среда, 19 ноября 2025 г.

Звезды советской эстрады. Ояр Гринбергс (19 ноября 1942 — 22 апреля 2016).


Советская эстрада

Советский и латвийский эстрадный певец Ояр Гринбергс (Ojārs Grīnbergs) родился 19 ноября 1942 года в Гризинкалнсе, Рига, в семье Веры и Эрика Гринбергсов, учился в Рижской средней школе No 24, затем в вечерней школе. С 15 лет Ояр работал на заводе Spars, а в 1961 году начал петь в сценическом ансамбле «Tram and TrolleyBus Administration» (TTP).

В 1963 году Ояр начал работать Рижском вагоностроительном заводе (Rīgas vagonbūves rūpnīca, RVR), а по вечерам пел в рижском ресторане «Таллин», где его заметил полковник Илья Петрович Петров, командир стройбата, который предложил ему создать эстрадный ансамбль при его части и таким образом проходить обязательную военную службу в рядах Советской Армии не в регулярных частях, а в Риге. Гринбергс собрал группу из 7 музыкантов призывного возраста и таким образом стал основателем и солистом легендарного вокально-инструментального ансамбля «Zvaigznīte» («Звёздочка»), ставшего кузницей кадров латвийской эстрады и рок-музыки, лауреатом конкурса исполнителей "Liepājas dzintarā" («Лиепайский янтарь»).

Ояр Гринбергс - "Сигнал" (1968)

Участие в ансамбле дало Гринбергсу путь на большую сцену. После демобилизации он был зачислен в Рижский эстрадный оркестр (1966—1974). За это время он женился на литовской певице Аудре из Паневежиса, родилась дочь Энди.

С 1973 года Ояр Гринбергс в дуэте с Маргаритой Вилцане, оба исполнителя были солистами эстрадного ансамбля Латвийской государственной филармонии, носившего с 1979 года название «Tip Top». Дуэт исполнял в основном песни популярного латышского композитора Улдиса Стабулниекса. Его песни дважды побеждали в Microphone Song Survey: в 1969 году «Dziesma nenosalst» и в 1971 году «Teic, kur zeme tā» (вместе с Норой Пирс, Маргаритой Вилкейн и Виктором Лапченоком).

Маргарита Вилцане и Оярс Гринбергс - «Листья желтые».

В 1977 дуэт исполнил песню «Листья желтые», обретя огромную популярность в СССР, песня вышла в финал фестиваля Песня года 1977, занимала вторые места в хит-параде газеты «Московский комсомолец» (в рубрике «Звуковая дорожка»). Гринбергс принимал участие в записи студийных альбомов Раймонда Паулса «Tev, mana labā» (1969) и «Tik dzintars vien» (1970). Был лауреатом Международного конкурса эстрадной песни «Росток-72» (1972).

До конца 80-х годов дуэт Вилцане-Гринбергс оставался одним из самых популярных и ярких явлений нашей эстрады. Ояр Гринбергс объехал с гастролями весь Советский Союз, побывал в Германии, Чехии, Непале, Болгарии, на Кубе. В активе певца - более 100 сольных песен (и как минимум столько же записано в дуэте с Маргаритой Вилцане). Любимой песней Ояра во все времена была «Mežrozīte». Он исполнял её на всех своих концертах.

Ojārs Grīnbergs – «Mežrozīte»

Гринбергс стал прекрасным мастером непростого искусства "легкой песни" и по праву занимает достойное место среди самых популярных исполнителей Латвии. Ему удаются и шутливые песенки, и глубокие лирические мелодии, и драматические баллады.

В 1995 году Гринбергс работал в частной музыкальной школе в Алуксне, был директором Резакской музыкальной гимназии. Затем стал заниматься политикой, былл членом партии Tautas kustība «Latvijai» (1995—1996), депутатом Сейма Латвии (1995—1998). В 1997 году он вошел в парламентскую фракцию Демократической партии «Помещик», а в 1998 году в Партию национального прогресса.

В 2005 году умерла его вторая жена Агния, в том же году у артиста диагностировали рак легких, который удалили в 2006 году, но он продолжал курить. Ояр Гринбергс умер 22 апреля 2016 года от осложнений, вызванных раком легких и был похоронен на кладбище Райнис.

Ojārs Grīnbergs – «Dziesma nenosalst» (Mātei)

Маргарита Вилцане, давняя партнерша Оярса Гринбергса по сцене, характеризовала музыканта как яркого человека: «Вам может нравиться или не нравиться его восприятие жизни, но так оно и было. Он воспринимал жизнь и все, что в ней происходило, довольно легко. Наверное, это очень хорошо. Это завидное качество. (..) Скажем так, в моменты, когда я впадала в панику и отчаяние, которых у меня было немало во время работы, Ояр всегда относился к этому легкомысленно. И мне тоже становилось легче. (..) Он ушел слишком рано, слишком рано. Потому что он никогда не уделял должного внимания своему здоровью, никогда не думал о нем, никогда не говорил об этом... Но я думаю, что никто не может держать обиду на Ояра. Никто."

Комментариев нет:

Отправить комментарий