1940-е и 50-е годы.
Если в годы 1-й мировой войны интерес публики к
концертным выступлениям резко снизился, то уже в начале 2-й мировой войны стало
ясно, что существует огромный спрос на живую музыку. LSO организовал серию
концертов, проводимых полностью примирившимся с коллективом Вудом. Когда ВВС
эвакуировала свой оркестр из Лондона и отказалась от выступлений, LSO занял их
место. Фонд Карнеги, при поддержке британского правительства, заключил контракт
с LSO на гастроли по Британии, с живой музыкой в городах, где симфонические концерты были до сих пор мало известны.
Потери сотрудников оркестра во время войны превзошли самые худшие ожидания. Если с 1914 по 1918 годы на действительной службе находилось 33 члена LSO, то с 1939 по 1945 их было более 60, из которых семь были убиты. Оркестр искал замену ушедшим на фронт везде, где мог, включая группы армейских полков, базирующихся в Лондоне.
Потери сотрудников оркестра во время войны превзошли самые худшие ожидания. Если с 1914 по 1918 годы на действительной службе находилось 33 члена LSO, то с 1939 по 1945 их было более 60, из которых семь были убиты. Оркестр искал замену ушедшим на фронт везде, где мог, включая группы армейских полков, базирующихся в Лондоне.
Во время войны стало ясно, что частные пожертвования
больше не могут быть средством поддержания музыкальной жизни Британии; был
создан государственный орган – Совет по поощрению музыки и искусства (Council
for the Encouragement of Music and the Arts) - предшественник Совета по
искусству (Arts Council) - со скромным бюджетом из государственных субсидий. Одним
из условий Совета, выдвинутых им LSO, был безусловный отказ от разделения
прибыли; все музыканты оркестра становились наемными служащими. Отказ от
принципов, на которых был основан LSO, был отклонен коллективом оркестра, и в
субсидии было отказано.
В конце войны ЛСО пришлось столкнуться с новой
конкуренцией. Оркестр BBC и LPO пережили войну без потерь, к тому же появились
два новых оркестра: филармония Уолтера Легжа (Walter Legge's Philharmonia) и
Королевская филармония Бичема (Beecham's Royal Philharmonic).
Йозеф Крипс (1902 - 1974 гг.).
Чтобы выжить, LSO
провел под руководством выдающихся дирижеров сотни выступлений. В 1948 году
оркестр возобновил свою собственную серию концертов. Музыканты
решили принять условия Художественного совета о субсидиях и переписали
конституцию LSO, изменив распределение прибыли заработной платой. С целью
повышения стандартов своей игры оркестр привлек Йозефа Крипса в качестве
дирижера. Его обязательства в Вене не позволили ему стать главным дирижером LSO
до 1950 года, но уже со своего первого концерта с оркестром, состоявшимся в
декабре 1948 года, Крипс повлиял на игру оркестра к лучшему. Выбранный им репертуар
был хорош для кассовых сборов: циклы симфоний и концертов Бетховена (последний
с участием Вильгельма Кемпффа в одном сезоне и Клаудио Аррау в другом) помогли
восстановить финансовое положение оркестра и повысить качество исполнения.
В начале 1950-х годов LSO активно записывался на
звукозаписывающей компании Decca. В плане рабочей нагрузки Лондонский
Симфонический оркестр в эти годы уступал только Лондонскому Филармоническому
оркестру: для сравнения - LPO отыграли 248 концертов в сезоне 1949–50; LSO -
103; BBC - 55; WLP и RPO - 32 каждый. Когда в 1951 году открылся Королевский
Фестивальный Зал, LSO и LPO развернули кампанию по борьбе за единоличное им
владение. Но ни один из них не добился успеха: Королевский Фестивальный зал
стал главным местом проведения концертов для всех лондонских оркестров.
Королевский Фестивальный Зал, Лондон (1951 г.).
Крипс покинул LSO в 1954 году, и в следующем году
напряженность между руководством оркестра и рядовыми музыкантами переросла в
непримиримый спор. Руководители утверждали, что будущее LSO лежит в прибыльной
сессионной работе для кинокомпаний, а не в концертной деятельности. Но
большинство членов правления LSO, которые выражали мнение большинства игроков, не
согласились с планами руководства, вынудив их подать в отставку. В течение
пятнадцати лет после раскола LSO мало работал с фильмами, записав только шесть
саундтреков в период с 1956 по 1971 год, по сравнению с более чем 70 фильмами в
период с 1940 по 1955 год. В 1956 году оркестр под управлением композитора
Бернарда Херрманна впервые появился на экране, сыграв в кульминационной сцене фильма
Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал (*)», снятой в Лондонском
королевском Альберт-Холле.
Постер к фильму "Человек, который слишком много знал" (1956 г.).
(*) - фильм Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал" 1956 года - римейк одноименного фильма Альфреда Хичкока 1934 года. В обоих случаях саундрек к фильму был записан LSO. В 1934 году оркестром дирижировал Винн Ривес, в 1956 году - Бернард Херманн.
Чтобы заменить ушедших директоров, LSO нанял молодых
музыкантов, в том числе Хью Магуайра, Невилла Марринера и Саймона Стритфайлада
в струнных секциях, Жерваса де Пайера и Уильяма Уотерхауса, Барри Такуэлла и
Дениса Вика, и с обновленным составом быстро продвинулся как в стандартах игры,
так и статусе. Средний возраст игроков LSO упал примерно до 30 лет.
«The man who knew too
much» - Storm Cloud Cantata - Arthur Benjamin - Bernard Herrmann – LSO (1956).
В 1956 году оркестр посетил Южную
Африку, где играл на Йоханнесбургском фестивале. На музыкантов произвел
впечатление динамичный директор фестиваля Эрнест Фляйшманн, приглашенный на
должность генерального секретаря LSO, когда этот пост освободился в 1959 году.
Флейшманн стал первым профессиональным менеджером LSO, все его предшественники были
музыкантами оркестра, совмещавшими обязанности секретаря с выступлениями.
1960-е годы.
Чтобы поднять авторитет и престиж оркестра, Флейшманн
стремился привлечь для работы с LSO лучших солистов и дирижеров. После отставки
Крипса оркестр работал ещё с несколькими выдающимися дирижерами, в том числе с
Клемперером, Стоковским и Яшей Хоренштейном.
Сэр Георг Шолти (1912 - 1997 гг.).
В 1961 году Флейшманн удалось
убедить руководство оркестра привлечь для работы с LSO как восходящую звезду
- молодого венгерского дирижера Георга Шолти,
так и знаменитого французского дирижера Пьера Монтё. В 1911 году Монтё был приглашён Сергеем Дягилевым в
качестве дирижёра Русских балетов, и под его управлением в течение ближайших
трёх лет состоялись премьеры «Петрушки» и «Весны священной» Стравинского,
«Дафниса и Хлои» Равеля и других балетов, оперы-балета «Золотой петушок».
Блестящая интерпретация этих сочинений позволила Монтё сблизиться с Дебюсси,
Равелем, Стравинским и другими современными композиторами. Стравинский высоко отзывался о профессиональной тщательности, с которой Монтё
готовил исполнение его партитур. В «Хронике моей жизни» композитор отмечал:
«Прекрасно зная своё дело и людей, с которыми ему приходилось работать, он умел
ладить со своими музыкантами — вещь очень полезная для дирижера».
Пьер Монтё (1875 - 1964 гг.).
Находясь в Вене, Флейшманн уговорил
мэтра французской сцены стать главным дирижером оркестра. Хотя Монтё на тот
момент было уже 86 лет, он потребовал и получил 25-летний контракт с 25-летней
возможностью продления. Монтё прожил еще три года, продолжая работать с LSO практически
до самой своей смерти в 1964 году. За эти несколько лет он преобразовал оркестр,
выведя его на качественно другой уровень. Невилл Марринер сказал: «Монтё
заставил нас почувствовать себя международным оркестром ...».
Редкая запись. Выступление LSO под руководством Пьера Монтё на фестивале в Осаке (1963).
Вместе с Таквеллом, председателем оркестра, Флейшманн работал
над созданием LSO Trust - фонда для финансирования туров и выплаты больничных и
отпускных для игроков LSO, что положило конец, как сказал Моррисон, «почти
шестидесяти годам практики - нет игры, нет оплаты». Фонд также спонсировал заказы
оркестром новых произведений у британских композиторов.
Иштван Кертес (1929 - 1973 гг.).
В 1964 году LSO предприняли свое первое мировое турне,
посетив Израиль, Турцию, Иран, Индию, Гонконг, Корею, Японию и США. В следующем
году назначен главным дирижером был Иштван Кертес. Тогда же начались переговоры
с Корпорацией лондонского Сити (Corporation of the City of London) о признании
LSO, в качестве резидента, строящегося Barbican Centre. В 1966 году LSO под
руководством дирижера Леонарда Бернштейна впервые выступил с «Симфонией тысячи»
Малера в Королевском Альберт-Холле. Это была еще одна победа Флейшмана,
которому пришлось преодолеть обеспокоенность Бернштейна к традиционным репетиционным
проблемам, которые испытывали лондонские оркестры. Бернштейн остался связанным
с LSO до конца своей жизни и был его президентом с 1987 по 1990 год.
Леонард Бернштейн (1918 - 1990 гг.).
Помня об огромном успехе филармонического хора,
основанного в 1957 году Легге для работы с его филармоническим оркестром, LSO
решила создать свой собственный хор. Хор LSO (позже названный Лондонским
Симфоническим хором) был сформирован в 1966 году под руководством хорового мастера
Джона Олдиса. Несмотря на трудности становления - Кертес не ладил с Аллдисом, конфликт между
любителями и профессионалами - кризис был успешно преодолен, и хор LSO стал и
остается одним из самых выдающихся любительских хоров.
"Правь Британия!" - Лондонский симфонический оркестр и хор.
К 1967 году заподозренный в стремлении оказывать слишком
большое влияние на дела оркестра Флейшманн подал в отставку. Через год с
должности главного дирижера LSO ушел Кертес, также обвиненный в излишне сильном
контроле над всеми художественными вопросами. Его преемником стал Андре Превин,
который до сегодняшнего дня считается лучшим в этой должности. Именно в эпоху
Превина LSO был назван лучшим из лондонских оркестров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий