким и хочется слушать тромбон.

Ольга Дюдина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий