Конкретная музыка.
Имя Делии Дербишир (Delia Derbyshire) неразрывно
связано с лабораторией The BBC Radiophonic Workshop. Её история началась в 1958
году: тогда радиостанция BBC открыла подразделение, целью которого была запись
джинглов и заставок для ТВ-передач.
Сама Делия была выпускницей Кембриджа с математической степенью и академическим музыкальным бэкграундом. Она пыталась устроиться на лейбл Decca Records, но получила отказ: «Женщин на работу не берём». Кстати, через какое-то время Decca Records отказал одной малоизвестной группе из Ливерпуля — речь, разумеется, о The Beatles.
Делия пришла на BBC в ноябре 1960 года и
работала в качестве стажера помощника менеджера студии Record Review,
журнальной программе, где критики рецензировали записи классической музыки.
Позже она вспоминала: «Некоторые люди
думали, что у меня есть своего рода второе зрение. Один из музыкальных критиков
говорил: «Я не знаю, где это, но именно здесь появляются тромбоны», и я
подносила диск к свету, видела тромбоны и опускала иглу точно туда, где они были.
Все думали, что это волшебство».
Затем Делия услышала о лаборатории Radiophonic
Workshop и решила, что хочет работать именно там. Руководителями Центрального
программного отдела эта новость была воспринята с некоторым недоумением, потому
что в Радиофоническую мастерскую сотрудники обычно «назначались». Но в апреле
1962 года Дербишир всё-таки была «назначена» туда, где в течение одиннадцати
лет создавала музыку и звук для почти 200 радио- и телевизионных программ.
В августе 1962 года Делия ассистировала
композитору Лучано Берио в Дартингтон-холле, для чего позаимствовала у BBC несколько
десятков единиц оборудования. Вскоре после начала работы в лаборатории она создала
первый в истории музыки электронный поп-хит. Речь о теме из «Доктора Кто», по
сей день остающейся визитной карточкой сериала. Вообще-то автором музыки был
композитор Рон Грейнер, но электронная обработка от Дербишир полностью изменила
трек — Грейнер с трудом узнал свою партитуру. Поэтому на вопрос, кто это
сочинил, Делия справедливо отвечала: «В основном я», но когда Грейнер
попыталась указать Дербишир в качестве соавтора, ему помешала бюрократия
Би-би-си, предпочитавшая, чтобы члены мастерской оставались анонимными.
BBC Radiophonic Workshop была лабораторией
в прямом смысле. Дербишир и другие участники почти научным методом
синтезировали звуки из подручных средств: стучали по бутылкам, играли на
заржавелых струнах разбитого фортепиано, записывали шум моторов и бурление
воды, а потом всячески манипулировали плёнками с этими записями — склеивали их,
наслаивали друг на друга, прокручивали на разных скоростях.
В результате получалась волшебная музыка,
полностью отражающая своё время — космическую эпоху, век больших надежд и
наивной очарованности научной фантастикой.
«Моим самым красивым звуком в то время был
невзрачный зелёный абажур. У него был неправильный цвет, но очень красивое
звонкое звучание. Я ударила по абажуру, записала его, сделала фейд к звонкой
части, убирая начало. Потом проанализировала его спектр и, взяв двенадцать
самых заметных обертонов, реконструировала звук с помощью наших знаменитых
двенадцати осцилляторов, чтобы получился свистящий тембр. Так что верблюды
ускакали в закат с моим голосом в звуке копыт и зеленым абажуром на спине» -
говорила Делия.
В 1964-65 годах Дербишир сотрудничала с
британским художником и драматургом Барри Берманжем для Третьей программы BBC,
чтобы создать четыре «Изобретения для радио» — серию коллажей людей,
описывающих свои мысли о мечтах, вере в Бога, возможности жизни после смерти и
опыте старости, озвученных на электронном звуковом ландшафте. В 1966 году,
работая с композитором Джорджем Ньюсоном, она сотрудничала с продюсером
Дугласом Клевердоном в работе над экспериментальной радиодрамой BBC «Человек,
который собирал звуки».
В 1966 году Делия Дербишир, член
Radiophonic Workshop Брайан Ходжсон и основатель EMS Питер Зиновьев основали
Unit Delta Plus, организацию, которую они намеревались использовать для
создания и продвижения электронной музыки. Базируясь в студии в таунхаусе
Зиновьева в Путни, они выставляли свою музыку на фестивалях экспериментальной и
электронной музыки, включая «The Million Volt Light and Sound Rave» 1966 года,
на котором состоялось единственное публичное исполнение группой The Beatles своей
композиции «Carnival of Light».
В том же году Дербишир записала демо с
Энтони Ньюли под названием «Moogies Bloogies», но Ньюли переехала в Соединенные
Штаты, и песня осталась неизданной до 2014 года. После неудачного выступления в
Королевском колледже искусств в 1967 году подразделение было расформировано.
Изредка Делия давала концерты, на которые
ходили Джон Леннон с Джорджем Харрисоном, а Йоко Оно задумывала с ней
совместный проект. Кроме того, в конце шестидесятых Делия вошла в состав
лондонской группы White Noise. Во главе стоял контрабасист Джейсон Ворхаус, а
Дербишир и её коллега по BBC Брайан Ходжсон над звуками этого контрабаса
колдовали — замедляли, ускоряли, пропускали через цепи всевозможных эффектов.
Шли в ход и самодельные приборы, и только что появившийся британский синтезатор
EMS Synthi VCS3 — позже его облюбуют Pink Floyd, Yes и другие прог-рокеры.
Над альбомом «An Electric Storm» группа
корпела целый год. Первая сторона пластинки — дьявольски изобретательные и
совершенно непредсказуемые песни; слушать — одно удовольствие. Это натуральная
деконструкция шестидесятнического попа: сладкий вокал и характерные для того
времени мелодии тонут в синтезаторном мареве, песни трещат по швам от звуковой
атаки.
На второй стороне расположилась 11-минутная
«The Visitation», и это уже нечто сродни радиоспектаклю: парень едет на
мотоцикле к возлюбленной и попадает в аварию, и девушка оплакивает его гибель.
Сюжет рассказывается не только и не столько словами, сколько звуковыми
средствами.
На одну эту вещь White Noise потратили три
месяца. В итоге последний трек альбома пришлось записать за один день: на
заключительной «Black Mass» звучит барабанная импровизация в шумовом окружении.
Подобный звуковой террор войдет в музыкальный обиход с пришествием
индустриальных групп вроде Throbbing Gristle, для 1969-го же это звучит очень
смело.
Трио, под псевдонимами, внесло свой вклад в
Стандартную музыкальную библиотеку. Многие из этих записей, в том числе
композиции Дербишир под названием «Li De la Russe» (от анаграммы букв в слове
«Delia» и отсылки к ее каштановым волосам) были использованы в
научно-фантастических фильмах ITV 1970-х годов, конкурирующих с «Доктором Кто:
Люди завтрашнего дня» и «Timeslip».
В 1967 году Делия Дербишир предоставила
звуковой дизайн вместе с партитурой Гая Вулфендена для постановки Питера Холла
«Макбет» с Королевской шекспировской компанией. Ее другая работа в этот период
включала участие в выставке электронной музыки в The Roundhouse, где также были
представлены работы Пола Маккартни, музыка для студенческого показа мод,
спонсируемого ICI, и звуки для отмеченного наградами фильма Энтони Роланда под
названием «Круг света». Дербишир также написала музыку для короткометражного
фильма Йоко Оно «Wrapping Event», но ни одна копия фильма с саундтреком не
сохранилась.
В лаборатории BBC Дербишир проработала
одиннадцать лет. Ушла в середине 70-х — новое руководство к её экспериментам
было не настолько лояльно. За годы работы в лаборатории она успела создать не
меньше двух сотен композиций, хотя по условиям контракта подписывались они как
«сделанные на BBC Radiophonic Workshop». Как таковых сольных альбомов у неё не
было — её композиции можно найти на различных сборниках.
В 1975 году Делия перестала заниматься
музыкой. Ее последние работы - два саундтрека для видеохудожников Маделон
Хойкаас и Эльзы Стэнсфилд к их короткометражным фильмам «Een van die dagen»
(«Один из этих дней») в 1973 году и «Overbruggen» («О мостах») в 1975 году.
После музыкальной карьеры Делия Дербишир
работала радисткой на проекте по прокладке труб British Gas, в художественной
галерее и в книжном магазине. В 2001 году она вернулась к музыке, предоставив
звуки, использованные в качестве исходного материала Питером Кембером на
Sychrondipity Machine (Taken from an Unfinished Dream), 55-секундном треке для
сборника «Grain: A Compilation of 99 Short Tracks», выпущенного Dot Dot Dot
Music в 2001 году. В аннотации к альбому ей приписывают «звуки из жидкой
бумаги, сгенерированные с помощью синтеза Фурье звука на основе фото/пиксельной
информации (B2wav — программа преобразования растрового изображения в звук)». Трек
был выпущен посмертно и посвящён ей.
Самой же Делии Дербишир не стало в 2001
году. Она умерла от почечной недостаточности, вызванной многолетним
алкоголизмом. Ей было 64 года.
После смерти Дербишир на ее чердаке было
найдено 267 катушек с записями и коробка с рукописями. Они были доверены
композитору Марку Айресу, который спас архив магнитофонных лент Radiophonic
Workshop. В 2007 году они были переданы на постоянное хранение Манчестерскому
университету. Катушки состоят в основном из материалов внештатных проектов
Дербишир (например, работы для театральных постановок, фильмов и фестивалей),
некоторые из ее работ на BBC (большая часть работ Дербишир на BBC, включая
оригинальную версию темы «Доктора Кто», хранится в Архивном центре BBC в
Перивале), внеэфирные записи интервью с Дербишир и записи музыки других
композиторов и музыкантов. в том числе Карлхайнца Штокхаузена, Кшиштофа
Пендерецкого и группы Can.
Почти все материалы были оцифрованы в 2007 году Луисом Нибуром и Дэвидом
Батлером, но большая часть музыки не была опубликована из-за сложностей с
авторскими правами (четыре композиции для радио были опубликованы в 2023 году с
отдельными музыкальными материалами из архива).
В 2010 году университет приобрел детскую
коллекцию документов и артефактов Дербишир у Энди Вольфа. Последующие
пожертвования в архив включали предметы и записи Брайана Ходжсона, Маделона
Хуюкааса, Джо Хаттона, Элизабет Козмиан и Джона Кавана. Эти коллекции
материалов, в том числе рабочие документы Дербишир и оцифрованные пленки,
доступны в библиотеке Джона Райлендса в Манчестере. Материал из архива был
использован в саундтреке Radiophonic Workshop к фильму «Опоссум» 2018 года и
послужил источником вдохновения для Кози Фанни Тутти в ее саундтреке к фильму
«Делия Дербишир: мифы и легендарные ленты» (2020).
Звуковые поиски Делии заложили основу для многого.
Звёзды умной электроники The Boards of Canada и Aphex Twin очевидно
вдохновлялись её записями, группы вроде Stereolab и Broadcast вторят
психодел-попу White Noise, вся продукция лейбла Ghost Box, завязанного на
хонтологии, отталкивается от сборников BBC Radiophonic Workshop, важный
современный электронщик Oneohtrix Point Never развивает идеи лаборатории.
15 июня 2017 года в бывшем доме Делии Дербишир
по адресу 104 Cedars Avenue в Ковентри была открыта мемориальная доска в рамках
инициативы BBC, посвященной выдающимся музыкантам. Церемонию открытия провели
бывшие актеры «Доктора Кто» Колин Бейкер и Никола Брайант, а также ведущий BBC
Coventry & Warwickshire Вик Минетт.
20 ноября 2017 года Дербишир была удостоена
посмертной почетной докторской степени за выдающийся вклад в электронную музыку
Университетом Ковентри, который также установил мемориальную доску в честь
Дербишир на своем здании.


Комментариев нет:
Отправить комментарий