суббота, 27 декабря 2025 г.

Зал славы джаза. Дейв Бартоломью (24 декабря 1920 - 23 июня 2019).

Зал славы джаза.

Зал славы авторов песен.

Зал славы рок-н-ролла.

Самопровозглашённый изобретатель термина "Big Beat" американский музыкант, руководитель оркестра, композитор, аранжировщик и продюсер Дейв Бартоломью (Dave Bartholomew) родился 24 декабря 1920 года в городе Эдгард (штат Луизиана). Он играл важную роль в музыке Нового Орлеана во второй половине XX века. Изначально трубач, он работал во многих музыкальных жанрах, включая ритм-энд-блюз (R&B), биг-бэнд, свинг, рок-н-ролл, новоорлеанский джаз и диксиленд. При включении в Зал славы рок-н-ролла его назвали ключевой фигурой в переходе от джамп-блюза и свинга к R&B, а также «одним из величайших музыкантов Нового Орлеана и истинным пионером рок-н-ролл-революции».

Бартоломью научился играть на любимом инструменте своего отца, тубе, а затем освоил трубу, которой его научил Питер Дэвис, обучавший также Луи Армстронга. Примерно в 1933 году Бартоломью переехал с родителями в Новый Орлеан, где играл в местных джазовых и духовых оркестрах, включая оркестр Папы Селестина, а также в оркестре Фэтса Пишона на речном судне на Миссисипи.

В мае 1942 года Джимми Лансфорд уволил шестерых человек из своего знаменитого оркестра и пригласил Бартоломью трубачем. Вскоре после этого Дэйва призвали в армию и направили в военный оркестр.

Бартоломью принимал участие во Второй мировой войне, а после ее окончания обосновался в Новом Орлеане и собрал свою группу «Dave Bartholomew and the Dew Droppers», названную в честь местного отеля и ночного клуба «Дью Дроп Инн». Группа стала популярной в городе, её называли «основой R&B в городе», и, по словам музыкального историка Роберта Палмера, она была «образцом для ранних рок-н-ролльных групп по всему миру». Местный журналист написал о группе в июне 1946 года: «Мягко говоря, они заставляют всех «зажигать»». В 1947 году владелец клуба Дон Роби пригласил их выступить в Хьюстоне, штат Техас, где Бартоломью познакомился с Лью Чаддом, основателем Imperial Records.

Dave Bartholomew – «She's Got Great Big Eyes» (1947).

Бартоломью и его группа сделали свои первые записи, включая "She's Got Great Big Eyes", в студии Козимо Матассы в Новом Орлеане для лейбла De Luxe Records в сентябре 1947 года. Их первым хитом стала песня "Country Boy", записанная под именем «Dave Bartholomew and His Orchestra», которая достигла 14-го места в национальном чарте Billboard R&B в начале 1950 года. В состав группы, помимо Бартоломью на трубе и иногда исполнявшего вокальные партии, входили саксофонисты Элвин Тайлер, Херб Хардести и Кларенс Холл, басист Фрэнк Филдс, гитарист Эрнест Маклин, пианист Сальвадор Дусетт и барабанщик Эрл Палмер. Позже к ним присоединился саксофонист Ли Аллен.

Через два года после их первой встречи в Хьюстоне Лью Чадд попросил Бартоломью стать менеджером по работе с артистами группы Imperial в Новом Орлеане. Бартоломью спродюсировал первые национальные хиты Imperial: «3 x 7 = 21», написанный им самим и записанный певицей Джуэл Кинг, и «The Fat Man», записанный в декабре 1949 года молодым пианистом Фэтсом Домино. «The Fat Man» — основанный на теме наркотиков «Junker's Blues», с текстом, переписанным Бартоломью и Домино для привлечения более широкой аудитории, достиг второго места в R&B-чарте и в конечном итоге разошелся тиражом более миллиона копий, положив начало карьере Домино.

Fats Domino – «The Fat Man» (1950).

В обеих записях участвовала группа Бартоломью, как и в ряде других хитов на протяжении 1950-х годов. «Добродушные, размеренные аранжировки» Бартоломью способствовали успеху. Козимо Матасса сказал: «Много раз я думаю, что спасением Фэтса было то, что Дэйв смог быть достаточно строгим и непреклонным, чтобы настаивать на выполнении задач… Он был настолько непреклонен, насколько это было возможно, в отношении дисциплины музыкантов».

На этикетках многих пластинок Фэтса стоит имя Бартоломью – так называемый "знак качества" за многолетнее соавторсто с Домино. Вот как Фэтс рассказывал об их совместной работе: «Едва у меня появляется идея песни, я напеваю её на пленку под фортепиано. (Магнитофон нужен, потому что Фэтс не умеет читать ноты). Получив таким образом песню, я могу обговорить её с Дэйвом. Он работает над всеми оркестровыми аранжировками, и мы много времени проводим вместе».

В середине 1950-х годов они написали более 40 хитов для Imperial Records, включая хит номер один в поп-чарте Billboard «Ain't That a Shame». Среди других хитов Бартоломью как композитора — «I Hear You Knocking», «Blue Monday», «I'm Walkin'», «My Ding-a-Ling» и «One Night». Журнал Rolling Stone поставил Бартоломью, наряду с Фэтсом Домино, на 72-е место в своем списке 100 величайших авторов песен всех времен.

Dave Bartholomew My Ding-A-Ling» (1952)

Скоро талантливый трубач и поэт превратился в известного аранжировщика и композитора, написавшего песни для многих новоорлеанских музыкантов. Бартоломью покинул Imperial после разногласий с Чаддом в конце 1950 года и в течение двух лет записывался на других лейблах, включая Decca, King и Specialty. Среди его записей на King была «My Ding-a-Ling», которую Бартоломью написал и впервые записал в январе 1952 года. Позже эту песню записал Чак Берри, который в 1972 году добился с ней международного успеха, хотя Берри существенно изменил аранжировку и куплеты песни и заявил о своем авторстве. Работая в Specialty, Бартоломью спродюсировал запись Ллойда Прайса "Lawdy Miss Clawdy", в которой Домино (без указания авторства) играл на фортепиано. Сингл достиг первого места в R&B-чарте в середине 1952 года.  В 1955 году Дэйвом Бартоломью и Пёрлом Кингом был написан ритм-энд-блюзовый стандарт «I Hear You Knocking», а первым его исполнителем стал Смайли Льюис (в его версии песня заняла в хит-парадах США второе место).

Smiley Lewis – «I Hear You Knocking» (1955)

В тот же период Бартоломью писал, аранжировал и продюсировал записи многих других артистов, включая The Spiders, Криса Кеннера, Эрла Кинга, Томми Риджли, Роберта Паркера, Ти-Боуна Уокера, Роя Брауна, Фрэнки Форда и Ширли и Ли (которые записывались на Aladdin Records, и для которых Бартоломью спродюсировал «Let the Good Times Roll»). Несколько песен Бартоломью позже были перепеты другими музыкантами. «Ain't That A Shame» была успешно записана Пэтом Буном; «I Hear You Knocking» стала хитом для Гейла Сторма в 1950-х годах и Дэйва Эдмундса в 1970-х; «One Night» и «Witchcraft» стали хитами для Элвиса Пресли; А песня "I'm Walkin'" стала хитом для Рики Нельсона. В различных своих песнях он указывал в качестве соавтора свою жену, Перл Кинг (иногда её путают с музыкантом Эрлом Кингом).

Elvis Presley – «Witchcraft” (1963)

После продажи Imperial компании Liberty Records в Лос-Анджелесе в 1963 году Бартоломью остался в Новом Орлеане, работая на Trumpet Records и Mercury Records, а затем основав собственный лейбл Broadmoor Records в 1967 году. Лейбл обанкротился в следующем году, когда его дистрибьютор, Dover Records, прекратил своё существование.

В 1970-х и 1980-х годах Бартоломью руководил традиционным диксиленд-джаз-бэндом в Новом Орлеане, выпустив альбом «Dave Bartholomew's New Orleans Jazz Band» в 1981 году. В этот период он также принимал участие в международных гастролях Фэтса Домино. В 1991 году он был включен в Зал славы рок-н-ролла как неисполняющий музыкант и выпустил еще два альбома в том же десятилетии: «Dave Bartholomew and the Maryland Jazz Band» (1995) и «New Orleans Big Beat» (1998), продолжая при этом время от времени выступать со своей группой на фестивалях. Бартоломью оставался жителем Нового Орлеана и отпраздновал свой 100-летний юбилей в канун Рождества 2018 года, но планы на праздничный концерт были приостановлены после его госпитализации.

Бартоломео умер от сердечной недостаточности в больнице East Jefferson General Hospital в Метери, штат Луизиана, 23 июня 2019 года и был похоронен в католической церкви Святого Гавриила Архангела в Джентилли.

Сам Бартоломью утверждал, что написал более 4000 песен. По данным BMI, в общей сложности 462 композиции Дэвида Бартоломью защищены авторским правом. Выпущенные им самим произведения не имели особого успеха, поэтому его огромная работа в качестве продюсера, аранжировщика и композитора для других исполнителей должна быть отмечена как его настоящее достижение. Он написал более 50 синглов только для Фэтса Домино, общий тираж которых составил около 65 миллионов копий, 22 из которых стали золотыми. Несмотря на то, что Дэйв Бартоломью оставался по большей части в стороне от внимания публики за свою долгую творческую карьеру он стал членом Зала славы авторов песен, Зала славы рок-н-ролла и Зала славы музыки Луизианы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий