Русский оперный и камерный певец (лирический баритон) и музыкальный педагог Оскар Исаевич (Ошер Исаакович) Камионский родился в Киеве в еврейской купеческой семье. Отец — киевский купец первой гильдии Исаак Ошерович Камионский и мать — Нихама Ароновна Камионская переехали в Киев из Могилёва.
С детства Камионский обучался игре на скрипке, с 12 лет участвовал в гимназическом хоре и пел соло (альт). В 1888—1891 годах он обучался в Петербургской консерватории (педагоги — К. Эверарди, С. Габель, О. Палечек). Все годы учёбы его поддерживали знаменитые русские музыканты и педагоги: А. Рубинштейн, П. Чайковский, Ф. Блуменфельд, И. Тартаков. По их совету Камионский уехал в Милан совершенствоваться в вокальном искусстве у А. Ронци и Ч. Росси. В 1892 году он дебютировал в партии Валентина в опере Шарля Гуно «Фауст»в Неаполе, где пел в течение года (театр «Беллини», потом выступал также в театре «Сан-Карло»). С неизменным успехом певец выступал на оперных сценах разных итальянских городов и даже в Греции, в Афинах, в Королевском театре.
С 1893 года, вернувшись в Россию, Камионский в течение 20 лет успешно выступал на оперных сценах Харькова (1893–94, 1898—99), Киева (1894–95, 1902–04), Ростова-на-Дону (1895–96), Тифлиса (1896–1901) и др.. Время от времени он пел в Петербурге («Новая опера», антреприза А. А. Церетели, 1904—1905; Народный дом, 1907) и Москве (Опера С. Зимина, 1905—1908). Гастролировал за рубежом — в Монте-Карло (1907), в Японии (1909), Лондоне (1910), во Франции и Германии. Любую из ролей Камионский мог петь с одной-двух репетиций! Таковы были требования провинциальной сцены того времени. Особой удачей певца было исполнение партии Ренато в опере Джузеппе Верди «Бал-маскарад».
Большая русская биографическая энциклопедия пишет о певце: «Обладал небольшим по силе голосом красивого тембра и широкого диапазона. Исполнение отличалось тончайшей музыкальной фразировкой, благородством и изяществом. Владел искусством бельканто и Mezza voce. Уделял большое внимание внешней фактуре образа (грим, костюм, мимика). Репертуар был обширным и разнообразным; особенно певцу удавались партии из итальянской оперной классики (критики называли Камионского „русским Баттистини“)».
Театральная энциклопедия отмечает: «Камионский пользовался широкой популярностью. Он обладал хорошей вокальной школой, голосом широкого диапазона, красивого тембра. Певец исполнял как лирический, так и драматический репертуар, особенный успех имел в партиях, требующих искусства бель канто и мецца воче».
В огромном репертуаре певца около 40 партий, лучшие из которых – Дон-Жуан («Дон-Жуан» В.А.Моцарта), Онегин («Евгений Онегин» П.И.Чайковского), Риголетто («Риголетто» Верди), Ренато («Бал-маскарад» Дж.Верди), Грязной («Царская невеста», Н.А.Римского-Корсакова), Граф де Невер («Гугеноты» Дж.Мейербера), Вольфрам («Тангейзер» Р.Вагнера) и др. Лучшая партия – Фигаро («Севильский цирюльник» Дж.Россини); по отзывам современников, певец не имел себе равных на русской сцене. Партию Фигаро Камионский нередко исполнял в ансамбле с итальянскими певцами, был ярок, органичен и своей вокальной энергией заражал партнеров по сцене. Дон-Жуан в одноименной опере Моцарта также остался в памяти слушателей вершиной вокально-сценического искусства Камионского.
Камионского по праву можно назвать «королем граммофона» - певец записал на грампластинки около 400 произведений: в Петербурге («Граммофон», 1900, 1904, 1905, 1911; «Зонофон», 1903; «Пате», 1903, 1911; «Бека», 1905; «Орфеон» (Метрополь Корона), 1911; «Стелла» (РАОГ), 1911; «Анкер-рекорд»), в Тифлисе («Граммофон», 1902), в Киеве («Граммофон», 1902, 1904; «Фаворит», Я4, 1912; «Экстрафон», 1913; «Артистотипия», 1913), в Москве («Граммофон», 1907—10, 1913; «Сирена», 1910), в Берлине (1910), в Варшаве («Сфинкс», 1914). Особо следует отметить яркое исполнение каватины Фигаро из «Севильского цирюльника», арии Графа ди Луна из «Трубадура», арии Ренато из «Бала-маскарада» Верди, сцены смерти Валентина («Фауст» Гуно). Блестяще звучат в исполнении Камионского неаполитанские песни, лирические романсы Чайковского, Рубинштейна. Несмотря на техническое несовершенство, эти записи сохранили своеобразие голоса, мастерства и особенностей интерпретации. Сохранённые записи находятся в ГЦММК им. М. И. Глинки и ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
В 1904 году Камионский преподавал в Киевском музыкально-драматическом училище М. Лесневич-Носовой. В 1915 году певец оставил сцену.
Личная жизнь Камионского тесно переплеталась со сценической. Дело в том, что его единственной избранницей была талантливая певица Клара Исааковна (Хая-Геня Айзиковна) Брун. Они познакомились в Киеве, где оба исполняли оперу "Мазепа". Клара пела Марию, а Камионский – Мазепу. На премьере были родители Клары. После выступления они подошли к дочери и сказали: "А из вас и в жизни могла бы получиться неплохая пара".
Вскоре Камионский и Брун поженились. Их жизнь была счастливой, однако в силу профессии пара часто расставалась. В то время, когда Камионский где-нибудь пел Демона или Риголетто, Скарпио в "Тоске" Пуччини или Евгения Онегина, Клара выступала в другой труппе и пела очередную партию из своего огромнейшего репертуара.
Несмотря на огромную взаимную любовь, прожить "долго и счастливо" Камионским не удалось: в 1917 году Оскар тяжело заболел (по слухам – саркомой) и вскоре умер. Клара пережила мужа на 42 года, однако так и не смогла забыть его: умирая, Клара завещала похоронить ее на Байковом кладбище вместе с Камионским.

Комментариев нет:
Отправить комментарий