воскресенье, 21 февраля 2021 г.

Чеслав Немен (Czeslaw Niemen) родился 16 февраля 1939 года.

Польский певец и композитор, ярчайший представитель европейского прогрессив-рока Чеслав Немен (Czeslaw Niemen) был одним из самых популярных, самых узнаваемых и, в то же время, самых влиятельных композиторов польской популярной музыки ХХ века. Начав с простых поп-песен, он быстро перешел к сложным композициям с элементами джаза и авангарда. Харизматичный певец с исключительным голосом, Немен стал одним из первых польских музыкантов, которые широко использовали электронные инструменты.

Чеслав Немен (настоящее имя Чеслав Юлиуш Выджицкий (Czesław Juliusz Wydrzycki), в СССР — Чеслав Антонович Выдрицкий (белор. Чэслаў Антонавіч Выдрыцкі) родился 16 февраля 1939 года в деревне Старые Василишки, тогдашней польской провинции Новогрудек, а ныне Щучинского района Гродненской области Белоруссии. Семья Выджицких была очень музыкальной. Отец будущего певца был мастером по настройке пианино, а также костёльным органистом. Об Антонии друзья и соседи говорили, что у него на самом деле были «золотые руки» – он не боялся никаких механизмов и был художественно одаренным человеком. Он мог настроить пианино, орган, отремонтировать пишущую машинку, велосипед и даже часы. Вероятно, именно от него Чеслав унаследовал свой талант. В доме Выджицких не было недостатка в музыкальных инструментах и постоянно звучала музыка.

Чеслав Выджицкий в детстве.

Чеслав с ранних лет пел церковном хоре и даже какое-то время играл там на органе. В 1953–1954 годах он в течение года посещал класс фортепиано средней педагогической школы в Гродно, пока не был исключен за пропуски.

В 1958 году, в рамках последней волны массового переселения поляков семья Выджицких выехала в Польшу. Чеслав всегда подчеркивал, что это было самое важное решение в его жизни. Аргументом для отъезда было то, что юноше предстояла служба в Советской армии, которую он хотел избежать.

Перед отъездом Чеслав женился на местной красавице Марии Клавзуник, которая пользовалась большим успехом у гродненских мужчин. Чеслав был на год старше ее и уже имел некоторую известность как музыкант. Свадьба состоялась за несколько часов до отъезда Выджицких в Польшу.

«Тоска по покинутой земле детства будет преследовать Чеслава Выджицкого всю жизнь. Это было подтверждено двумя его возвращениями в Василишки, сначала в 1976, а затем в 1979 году. Каждая мысль, отраженная в его творчестве, пропускалась через прошлое, проверялась на соответствие ценностям, привитым в детстве».

(из воспоминаний дочери музыканта Марии Гутовской).

Чеслав Выджицкий в 1958 году.

Семья Выджицких провела год в лагере для репатриантов в Дравско-Поморском, затем переехала в Свебодзин, Бялогард и, наконец, в Колобжег, где Чеслав поступил в среднюю музыкальную школу на класс фагота. Позже он выступал в студенческом клубе «Żak», театрах и кабаре, исполнял испанские и латиноамериканские песни, аккомпанируя себе на гитаре.

«La Malagueña» - Czesław Wydrzycki (1962).

В 1960 году у Чеслава и Марии Выджицкий родилась дочь Мария. Первое время их семья была очень бедной. Супруги даже жили раздельно, так как не могли позволить себе снять квартиру. Раздельное проживание делало их брак все хуже и хуже. Мария была недовольна увлечением Чеслава музыкой и хотела, чтобы муж нашел себе нормальную работу, которая бы позволила ему содержать семью. Постоянные скандалы в семье привели к тому, что однажды, вернувшись домой, Чеслав увидел там другого человека, которого привела Мария. Хотя отношения супругов были безнадежно испорчены пара развелась только в 1971 году. Всё это время Чеслав поддерживал спорадические контакты со своей дочерью.

В 1962 году музыкальная карьера Чеслава пошла вверх. Выджицкий встретил Францишека Валицкого, который занялся организацией его выступлений. Именно Валицкий убедил артиста исполнять модный в то время биг-бит вместо латинских и русских песен. После успешного дебюта на Фестивале молодых талантов в Щецине Чеслав начал сотрудничать с биг-бит группой «Niebiesko-Czarni». Вместе с ним в ансамбле выступали и другие легендарные польские исполнители: Войцех Корда, Ада Русович, Анджей Небески и Хелена Майданец.

«Чеслав был единственным, уникальным, экстраординарным. Он появился в среде так называемых биг-битовцев, которыми пренебрегали и которых презирали официальные деятели от культуры» 

(из воспоминаний известного польского поэта-песенника Войцеха Манна).

«Lekcja twista» - Czeslaw Niemen & «Niebiesko-Czarni» (1962).

10 октября 1962 года Выджицкий записал с «Niebiesko-Czarni» небольшой альбом, так называемый EP с четырьмя треками, где исполнил песню «Lekcja twista». Широкую известность Чеслав Выджицкий приобрёл после выступления в 1963 году на первом Фестивале польской песни в Ополе с песней «Wiem że nie wrócisz». В следующем году он закрепил свой успех выпустив ещё один хит – «Czy mnie jeszcze pamiętasz?».

«Wiem że nie wrócisz» - Czesław Niemen & «Niebiesko-Czarni» (live in Olimpia'1963).

Группа активно выступала не только в Польше, но и в Венгрии, Югославии и Франции, где в декабре 1963 года состоялся концерт «Niebiesko-Czarni» в знаменитом парижском зале «Олимпия». В этот период, по настоянию жены Францишека Валицкого Чеславы, Чеслав Выджицкий начал использовать художественный псевдоним Немен, который не только был более привлекателен с точки зрения маркетинга, но и легче произносится для иностранцев. В середине 1970-х годов музыкант официально изменил свое имя на Немен-Выджицкий. Немен является польским названием реки Неман, протекающей недалеко от места рождения артиста.

«Czy mnie jeszcze pamiętasz?» - Czesław Niemen & «Niebiesko-Czarni» (1964).

С 18 по 20 января 1964 года Немен вместе с «Niebiesko-Czarni» выступал перед концертами Марлен Дитрих в «Sala Kongresowa» в Варшаве. В первой части концерта Марлен Дитрих услышала песню Немена «Czy mnie jeszcze pamiętasz?», которую позже записала для своего альбома с собственным текстом («Mutter, hast du mir vergeben?»).

«Mutter, hast du mir vergeben?» - Marlene Dietrich.

В ноябре 1965 года Чеслав Немен выступил в качестве солиста на фестивале в Ренне, где получил статуэтку «Серебряный горностай» за композицию и специальный приз жюри за самый оригинальный дебют. Записав ещё несколько песен с «Niebiesko-Czarni», артист в ноябре 1965 года прекратил сотрудничество с группой.

Чеслав Немен начал свою сольную карьеру, исполняя песни в стиле «The Beatles» и баллады. Одними из больших хитов сольного периода творчества Немена стали динамичная песня «Czy wiesz?» и сентиментальная баллада «Pod Papugami». Вскоре музыкант обратился к более амбициозной музыке, адресованной более требовательному слушателю.

«Czy wiesz o tym, że...» - Czesław Niemen (1965).

Осенью 1966 года вместе с участниками бит-группы «Chochoły» Немен образовал новый ансамбль, названный «Akwarele». Песни периода сотрудничества с группой «Niebiesko-Czarni» были перезаписаны с новой группой и изданы альбомом «Czy mnie jeszcze pamiętasz?». Неман вообще неохотно публиковал такие сборники, как «The Best of…» Тем не менее в этом альбоме он решил вернуться к своим старым песням. Репертуар альбома был составлен самим Неменом, который объяснил выбор песен так: «Я учел свою личную привязанность к ним, популярность песен на концертах и их соответствие моему сценическому имиджу в составе «Niebiesko-Czarni». Благодаря этому альбом приобрел определенную последовательность и оригинальный характер».

«Pod Papugami» - Czesław Niemen (1966).

В следующем году артист совершил с «Akwarele» первый гастрольный тур по Польше, который начался с концерта 16 января 1967 года в Еленя-Гуре. В апреле того же года Немен записал материал для своего нового альбома «Dziwny jest ten świat», с заглавной песней из которого он выступил 25 июня 1967 на фестивале в Ополе, где вызвал большой интерес и получил приз Польского радио. Песня «Dziwny jest ten świat» стала самой известной польской песней протеста и гимном польской молодежи конца 1960-х годов.

«Dziwny jest ten świat» - Czesław Niemen (Sopot 1967).

С февраля 1969 года по июль 1970 года Чеслав Немен выступал в Италии, сначала с программой «I Niemen», а затем «Niemen Enigmatic». Артист играл в основном в клубах, а в июне 1970 года выступил на фестивале «Cantagiro». В своем творчестве он соединил тенденции, доминирующие в мировой рок-музыке, создавая свои собственные, индивидуальные и характерные композиции - от психоделического и симфонического прогрессив-рока до авангардного джаз-рока и электронной музыки. В октябре 1969 года, во время перерыва в итальянских выступлениях, музыкант записал альбом на слова выдающихся польских поэтов, который вышел в начале 1970 года под названием «Niemen Enigmatic» и стал очень успешным. При участии выдающихся польских джазовых музыкантов Збигнева Намысловского и Михала Урбаняка были записаны новаторские интерпретации стихов польских поэтов (в том числе «Скорбный рапсод памяти Бема» на слова Киприана Камила Норвида). Мастерски сочетая сложный лиризм и оригинальные музыкальные решения «Niemen Enigmatic» и по сей день остается одним из самых прогрессивных и вдохновляющих польских рок-альбомов.

«Bema pamięci rapsod żałobny» - Czesław Niemen (1970).

В январе 1971 года Немен записал материал для двойного альбома «Niemen» с амбициозной музыкой в духе джаз-рока, на стихи Норвида и Войцеха Млынарского. Альбом, записанный в слегка измененном составе, был попыткой облачить джаз-рок-эксперименты музыканта в более короткие песенные формы.

В конце 1971 года Чеслав принял участие в записи альбома Анджея Курилевича и Ванды Варской, который содержал миниатюры, сочиненные в основном для телевидения и театра. На протяжении своей карьеры Немен написал много песен для других исполнителей, неоднократно им в записи их альбомов и принимал участие в коллективных музыкальных и театральных мероприятиях. Артист, с 1968 года игравший на органе «Hammond», постепенно расширил свой инструментарий, овладев сперва мелотроном, а затем синтезатором «Moog». Современное и дорогое оборудование позволило ему записать полностью электронный альбом «Niemen», что поставило музыканта в один ряд с такими исполнителями и группами, как «Tangerine Dream», Клаус Шульце или Вангелис.

Czesław Niemen and «SBB» - Live in Helsinki ' 1973.

Осенью 1971 года Немен познакомился с авангардным контрабасистом Гельмутом Надольски. Вместе с ним и с музыкантами группы «SBB» он создал «Niemen Group», которая просуществовала с декабря 1971 по август 1973 года. В январе 1972 года группа записала два альбома «Strange Is This World» и «Ode To Venus», предназначенные для западного рынка и сопровождаемые серией европейских концертов «SBB». Несмотря на в целом положительную реакцию в СМИ, альбомам не удалось добиться большого успеха. Группа «Niemen» завершила свою деятельность концертом в Белостоке в августе 1973 года.

Czesław Niemen – «Kalakolczik» («Kолокольчик») (1977).

В то же время Чеслав Немен записал композиции для своего сольного альбома «Russische Lieder». В январе и феврале 1974 года в Нью-Йорке с участием сессионных музыкантов был записан альбом «Mourner's Rhapsody». Однако зарубежная карьера Немана развивалась не так, как ожидали музыкант и его польские поклонники. В следующем месяце была сформирована группа «Niemen Aerolit», деятельность которой была прервана в марте 1975 года смертью барабанщика Петра Дзиемского, которому Немен посвятил свой альбом «Katharsis», записанный со значительным использованием электронных инструментов.

Czesław Niemen & «Aerolit» - «Cztery ściany świata» (Sopot 1974).

В 1973 году Чеслав Немен встретил 14-летнюю модель Малгожату Кшевиньскую, которая стала первой полькой, появившаяся на обложке «Vogue». Эксцентричная девушка прекрасно вписалась в жизнь экстравагантного артиста и в 1975 году пара расписалась. Малгожата стала для Чеслава музой и любовью всей его жизни.  Музыкант прожил с ней более 30 лет и посвятил такие произведения, как «Baby M.», «Z listu do M.», «Moje zapatrzenie» и «Postscriptum». Во втором браке у него родились две дочери, Наталья (1976 г.р.) и Элеонора (1977 г.р.).

Czeslaw Niemen – «Baby M.» (1975).

Летом 1976 года Немен был награжден Медалью за заслуги перед культурой и Золотым крестом за заслуги.

В конце 1976 года Чеслав Немен совершил большой тур по СССР (Москва, Ленинград, Минск, Баку, Ереван, Одесса, Донецк, Сочи, Рига). После одного из концертов в минском Дворце спорта в ноябре 1976 года певец дал интервью белорусской журналистке Вере Савиной, в котором много рассказывал о своём отношении к творчеству Циприана Норвида. Фотография, запечатлевшая это интервью, сделанная Константином Нетылёвым, была принесена Верой Савиной в дар Дому-музею Чеслава Немена в Старых Василишках. Кроме того, Вера Савина в соавторстве с Александром Ниловым сняла документальный фильм о Чеславе Немене «Этот странный мир…» (Студия документального кино, Белорусское телевидение, 2009 год).

Czesław Niemen - Live In Bombay, 1978.

В 1978 году Немен выступал на джазовом фестивале в Бомбее (Мумбаи). В 1977 году он дал сольный концерт на Фестивале советской песни в Зеленой Гуре, а летом 1978 года артиста пригласили в Гавану на Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Карьера Чеслава Немена была прервана введением в Польше военного положения. На протяжении всего десятилетия Немен время от времени выступал как сольно, так и в составе различных групп. После переиздания классических альбомов артиста в 1989 году был выпущен очередной сольный альбом Немена «Terra Deflorata», содержащий экспериментальную электронную музыку.

Czesław Niemen – «Terra Deflorata» (live 1990).

В 1990-е годы Немен начал публиковать колонки в музыкальном ежемесячнике «Tylko Rock». Он решительно протестовал против пиратских изданий своих записей, которые в большом количестве стали выходить на кассетах, а затем и на компакт-дисках. Музыкант дал понять, что не намерен записывать новые альбомы, пока ситуация на музыкальном рынке не будет урегулирована законом. В период с 1991 по 1996 год было выпущено несколько переизданий его самых ранних альбомов.

Czesław Niemen – «Spodchmurykapelusza» (2001)

17 ноября 2001 года вышел последний студийный альбом Чеслава Немена под названием «spodchmurykapelusza». Он был благосклонно принят слушателями и критиками, но артиста уже больше интересовали живопись и компьютерная графика. В 2002 и 2003 годах были выпущены два 6-дисковых коллекционных бокса «Od początku I» и «Od początku II», охватывающие творчество музыканта в период с 1967 по 1980 годы. Немен активно занимался продвижением своих релизов - несмотря на слабость, вызванную болезнью, он давал многочисленные интервью на телевидении и радио.

Немен много лет страдал от рака лимфатической системы, с которым пытался бороться методами нетрадиционной медицины. Он умер 17 января 2004 г. в онкологическом центре в Варшаве от осложнений, связанных с пневмонией, которую он заразился в больнице. Тело артиста по его последней воле кремировали.

Natalia Niemen – «Trąbodzwonnik» (sł. i muz. Czesław Niemen) из альбома Натальи Немен «Niemen mniej znany» («Малознакомый Немен»).”

17 июня 2009 года Национальный банк Польши в память о Немене выпустил в обращение монету в 2 злотых, а также две коллекционные серебряные монеты номиналом 10 злотых — круглую и квадратную.

Под катом вы сможете ознакомиться с 3-м сольным альбомом Чеслава Немена «Russische Lieder» (1973), на котором певец исполняет 10 русских народных песен в собственных аранжировках.

Czeslaw Niemen – «Russische Lieder» (1973).


01. Steppe ringsumher (Степь да степь кругом) - 4:14

02. Heimkehr von der Weide (Ты пойди моя коровушка домой) - 1:28

03. Monoton klingt das Glockchen (Однозвучно гремит колокольчик) - 3:41

04. Ich gehe allein hinaus (Выхожу один я на дорогу) - 5:19

05. Kleine Tannen und Kiefern (Елочки-сосеночки) - 2:24

06. Braune Augen (Черные брови, карие очи) - 2:08

07. Wiegenlied (Колыбельная) - 3:55

08. Ruhiges Meer (Раскинулось море широко) - 1:57

09. Auf wilden Steppen in Sabailkal (По диким степям Забайкалья) - 3:14

10. Ruhmreiches Meer, geheiligter Baikal (Славное море, священный Байкал) - 3:34

Bonuses from Single (1974):

11. Strange Is This World - 2:52

12. We've Got The Sun - 4:13


Personnel:

- Czesław Niemen - vocals, guitar, bass, piano


«Мне особенно близок русский фольклор. Ведь эти песни я пел в детстве» написано в аннотации к этому альбому.

«Russische Lieder» («Русские песни») возвращает Немена в его детство и дает ему возможность заново исследовать свои музыкальные корни. Будучи очень музыкальным ребенком, Чеслав познакомился с широким спектром русской музыки, как классической, так и фольклорной, которая, несомненно, повлияла его формирование, как музыкальной личности. Хорошо натренированный слух часто может найти отголоски этих влияний в более поздних работах музыканта.


скачать (mp3 @ 320 kbs):

https://yadi.sk/d/MXjS_7xNj7ucv

2 комментария:

  1. С последним альбомом русских песен Чеслав Немен выступал в СССР в 1972 году в турне по русскому "Золотому кольцу": в Воронеже, Ярославле, в Москве, в Ленинграде. У меня есть гибкая пластинка с 2-мя песнями, которой в оцифровке в сети нет, есть и польский его альбом. Нужно как-нибудь оцифровать и залить. Вашу аанотацию возьму к своей странице.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прекрасное исполнение. Поразительно, что он поет абсолютно без какого-либо акцента.

      Удалить