Альтернативный рок
Инди-рок
Пост-панк
Пост-гранж
Русский рок
Брит-поп
Поп-рок
«Икра» — второй студийный альбом российской
рок-группы Мумий Тролль, вышедший 21 ноября 1997 года. Был высоко оценен
критикой и стал бестселлером. В честь 2-го (по сути — 4-го) альбома был создан
канал «Икра-ТВ».
Несмотря на то что «Морская» и «Икра» были выпущены практически друг за дружкой, это очень непохожие альбомы. В отличие от игривой, зачастую романтичной и мечтательной «Морской», с философско-созерцательным настроением в ее бонус-треках, «Икра» заметно мрачнее, приземленнее и жестче. Это подчеркивается очень тугим и напряженным звучанием электрогитары. Хотя в целом по части инструментов вы вряд ли найдете здесь что-то кроме стандартных вокала, гитары, баса и ударных + клавишные/синтезатор. (Это также впечатляющее достижение – создать настолько разные по настроению альбомы, не прибегая ни к чему новому в плане звука.)
У меня этот альбом неизменно вызывает
ассоциации с образами, наиболее характерными, наверное, для поздней осени:
серость, промозглость, ветер, сырость, какая-то общая монохромность. К этому
добавляется вторая неотъемлемая составляющая – некая всепроникающая
урбанистичность: в «Морской» этого так не ощущалось, там было больше
абстрактных ассоциаций, эпизодически просматривалась космическая тема, здесь же
буквально в каждой песне есть слова, указывающие на то, что действие (каким бы
неопределенным оно ни было подчас) происходит именно в городе, и притом
лишенном любых намеков на романтичность или лоск.
Когда-то я назвал это «бытовой иронией
Лагутенко», и действительно, детали вот этого городского рутинного,
коммунального быта здесь повсюду: ток, провода, асфальт, «пепельница со
вчерашнего стола», ключи от квартиры, такси, «усталая скорая», покрышки,
общественный транспорт. За счет отсутствия вот таких четких отсылок к
материальным предметам «Морская» кажется более летучей по характеру, здесь же
упомянутые слова и фразы связывают песни в цепочку, становясь ее звеньями. Из
этого вовсе не следует однообразие – результат ближе скорее к концептуальному
альбому. Лагутенко, ненавистников у которого уже тогда было не меньше, чем
почитателей, в том числе из-за противоречивой природы его текстов, на этом
альбоме (как, впрочем, и обычно) не то чтобы непонятен – хотя это, несомненно,
первое, что приходит в голову, - он, скорее, неуловим.
Его песни дают четкий эмоциональный посыл,
предоставляя лишь набор минимальных семантических ассоциаций и логических связей
(которые также не всегда точны), но сюжетные линии в большинстве случаев так
фрагментарны, обрываются и начинаются снова так непредсказуемо, что объяснить
смысл этих песен, опираясь на все те же материальные явления не представляется
возможным.
При этом возразить Лагутенко, говорившему,
что он «сам себя относит к поэтам», у меня язык не повернется. Его песни могут
быть непонятными и странными, но, как сказал мне однажды один умный человек,
если поэзия не является странной, то это не поэзия. На альбоме звучит целый
шквал гитарных вступлений, мелодий, соло, проигрышей и гармоний. В сочетании с
идеальной ритм-секцией и неординарным фронтменом это дает очень сильные,
бесподобные песни, многие из которых исполняются и по сей день. «Сиамские
сердца» это почти пост-рок, словно острые фрагменты неба из открытого окна
многоэтажки серым утром, длинные инструментальные паузы, между которыми
вставлен текст.
Пронизывающая меланхолия «Дельфинов», мало
с чем сравнимая по красоте, - песня, о смысле которой было, наверное, больше
всего споров и дискуссий. Темные риффы загадочной «Ранетки», самая неистовая и
шумная песня «На яды», где опасность слышится в каждой строчке. Великолепные,
вызывающие мурашки «Алмазами» и «Сигналы» - это практически шугейзинг.
Ирония, о которой говорилось выше, в полной
мере воплотилась в песнях «Не звезда» и «Так надо», которые одновременно
являются проблесками в общей хмурой обстановке альбома. В остальном же настрой
не радостный, конечно, но и не депрессивный и не упаднический. Лагутенко гораздо
более оригинален - здесь часто встречаются размышления о том, что «девушка
ушла, девушки нету», есть какие-то другие переживания, здесь на каждом шагу
чувствуется нервное напряжение, порывистость и надрыв («вдруг обнимешь, дернув
провода», «слегка чудной прохожий оборвет фуникулер»), но герой тут не впадает
в психологические самоистязания, здесь нет той ненависти к самому себе, столь
характерной, например, для гранджа начала 90-х – попросту говоря, здесь нет
нытья. Человек, голос которого мы слышим из колонок, предстает неким
самодостаточным персонажем, находящим какие-то сугубо свои выходы из печальных
ситуаций, а точнее, видящим все под каким-то очень своим, индивидуальным углом.
Поэтому самое прямолинейное, что от него можно услышать, - знаменитая фраза:
«Все не так уж важно». Он непонятен, непросчитываем, чрезвычайно небанален, и
это восхищает.
Для меня с этим альбомом связана какая-то
загадочность, которая лишь усиливается тем, что сейчас, спустя столько лет,
шансов на то, что тайны кто-то раскроет, практически нет. Почему, например,
альбом называется «Икра»? Это слово не встречается ни в одной из песен.
Определенная доля этой загадочности связана еще и с тем, что в отдельных местах
непонятно даже, что за слова произносит Илья. Поэтому эта запись и сейчас
воспринимается как необыкновенная мозаика, которая, однако, так и не сложилась
до конца, и этим она продолжает притягивать и заставляет возвращаться к себе
снова и снова, спустя месяцы и годы.
Больше всего меня всегда интересовала песня
«Сигналы», до сих пор остающаяся моей любимой на этом альбоме. Наверное, можно
сказать, что в ней соединяется, в малых долях и лишь на короткие три минуты,
все то, о чем сказано выше: слегка напряженные варьирующиеся мелодии,
отвлеченные размышления, те самые бытовые вкрапления, складывающиеся в
блестящие предложения («Я мусор не вынес – там такой мороз!», «Я пускал в ванне
SOS»), и захватывающая стена звука в конце, где в гитарный вой вплетается голос
Олеси Ляшенко. В сочетании с «Алмазами» это создает для альбома сильнейший
финал, в котором проносятся картины этих раскачивающихся проводов, ураганной
ночи, порывов ветра и «дождя в понедельник».
Обложка этого альбома тоже максимально
приближена к монохромным тонам, на ней нет практически ничего, белая пустота, и
на ее фоне Илья Лагутенко, именно такой, каким его знают и каким его
только-только узнали тогда. Абсолютно не вписывающийся в тогдашнюю
пост-советскую среду. Такой же, как в песнях: ни на кого не похожий,
экстраординарный, непонятный. Чему он улыбается? На что он смотрит? Сам ракурс
этого снимка какой-то заваленный, совершенно неопределимый. Сзади стоит,
кажется, Сдвиг, его фигура вообще обрезана наполовину. Что такое находится в
левом углу? Даже эта обложка оставляет у меня какие-то невысказанные, до конца
не сформулированные вопросы.
Наличие «добавочных дорожек» предполагает,
что фактически альбом заканчивается на песне «Сигналы», но я в то время всегда
слушал его полностью. Я периодически задавался вопросом, правильно ли понимаю
«добавочность» этих четырех песен – все-таки это слово предполагало, что они не
в полной мере являются частью альбома. Но, поскольку без них «Икра» никогда не
выходила, для меня они оставались частью именно этой записи. (Все несколько
прояснилось с выходом «Шаморы».)
По настроению и по музыке эти треки,
конечно, сильно отличаются от основной части «Икры». «Мальчик-солдат» с
изумительным саксофоном остается одной из лучших песен Мумий тролля на все
времена. Самой загадочной песней среди бонус-треков является «Голод» - она
датируется, если верить информации во вкладыше, 1987-м годом, но не встречается
ни на «Шаморе», ни на каких-либо других официальных записях группы. Написал
песню Юрий Елисеев из мало известной за пределами Владивостока группы Депеша –
то есть, получается, это кавер. При этом и по звучанию, и по атмосфере она как
раз отлично вписывается в общую концепцию «Икры». Самой «неуместной» здесь
можно считать песню «Сайонара диска», принадлежащую к самым ранним творениям
группы, - брызжущий самобытным юмором на две трети инструментальный диско-номер
с клавишными, которые местами напоминают музыку из передачи «Ералаш». И,
наконец, самая тематически подходящая к альбому песня «Далеко». После
тринадцати композиций, демонстрирующих запутанную игру творческого сознания, мы
получаем отрезвляюще ясный, красивый и по-прежнему поэтичный текст Леонида
Бурлакова в сопровождении прекрасной музыки. На этот раз здесь,
предположительно, серый февраль, то пустое бесцветное время, полное надежд на
новую жизнь, до которой еще далеко, но в которую уже верится. Прекрасный второй
финал для этой пластинки. В духе общей жесткой звуковой картины альбома
«Далеко» заканчивается двумя минутами страшной какофонии, сменяющими живописные
струнные и, в целом, тонкие аранжировки основной части песни.
Многие могут подумать, что я чересчур
преувеличиваю силу этого альбома, но сейчас мне кажется даже, что он мало чем
уступает «Шоубизу» Muse. Это превосходная музыка, которую у нас
пренебрежительно обозвали «рокапопсом», но которая где-нибудь в Англии (где она
и записывалась) наверняка считалась бы отличным брит-попом, или инди, а скорее
всего чем-то на грани.
В истории Мумий тролля не раз появлялось
ощущение появления не в то время и не в том месте. Да и может ли быть место, в
контекст которого такие песни вписывались бы целиком и полностью? Сложно
сказать.
Но сердце так бьётся и не сдается.


Комментариев нет:
Отправить комментарий