1970-е и 80-е годы.
В 1971 году Джон Кулшоу из телеканала Би-би-си
организовал «Музыкальную ночь Андре Превина», в результате чего классическая
музыка была представлена в новом непривычном виде. Превин выступил прямо перед камерой с неформальной речью, а затем представил LSO, члены которого были одеты в
повседневные свитера или рубашки, а не в формальные концертные фраки. Программа
привлекла беспрецедентное для классической музыки количество зрителей. Моррисон
пишет: «Одно выступление LSO в Music Night прослушали больше британцев, чем за все
шестьдесят пять лет концертов оркестра». Популярность Превина среди публики
позволила ему и LSO исполнять произведения, которые при других дирижерах обернулись
бы кассовыми катастрофами, например, такие как симфония «Турангалила»
композитора Оливера Мессиана. В 1973 году LSO стал первым британским оркестром,
приглашённым на Зальцбургский фестиваль.
Андре Превин (1929 - 2019 гг.).
Проблема отсутствия необходимых репетиционных помещений,
о которой говорил Бернштейн, была наконец решена в 1975 году, когда совместно с
LPO оркестр приобрел и восстановила заброшенную церковь в Саутуорке, превратив
ее в Henry Wood Hall, удобное и акустически превосходное место для репетиций и
студии звукозаписи.
Henry Wood Hall.
В 1978 году нашли свое признание два аспекта
несимфонической работы LSO. Оркестр получил три премии Грэмми за sountrack к фильму «Звездные войны». Тогда же, по словам сайта
оркестра, стали популярными записи LSO в серии "Classic Rock",
которые Моррисон назвал "чрезвычайно прибыльными, но художественно
унизительными".
Imperial Marsh - Star Wars - John Williams & LSO.
Клаудио Аббадо, приглашенный дирижер с 1971 года, сменил
Превина на его посту главного дирижера в 1979 году, в алмазный юбилей оркестра.
В исследовании творческой жизни LSO, проведенном в 1988 году журналом Gramophone,
Джеймс Джолли писал, что Аббадо во многих отношениях является антитезой Превина
с точки зрения стиля и репертуара, придавая оркестру особый авторитет в
австро-немецкой классике, а также приверженность к авангарду. С точки зрения
музыкантов оркестра, у этого назначения были свои недостатки. Его отношения с музыкантами
были достаточно сложными, что сказывалось на внутренней дисциплине во время
репетиций и выступлений. Аббадо дирижировал без партитуры, что много раз едва
не приводило к катастрофе на концертах. Даже большой международный авторитет
главного дирижера оказался для LSO проблемой: Аббадо постоянно отвлекался от
работы для сотрудничества с Бостонским или Чикагским симфоническими оркестрами,
а также Венской филармонией. Один из руководителей LSO прокомментировал: «Хотя
мы тратили массу сил и энергии, играя обширные симфонии Малера, Аббадо мог одновременно
записать их с другими оркестрами, что заставляло нас чувствовать себя вторым или
даже третьим составом».
Клаудио Аббадо (1933 - 2014 гг.).
В 1982 году LSO постоянно прописался в Барбикане. В
первые годы резидентуры оркестр был близок к финансовой катастрофе, в основном
из-за чрезмерно амбициозной программы выступлений и плохой продажи билетов. Times прокомментировала: «Для расширения аудитории LSO,
соблазнившись собственной востребованностью и пренебрегая критикой, начали
серию современной и авантюрной музыки - шесть вечеров в неделю Типпетта,
Берлиоза, Веберна и Штокхаузена. Вместо предполагаемого привлечения новой
публики оркестр покинула старая». Трудности LSO усугублялись сатирическим
журналом Private Eye, в котором публиковалась серия клеветнических статей об
оркестре. Статьи почти полностью не соответствовали действительности, и журнал
был вынужден выплатить существенный ущерб за клевету, но в краткосрочной перспективе
репутации и моральному духу оркестра был нанесен серьезный ущерб.
«Aqualung» - - London Symphony Orchestra's cover.
В августе 1984 года управляющий директор оркестра Питер
Хеммингс подал в отставку. Впервые с 1949 года оркестр назначил на эту
должность одного из своих музыкантов. Клайв Гиллинсон, виолончелист, в трудное
время взял судьбу LSO в свои руки и сыграл значительную роль в возрождении
оркестра. Он договорился о том, что Моррисон назвал «ослепительной серией
мегапроектов, каждый из которых основан на личном энтузиазме «звездного» дирижера
или солиста». В 1985 году оркестр выступил с удачной программой «Малер, Вена и
двадцатый век», запланированной Аббадо, а в следующем году состоялся столь же
успешный фестиваль Бернштейна.
Майкл Тилсон Томас (род. 1944 г.).
В течение 1988 года LSO объявил о своей новой
образовательной программе LSO Discovery, предлагая «людям всех возрастов, от
младенцев до взрослых, возможность заняться музыкой». Программа продолжала
действовать в 2012 году, ежегодно в ней принимали участие более 60 000 человек.
В сентябре 1988 года Майкл Тилсон Томас сменил Аббадо на посту главного
дирижера.
В 1989 году, когда Королевская филармония учредила свою
премию за «отличную игру и стандарты», LSO стал её первым лауреатом.
С 1990 по 2010 годы.
В 1990 году LSO посетил Японию с Бернштейном и Тилсоном
Томасом, где принял участие в первом Тихоокеанском музыкальном фестивале в
Саппоро, проведя мастер-классы для 123 молодых музыкантов из 18 стран. Колин
Мэтьюз был назначен ассоциированным композитором оркестра в 1991 году, а в следующем
году Ричард Макникол стал первым музыкальным аниматором LSO Discovery. Гиллисон
получил увеличенное финансирование от Совета по делам искусств, корпорации
Лондонского Сити и коммерческих спонсоров, что позволило оркестру создать
систему совместных директоров, привлекая лучших музыкантов, которые могли бы
играть в LSO, не отказываясь от своей сольной или камерной карьеры.
В 1993 году LSO снова снялся в кино, сыграв в британском
телесериале «Concerto!» с Тилсоном Томасом и Дадли Муром. Среди задействованных
музыкантов были такие звезды, как были Алисия де Ларроча, Джеймс Голуэй, Стивен
Иссерлис, Барри Дуглас, Ричард Столцман и Кёко Такезава. Сериал получил премию
Эмми.
Сэр Колин Дэвис (1927 - 2013 гг.).
В 1995 году сэр Колин Дэвис был назначен главным
дирижером. Впервые он дирижировал LSO в 1959 году, и, как многие ожидали, должен
был сменить Монтё в качестве главного дирижера ещё в 1964 году. Одним из
наиболее заметных проектов Дэвиса был самый амбициозный фестиваль LSO на
сегодняшний день - «Одиссея Берлиоза», на котором прозвучали все основные
произведения Берлиоза. [Фестиваль продолжился в 2000 году. Многие выступления,
включая Les Troyens, были записаны для нового CD-лейбла оркестра, LSO Live,
выпущенного в 2000 году. Les Troyens выиграл две премии Грэмми.
"Berlioz: Les Troyens
à Carthage" - Prelude - London Symphony Orchestra/Sir Colin Davis (1969).
В 2003 году при поддержке банковской фирмы UBS оркестр
открыл центр музыкального образования LSO St Luke's, расположенный в бывшей
церкви возле Барбикана. В следующем году оркестр отпраздновал свой столетний юбилей,
на котором присутствовал патрон LSO, королева Великобритании. После работы в
качестве управляющего директора в течение 21 года Клайв Гиллинсон ушел в
отставку, чтобы стать главным исполнительным директором в Carnegie Hall,
Нью-Йорк. Его преемником была назначена Кэтрин Макдауэлл.
"Smoke On The Water" - Deep Purple & London Symphony Orchestra (1999).
Во второй половине нулевых были внесены серьезные изменения
в дирижирование оркестром. В 2006 году Даниэль Хардинг присоединился к Майклу
Тилсону Томасу в качестве приглашенного дирижера, а в следующем году Дэвис ушел
с поста главного дирижера и был назначен президентом оркестра, впервые после
смерти Бернштейна в 1990 году.
Дэвиса сменил на этом посту Валерий Гергиев. В
первом сезоне Гергиева был дан полный цикл симфоний Малера. В 2009 году Дэвис и
LSO отметили 50-летие совместной работы. В том же году LSO сменила Берлинскую
филармонию в качестве резидентского оркестра на фестивале в Экс-ан-Провансе,
добавив к списку своих международных резиденций в таких местах, как Lincoln Center в Нью-Йорке, Salle Pleyel в Париже и Daytona Beach International Festival во Флориде.
Maurice Ravel Bolero
London Symphony Orchestra Valery Gergiev.
В 2010 году LSO впервые посетил Польшу и Абу-Даби, а
также вернулся в Индию впервые после мирового турне 1964 года. Оркестр под
руководством сэра Саймона Рэттла играл на церемонии открытия летних Олимпийских
игр 2012 года. В конце 2015 года Гергиев покинул главный пульт оркестра и был
заменен сэром Саймоном Рэттлом, с первоначальным контрактом на пять лет.
Сэр Саймон Рэттл (род.1955 г.).
В течение многих лет LSO имел репутацию почти
исключительно мужского ансамбля (за исключением женщин-арфисток). Моррисон
описывает LSO образца 1960-х и 1970-х годов, как «шумный клуб для мальчиков,
который распространился по всему земному шару».
До 1970-х годов одной из немногих женщин, играющих в оркестре, была
гобоистка Эвелин Ротвелл. Прслужив в LSO более 30 лет Ротвелл вдруг обнаружила,
что коллеги-мужчины считают ее посторонним человеком в оркестре, так как она никогда
не была допущена к полному членству. Первой женщиной, которая была избрана
членом LSO, была Рената Шеффель-Штайн в 1975 году. К тому времени другие
британские оркестры оставили LSO в этом отношении далеко позади. Ко времени
своего столетия около 20 процентов членов оркестра составляли женщины.
Некоторые музыканты, включая Дэвиса, считают, что это улучшило игру оркестра и
его поведение. Другие, в том числе Превин и главный ветеран Морис Мерфи,
считали, что технический стандарт игры хотя и улучшился, уменьшение «мужественности»
оркестра вызывает сожаление.
“Bohemian Rhapsody” - London Symphony Orchestra's cover.
Джеймс Джолли в своей статье о LSO в журнале Gramophone написал: «Некоторые утверждают ... что это
самый американский из наших оркестров, не задумываясь о наследии Превина,
президентстве Бернштейна и назначении Тильсона Томаса. Другие, оглядываясь
дальше, на эпоху Пьера Монтё, считают его нашим самым французским оркестром,
созданным Превином, а затем и Клаудио Аббадо. Но как быть с их эссе о
славянском репертуаре Иштвана Кертеса или Малера, чья идиома была отточена
Аббадо? Нет, LSO остается загадочным, непредсказуемым и в высшей степени
индивидуальным. Из всех лондонских оркестров LSO, кажется, имеет больше
личностей среди простых музыкантов, что дало миру больше, чем его «звездные»
исполнители. Как оркестр, LSO никогда не был готов долго подчиняться одному
главному дирижеру, как это произошло с Караяном в Берлине, Хайтинке в
Амстердаме или Мравинским в Ленинграде), но одной из его сильных сторон
остается способность привлекать прекрасных дирижеров готовых от всего сердца
посвятить себя созданию подлинного искусства».
Комментариев нет:
Отправить комментарий