Музыкальная
слава, как и все прочие, гуляет странными путями. Популярный блюзовый гитарист
Джо Бонамасса записал совместный альбом с певицей Бет Харт, и, впечатленные
этой работой, меломаны тут же заинтересовались – а кто это такая, певица с
фамилией, похожей на «сердце», и голосом, по-дженисовски мощным и
выразительным?
Покопавшись
в энциклопедиях, мы с удивлением узнаем, что «новенькая» – вовсе не такая уж
нераскрученная персона в мире музыки. По крайней мере, в Америке у нее были и
хиты, и контракт с мейджор-лейблом, за плечами – сотрудничество с Джеффом
Беком, Слэшем и даже «Deep Purple» (!), да и вообще неизвестно, кто, Харт или
Бонамасса, друг другу больше помог с этим альбомом. А история Бет Харт
настолько занимательна, что стоит ее рассказать вам прямо сейчас.
Бет Харт (Beth Hart) появилась на свет в 1972 году в городке Пасадена, что недалеко от
Лос-Анджелеса, в семье, где все любили музыку – настолько, что уже с четырех
лет ребенка усадили за фортепиано. Девочка воспринимала занятия с восторгом и
видела перед собой карьеру классической пианистки и даже оперной певицы. Ее
талант был очевиден. «Поначалу я не знала нот и пыталась обхитрить миссис
Дэвис, мою учительницу. Я слушала, как играла она, и повторяла на слух, делая
вид, что смотрю в ноты. Но она быстро раскусила этот трюк…» – смеется Бет. С
годами к фортепиано прибавилась и виолончель. «Смешно, мои любимые музыканты из
мужчин – это классики, Бетховен и Рахманинов, – вспоминает Харт. – В их музыке
достаточно секса, но у певиц есть кое-что другое – душа. Этта Джеймс, Дайна
Уошингтон, Билли Холидэй…» Все эти имена проникли в сознание Бет благодаря ее
матери, которая обожала слушать Этту Джеймс. «Помню, мы с сестрой приходили из
школы, и она устраивала себе пенную ванну, лежала и слушала Этту, и мы тоже
замирали в восторге…»
Семейная
идиллия была не вечной – когда девочка стала подростком, ее отца арестовали за
какие-то дела с наркотиками, родители расстались, старшая ее сестра тоже
подсела на наркоту. «Я сошла с катушек, уже, когда мне было 11 лет, –
признавалась Харт. – Мы с сестрой безумствовали по полной. Она умерла потом от
передозировки… Если бы не занятия музыкой в школе, наверно, меня бы сейчас не
стало. Или я оказалась бы в тюрьме».
Развитие
музыкальных вкусов Бет шло двумя параллельными потоками – с одной стороны,
рок-музыка вокруг нее, влияние сестры и ее друзей: «Black Sabbath», «Rush», «Led
Zeppelin». С другой – легенды блюза и соула из материнской коллекции. «У меня
бывают разные фазы. То «запоем» слушаю Джеймса Тэйлора и Кэрол Кинг, потом
Джонни Кэша и Хэнка Уильямса, то Джо Тернера и Кэба Кэллоуэя, то классику
(только вот Моцарта терпеть не могу!), а то и тяжелый рок», – рассказывает
певица. Но ее героем детства была всё-таки Этта Джеймс, именно ее вокальный
стиль стал моделью для будущей блюзовой певицы… разумеется, вместе с Дженис
Джоплин. Но сравнения с Дженис стали общим местом – если вы поете блюз и в
вашем голосе есть хоть капля хрипотцы, то вас тут же сравнят с ней… Однажды
Харт даже отказалась от выгоднейшего предложения, роли, которая бы, вероятно,
сделала ее звездой – роли Дженис Джоплин в биографическом фильме. Она уже поняла,
что хочет быть не «второй Дженис», а исключительно «первой Бет Харт». И ее
стиль складывался не под влиянием одной-единственной личности, пусть даже такой
огромной. Хотя и отрицать это бессмысленно.
О
личности Джоплин она знает не понаслышке – Бет всё-таки сыграла ее роль, пусть
и не в фильме, а в мюзикле, поставленном по ее биографии. Дело было уже в
1999-м. Рассказывается, что в сценарии не было ни одной придуманной фразы – всё
лишь строчки из песен, интервью, личных писем певицы. Видимо, чтобы уйти от
сравнений, нужно сначала принять их до конца, испытать полностью, что значит
«быть Дженис Джоплин»… Бет Харт выдержала эту проверку и продолжила собственную
карьеру. Но это случилось потом.
А пока
наша героиня, несмотря на все трудности взросления, закончила школу и поступила
(ей было 15 или 16) в Высшую школу исполнительских искусств Лос-Анджелеса, где
обучалась пению и игре на виолончели. В мегаполисе перед ней были все
возможности и опасности большого города, и Бет не теряла времени даром – она, при
поддержке друзей по колледжу, стала завсегдатаем «открытых микрофонов» в клубах
Лос-Анджелеса. Первые пробы прошли успешно, и скоро она уже почти каждый вечер
играла в злачных местах, участвовала в местных конкурсах и смотрах талантов.
Публика сразу ее полюбила, а вот педагоги эти ночные занятия, особенно в ущерб
дневным, не приветствовали – и из училища Бет в конце концов выгнали за
прогулы.
Певицу
это едва ли беспокоило – она уже знала, чего хочет от жизни. (Хотя Харт и
сделала еще попытку выучиться на… агента по недвижимости. Совсем недолгую.) «Когда я на сцене и публика – рядом со мной,
это как материнское молоко, как влюбленный взгляд самого красивого, честного и
доброго мужчины на свете, как самый сильный наркотик, как рука Бога на моем
плече…» – говорит Харт. Она видела клубные концерты великих музыкантов и
знала, что хочет быть такой же.
В 1993-м
у Бет Харт уже была сплоченная команда, собственный материал и, что самое
главное, менеджер. Звали его Джеффри Лей Тозер, и был он певцом и владельцем
маленькой студии. «Он славный человек, очень дружелюбный, любит шутить, я его
знаю с детских лет…» – вспоминает Харт. Тозер загорелся идеей помочь певице и
стал ее продюсером, менеджером и соавтором. Именно он сагитировал Бет
поучаствовать в телевизионном шоу «Starsearch» («Поиск звезд»).
«Я подала заявку на конкурс, потому что
поспорила с другом. Потом мне вдруг звонят и зовут участвовать, а я и говорю:
«Нет, я передумала. Не хочу». Решила, что не нужны мне эти сто долларов. Но они
настаивали: «Нет, ты нам нужна, очень нужна, пожалуйста! Ты молодая, делаешь
что-то классное, и это поднимет нам рейтинг. У нас сущая беда с рейтингом!» Так
я согласилась, думала, ну, пройду один раунд, другой и вылечу с треском.
Кончилось тем, что я завоевала главный приз!»
Выяснилось,
что у триумфа на телевидении была и обратная сторона. Да, певицу узнали, она
показала, что прекрасно умеет петь вещи Ареты Франклин с Дженис Джоплин, и, что
еще важнее, исполнила собственный материал, стала увереннее в собственных
силах, но… Оказалось, что слава победителя очередной условной «фабрики звезд» –
совсем не то, что слава блюзовой певицы. «Это считалось чем-то совсем не
«крутым». Либо у тебя серьезная карьера, либо ты играешь на конкурсе!
Итак, Бет
поняла всю бесплодность телевизионной славы, и решила поискать счастья в прямо
противоположном направлении – на улицах. К тому моменту сформировалась и
окрепла ее команда. В ней выделялся уроженец Тель-Авива, недавно переехавший в
Америку бас-гитарист Тал Херцберг, признанный одним из самых популярных
сессионщиков у себя в Израиле. Как и Харт, он поступил в музыкальный институт в
Лос-Анджелесе, увидел Бет на сцене… нет, не влюбился, но понял, что его
музыкальная судьба отныне связана с ней.
Третьим
участником команды стал гитарист Джимми Хури, лидер группы «Jaws of Life»,
«набивший руку» на гастролях по Америке, а вот известности пока не снискавший.
Все трое, подумав, приняли радикальное решение – отныне команда будет играть не
в клубах, где все и так знают Харт и к ней вообще-то привыкли, а прямо на улицах.
Точнее, на 3-й улице города Санта-Моника, известном на всю Калифорнию местном
варианте Арбата (или наоборот?). «Харт и ее команда расстилали ковер,
усаживались, скрестив ноги, зажигали свечи и играли перед счастливыми прохожими
шесть дней в неделю», – рассказывает биография. Скоро одними из этих счастливых
прохожих стали Дэвид Вольф, опытный менеджер, известный по работе с певицей
Синди Лаупер, и Дэвид Фостер, преуспевающий поп-композитор и будущий воротила
шоу-бизнеса.
«Бет – это не просто невероятно одаренная
певица и автор, она для нас – причина того, что мы занимаемся этим бизнесом», –
признавался потом один из сотрудников лейбла «143 Records», который был основан
Дэвидом Фостером в 1995-м под крылом мейджора «Warner/Atlantic». (Кажется,
именно отсюда пошла забавная легенда о том, что за время уличного музицирования
Бет и Ко. сочинили целых 143 песни…) Одним из первых его релизов стал дебютный
(теперь уже по-настоящему) диск Бет Харт.
Заручившись
«мажорным» контрактом, команда прежде всего нашла барабанщика (Серхио
Гонсалес), продюсеров (Хью Пэдхэм, сущий монстр, работавший аж с Филом
Коллинзом, и Майк Клинк, известный по сотрудничеству с «Guns’n’Roses»), а
остальное было, что называется, делом техники. Альбом стал мультиплатиновым, а
потом группа, прогремев на фестивале «Лоллапалуза», отправилась в совместное
турне со «Scorpions». О том, что было дальше, Бет объясняла потом так:
«Многие думают, что с контрактом в кармане
жизнь превращается в сплошную сказку. Но внутри меня всё кричало: «Мы не
готовы, мы не справимся!» Слишком много было сказано громких слов, произнесено
громких сравнений. Начало на «Лоллапалузе» было радостным, но в турне пришлось
очень тяжело, мы начали ссориться и под конец поняли, что лучше отдохнуть друг
от друга. Я провела добрых полтора года в состоянии тяжелейшей депрессии,
будучи полностью уверена, что это – полное и окончательное поражение…»
Первым
порывом Харт было классическое – «в деревню, в глушь», в данном случае – в
городок Бирмингем, штат Алабама, где пять месяцев она тусовалась с некими
новыми друзьями, чувствуя только горечь и отвращение от неудавшейся музыкальной
карьеры. Затем ее мысли прояснились, и она поняла, что поражения и победы
остаются таковыми и в столицах, и в глуши, а для новых побед всё-таки лучше
находиться в мегаполисе. Именно таков был и сюжет ее нового хита, «L.A. Song
(Out of This Town)», где деятели шоу-бизнеса обозначены «продавцами мух». Диск
«Screamin’ For My Supper» получился насквозь автобиографичным, где названия
песен вроде «Get Your Shit Together Girl» звучат не как советы публике, а как
отчаянные воззвания к самой себе.
«Я
сочиняла песни даже не затем, чтобы их услышали, а чтобы найти путь к
исцелению. Мне надо было выговориться, рассказать о семье, друзьях, Боге,
демонах, наркотиках, алкоголе, обо всём, что делает меня счастливой и
несчастной. Я поняла, что не обращаю внимания, что обо мне говорят – какая
разница, терять ведь уже нечего?» – объясняла Бет.
Для
второго альбома Харт и Херцберг разогнали «именитых продюсеров» и взялись за
контроль процесса сами. «Мы чувствовали
себя куда менее нервно, чем в первый раз. Я расставила по студии свечи, букеты
цветов, расстелила ковры… Мы принесли вина и устроили большую вечеринку длиной
в три месяца. Нам было хорошо, и, думаю, это заметно!» – вспоминает Харт.
Плохо
стало, когда Бет и ее команде понадобилось снова отправляться в дорогу, на этот
раз уже в ранге авторов песни-суперхита и альбома-бестселлера. «Исцеления»
словно и не бывало.
«Музыка помогает мне выплеснуть агрессию на
сцене, немного остыть. Но она же меня чуть не убила. «L.A. Song» имела огромный
успех, именно тогда я погрязла совсем в пьянстве и наркотиках. Парадокс – как
раз тогда, когда я должна была чувствовать себя абсолютно счастливой и
уверенной в себе, я была до смерти напугана происходящим. Когда песня стала
хитом, мне стукнуло 27, а к 29 всё было кончено, я оказалась в больнице и
долгие полтора, нет, два года лечилась, точнее, училась вновь думать и жить как
все люди», – признается певица.
Будь мы не «ИнРок», а журнал «Семь дней», одну эту историю можно было бы растянуть страницы эдак на три, а сюжетов таких у Бет еще немало, так что лучше расскажем о ее музыкальных свершениях. Добротный третий альбом «Leave The Light On» (2003) еще можно считать результатом «перегруппировки сил», зато в следующем, концертнике «Live At Paradiso», Бет Харт предстает как она есть – без студийных компромиссов, настоящей, «рвущей рубашку» хриплоголосой блюзовой дивой. Именно его обычно советуют публике для первого знакомства с музыкой Бет. Записан альбом в 2004 году в Голландии.
Америка
стала понемногу забывать о своей героине, но она нашла второй дом и преданных
фанатов в Европе. Даже сам Барри Хай, вокалист голландских рок-богов «Golden Earring»,
оказался в их числе и записал с Харт в 2003-м прекрасный дуэт «I Don’t Want To
Be». Тогда же Бет нежданно оказалась «гостем» на альбоме… «Deep Purple».
(Саунд-продюсер Майк Бредфорд работал тогда и с «Перпл», и с Бет.) Ее бэк-вокал
можно слышать на балладе «Haunted» с диска «Abandon». В 2006-м Джефф Бек
пригласил ее петь в своем сольном турне – огромная честь для певицы, фактически
занявшей место… Рода Стюарта. И, раз уж речь зашла о коллаборациях, упомянем
участие Бет в записи сольника Слэша («Slash», 2010). Песня «Mother Maria»
попала только на интернет-версию издания, но и то польза…
Следующий
студийный диск получил название «37 Days» (именно столько понадобилось Бет,
чтобы его записать, а дело было в 2007-м), и он оказался не слабее
предшественника. Сложился нынешний состав команды: гитарист Джон Николс, басист
Том Лилли, барабанщик Тодд Вольф. Прекрасная «Soul Shine» принадлежит перу
Уоррена Хейнса («Allman Brothers»), большую часть материала сочинила сама Бет,
продюсированием занимался датчанин Руне Вестберг (среди его клиентов самый
известный – финалист «Pop Idol» и будущий «заменитель Меркьюри» Адам Ламберт).
Руне продолжил свою работу и на «My California» (2010), но здесь, кажется,
перестарался… Альбом звучит умиротворенно, приглаженно и перепродюсированно, а
от фирменных хартовских «взрыкиваний» не осталось и следа. Хотя, возможно,
прямой вины Вестберга в этом и нет. Просто певица наконец докопалась до
источника своих проблем:
«Моя жизнь всегда была цепью взлетов и
падений, и психических расстройств в том числе. Я больше не скрываю, что у меня
bipolar disorder (маниакально-депрессивный психоз), и, чтобы быть в норме, мне
надо принимать таблетки и в определенные моменты – ложиться в больницу. Я
смотрю на это не как на болезнь, а как на часть работы – поддерживать себя в
порядке. Это – часть моей реальности с детства. У всех есть проблемы, да, но у
меня есть доктора и друзья, которые готовы помочь. Я поняла, что болезнь не
делает меня плохой. Да, бывает страшновато – порой даже случаются видения, то,
чего нет на самом деле. Зато, бывает, появляются хорошие песни!»
Корень
неудач был найден, но оказалось, что выздоровев полностью, певица «вылечилась»
бы и от своего дара:
«Я лечилась три года и научилась управлять
своим настроением, но при этом поняла, что не могу больше погружаться в то
мрачное состояние, когда мне удается быстро и легко сочинять. Так, когда вещь
появляется за несколько минут, и я уже знаю, что она будет на альбоме, что ее
полюбят на концерте… В солнечном настроении так не получается. Поэтому я,
разумеется, под контролем и с разрешения врачей, начинаю уменьшать дозы
таблеток, меня снова начинает «плющить», но это, конечно, игра с огнем, и
увлекаться не следует.
Теперь я уже знаю, что мне нужно. Я не должна
спать меньше 10 часов в день, не должна давать больше трех концертов подряд и
быть в разъездах больше полутора месяцев. Мое утро начинается с медитации и
молитвы. Благодарю Бога за то, что я больше не пью, за возможность держать себя
в норме, вспоминаю самые светлые и добрые моменты в жизни. Даже если вокруг
обстановка злобы или раздражения, я повторяю хорошие слова до тех пор, пока их
не прочувствую. И я учусь прощать людей – по-настоящему, а не потому, что так
нужно» ...
Владимир Импалер
P.S. В январе 2019 года стало
известно, что Бет пригласили на 40-ю церемонию вручения наград Blues Music
Awards. Певицу отметили в 3 категориях, среди которых самой ценной является
номинация Би Би Кинга, предназначенная для выдающегося эстрадного исполнителя или
исполнительницы.
Beth Hart
- Fire On The Floor (2016)
01. Jazz Man 03:52
02. Love Gangster 04:09
03. Coca Cola 03:38
04. Let's Get Together 03:39
05. Love Is A Lie 03:15
06. Fat Man 03:51
07. Fire On The Floor 05:12
08. Woman You've Been Dreaming Of 04:22
09. Baby Shot Me Down 03:22
10. Good Day To Cry 04:32
11. Picture In A Frame 04:39
12. No Place Like Home 03:53
Beth Hart (vocals)
Michael Landau (guitar)
Waddy Wachtel (guitar)
Brian Allen (bass)
Rick Marotta (drums)
Jim Cox (keyboard)
Dean Parks (acoustic guitar)
Ivan Neville (organ)
Beth Hart
is on fire. Right now, the Grammy-nominated singer/songwriter is riding a
creative tidal wave, firing out acclaimed albums, hooking up with the biggest
names in music and rocking the house each night with that celebrated
burnt-honey voice. In 2016, the headline news is Beth’s latest album, Fire On
The Floor (out 14 October on Provogue/Mascot Label Group): a release that even
this fiercely self-critical artist describes as “pretty frickin’ good”.
Fire On
The Floor is sure to build on her breakneck momentum. As the singer explains,
this latest record gave her an emotional release following the bitter-sweet
sessions for Better Than Home. If there’s a theme that ties these twelve songs
together, it’s a sense of escapism following the hardest of times. “We were
still in the mixing stages for that album and I knew I had to make another
record. Making Better Than Home was so painful, because one of the producers,
Michael Stevens, was dying of cancer. It was a very emotional record to write
and to make. I wanted the songs for Fire On The Floor to get born real quick.”
Take a
spin of Fire On The Floor and you’ll see exactly why. These twelve new songs
run the gamut of genre, reflecting Beth’s eclectic teenage influences, which
took in everything from gospel, soul and classical to the seismic rock of
Soundgarden. “As a writer,” she nods, “I feel really stifled if I’m trying to
write in the same style. I just can’t do that. Growing up as a kid, I was
raised all over the place stylistically, loving so many different genres.”
Fire On
The Floor is the album that Beth Hart needed to make. Likewise, it’s a record
that you need to hear. “I’m so pleased with it,” she concludes. “I recently had
to organise the sequence of the record, and while I was doing that, I was thinking
to myself, ‘Y’know, this is pretty frickin’ good…!’”
---bluesmagazine.nl
download (mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий