Дебора
Энн Харри родилась под именем Анджела Тримбл в Майами, штат Флорида. В
трехмесячном возрасте Анджелу удочерили Катрин и Ричард Харри Трембл и дали
девочке новое имя Дебора Энн Харри. Дальше было все «как у всех»: первые
попытки петь еще в самом нежном возрасте, подростковый бунт, «я стану
знаменитой и заработаю миллион долларов», после школы – женский колледж по
сокращенной двухлетней программе со степенью Associate of Arts в финале. И все,
гуляй, девочка…
Пока
поколение детей-цветов тусовалось в свое удовольствие, Дебби Харри вкалывала
простым пролетарием сферы обслуживания. Она даже поучаствовала в легендарном
Вудстоке… в роли официантки, обслуживавшей столики Jefferson Airplane. Потом
еще год она проработала секретаршей в нью-йоркском офисе BBC, затем – снова
официанткой в клубе Max’s Kansas City, танцовщицей на дискотеке Union City в
Нью-Джерси, снова официанткой – «зайчиком» в клубе Playboy (разносила еду и
напитки в обтягивающем купальнике с кроличьими ушками и хвостиком),
косметичкой, спортинструктором, а закончила, кажется, изготовлением ювелирных
украшений на дому.
Конечно
же, она попыталась вскочить на уходящий корабль. В те времена жить в Америке и
не пытаться что-то играть или сочинять было, наверное, решительно невозможно. В
1967 году ее взяли на подпевки в группу The Wind In The Willows. Записали всего
один альбом и ожидаемо «не взлетели», ибо в те времена подобные группы по
коридорам крупных лейблов ходили целыми табунами. А на дворе уже маячило совсем
иное десятилетие.
Сориентироваться
в правильном направлении Деборе помогла работа официанткой «У Макса». В
подсобке этого клуба стал потихоньку завариваться котел нью-йоркского
панк-андерграунда, а знаменитый CBGB откроется лишь 4 года спустя. К «Максу»
заходили тусовщики с «Фабрики» Энди Уорхола и еще молодой Дэвид Боуи, там
начинали свой творческий путь New York Dolls, Патти Смит и The Stooges.
Атмосфера подсобки помогла Дебби сориентироваться в правильном направлении. В
1974 году она присоединяется к группе The Stilletos, работавшей на стыке
типичного для 60-х девичьего попа с прото-панком.
The
Stilletos, как и прочие братья и сестры по несчастью, обретались в глубоком
андеграунде без особых шансов на топовые места в хит-парадах. Но для Дебби все
изменилось в тот момент, когда в группу на место гитариста пришел Крис Стейн –
ее будущий соавтор и любовь на всю жизнь. Вместе с ним она покидает «Шпильки»,
создает команду Angel And The Snakes и отправляется взрывать сцену в CBGB. В
какой-то момент то ли Крис ее уговорил, то ли она сама решила обесцветить
волосы, а вскоре и группу заодно переименовали в Blondie. Там же, в CBGB были
найдены и недостающие музыканты для нового состава.
Первые
два альбома прошли почти незамеченными в Америке, но зато принесли Blondie
определенную популярность и в Европе и Австралии, и постоянные выступления на
разогреве у Игги Попа, Дэвида Боуи и Television.
Третий
альбом «выстрелил», благодаря песне «Heart of Glass», написанной в стиле
евро-диско и совершенно не панковской. Между прочим, вещь изначально была
сделана для внутритусовочного употребления, в основном ради того, чтобы слегка
потроллить публику в CBGB, крепко подсевшую на Ramones. Причем вместо «heart of glass» Дебби сначала пела «pain in the ass». Учуяв за невинной шуткой
запах денег, модный продюсер Марк Чепмен заставил группу отцензурировать текст
и записать сингл. Результат превзошел все мыслимые ожидания: 1-е место в
Billboard top 100, верхняя строчка в UK Singles Chart, а также в национальных
хит-парадах Австралии, Канады, Австрии, Новой Зеландии и ФРГ. Ну и Грэмми за
весь альбом Parallel Lines. В общем «на следующее утро они проснулись
знаменитыми».
Панк к
тому времени уже благополучно сошел с большой сцены обратно в клубы. Начиналась
эпоха готики и «новой волны» и «Heart of Glass» помогла Blondie живо оказаться
на ее гребне. Следующий альбом Eat to the beat снова взлетел на вершины
хит-парадов, но вещи оттуда мгновенно затмила песня «Call Me», написанная
специально для фильма «Американский жиголо». Пятый альбом Autoamerican принес
еще два «платиновых» хита – реггей «The Tide is High» и диско «Rapture».
Но группу
уже поедал изнутри хорошо известный всем рок-музыкантам червячок под названием
«конфликт творческих амбиций». Гитарист Инфанти подал на Дебби и Криса в суд за
то, что они мешали его саморазвитию и «не подпускали к гитаре». Сама Дебби тем
временем записала сольный альбом Koo Koo, оставшийся в истории в основном
благодаря тому, что обложку к нему оформлял Ганс Гигер – автор дизайна фильмов
про Чужих. Клип Дебби Харри на песню «Now I Know You Know» он снял в той же
манере, смотришь – и, кажется, что сейчас откуда-то из-за декораций выйдет
лейтенант Хелен Рипли с огнеметом наперевес. Кстати саму обложку к «Ку-ку», на
которой Гигер изобразил лицо Дебби проткнутым каким-то футуристическими
шампурами, поначалу даже запретили в Великобритании, хотя выглядит она совершенно
невинно, особенно по сравнению с тем, что позднее стали рисовать на своих
конвертах блэк-металисты.
Раз уж
заговорили о художниках – немало легенд в свое время накрутили вокруг дружбы
Дебби Харри с Энди Уорхолом, благо отец-основатель поп-арта всячески
коллекционировал нордических блондинок в своем окружении. На самом деле
девушкой «Фабрики» она никогда не была, да и в создании Blondie Энди не
принимал решительно никакого участия. Зато Энди и Дебби самым неожиданным
образом отметились у истоков современного дизайна, побывав на компьютерной
выставке 1985 года, где фирма Commodore представляла компьютер Amiga 1000 c
графическим редактором GraphiCraft – предшественником Photoshop. Живую легенду
попросили взять в руки мышку и тут же на месте что-нибудь нарисовать. Энди
увлекся и, не отходя от «Амиги», наваял небольшую серию работ, в том числе
раскрасил портрет Деборы в присущем ему стиле.
Шестой и
последний альбом «классических» Blondie The Hunter (1982) с трудом смог
вскарабкаться на 9-е место в британских чартах и на 33-е – в США. А прямо во
время тура в его поддержку у Криса Стейна открылся пемфигус, он же «пузырчатый
лишай» – редкое наследственное аутоиммунное заболевание кожи, способное
привести к летальному исходу. Blondie распадаются, а Дебби бросает музыкальную
карьеру и три года не отходит от постели любимого, изредка отвлекаясь для
съемок в кино. Для шоу-бизнеса это огромный срок, за такое время рассыпались в
прах и более яркие карьеры.
Впрочем,
все эти соображения Дебби ничуть не волновали. Поставив Криса на ноги, она
вновь возвращается на сцену, не забывая и про съемки в кино. Знаковых ролей она
так и не получила, и осталась актрисой второго плана. Всего она участвовала
более чем в 50 фильмах, включая съёмки на телевидении.
В 1986
году Дебби возвращается на сцену, пусть и не с оглушительным триумфом, но на
свое законное место. Ее второй сольный альбом Rockbird достигает 97 места в США
и 31-го в Великобритании. Следующий, в названии которого воплотилась присущая
всем панкам самоирония: Def, Dumb and Blonde добрался аж до 12 места в
Соединенном Королевстве, но так и не поднялся выше 123-ей отметки в США. В 1989
году Дебби и Крис расстаются, сохранив дружеские и деловые отношения, не в
пример многим другим известным рок-парочкам. В брак они так и не вступили,
детей тоже не нажили. Как говорила по этому поводу в интервью сама Дебби: «Крис
скорее заведет новую гитару, чем ребенка», а на вопросы журналистов о том, не
феминистка ли она, отвечала: «Разумеется. Стоять во главе группы полностью
состоящей из мужчин в начале 70-ых, означает всегда ассоциироваться с чем-то
феминистическим».
Даже
название Blondie несет в себе феминистский подтекст. «Hey, blondie» – так
окликали перекрасившуюся Дебби Харри водители грузовиков, а далее следовало
скабрезное предложение. Впрочем, от чрезмерного внимания к своей внешности она
успела настрадаться еще во времена The Stilettoes. Продюсер вместе с
демо-записью повсюду рассылал фотографию обернутой в какую-то полупрозрачную
тряпочку полуголой Дебби с подписью «Эй, не хочешь сорвать с меня все это». Об
этом, а заодно о драках между подружками музыкантов в CBGB была написана песня
«Rip Her to Shreads».
Конечно,
если бы Blondie вышли на сцену и запели бы про сексизм и объективацию – их
аудитория никогда бы не вышла за пределы университетских кампусов. Поэтому тему
феминизма Дебби и сотоварищи подавали обернутой в стандартную поп-рок-упаковку.
Но там, где у других женских групп шло вечное нытье «ах он меня бросил и сердце
разбито» или трепетное ожидание «ах, когда же он обратит на меня внимание»,
лирическая героиня Blondie занимала активную жизненную позицию. «Я тебя
достану, достану, так или иначе я одержу над тобой победу» – поет она в «One
Way Оr Another». В песне «Rush Rush» она же бросает упрек поколению крутых мальчиков-яппи,
видящих в женщине просто еще один объект престижного потребления: «Он добился
успеха, он захватил место под солнцем синьор, и угадай, кто ведет счет… И он
опаздывает, опаздывает, опаздывает».
Под конец
90-х неожиданно для всех вернулись уже сами Blondie в классическом составе и
немедленно отметились кавером на «Ordinary Bummer» Игги Попа. В 1998 году уже
их собственный сингл «Maria» вновь, как в старые добрые времена, взлетел на
первое место сперва в британском чарте, а затем еще в 14 странах. Группа и по
сей день активно выступает и выпускает все новые и новые альбомы. На вопросы
журналистов, когда же наступит всему этому конец, Дебби, смеясь, отвечает, что
подумает об уходе со сцены в день, когда ей стукнет 90 лет.
Дебби
всегда четко осознавала свою миссию. «Патти Смит, Сьюзи Сью, мы не хотели,
чтобы нам диктовали, что нужно делать, а что нет. Самое главное для нас – не
быть жертвами. Я никогда не хотела, чтобы меня рассматривали через призму
мужского видения, как романтически невыгодное предложение. Я хотела создавать
свои вещи, на своих же условиях» – говорит она. И она добилась своего. Обладающая, прямо-таки, природным магнетизмом,
необыкновенной красотой и ярким музыкальным дарованием, Дебби, несомненно
является настоящей иконой в мире музыки, своим творчеством проложив дорогу
многим и многим певицам следующих поколений. Триумф Blondie сделал возможным
появление в рок и поп-музыке сильных артисток со своими собственными, а не
навязанными продюсерами стилем и подачей. За это Мадонна, Гвен Стефани, Ширли
Мэнсон, Леди Гага и многие другие должны сказать спасибо великолепной Дебби
Харри.
Комментариев нет:
Отправить комментарий