пятница, 3 июля 2020 г.

Лондонский симфонический оркестр (часть 2. 1940 - 60-е годы).

1940-е и 50-е годы.

Если в годы 1-й мировой войны интерес публики к концертным выступлениям резко снизился, то уже в начале 2-й мировой войны стало ясно, что существует огромный спрос на живую музыку. LSO организовал серию концертов, проводимых полностью примирившимся с коллективом Вудом. Когда ВВС эвакуировала свой оркестр из Лондона и отказалась от выступлений, LSO занял их место. Фонд Карнеги, при поддержке британского правительства, заключил контракт с LSO на гастроли по Британии, с живой музыкой в ​​городах, где симфонические концерты были до сих пор мало известны
Потери сотрудников оркестра во время войны превзошли самые худшие ожидания. Если с 1914 по 1918 годы на действительной службе находилось 33 члена LSO, то с 1939 по 1945 их было более 60, из которых семь были убиты. Оркестр искал замену ушедшим на фронт везде, где мог, включая группы армейских полков, базирующихся в Лондоне.
Во время войны стало ясно, что частные пожертвования больше не могут быть средством поддержания музыкальной жизни Британии; был создан государственный орган – Совет по поощрению музыки и искусства (Council for the Encouragement of Music and the Arts) - предшественник Совета по искусству (Arts Council) - со скромным бюджетом из государственных субсидий. Одним из условий Совета, выдвинутых им LSO, был безусловный отказ от разделения прибыли; все музыканты оркестра становились наемными служащими. Отказ от принципов, на которых был основан LSO, был отклонен коллективом оркестра, и в субсидии было отказано.
В конце войны ЛСО пришлось столкнуться с новой конкуренцией. Оркестр BBC и LPO пережили войну без потерь, к тому же появились два новых оркестра: филармония Уолтера Легжа (Walter Legge's Philharmonia) и Королевская филармония Бичема (Beecham's Royal Philharmonic).
Йозеф Крипс (1902 - 1974 гг.).
Чтобы выжить, LSO провел под руководством выдающихся дирижеров сотни выступлений. В 1948 году оркестр возобновил свою собственную серию концертов. Музыканты решили принять условия Художественного совета о субсидиях и переписали конституцию LSO, изменив распределение прибыли заработной платой. С целью повышения стандартов своей игры оркестр привлек Йозефа Крипса в качестве дирижера. Его обязательства в Вене не позволили ему стать главным дирижером LSO до 1950 года, но уже со своего первого концерта с оркестром, состоявшимся в декабре 1948 года, Крипс повлиял на игру оркестра к лучшему. Выбранный им репертуар был хорош для кассовых сборов: циклы симфоний и концертов Бетховена (последний с участием Вильгельма Кемпффа в одном сезоне и Клаудио Аррау в другом) помогли восстановить финансовое положение оркестра и повысить качество исполнения.
В начале 1950-х годов LSO активно записывался на звукозаписывающей компании Decca. В плане рабочей нагрузки Лондонский Симфонический оркестр в эти годы уступал только Лондонскому Филармоническому оркестру: для сравнения - LPO отыграли 248 концертов в сезоне 1949–50; LSO - 103; BBC - 55; WLP и RPO - 32 каждый. Когда в 1951 году открылся Королевский Фестивальный Зал, LSO и LPO развернули кампанию по борьбе за единоличное им владение. Но ни один из них не добился успеха: Королевский Фестивальный зал стал главным местом проведения концертов для всех лондонских оркестров.
Королевский Фестивальный Зал, Лондон (1951 г.).
Крипс покинул LSO в 1954 году, и в следующем году напряженность между руководством оркестра и рядовыми музыкантами переросла в непримиримый спор. Руководители утверждали, что будущее LSO лежит в прибыльной сессионной работе для кинокомпаний, а не в концертной деятельности. Но большинство членов правления LSO, которые выражали мнение большинства игроков, не согласились с планами руководства, вынудив их подать в отставку. В течение пятнадцати лет после раскола LSO мало работал с фильмами, записав только шесть саундтреков в период с 1956 по 1971 год, по сравнению с более чем 70 фильмами в период с 1940 по 1955 год. В 1956 году оркестр под управлением композитора Бернарда Херрманна впервые появился на экране, сыграв в кульминационной сцене фильма Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал (*)», снятой в Лондонском королевском Альберт-Холле.
Постер к фильму "Человек, который слишком много знал" (1956 г.).
(*) - фильм Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал" 1956 года - римейк одноименного фильма Альфреда Хичкока 1934 года. В обоих случаях саундрек к фильму был записан LSO. В 1934 году оркестром дирижировал Винн Ривес, в 1956 году - Бернард Херманн.
Чтобы заменить ушедших директоров, LSO нанял молодых музыкантов, в том числе Хью Магуайра, Невилла Марринера и Саймона Стритфайлада в струнных секциях, Жерваса де Пайера и Уильяма Уотерхауса, Барри Такуэлла и Дениса Вика, и с обновленным составом быстро продвинулся как в стандартах игры, так и ​​статусе. Средний возраст игроков LSO упал примерно до 30 лет
 
«The man who knew too much» - Storm Cloud Cantata - Arthur Benjamin - Bernard Herrmann – LSO (1956).
В 1956 году оркестр посетил Южную Африку, где играл на Йоханнесбургском фестивале. На музыкантов произвел впечатление динамичный директор фестиваля Эрнест Фляйшманн, приглашенный на должность генерального секретаря LSO, когда этот пост освободился в 1959 году. Флейшманн стал первым профессиональным менеджером LSO, все его предшественники были музыкантами оркестра, совмещавшими обязанности секретаря с выступлениями. 

1960-е годы.

Чтобы поднять авторитет и престиж оркестра, Флейшманн стремился привлечь для работы с LSO лучших солистов и дирижеров. После отставки Крипса оркестр работал ещё с несколькими выдающимися дирижерами, в том числе с Клемперером, Стоковским и Яшей Хоренштейном. 
Сэр Георг Шолти (1912 - 1997 гг.).
В 1961 году Флейшманн удалось убедить руководство оркестра привлечь для работы с LSO как восходящую звезду -  молодого венгерского дирижера Георга Шолти, так и знаменитого французского дирижера Пьера Монтё. В 1911 году Монтё был приглашён Сергеем Дягилевым в качестве дирижёра Русских балетов, и под его управлением в течение ближайших трёх лет состоялись премьеры «Петрушки» и «Весны священной» Стравинского, «Дафниса и Хлои» Равеля и других балетов, оперы-балета «Золотой петушок». Блестящая интерпретация этих сочинений позволила Монтё сблизиться с Дебюсси, Равелем, Стравинским и другими современными композиторами. Стравинский высоко отзывался о профессиональной тщательности, с которой Монтё готовил исполнение его партитур. В «Хронике моей жизни» композитор отмечал: «Прекрасно зная своё дело и людей, с которыми ему приходилось работать, он умел ладить со своими музыкантами — вещь очень полезная для дирижера».
Пьер Монтё (1875 - 1964 гг.).
Находясь в Вене, Флейшманн уговорил мэтра французской сцены стать главным дирижером оркестра. Хотя Монтё на тот момент было уже 86 лет, он потребовал и получил 25-летний контракт с 25-летней возможностью продления. Монтё прожил еще три года, продолжая работать с LSO практически до самой своей смерти в 1964 году. За эти несколько лет он преобразовал оркестр, выведя его на качественно другой уровень. Невилл Марринер сказал: «Монтё заставил нас почувствовать себя международным оркестром ...».
Редкая запись. Выступление LSO под руководством Пьера Монтё на фестивале в Осаке (1963).
Вместе с Таквеллом, председателем оркестра, Флейшманн работал над созданием LSO Trust - фонда для финансирования туров и выплаты больничных и отпускных для игроков LSO, что положило конец, как сказал Моррисон, «почти шестидесяти годам практики - нет игры, нет оплаты». Фонд также спонсировал заказы оркестром новых произведений у британских композиторов.
Иштван Кертес (1929 - 1973 гг.).
В 1964 году LSO предприняли свое первое мировое турне, посетив Израиль, Турцию, Иран, Индию, Гонконг, Корею, Японию и США. В следующем году назначен главным дирижером был Иштван Кертес. Тогда же начались переговоры с Корпорацией лондонского Сити (Corporation of the City of London) о признании LSO, в качестве резидента, строящегося Barbican Centre. В 1966 году LSO под руководством дирижера Леонарда Бернштейна впервые выступил с «Симфонией тысячи» Малера в Королевском Альберт-Холле. Это была еще одна победа Флейшмана, которому пришлось преодолеть обеспокоенность Бернштейна к традиционным репетиционным проблемам, которые испытывали лондонские оркестры. Бернштейн остался связанным с LSO до конца своей жизни и был его президентом с 1987 по 1990 год.
Леонард Бернштейн (1918 - 1990 гг.).
Помня об огромном успехе филармонического хора, основанного в 1957 году Легге для работы с его филармоническим оркестром, LSO решила создать свой собственный хор. Хор LSO (позже названный Лондонским Симфоническим хором) был сформирован в 1966 году под руководством хорового мастера Джона Олдиса. Несмотря на трудности становления -  Кертес не ладил с Аллдисом, конфликт между любителями и профессионалами - кризис был успешно преодолен, и хор LSO стал и остается одним из самых выдающихся любительских хоров.
"Правь Британия!" - Лондонский симфонический оркестр и хор.
К 1967 году заподозренный в стремлении оказывать слишком большое влияние на дела оркестра Флейшманн подал в отставку. Через год с должности главного дирижера LSO ушел Кертес, также обвиненный в излишне сильном контроле над всеми художественными вопросами. Его преемником стал Андре Превин, который до сегодняшнего дня считается лучшим в этой должности. Именно в эпоху Превина LSO был назван лучшим из лондонских оркестров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий