В 80-е годы нью-вейв становился всё более популярным, как следствие — менее радикальным. И пока Wham! и Duran Duran писали максимально доступно для западного слушателя, в СССР новая волна вплотную соприкоснулась со стремительно развивающимся рок-движением, расцвет которого пришелся на середину десятилетия. Множество рок-групп тогда играли музыку, если не являющуюся «новой волной» в западном понимании этого термина, то, по крайней мере, очень насыщенную её элементами.
Фактический старт направления произошёл на фестивале в Долгопрудном в декабре 1982 года. Быть может, кого-то это удивит, но первым отечественным популяризатором нью-вейва стал Владимир Кузьмин — звучание его групп «Карнавал» и «Динамик» разительно отличалось от того, что мог услышать в то время советский человек. По сути, Кузьмин первым на территории бывшего СССР «поженил» электрогитару и синтезаторы с более традиционными инструментами вроде флейты и скрипки. Примерно в то же время, а именно в начале 80-х, собрались и стали играть «Центр», «Рондо» и «Альянс». Группы записывали и издавали пластинки самостоятельно — самиздат лёг в основу отечественной музыкальной культуры.
В 1983 году самиздатом распространяется альбом «Банановые острова», оперировавший средствами «новой волны» и оказавший сильное влияние на мышление рок-музыкантов 1980-х годов. Основными центрами популяризации «новой волны» в СССР были Ленинград, а позже — Свердловск. Самые известные группы, представлявшие это направление: «Кино», «Аквариум», «Центр», «Телевизор», Nautilus Pompilius (периода 1985—1988), «Закрытое предприятие», «Алиса» (первый альбом «Энергия»), «АукцЫон», «Оберманекен», «Николай Коперник», а также композитор Юрий Чернавский, «Браво» (альбом «Ансамбль „Браво“»), «Мумий Тролль» (альбомы «Новая луна апреля» — 1985 г. и «Делай Ю-Ю» — 1990 г.).
Общим для большого числа отечественных групп и исполнителей новой рок-волны являлось необузданное стремление к новаторству, уникальности, оригинальности и к созданию новых музыкальных технологий по сравнению с традиционным исполнением рок-композиций. И, кстати, у некоторых это получалось довольно неплохо.
В качестве примера одного из таких интересных творческих союзов можно смело назвать тандем Бориса Гребенщикова (легендарного музыканта, лидера рок-группы «Аквариум» и по совместительству одного из «отцов-прародителей» отечественной рок-музыки) и Сергея Курехина (талантливого авангардиста, джазмена, композитора и создателя культовой группы «Поп-механика»).
Плодами этого тандема можно назвать несколько хороших альбомов – «Радио Африка», «Дети декабря» и концерт «Электрошок». Эти записи отличались ранее незнакомым слуху советского меломана саундом: тут можно услышать джазовые включения, элементы регги, сплетение звуков гитары и барабанов, хор шаолиньских монахов, авангардистские и электронные нотки и другие оригинальные музыкальные решения.
Но, к сожалению, через некоторое время в связи с ярко выраженным недовольством властей, Сергею Курехину и Борису Гребенщикову пришлось прекратить свои «механико-музыкальные» эксперименты и вернуться к более привычному звучанию. Их выступления на, так называемых, «квартирниках» стали носить более акустический характер, нежели авангардистский.
Примерно в это же время в славном городе Ленинграде с легкой руки эксцентричного молодого человека по имени Леонид Федоров появляется коллектив «АукцЫон», совмещающий в своей музыке ярко-выраженные детали пост-панка и джаза (механический ритм, бас, насыщенный холодными обертонами, низкий, немного «потусторонний» вокал в сочетании с классическим и сочным джазовым саундом).
Говоря о пост-панковских гранях новой волны, невозможно обойти стороной группу «Странные игры», сформировавшуюся в том же Ленинграде в 1982 году. Этот коллектив из Ленинградского рок-клуба стал бешено популярным за счет необычного для того временного периода стиля — ска, который в СССР, честно говоря, мало кто понимал. «Странные игры» создавали яркие музыкальные композиции с примесью панк-рока и регги. Кстати, в 80-е годы они плотно сотрудничали с Сергеем Курехиным, а позднее и с Борисом Гребенщиковым. С последним в 1998 году даже записали совместный альбом «БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ и DEADУШКИ». Окончательное сведение этой записи делал один из известнейших продюсеров современности - Пол Кендалл (сотрудничавший с Depeche Mode, Nine Inch Nails и даже с Erasure).
Новая волна набирала силу… В стране стали появляться коллективы, исполняющие сугубо электронную музыку без малейшего намека на традиционную акустику. В первую очередь, это группы «Центр» и «Телевизор». Последняя – это один из наиболее неординарных и неоднозначных музыкальных коллективов периода новой волны. Основателем, идейным вдохновителем, а также автором всех текстов и музыки является Михаил Борзыкин. Он и задал основное направление оригинальности коллектива – саунд, сочетающий в себе довольно «едкую» электронную музыку, которую можно сравнить с композициями Depeche Mode, и тексты, щедро пропитанные темным противостоянием всему внешнему миру. Их альбом «Дежавю» отличатся интересными текстами, полными политизированной тематики, весьма актуальной и в наши дни.
Пока горячие поклонники коллектива «Телевизор» наслаждаются новым суперзвуком, под влиянием модных музыкальных тенденций, задаваемых британской группой the Cure, в нашей стране рождается коллектив «Агата Кристи». Стильное, мрачное, электронное звучание – их визитная карточка. На протяжении своего существования «Агата Кристи» немало экспериментировала со многими направлениями рок-музыки. Но пост-панк – это основная музыкальная ниша коллектива. Экспрессивная манера исполнения Глеба Самойлова – ныне уже бывшего фронтмена группы и пронизанные «мистикой» тексты песен завоевали немало сердец.
Сейчас Глеб Самойлов успешно продолжает развивать это направление сольно. Его альбом «Маленький Фриц», записанный в 1990-м, но изданный только в 1995 году, является весьма концептуальным творением. Он как нельзя лучше отображает неординарное мнение автора по поводу событий Второй мировой войны с точки зрения гуманистических убеждений. По звучанию запись можно назвать пост-панком с элементами типичного индастриала и готик-рока.
В постсоветский период появились не менее талантливые продолжатели новой волны русского рока, ее последователи и приемники таких коллективов, как «Странные игры» и «АукцЫон». Самые яркие из них - это «Ляпис Трубецкой» и Markscheider Kunst, а также такие оригиналы, как «Нож для Frau Müller» и коллектив «Н.О.М.» Эти коллективы регулярно радуют поклонников хорошей рок-музыки новыми альбомами. Например, «Ляпис Трубецкой» в 2013 году выпустил запись «Капитал» на виниловой пластинке. Этот альбом создан в лучших традициях ска-панка.
Питерская группа Markscheider Kunst в 2012 году издала уникальный альбом Best, который охватывает все периоды их творчества. Эта запись содержит оригинальные и очень интересные по своему звучанию композиции в стиле ска-джаз и регги.
В 10-х годах в России произошло частичное возвращение интереса к отечественному нью-вейву. Ряд групп эпохи 80-х возобновили свою творческую деятельность. Отсюда становиться понятно, что новая волна русского рока неспокойна, она продолжает свое динамичное движение… движение вперед. И это радует!

Комментариев нет:
Отправить комментарий