Сто лучших песен русского рока в ХХ веке.
Песня группы «Аквариум» «Поезд в огне» можно поставить в один ряд с «Перемен» Кино, «Гуд-бай, Америка» Наутилуса Помпилиуса, «Wind of change» Scorpions. Эти песни становились не просто популярными, их назначали «гимнами эпохи», даже если их создатели этого вовсе не планировали.
Борис Гребенщиков написал «Поезд в огне»
в 1987 году, когда группа ездила с гастролями по СССР. В тот момент музыканты
были в Баку, но на один день «махнули» к друзьям в Махачкалу. Выступление в
этом городе закончилось застольем с обильным приемом спиртного. С похмелья
Гребенщиков написал первые два куплета песни. Последний пришел ему в голову,
когда он возвращался на поезде и в окно увидел нефтяные вышки с горящими
факелами.
Гребенщикову
действительно удалось одним только названием песни коротко сформулировать то,
как многие себя ощущали в период распада СССР и превращения бывших союзных
республик в независимые государства. Однако сам музыкант во множестве интервью
подчеркивал, что песня не политическая:
«Я клянусь, что «Поезд в огне» не был
политической песней. Все без исключения песни написаны не потому, что у меня
была какая-то идея, а потому, что мне в голову приходила строчка, образ или
рифма, и я начинал с ними работать, не имея представления, куда меня это
заведет».
Кстати, центральный
образ — и Гребенщиков не только не скрывал, а наоборот подчеркивал это — был
заимствован у Боба Дилана из песни «Wheel's on fire» 1975 года:
«Эта вещь
пришла от Дилана, и я этим горжусь… Еду я в поезде и наблюдаю, как за окном
горят нефтяные вышки. И постепенно вся эта советская гарь сквозь меня ушла в
песню с резким социальным протестом».
Гребенщиков,
отрицая, что песня изначально задумывалась как социальный протест, считал
необходимым пояснить, что именно он хотел сказать в «Поезд в огне». Так, на
одном из концертов он обратился к публике с такими словами:
«Москва, вы знаете, — единственный город в
Советском Союзе, где при словах «бездарная страна» аплодируют. За что же вы так
землю нашу-то не любите, товарищи? Что же вы так рады? Понимаете, эта страна
наша. Не чья-то — не дяди и тети, которые нами руководят — а наша… И то, что я
говорю — это не призыв немедленно сейчас идти и фуражки сбивать… Напротив — это
призыв не к драке, это призыв к тому, что мы наконец-то вместо того, чтобы
драться и доносы друг на друга писать, взялись и начали, что-нибудь делать».
Песня не
просто зазвучала из каждого приемника, многие общественные организации и
политические партии пытались превратить ее в своеобразный гимн. Однако такая
популярность сыграла с «Поезд в огне» злую шутку. Песню «заиграли» настолько,
что «Аквариум» отказался исполнять ее на концертах. Свое решение Гребенщиков
объяснил в интервью газете «Выбор» так:
«И того же «Васина» имело смысл петь тогда,
когда за него могли быть неприятности, а когда он стал комсомольским гимном,
напечатанным в газете «Комсомольская правда» — петь его уже абсурд. Пусть
Малинин поет».
Почти 20
лет Гребенщиков не исполнял «Поезд в огне». Это «молчание» было прервано лишь в
2010 году на музыкальном фестивале «Meltdown» в Великобритании. Организаторы
британцы попросили его выбрать из своего репертуара именно «политические»
композиции. Гребенщиков отобрал три — одной из песен и был «Поезд в огне».
Позже музыкант признался, что ему вновь стало интересно петь эту песню:
«…мы нашли три: «8200», в которой есть
недовольство положением дел, «Голубой огонек», которую только человек без юмора
не в состоянии привязать к чему-нибудь политическому, и «Поезд в огне», которой
мы закончили концерт. Удовольствие было для меня двойное, потому что и к песне
я хорошо отношусь (я ее не вспоминал лет 20, а тут появился такой случай), и
спеть с таким выдающимся составом подпевающих тоже было для меня крайне
интересно. А подпевали столпы английской народной музыки – Томпсон, Мартин
Карти, Норма Уотерсон, Лайза Карти и много кто еще. Красиво!».
А в 2024
году «Поезд в огне» оказался в центре скандала, Гребенщиков упрекнул телеканал
«Россия-24» в том, что его журналисты некорректно использовали эту песню,
иллюстрируя сюжет о боевых действиях на Украине. Они взяли отрывок, в котором
поется, что «пора вернуть эту землю себе». На своей странице в Фейсбуке он
написал: «Раз уж вы используете песню, имейте смелость не выдирать строчку из
нее, а поставить песню целиком, включая слова: «Я видел генералов, они пьют и
едят нашу смерть».
Полковник
Васин приехал на фронт
Со
своей молодой женой,
Полковник
Васин собрал свой полк
И
сказал им — пойдём домой.
Мы
ведём войну уже семьдесят лет,
Мы
считали, что жизнь - это бой,
Но
по новым данным разведки
Мы
воевали сами с собой.
Я
видел генералов,
Они
пьют и едят нашу смерть,
Их
дети сходят с ума от того,
Что
им нечего больше хотеть.
А
земля лежит в ржавчине,
Церкви
смешались с золой,
Если
мы хотим, чтобы было куда вернуться,
То
время вернуться домой.
Этот
поезд в огне,
И
нам не на что больше жать,
Этот
поезд в огне,
И
нам некуда больше бежать.
Эта
земля была нашей,
Пока
мы не увязли в борьбе,
Она
умрёт, если будет ничьей,
Пора
вернуть эту землю себе.
А
кругом горят факелы,
Идёт
сбор всех погибших частей,
И
люди, стрелявшие в наших отцов,
Строят
планы на наших детей.
Нас
рожали под звуки маршей,
Нас
пугали тюрьмой,
Но
хватит ползать на брюхе,
Мы
уже возвратились домой.
Этот
поезд в огне,
И
нам не на что больше жать,
Этот
поезд в огне,
И
нам некуда больше бежать.
Эта
земля была нашей,
Пока
мы не увязли в борьбе,
Она
умрёт, если будет ничьей,
Пора
вернуть эту землю себе.
Огромную
роль в раскрутке «Поезда в огне» сыграл видеоклип — наверное, первый достойный
клип в истории отечественной рок-музыки. Музыкантов нарядили в костюмы времён
революции и гражданской войны (шинели, бушлаты, будёновки) и посадили на
настоящий паровоз, арендованный у музея старинных паровозов в Шушарах, который
ехал, извергая из себя клубы оранжевого дыма. По воспоминаниям Дюши
Романова, для придания «колера» в топку бросали дымовые шашки, и БГ пришлось
проявить изрядную выдержку, пока обжигающий вонючий дым обвевал его лицо. Такие
же шашки были разложены под рельсами, а одну взорвали прямо под Алексеем
Родимцевым по кличке «Ливерпулец» (он изображал персонажа, стоящего возле пня с
печатной машинкой).
Режиссёр
клипа Сергей Дебижев хотел снять и смонтировать его самостоятельно, но на
телевидении, где была взята аппаратура, к съёмочной группе присоединили
профессионального режиссёра В. Макарова, который на следующий день после съёмок
сам смонтировал этот клип. Это материал был тут же переделан Гребенщиковым и
Дебижевым с использованием кинохроники, а после отправлен поездом в Москву, где
был показан тем же вечером в программе «Взгляд». В 2018 году В. Макаров подавал
в суд на С. Дебижева и Б. Гребенщикова, пытаясь доказать, что он является
единственным автором клипа, однако иск не был удовлетворён судом.
«Поезд в
огне» входит в список 100 лучших песен русского рока по версии радиостанции
«Наше радио».


Комментариев нет:
Отправить комментарий