пятница, 5 июля 2024 г.

Великие исполнители России ХХ века. Марк Осипович Рейзен (3 июля 1895 - 25 ноября 1992).

Русский романс.

Выдающийся советский оперный и камерный певец (бас), Народный артист СССР (1937), Лауреат трёх Сталинских премий l степени (1941, 1949, 1951), кавалер трёх орденов Ленина (1937, 1951, 1976) Марк Осипович Рейзен родился в 3 июля 1895 года еврейской семье в селе Зайцево Бахмутовского уезда Екатеринославской губернии (теперь в составе Горловки Донецкой области Украины). Его отец — Осип Матвеевич — занимался погрузкой угля на близлежащей станции Никитовка, где владел угольным складом. В семье было пятеро детей, четверо братьев и сестра. В доме музыку любили все. Рояля не было, но были мандолина, балалайка, гитара и гармонь. На этих инструментах играли все дети. Очень весело бывало по вечерам, когда играл этот самодеятельный ансамбль.

Для подготовки к поступлению в Бахмутскую мужскую гимназию Марк учился в частной начальной школе в Бахмуте, но при поступлении не прошёл процентную норму для еврейских детей. В 1905 году во время революционных волнений и еврейских погромов дом Рейзенов был разорён, семья переехала в Дебальцево, а в 1912 году на постоянное место жительства в Луганск, где Марк учился в четырёхклассном Луганском городском училище, по окончании которого работал конторщиком в страховом обществе, а затем помощником юриста. С детства Марк увлекался театром, в Луганске пел в гимназическом хоре и выступал статистом в драматической труппе Г.С. Свободина.

В связи с начавшейся 1-ой мировой войной Рейзен был мобилизован и зачислен в 1-й Финляндский стрелковый полк. На фронте он был неоднократно ранен и контужен; награждён за храбрость Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени (1916). О наградах Марк Осипович говорить не любил, держал их в шкафу и редко демонстрировал.

Война свела Рейзена с корнетом Емельяновым, общий язык они нашли на почве музыки. Вместе собрали оркестр народных инструментов, в репертуаре которого были русские и украинские народные песни, романсы, солдатские песни

После очередного ранения и госпиталя Рейзен был демобилизован и поступил в Харьковский технологический институт, но любовь к музыке победила. В 1917—1918 годах он учился в Харьковской консерватории у итальянского певца и вокального педагога Федерико Бугамелли, который через год уехал на родину. Этот год учёбы много дал молодому певцу. Его голос приобрёл тембр, мягкость и другие качества, которые Марк Рейзен сохранил до старости. Летом 1918 года занятия были прерваны на год из-за Гражданской войны. Бугамелли звал любимого ученика в Италию, обещал сделать звездой мировых сцен. Но Марк Рейзен остался в Харькове и после смерти отца взял на себя заботы о содержании семьи. В 1919 года Марк с женой смогли получить жилье на окраине Харькова.

В годы Гражданской войны Рейзен давал частные уроки, концерты в воинских частях, работал чертёжником в Центральном правлении тяжёлой индустрии (ЦПТИ). Первые выступления Рейзена с профессиональными артистами состоялись в клубе военных курсов и в Польском доме (Харьков, 1920, сцены из оперы «Фауст» Ш. Гуно). Случай свёл Марка Рейзена с известным харьковским певцом Александром Яковлевичем Альтшулером и пианисткой Екатериной Васильевной Алчевской, родственницей выдающегося певца Ивана Алексеевича Алчевского. Благодаря их помощи молодой певец смог продолжить совершенствовать свой голос. Алчевская аккомпанировала М. О. Рейзену на занятиях и на концертах, иногда переписывала для него ноты и помогала молодой семье решать бытовые проблемы. В этот период Рейзен много выступал на концертах с участием любителей и профессиональных певцов, пел в небольших местных театрах. Кроме песен и романсов он начал исполнять оперные арии и целые оперные сцены.

В 1920 году Марк Осипович начал работать в Харьковском драматическом театре, исполняя небольшие эпизодические роли. Дебютировал он в 1921 г. в партии Пимена («Борис Годунов» М.П.Мусоргского). Среди исполненных Рейзеном партий на сцене Харьковского драматического театра: Герольд, Битерольф («Лоэнгрин», «Тангейзер» Р.Вагнера), Цунига («Кармен» Ж.Бизе), Спарафучиле, Рамфис и Царь Египта («Риголетто», «Аида» Дж.Верди), Досифей («Хованщина» Мусоргского; одна из лучших партий в репертуаре М.О.Рейзена), Собакин («Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова), Орлик, Гремин, Томский («Мазепа», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П.И.Чайковского), Старый слуга и Гудал («Демон» А.Г.Рубинштейна), Авимелех («Самсон и Далила» К.Сен-Санса), Руслан («Руслан и Людмила» М.И.Глинки), Мельник («Русалка» А.С.Даргомыжского), Базилио («Севильский цирюльник» Дж.Россини), Воевода и Тарас Бульба («Тарас Бульба» Н.В.Лысенко), Мефистофель («Фауст» Ш.Гуно), Сен-Бри («Гугеноты» Дж.Мейербера), Нилаканта («Лакме» Л.Делиба).

Марк Рейзен – Русская народная песня "Эй, ухнем!" (1971)

С 1925 года Марк Осипович пел в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета (ГАТОБ). В период работы в ГАТОБе Рейзен много выступает с оркестром Ленинградской филармонии. Уже в январе 1926 года он получает приглашение от Николая Малько выступить с оркестром на выездном концерте, и с этого времени их сотрудничество становится регулярным. Певец исполняет арии из опер Вагнера, Бородина, Римского-Корсакова, поет в Торжественной мессе Бетховена под управлением Отто Клемперера и в Девятой симфонии Бетховена в концертах Николая Малько, Александра Гаука, но чаще всего – Ганса Кнаппертсбуша. Под управлением Александра Цемлинского Марк Рейзен солирует в Реквиеме Верди в феврале 1928-го, а осенью того же года получает первый сольный концерт. Всего до войны таких концертов будет одиннадцать, последний из них состоится в 1939-м.

После отъезда в Большой театр Рейзен станет редким участником симфонических программ Большого зала, но все же выступит в нескольких концертах с Александром Гауком и Евгением Мравинским, под управлением которого исполнит «Прощание Вотана» Вагнера в последнем предвоенном концерте в феврале 1941 года.

В следующий раз имя знаменитого баса появится в ленинградской филармонической афише лишь в мае 1957 года: он поет балладу «Ночной смотр» Глинки, романс «Пророк» и песню Варяжского гостя Римского-Корсакова, дирижирует Натан Рахлин.

Марк Рейзен – «Песня варяжского гостя»

В 1929 году певец гастролировал в Германии, Франции, Великобритании, Испании, Монте-Карло, записал в Лондоне на пластинку арию из оперы «Сальватор Роза» Антоньо Карлуша Гомеша. В начале тридцатых годов он вновь поехал на гастроли, побывал в Венгрии, Румынии и других странах. Выступления Марка Рейзена имели большой успех. Критика назвала певца достойным продолжателем лучших традиций русской вокальной школы и творчества Ф.И.Шаляпина.

Певец обладал уникальным, мощным, с мягким красивым тембром голосом и безупречной дикцией. Естественно, в Москве не могли не заметить исполнителя такого уровня, и его пригласили на гастроли в Большой театр, где он спел главную партию в качестве приглашенного певца в опере «Князь Игорь» А.П.Бородина. Присутствовавшему в правительственной ложе И.В. Сталину выступление певца очень понравилось. Он предложил Марку Рейзену остаться в главном театре страны. Как известно, спорить с «вождем народов», при имени которого вздрагивало пол-мира, было делом рискованным. И хотя в Ленинграде у Марка Осиповича и его семьи была налаженная жизнь, пришлось сняться с места и срочно переехать в Москву.

Марк Рейзен – «Песня о Родине (Широка страна моя родная)»

В 1930 году Рейзен стал солистом Большого театра, на сцене которого выступал около 30 лет. Марк Осипович исполнил все ведущие басовые партии в 13 операх. Это были: и коварный, насмешливый красавец Мефистофель («Фауст»), хитрый, поющий похвалу клевете Базилио, Варяжский гость («Садко» Н.А.Римского-Корсакова), благородный Гремин, мечущийся и страдающий Борис Годунов… В 1939 г. Рейзен впервые исполнил здесь заглавную партию в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Марк Рейзен – Ария Досифея

Но самый яркий образ, созданный певцом – это Досифей из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». По силе художественного воздействия на публику это, вероятно, была самая мощная роль Марка Рейзена. В ней раскрылись все особенности его дарования. Огромная мощь голоса, статная фигура, облаченная в черную рясу, медленная, уверенная поступь, властный жест производили огромное впечатление.

Марк Рейзен – Рондо Фарлафа

Яркие воспоминания оставила роль Фарлафа в опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. Премьера этой оперы состоялась в Большом театре в 1948 г., и замечательный певец вновь поразил зрителей своим вокальным и актерским мастерством. Верхние ноты в его исполнении звучали завораживающе мягко, близко по звучанию к виолончели. Грим и костюм к каждой партии певец подбирал сам на основе исторических источников. Он был блестящим актером, и в результате перед восхищенными зрителями появлялся на сцене образ, в котором сливались в единое целое жесты, музыка и голос.

В Большой театр специально ходят на его Бориса, Досифея, Гремина. Сам он считал определение «оперный певец» неточным и предпочитал говорить – «оперный артист».

«Вынашивание создаваемого образа”, – говорил Марк Рейзен, «процесс очень длительный. Оно не заканчивается и тогда, когда спета премьера оперы. С каждым новым спектаклем находишь какие-то новые черточки и детали, которые углубляют создаваемый образ, делают его более многогранным, а, следовательно, и более художественным.

Настоящая проверка образа – это только сцена, где окончательно формируется и совершенствуется роль».

Также хорош Рейзен был в камерной музыке, исполняя и немецкую Lied, и русские романсы, и даже массовые песни. Голос певца — высокий, певучий бас-кантанте, хотя иногда его относят к центральным басам за счёт хороших и крепких низких нот. Имея прекрасный диапазон (от Ре большой октавы до Соль первой октавы) он запросто исполнял партии как для высоких басов (Дон Базилио, Варяжский гость, Мефистофель, Руслан, Борис Годунов), так и традиционно исполняемые центральными и низкими басами (хан Кончак, Сусанин, Гремин). Выдающийся мастер фразировки, обладал превосходной дикцией.

Марк Рейзен – «Aрия Кончака»

Здесь уместно привести мнение режиссера Большого театра Б. Покровского: «В лице Марка Осиповича Рейзена я увидел чудо свершения всех идеалов, как во сне! Рейзен был красавцем высокого роста, импозантным, обладающим сильным необычайно красивым и выразительным голосом, прекрасными актёрскими данными, позволяющими выступать в разных амплуа. Присущее певцу чувство меры позволяло достичь гармонии звука и сценического обаяния. Ему было присуще неистощимое трудолюбие и безупречный вкус».

А вот мнение дирижёра Евгения Светланова: «Говорят, Россия – страна басов. Слушая уникальный голос Рейзена, лишний раз убеждаешься в справедливости этого утверждения. Не умаляя ничьих достоинств, могу сказать, что в своей жизни я никогда не слышал такого баса. … Природа оказалась щедрой к Марку Осиповичу – она дала ему всё: роскошный, бархатный, богатый обертонами, завораживающий, буквально осязаемый своей объёмностью голос; огромный рост, статную фигуру, величавую осанку; красивое, чрезвычайно выразительное лицо; «горячее сердце» и «холодный разум». Но главное в том, что всё отпущенное природой Рейзен максимально развил и использовал в служении большому Искусству. Жизнь его была безраздельно отдана музыке и театру».

Марк Рейзен – «Серенада Мефистофеля»

Вспоминая совместную работу с Рейзеном, известная певица Большого театра Надежда Дмитриевна Шпиллер писала: «Галерея образов, созданных Рейзеном в течение его артистической жизни, обширна и разнохарактерна. Вот хитрый Базилио. Его партия подчинена виртуозному мастерству и нередко завершается вокальной "шалостью" в виде блестящего вставного соль в финале "Клеветы". Вот Мефистофель, зловещий красавец. В его куплетах артист восхищает слушателей разнообразием вокальных красок, исполнение серенады насыщено неповторимой красотой тембра, элегантностью фразировки. Монолитный Варяг. Благородный Гремин. Мятущийся, страждущий Борис Годунов. Много вдохновенного труда вложил артист в создание образа Сусанина... Могучий голос Рейзена обладал таким нежным piano, такой тонкой филировкой, что даже искушенный вокалист не всегда мог объяснить, в чем же секрет его пения, какими средствами достигает артист такого высокого мастерства. Многие другие роли, характеры раскрыты Рейзеном и донесены до слушателя средствами звучащей мысли. На вершине творчества вдохновенного артиста - Досифей, образ, поднимающий глубочайшие пласты человеческих чувств. По силе художественного воздействия это была самая яркая роль Рейзена. В ней раскрылись все особенности его дарования: сдержанный темперамент, глубокая интерпретация, благородство тембра, высочайшее вокальное мастерство».

Марк Рейзен – «Заветный камень»

Для Марка Осиповича сочиняли песни знаменитые советские композиторы, такие как Исаак Дунаевский, Дмитрий Покрасс, Тихон Хренников и другие. Его обширный камерный репертуар содержал свыше 150 романсов М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, С.В.Рахманинова, Моцарта, Бетховена, Ф.Шуберта, Р.Шумана, И.Брамса, русские народные песни. Певец исполнял сольные партии в Девятой симфонии и «Торжественной мессе» Бетховена, в реквиеме Моцарта и Дж. Верди. Он был первым исполнителем вокального цикла Д.Б.Кабалевского «10 сонетов Шекспира».

Рейзен неоднократно гастролировал за рубежом (впервые – в Париже, концерт в зале Плейель, 1929). В 1930 г. выступал в оперном театре Монте-Карло в спектаклях «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Мефистофель» А. Бойто (заглавная партия), после войны – в Бухаресте (1950), Лондоне (1952), Будапеште (1954).

Марк Рейзен - Партизанка (музыка Матвей Блантер) - 1957

В годы Великой Отечественной войны Марк Рейзен выступал перед солдатами на фронте. Он также пел для советских солдат в странах Восточной Европы в 1945 — 1946 годах.

В 1954–1958 гг. Марк Осипович преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. В 1965–1970 годах он был заведующий кафедрой сольного пения Московской консерватории (профессор с 1967), принимал участие в работе жюри международных музыкальных конкурсов в Софии (1956), имени Дж. Энеску в Бухаресте (1964), имени П. И. Чайковского в Москве (1966, 1970).

С участием Марка Рейзена записаны оперы «Руслан и Людмила» (1938, Руслан, дирижёр С.А.Самосуд; 1948, Фарлаф, дирижёр А.Ш.Мелик-Пашаев), «Князь Игорь» (1951, Кончак, дирижёр Мелик-Пашаев), «Садко» (1946, Варяжский гость, дирижёр В.В.Небольсин; 1952, дирижёр Н.С.Голованов), «Хованщина» (1946, Досифей, дирижёр Б.Э.Хайкин; 1953, дирижёр Небольсин), «Фауст» (Мефистофель, дирижёр Небольсин), «Евгений Онегин» (Гремин, дирижёр А.И.Орлов; обе – 1948), «Борис Годунов» [заглавная партия; 1949–1950, дирижёры Голованов, Небольсин (Сцена у собора Василия Блаженного); 1954, дирижёр Я.Ференчик], «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова (1951, Сальери, дирижёр Самосуд), «Севильский цирюльник» (1951, Базилио, дирижёр Самосуд); большие фрагменты из опер «Русалка», «Псковитянка», «Иван Сусанин» (первую полную публикацию на CD осуществила фирма Aquarius-classic, 2010–2014), 2-я картина 1 действия из оперы «Борис Годунов» (партия Варлаама), «Прощание Вотана и Заклинание огня» из оперы «Валькирия» (1950, дирижёр Небольсин; 1965, дирижёр Г.Н.Рождественский). В 1940–1950-х гг. артист записал произведения камерного репертуара на Всесоюзном радио (бо́льшая часть издана на CD фирмой Aquarius-classic, 2007–2014). В последние годы творчества (1975–1982) Рейзен записал четыре грампластинки на фирме «Мелодия» с романсами и песнями (партию фортепиано исполнял В.И.Хвостин). В Гостелерадиофонде хранятся аудиозаписи воспоминаний певца (1978, 1985).

Марк Рейзен – «Средь шумного бала» (1974)

Рейзен снимался в фильме «Большой концерт» (1951, роль Ивана Сусанина, режиссёр В.П.Строева), фильмах-операх «Алеко» (1953, роль Старого цыгана, режиссёры Г.Л.Рошаль, С.И.Сиделёв), «Хованщина» (1959, роль Досифея, режиссёр Строева), в документальных фильмах «Чайковский» (1940, режиссёр Я.Л.Миримов), «Один день и вся жизнь» (1986, режиссёр В.А.Рытченков), «Модест из рода Мусоргских» (1989, режиссёр В.Ф.Окунцов), в телепередачах «Выдающиеся мастера оперной сцены: Марк Рейзен» (1971, режиссёр И.В.Корпаносова), «Встреча с Марком Рейзеном» (1981, режиссёр Н.П.Павлова-Арбенина), «Песня остаётся с человеком» (1987, о «Песне о родине» И.О.Дунаевского), концертных телепрограммах «В гостях у Чайковского» (1974), «Поёт Марк Рейзен» (1975), «В исполнении Марка Рейзена» (1980). Собрание телевизионных музыкальных записей певца издано на DVD «Поёт Марк Рейзен» (Aquarius-classic, 2006).

Марк Рейзен - ария Гремина (в 90 лет)

В 1980 году, в возрасте 85 лет, Марк Осипович исполнил партию Бориса в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» на сцене ГАБТ, в 1985 году, в возрасте 90 лет, исполнил партию Гремина в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» в ГАБТ, за что был внесён в книгу рекордов Гиннесса как старейший действующий оперный певец в мире.

Марк Рейзен ушел из жизни 25 ноября 1992 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий