14 ноября 2022 года умер Ежи Поломский, один из самых популярных польских артистов, долгие годы бывший непревзойденным вокальным образцом для подражания. Музыкальный стиль Ежи Поломского отличался лиризмом, эмоциональностью и задушевностью, певец имел богатый тембр голоса. В подборе репертуара большую роль играет мелодика и тональность произведения. В шестидесятых — семидесятых годах XX века Поломский создал множество хитов: «Весь зал поёт» (польск. Cała sala śpiewa), «Водовоз» (польск. Woziwoda), «Кому песню?» (польск. Komu piosenkę?), «Дай» (польск. Daj), «С девушками» (польск. Bo z dziewczynami) и другие. В его репертуаре также были популярные довоенные песни, в частности «Синий платочек» (польск. Błękitna chusteczka) и «Это последнее воскресенье» (польск. To ostatnia niedziela, русский вариант текста — «Утомлённое солнце») авторства известного польско-советского композитора Ежи Петерсбурского (Jerzy Petersburski). Певец выступал с концертными турами на Кубе и в СССР, Великобритании, Дании, Чехословакии, Венгрии, Югославии, ФРГ, ГДР, Болгарии, Румынии, Швейцарии, Нидерландов, Швеции, Франции.
Предлагаю вашему вниманию прекрасную статью Марии Ольшанской, посвященную творчеству легенды польской популярной
песни.
***
«Любовник польской эстрады»
Странным образом, уже в третий раз подряд, зимой, вдруг начинает звучать во мне польская музыка. А ведь когда-то я была уверена, что лучше французских шансонье на свете быть не может, и могла часами слушать Эдит Пиаф, Мирей Матье, Шарля Азнавура… Мне казалось — нет более удачного языка, чем французский, для выражения самой сути песни, ее души, когда певцы поют на незнакомом языке. Но в последние годы я все чаще и чаще слушаю поляков — русские, советские, польские песни.
Так вот, много лет назад, а именно 19 февраля 2007 года, в
Интернет-журнале «Солнечный ветер» появилась моя статья «О Славе Пшибыльской,
ностальгическом «ретро» и «европейских ценностях», в которой в ряду других я
вскользь упомянула имя польского певца Ежи Поломского.
В другой моей статье, написанной 23 февраля 2008 года —
«Польша, которую мы любили и потеряли» — нынешняя публикация приобрела реальную
перспективу воплощения: «Отдельного рассказа заслуживает певец Ежи Поломский, в
репертуаре которого было много русских песен».
И теперь я хочу представить вам замечательного польского
певца, ровесника и коллегу по сцене Анны Герман и других, любимых когда-то, а
теперь полузабытых звезд польской эстрады 60-х.
* * *
Все помнят танго Ежи Петербургского «Утомленное солнце»
(хотя бы по «оскароносному» фильму Никиты Михалкова). Поляки знают это танго,
как «Последнее воскресенье» («To Ostatnia Niedziela»), которое исполнил
когда-то легендарный Мечислав Фогг, но есть и запись Ежи Поломского.
* * *
Из книги Александра Жигарева «Анна Герман»:
«Людвик Семполинский, воспитатель целого поколения польских
артистов, не особенно верил в Поломского: по его мнению, он был лишен
природного дарования. Но Ежи оказался прилежным учеником. То, в чем отказала
ему природа, он восполнял феноменальной работоспособностью, занятиями вокалом
по пять-шесть часов в день, уроками у хореографа, отнимавшими не меньше
времени, неустанным поиском своего репертуара.
Он быстро стал одним из кумиров эстрады. Оригинальная манера
исполнения, бравшая истоки в польской песне конца 30-х годов — чуть
сентиментальная, искренняя, эмоциональная, — снискала ему популярность не
только в Польше, но и далеко за ее пределами. Что бы ни пел Поломский — «Пусть
только расцветет белая черемуха», «С девушками никогда неизвестно, хорошо или
плохо» или советскую «Три года ты мне снилась», — во всем ощущались
разносторонность дарования, актерское мастерство.
Поломский много ездил по миру, ему предлагали участвовать в
шоу-программах в модных ресторанах Лас-Вегаса. Ежи решительно отвергал эти
предложения, заявляя импресарио, что в тот момент, когда он споет на потребу
жующим и пьющим, он кончится как певец…»
Этот отрывок из книги и пара строк официальной биографии —
вот и все, что доступно русскоязычному читателю в Интернете. Поэтому все, что
будет дальше — это фрагменты статей о Ежи Поломском, его интервью, почерпнутые
мною из польской прессы.
«Отдел кадров»
Ежи Поломский (Jerzy Połomski, настоящая фамилия — Pająk),
один из самых популярных эстрадных польских певцов XX века, родился 18 сентября
1933 года в городе Радом.
Еще в Радоме он окончил строительный техникум, поскольку
всегда хотел быть архитектором. Как он сам рассказывал в одном из интервью,
выступал там в хоре на различных праздниках. В основном, пели довоенные песни.
Закончил эстрадное отделение Государственной высшей
театральной школы и стал кумиром многих поколений слушателей на долгие годы.
Впервые записался на радио в 1957 году, через год в общепольском опросе
Польского Радио занял 2 место в рейтинге популярности (после Мечислава Фогга),
а в 1959 году был признан самым популярным польским эстрадным певцом.
Ежи Поломский выступал в варшавских театрах «Сирена» и
«Буфф», а также в популярных эстрадных программах из цикла «Полдень у
микрофона». Принимал участие в I-м Международном фестивале песни в Сопоте (2-е
место) и в I-м Международном фестивале популярной песни на Кубе (1967).
Певец обрел большую известность, гастролируя в большинстве
европейских стран, Канаде и США. Дважды получал титул самого популярного
эстрадного певца польской американской диаспоры (плебисцит радио Чикаго, 1967,
1969). Был лауреатом престижных международных наград («Золотой Орфей»,
Болгария, 1969, «Золотой Микрофон» Польско-американского артистического
агентства, Нью-Йорк, 1993).
Он записал свыше 20 дисков, в том числе, один платиновый («В
тихую ночь») и 3 золотых, часто выступал в благотворительных концертах.
Как шутят в Польше, интеллигентный Поломский с прекрасным,
теплым, привлекательным голосом доводит польских панн до дрожи в коленках.
В отличие от других артистов, относящихся к своей работе,
как к бизнесу, Ежи Поломский сосредоточен исключительно на искусстве, а его
слава преодолела границы Польши.
До сих пор Ежи Поломский в замечательной форме — все тот же
прекрасный узнаваемый голос, все так же интересно и профессионально проводит
свои концерты, и хотя он стал мягче в жестах и движениях, но по-прежнему от
первой до последней минуты концерта возбуждает в своих слушателях горячий
отклик.
Ежи Поломский:
«Эстрада существует для индивидуальности»
Когда по окончанию школы я приехал в Варшаву поступать в
институт на отделение архитектуры, что было давней моей мечтой, то не был
принят — чего-то не хватило при сдаче экзаменов, то ли происхождение помешало…
Передо мной была дорога в армию, и я вспомнил, что можно
попытать счастья в Театральной школе. Меня приняли, и я начал учиться. Так
получилось, что я попал на только что созданное эстрадное отделение.
И хотя особенно не усердствовал, не отдавался полностью
учебе, сегодня, спустя годы, считаю, что это не было потерей времени,
поскольку, видя то, что происходит сейчас на музыкальной сцене, я замечаю, что
многим исполнителям не достает знаний, которые можно приобрести как в
музыкальной, так и в театральной школе.
Когда я начинал свою песенную карьеру,
студенту-четверокурснику Театральной школы было намного легче дебютировать.
Были школьные спектакли, студенческие выступления на предприятиях. Именно тогда
я был замечен и приглашен для своей первой звукозаписи на Польском Радио.
Записанная тогда «Песня для незнакомки» Е. Гаральда стала
очень популярна. Когда я впервые услышал по радио свой голос, это меня очень
рассмешило, потому что я не мог узнать себя, возможно, дело было в качестве
репродуктора. Но мне кажется, что все переживают сходные чувства, впервые
услышав свой голос в записи.
Кроме того, диктор, представляя меня как дебютирующего
эстрадного певца, исказил мою фамилию. А поскольку я похвастался соученикам,
что они могут впервые услышать меня по радио, то стал предметом шуток.
Учебу я закончил в 1957-м году, интерес ко мне возрастал,
что мне, конечно, льстило, поскольку все это сопровождалось последующими
звукозаписями на радио.
Не считая достаточно короткого пребывания в театре «Буфф» и
позже в театре «Сирена», позже я не связывал себя уже ни с одним театром.
Передо мною были постоянные широкие концертные возможности по всей стране, что
меня безумно привлекало, поскольку Польши вне Радома, где я родился и где
прошла моя юность, я не знал. Не считая, конечно, четырех лет учебы в Варшаве.
Я хотел увидеть страну, увидеть море, познать другие развлечения. Я дал с
легкостью втянуть себя в этот стиль жизни.
Я начал интенсивно выступать, а способствовали тому разные
популярные тогда государственные мероприятия, радио и так далее. Со временем
появились и заграничные поездки.
Каноны моды меняются, и когда я слышу, особенно в
радиопередаче «Радио ретро», мои первые звукозаписи, меня они очень смешат.
Но так тогда пелось, того от исполнителей ожидал слушатель.
Намерения были благородные, но в настоящий момент я знаю, что поющему такого
рода репертуар надлежит взглянуть на него через призму собственной
индивидуальности.
Если говорить об определенных недостатках у поющей молодежи,
то, во-первых, никто от них не требует, а у них самих не возникает внутренней
потребности заботиться о дикции, выразительности каждого звука.
(Kстати, о дикции Ежи Поломского, о его умении правильно и
внятно произнести каждое польское слово, каждый звук польской речи я прочитала
на одном из сайтов, посвященных польской фонетике — Мария Ольшанская).
Мне кажется, что нужно думать о том, что поется, о чем
поется. Я не говорю о том, что часто тексты неинтересны, я посоветовал бы
молодежи не рассчитывать на собственные силы, на собственные ощущения, а
позаботиться о какой-то опеке специалиста, который сможет сказать им правду,
хотя часто она бывает болезненна. Конечно, это должен быть человек, искренним
намерениям которого можно доверять.
Сегодня несложно дебютировать. Помогает тому телевидение,
которое ограничивается показом дебютанта, не всегда интересуясь тем, что с ним
происходит позже. Неподготовленный молодой человек должен считаться с тем, что
его полет будет короток. Сегодняшняя молодежь имеет неограниченные возможности
появиться, зато камера безотлагательно выловит кого-то, кто интересен, и
безотлагательно продаст его Польше. Нужна только настойчивость в этой
профессии, трудолюбие, увлеченность, поскольку иначе очень быстро придут новые,
которые заинтересуют, по крайней мере, своей новизной.
Эстрада существует для индивидуальности. Работа в этой профессии
без особенных к ней наклонностей становится горьким куском хлеба.
Мое мнение, что сегодня так называемые «попсовики» поддаются
так называемым вкусам большинства, а правдой является то, что большинство в
искусстве никогда не право, и отсюда мы имеем дело с ослепительными карьерами,
к сожалению, меркантильными, а значит, с исполнителями, несвободными в своей
профессии — они становятся любимцами толпы, достигают успехов, именно так
удовлетворяя собственные амбиции.
Более честолюбивые ставят себе выше планку, выискивают более
ценный репертуар, не идут по пути наименьшего сопротивления. Никто с рождения
не будет слушать даже самые легкие симфонии. Но, к сожалению, в сегодняшних
школах исключены уже давно уроки музыки. Поэтому большинство ограничивается самым
легким развлечением. Грустно, что политика радио и телевидения льстит вкусам
широких масс, учитывая так называемую «смотрибельность».
Им-то, к сожалению, мы и обязаны снижением уровня польской
песни, который сводится только к ритмичному, веселому пению, размахиванию
руками, подтанцовке, а текст имеет самое малое значение. Такие песни, конечно,
также необходимы, но речь идет о том, чтобы уравновесить разные артистические
жанры в этой области, удовлетворить и простейшие вкусы, и те, которые требуют
более глубоких переживаний, рефлексии, каких-то более утонченных эстетических
чувств.
Песня по своей природе подвергается разным веянием и модным
течениям, а они кратковременны. Нужно иметь в себе такой запас мастерства,
чтобы искусство, которым ты занимаешься, было всегда актуально, без оглядки на
моду, которая к чему-то обязывает.
Если это будет очень искренне и по-настоящему, с
максимальной отдачей, то публика простит все недостатки голоса,
«несценичность», поскольку ее заинтересует, что кто-то стремится передать
собственное волнение, увлечение, или печаль.
* * *
Самое время послушать песню Никиты Богословского на стихи
Алексея Фатьянова «Три года ты мне снилась», которую Ежи Поломский поет на
русском языке.
* * *
Человек не всегда на уровне, в полной форме, временами нет
сил спеть идеально, но не стоит это воспринимать трагически, поскольку
идеальная форма — вещь редкая, поскольку либо здоровье подводит, либо есть
какие-то личные проблемы, но по мере возможности, всегда необходима полная
самоотдача, нужно забывать в такой момент даже о своих самых больших личных
проблемах.
Сегодня мало таких песен, которые бы предоставляли простор
для демонстрации этого направления. Сегодня у песен характер рефренов, одно
настроение. Зачастую они натужно крикливы, поскольку молодежи кажется, что
нужно все прокричать от начала до конца. Крик является доминирующим средством
выражения, хотя его надлежит бережно дозировать — один, два раза, не рискуя в
третий. Вся песня на крике неинтересна, она не исполняет своей роли. Тишина,
умело примененная пауза, тоже хорошо производят соответствующее впечатление.
Настоящий певец время от времени даже неосознанно, интуитивно применяет эти
средства…
Я не хотел бы здесь обобщать, поскольку часть молодежи
работает в жанре литературной песни, актерской песни, хотя бы на Фестивале
актерской песни во Вроцлаве. Но, кажется мне, ситуация стоит того, чтобы
заинтересовалось этим вопросом Министерство культуры. Должны быть какие-то
директивы, которые касаются охраны нашего творчества. На французском публичном
радио, например, заботятся о равновесии в пропаганде отечественного творчества.
Нельзя переступать рубеж пропорции в пользу англоязычной песни. Песни,
представляющие собой бесспорную ценность, должны появляется не только в
программах-воспоминаниях.
В чем я вижу причины этих явлений? Мало обращается внимания
на профессионализм, в действительности можно быть некрасивым, с не очень
сильным голосом, а, однако, способным завладеть зрительным залом. Нужно только
просто знать, как это сделать. Французы являются мастерами в том, как свои
недостатки превращать в достоинства. Я помню первые впечатления Ирены
Квятковской, которая вернулась из Парижа после присутствия в Олимпии на
концертах Едит Пиаф.
Она была поражена первым выходом этой малышки с некрасивым
лицом, которая росла, хорошела на глазах в процессе своего пения. «Я видела
одну из величайших трагических актрис в мире», — говорила госпожа Квятковска. А
это и есть, собственно, профессионализм, которой надлежит приобрести, когда
представляешь песню. И я учу молодежь, что должно быть осознание того, что
имеет значение каждый жест, мимика, а не только подтапывание.
Я немного утомлен пением. Достаточно много уже в жизни пел,
и нет большой охоты везде и в каждых обстоятельствах петь. В прошлом, во время
интенсивного концертирования, мы не имели, как сегодня имеет современная
молодежь, таких прекрасных технических возможностей. Были преимущественно
грязные раздевалки в запущенных Домах Культуры, с плохой аппаратурой, с плохим
освещением, с укутанной, в холодных залах публикой — словом, кустарничество.
Конечно, мы пели со всем присущим волнением, как и надлежит профессионалам, не
давая ни малейшей возможности догадываться людям, в каких условиях нам пришлось
работать.
Нашему поколению никогда не дано было широко развернуть
крылья, и сегодня я с радостью, без болезненной зависти смотрю, как наша
артистическая молодежь молниеносно достигает успеха, строит виллы с бассейнами.
Я не взращиваю в себе зависть, поскольку я также жил в интересные времена,
достиг успеха, популярности, и мне всего хватало. Тогда у нас не было этих
сегодняшних, облегчающих жизнь возможностей. К сожалению, погоня за прибылью
изменяет ментальность, отсюда и направление на усредненный зрительный зал,
большие деньги за счет уровня или амбиций…
Я военное положение пережил в Соединенных Штатах, а,
вернувшись, застал в стране ужасное разделение в нашей среде, чему
поспособствовала политика.
(Военное положение было введено в ПНР в ночь с 12 на 13
декабря 1981 года генералом Войцехом Ярузельским. Оно спасло Польшу от
гражданской войны и вероятного вторжения в страну войск Варшавского Договора во
главе с Советской армией — Мария Ольшанская)
А потом все изменилось, мы оказались в новой реальности, в
капитализме, где есть железные права рынка. Сегодня наши старые звукозаписи
размещают на новых носителях в виде компакт-дисков, за которые, бесчестно
пренебрегая авторским правом, нам не платят деньги.
Интеллигентская среда моего поколения преимущественно сидит дома,
она бедна, из-за нехватки средств не может пользоваться продуктами культуры,
чаще всего ограничиваясь телевидением, по которому только в
передачах-воспоминаниях может услышать своих любимцев. Сам я ощущаю на моих
концертах, что эти люди хотят услышать то, что слышали в молодости. И дальше
они даруют нам свои симпатии, хотя скромных средств у них хватает только на
скромное существование. Чтобы купить диски или пластинки, чтобы бывать на
концертах — это только немногочисленные могут себе позволить.
Наше поколение, не сколотило состояний. В прежние времена мы
имели конкретную, назначенную Министерством культуры ставку за концерт,
независимо от того, насколько он был большим. Мы не получали никаких
отчислений, независимо от того, сколько государство заработало на наших
пластинках. Словом, унификация. Я гонорарами за пластинки, звукозаписи покрывал
плату за такси. Записывались когда-то очень долго, много дней. Стоимость студии
не имела никакого значения, по сравнению с сегодняшним днем. Требовало это многократных
приездов в студию — на звукозапись отдельных секций инструментов, потом вокала,
наконец, чтобы в течение нескольких дней сыграть все целиком. А платили сущие
гроши. Я говорю это от имени всего нашего поколения…
Как и во всем мире, в Польше с недавних пор эстрадные певцы
зарабатывают, главным образом, на издании пластинок. Концерты только
присваивают «ученую степень» этим пластинкам. Источник большой популярности
звезд западного шоу-бизнеса, собственно — диски звукозаписи. Нас это не
затронуло. А значит ли, что мне по этому поводу грустно, горько? Ничего
подобного. Есть от судьбы вознаграждение, намного более важное, чем деньги —
аплодисменты, улыбки на улицах, записки от благодарных зрителей. Это все
составляет для меня огромный капитал, а ощущение зависти было всегда мне
чуждым, потому что все мы были на равных. Я и дальше отрабатываю свою
профессию, продолжаю радоваться симпатии моих фанов, доказательством чему
является горячий прием на моем последнем юбилейном концерте (фрагменты беседы с
Эдвардом Гулевичем — М.О.)
Избравший одиночество
Его репертуар составляют, прежде всего, сентиментальные
песни о любви и женщинах.
«Я спел все, что чувствовал. Что еще я должен говорить? О
любви и женщинах эстрадные певцы имеют право петь, но говорить должны только
поэты», — сказал Поломский в одном из интервью.
Карьере Ежи подчинил свою личную жизнь. У него нет жены и
детей, но он не чувствует себя одиноким. «Мои близкие — в Радоме, Варшаве и на
Флориде. Моя профессия требует самоотречения», — объясняет певец удивленным
журналистам. Мало кто, однако, знает, что много лет назад Ежи был влюблен в
телеведущую Эдиту Войтцзак. «Эдита занимает в моем сердце особое место, мы
дружим всегда. Но она любила рослых брюнетов», — признается Ежи без тени
кокетства и сожаления.
В течение нескольких лет Поломский жил в Америке, а его
фамилия не покидала летописей отечественной прессы. Ходили слухи о том, что он
женился ради денег на богатой американке и что вернулся в страну, когда
«таинственная» жена выбросила его на мостовую без гроша в кармане. Поломский
никогда не опровергал этих «вестей», только снисходительно улыбался.
А правда была та, что вернулся он, тоскуя за Польшей. «Пусть
будет бедно, порой бессмысленно, но здесь я у себя. Я работаю в своей профессии
среди своих», — много лет повторяет Поломский.
Несмотря на то, что Ежи Поломский развлекает нас и трогает
своими песнями свыше 45 лет, но перед каждым выступлением он все еще волнуется.
Говорят о нем: любовник польской эстрады, но сам он никогда не идентифицировал
себя с этим определением.
«Мне не кажется, что я настолько выделялся. Я был скорее
парнем менее или более симпатичным», — утверждает Ежи. Сцена дает ему ощущение
собственной значимости и тождественности.
* * *
Любовник польской эстрады Ежи Поломский и Королева польской
эстрады Ирена Сантор поют песню «Zakochani».
* * *
Когда Ежи поет, то он такой, каким бы хотел быть:
спонтанный, пробивной и шутливый. «Потому что художник должен быть уверен в
себе. Иначе он не убедит людей в том, что делает». Но в глубине души Поломский
остался робким парнем из Радома. Он не живет в роскошной вилле с бассейном и не
ездит на спортивном «Ягуаре».
Его «вилла» — это трехкомнатная квартира в одном из
варшавских микрорайонов. Люди считают его богачом, но ему далеко до Креза. Ежи
утверждает, что в сегодняшние суматошные времена лучше считаться зажиточным
человеком, чем бедняком.
«Моя пенсия составляет 800 злотых, но гонорары за
выступления более низкие, чем гонорары поющей молодежи», — признается он с
некоторым стыдом. Такая бывает судьба идола. Но главное — то, что он делает,
то, что любит свою работу, а «весь зал поет» вместе с ним, как и прежде.
Ежи любит покой и тишину. Любит природу и весну, цветущие цветы и щебет птиц. Признает, что лучше всего отдыхает на лоне природы. Поэтому каждую свободную минуту проводит на даче. Маленький одноэтажный домик, каменный, с деревянными рамами и косой крышей, который он спроектировал сам, как и часовенку с Печальным Христом в саду, является его гордостью. Артист никогда не скрывал, что является практикующим католиком.
Когда, однако, в 80–х годах, во время изменения образа
жизни, в Польше модными были «костельные» сольные концерты эстрадных певцов,
Поломский отказывался от них, так как не представлял себе, что мог запеть
«Потому что с девушками…» в месте, где люди встречаются с Богом. Он живет в
согласии с природой и с самым собой, живет сегодняшним днем. Для него «завтра»
означает будущее, а он старается не забегать далеко вперед. Но если верить его
обещаниям, то Ежи для нас будет петь еще много-много лет, хотя на радио и ТВ
многое изменилось к худшему, господствует барахло и безвкусица, согласно
«тенденциями» новой моды в угоду публике, копируемой из коммерческих западных
станций.
У Ежи Поломского всегда было столько противников, сколько и
сторонников. Его обвиняют в провинциальных манерах, кокетстве и фестивальном
антураже. Программы, в которых он выступал, критикуются за штампы режиссуры, а
песни, которые пел, называют «легко попадающими в уши» мелодией и банальной
аранжировкой.
Но именно эта «безвкусица» репертуара привела к тому, что
Ежи Поломский более 45 лет принадлежит к плеяде звезд польской песни, а на его
концерты приходят каждый раз все более молодые слушатели. «Публика, особенно
мое поколение, принимает меня так, как и прежде. Я не являюсь эстрадным певцом
разочарованных надежд», — подтверждает Поломский, хоть некоторые злобно
говорят, что его время уже прошло, что он должен уйти из эстрады (из статьи
Марека Розицкого «Любовник польской эстрады Ежи Поломский»).
Листаем страницы польских газет
В 2007 году на фестивале в Ополе Ежи Поломский заблудился в
городе перед выступлением, а местная молодежь не смогла показать ему дорогу к
залу. Он очень переживал, что так может забыть и текст песни, которую собирался
петь, хотя ситуация его страшно развеселила. И еще он признался, что ему
придется опять петь «Cała sala śpiewa z nami» («Весь зал поет с нами»), и это
выступление является своего вида уступкой с его стороны. Ежи признался, что в
действительности не так уже и любит петь эту песню, потому что ему это «пение»
уже «по дырки в носу». «Люди думают, что я знаю только одно это», — жаловался
Поломский.
* * *
Впервые песня «Cała sala śpiewa z nami» (Rzeczkowska—Stanisławski) прозвучала на 7-м Международном фестивале польской песни в Сопоте, проходившем 17-20 августа 1967 года. Ян Тадеуш Станиславский родился в 1936 г. на Волыни. Актер, сатирик. Известен по радио- и телепередачам. Автор многих сатирических текстов, а также популярных песен, вошедших в репертуар Ежи Поломского, Халины Куницкой, Ирены Сантор и других.
* * *
В 2006 году Ежи Поломский признавался польской газете
«Факт», что всю жизнь его преследует один комплекс, с которым он постоянно
должен бороться — то, что по красоте его сравнивают с хомяком. «Моя красота
очень далека, к сожалению, от красоты героя-любовника. Я всегда говорил, что у
меня за правой щекой завтрак, а за левой — ужин». Слава, деньги, общество
красивых женщин ему обеспечили популярные песни, а вот это сходство с хомяком
огорчает и лишает сна. (Кстати, его настоящая фамилия — Паяк, в переводе с польского
— Паук, поэтому ему и посоветовали взять себе сценическое имя. Паук со щеками
хомяка, вот так!)
Ежи Поломский почти 20 лет не записывал на пластинки новых
песен, и только в июле 2007 года появилась его песня «Czas nas zmienia» («Время
нас изменяет») — баллада настроения на стихи Ячка Цигана (Jacka Cygana) и
музыку Мартына Нерубица (Marcina Nierubica). В новой песне Ежи Поломский поет о
потерянной любви и таинственной Магдалине. Свою последнюю пластинку «Jak ten
czas leci» («Как это время летит») он записал в 1988 году. Журналисты
предполагали, что песня «Время нас изменяет» имеет шанс возглавить хит-парад
года.
Из интервью в Лондоне в апреле 2008 года:
В сентябре 2008 года Ежи Поломскому исполнится 75 лет. Со
времени его сценического дебюта минуло 50 лет.
«На времена ПНР я не могу сетовать. В конечном итоге, тогда
пело намного меньше певцов. Было нас меньше, но популярность была тогда
большей. А тогдашняя власть нас также ценила за то, что мы не протестовали.
Если бы мы протестовали, то мы бы не имели работы. Оставалась сентиментальная
песня, драматичная, оптимистичная, чтобы подбодрить людей немного. Но я
понимаю, что у подавляющего большинства было тогда немало поводов для печали.
Я знаю, что можно было работать лучше, эффективнее. Но не
все от меня зависело. Я думаю, что я был бы эстрадным певцом более полного
формата, если бы умел сам себе писать тексты и сочинять песни, но я не умею.
Я закончил театральную школу, но не был принят в
музыкальную, потому что говорили — неизвестно, что делать с таким небольшим
голоском. В театральной школе я много занимался у прекрасных преподавателей,
вспомнить только Ирену Квятковску, Анджея Лапицкого… То были значительные
времена… Я знаю, что связан с моим поколением. Каждый из эстрадных певцов живет
самой полной жизнью, когда поет для своего поколения. Известно, что у наших
детей и внуков свои идолы. А я, скорее, нахожусь в настоящий момент на отшибе,
очень часто как зритель, и я не буду стараться ловить каждую возможность для
того, чтобы показаться. У меня даже нет импресарио. Те, у кого есть мой номер
телефона, звонят, приглашают, и тогда я выступаю. Я радуюсь тому, что имею и
имел. Ведь все могло оказаться намного короче и трагичней… Ой, у нас есть
поводы к сетованию. Но я хочу сетовать в собственной стране. Никогда я не хотел
эмигрировать, хоть такие возможности были. Польская диаспора в Америке хотела,
чтобы я там поселился, была возможность жить во Франции. Но меня не интересует
«пришивание» к чужой культуре. В поездках очень приятно, но всегда я хочу возвращаться
к себе. Были бы большие деньги? Из перспективы моих 75 лет в действительности
это не суть важно. Человек появляется голым и голым уходит. Не должно быть
смыслом жизни слово «иметь». Не обезьянничать, не подделываться, не завидовать,
но слушать свое сердце и идти в согласии со своей совестью».
Еще раз о «польском феномене»
Из статьи Виктора Пономарева «Зов «Червоных гитар»,
опубликованной в газете «Советская Белоруссия» 20 января 2004 года:
В тот самый вечер, когда наши телеканалы транслировали
конкурс «Евровидение» в Риге, польский канал «Полония» показывал концерт из
Кракова, посвященный творчеству Булата Окуджавы. Пели поляки на польском и
русском. А в одну из предновогодних ночей «Полония» показала краковский же
концерт «Червоных гитар». Об этом мало кто у нас знает, не знал бы и я…
… Боже мой, Северин Краевский! Поседел… Прежде напоминавший
Дж. Харрисона мелодизмом, теперь похож на него, позднего, и внешне. Фактически
тоже классик, пел «Анну-Марию», «Не задирай носа»…
Еще «Песняры» именовались «Лявонами», Макаревич и вовсе
пешком под стол ходил, а Краевский со своими «Червоными гитарами» в 1968-м
поставил на уши, ввел в экстаз Минский Дворец спорта. Пожалуй, впервые в
истории советской эстрады. Под занавес, когда поляки запели «Не задирай носа»,
публика повалила в партер танцевать, полезла на сцену. Картина для тех лет
немыслимая и вскоре, после ввода войск в Чехословакию, надолго забытая.
… Именно поляки в течение нескольких десятилетий утоляли наш музыкальный голод (венгры, югославы и чехи были на вторых и третьих ролях).
То была музыка на любой вкус. «Брэйкаут» играл блюз, «СББ» —
энергичный рок, «Скальды» — интеллектуальный «поп», Марыля Родович — кантри,
«НО ТО ЦО» — фольклористику, близкую тогдашним «Песнярам». Переехавший в
Варшаву из Гродно, Чеслав Немен исполнял авангард, Ева Демарчик — шансон, Ежи
Поломски был как Фрэнк Синатра. Иными словами, уже тогда у поляков было много
такого, чего в русскоязычной массовой музыке, увы, нет и по сей день.
Но чего у них не было никогда, так это вульгарности и
пошлости. Нет и сейчас, если судить по каналам «Полония» и «ТV4». Возможно,
поляки переболели этим раньше. Хотя скорее объяснение в другом: их массовая
культура естественно росла и развивалась.
В недавнее время поляки поставляли нам, помимо ширпотреба,
немало культурных «дефицитов». Достаточно вспомнить «Кабачок 13 стульев»,
журналы «Шпильки» и «Кобета» с непривычным нам юмором и раскованной модой; да и
кинематограф — тот же Анджей Вайда! Его фильм «Все на продажу» иначе показывал
наш мир, но его взгляд был понятен нам! С ширпотребом мы давно обходимся без
поляков. А культурная ниша, которую они занимали, теперь пуста…
Не будем искать причины этого польского феномена. Достаточно
признать, во-первых, что это наиболее близкая, понятная нам и переплетенная с
нашей культура в Европе. Уж как хороши были Гойко Митич или Дин Рид, но
«своими» не были даже с натяжкой. Иное дело — Барбара Брыльска и Даниэль
Ольбрыхский. А есть еще и Анна Герман, Эдита Пьеха…
Вместе со сменой политических декораций сник фестиваль в
Зеленой Гуре с его советской обязаловкой. Да и витебский фестиваль кардинально
изменил концепцию. А Булат Окуджава, видно, засел у поляков глубже, в подкорке.
«Ваше благородие, госпожа удача!» — это равно красиво и безрассудно по-русски и
по-польски. Зато «Возы колорове» у М. Родович пронзительнее, тоньше и мудрее,
чем фантики, «Разноцветные кибитки» у В. Леонтьева! Неужели нам уже не интересна
польская музыка — философская и юморная, авангардная и берущая за душу?.. Или
уже не берет? Почему не слушаем, не видим?
Потому что не дают, не показывают! Ни FM-станции, ни
телеканалы. А могли бы — хотя бы в знак признательности за прежние перед нами заслуги
и доставленные нам радости…
Мария Ольшанская
Jerzy Połomski - Moja młodość (1993)
#01] Jeśli chcesz
podaruję ci księżyc
#02] Mój dom na
ciebie czeka
#03] Jak to
dziewczyna
#04] Co mówi
wiatr
#05] Moja miła,
moja cicha, moja śliczna
#06] Daj
#07] Tylko ona jedna
#08] Iść za
marzeniem
#09] Nie przyznam
się
#10] Tak daleko nam
do siebie
#11] Jeszcze wczoraj
#12] Niebieska
chusteczka
#13] Bal na dwoje
serc
#14] Bo z
dziewczynami
#15] Arlekin
#16] Sentymentalny
świat
#17] Kochaj mnie
mniej
#18] Czy moja
#19] Moja młodość
#20] Otul mnie
swetrem
Od 60 lat na scenie!
Niezmiennie popularny i kochany przez publiczność. Przez te wszystkie lata na
estradzie nagrał kilkadziesiąt (!) płyt i wyśpiewał piosenki, które zna cała
Polska: „Bo z dziewczynami”, „Daj”, „Cała sala śpiewa z nami”, „Nie zapomnisz
nigdy”, „Kiedy znów zakwitną białe bzy”, „Moja miła, moja cicha”, „Błękitna
chusteczka”, „Wszystko dla Pań”, „Ta ostatnia niedziela”, „Czy ty wiesz moja mała”,
„Woziwoda”, „Komu piosenkę?”, „Kodeks” i wiele innych.
W repertuarze Artysty
znajdują się także interpretacje przedwojennych przebojów i kolędy.
Jerzy Połomski urodził się
18 września 1933 roku w Radomiu.
Ukończył Państwową Wyższą
Szkołę Teatralną w Warszawie. Aktorstwa uczył się u Stanisławy Perzanowskiej i
Ireny Kwiatkowskiej, śpiewu u Marii Mokrzyckiej i Wandy Wermińskiej,
interpretacji piosenek u Ludwika Sempolińskiego.
Jako aktor zadebiutował w
1957 roku w warszawskim teatrze Buffo. Następnie związany był z Teatrem Syrena.
W 1957 r. dokonał pierwszych nagrań radiowych. Rok później zajął II miejsce w
plebiscycie Polskiego Radia na najpopularniejszego polskiego piosenkarza.
Szczyt popularności
Jerzego Połomskiego przypadł na lata 60. i 70. Utwory Artysty wielokrotnie
zdobywały tytuły piosenek miesiąca i roku w plebiscytach radiowych, prasowych i
telewizyjnych oraz nagrody i wyróżnienia, m.in. II nagrodę na I Międzynarodowym
Festiwalu Piosenki Sopot ’61 (za „Woziwodę”),, wyróżnienie na KFPP Opole ’90
(za „Moją młodość”).
--- jerzypolomski.pl
download (mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий