пятница, 3 июля 2020 г.

Лондонский Симфонический оркестр (часть 1. Ранние годы).


1900 – 1910-е годы.

На рубеже XX века в Лондоне не было постоянных симфонических оркестров. Владельцы оркестров Ковент-Гардена, Филармонии и Королевского зала нанимали музыкантов индивидуально для каждого концерта или посезонно. Поскольку имелась жесткая конкуренция на услуги хороших музыкантов, стала общепринятой практика свободного перехода музыкантов на более высокооплачиваемое место, не взирая на уже существующий контракт с каким-либо из оркестров. На свое место отсутствующий участник оркестра мог прислать какого-либо неизвестного музыканта, т.н. депутата, что естественно сказывалось на качестве игры всего оркестра. За хороших оркестровых музыкантов в Лондоне того времени боролись более пятидесяти музыкальных залов, театров музыкальной комедии Уэст-Энда, а также больших отелей и ресторанов.
Роберт Ньюман (1858 - 1926 гг.).
В 1904 году управляющий Henry Wood's Queen's Hall Orchestra Роберт Ньюман и дирижер Генри Вуд согласились с тем, что больше не могут терпеть подобную ситуацию. После репетиции, на которой Вуд столкнулся с десятком незнакомых лиц в своем собственном оркестре, Ньюмен вышел на сцену и объявил: «Господа, с завтрашнего дня – ни каких депутатов! Доброе утро!», что естественно вызвало протест со стороны музыкантов, которым и так платили не много. Для многих из них потеря возможности подзаработать, допускаемую депутатской системой, было серьезным финансовым ударом. Вскоре после объявления Ньюмана, некоторые из ведущих музыкантов Henry Wood's Queen's Hall Orchestra решили создать свой собственный оркестр. Главными движущими силами были «три валторны» (Адольф Борсдорф, Томас Басби и Анри ван дер Меершен) и «труба» Джон Соломон.
Основатели LSO Адольф Борсдорф, Томас Басби, Анри ван дер Меершен и Джон Соломон.
На встрече в St. Andrew's Hall, где собралось более сотни музыкантов, Басби объявил свою схему: новый ансамбль, Лондонский симфонический оркестр (LSO) будет работать по принципу сотрудничества, «что-то похожее на Музыкальную республику» со своей конституцией, которая обеспечит организации независимость. На концертах, проводимых LSO, участники будут играть авансом, вознаграждение им будет выплачиваться в конце каждого сезона в виде распределения всей полученной оркестром прибыли. Предложение Басби было единогласно одобрено. Был избран комитет по управлению, в который вошли четыре «заводилы», а также «альт» Альфред Хобдей и «фагот» Фред Джеймс. Томас Басби был назначен главным исполнительным директором и занимал эту должность под различными названиями: «Секретарь», «Управляющий директор», «Генеральный секретарь» и «Генеральный директор» на протяжении многих лет.
Сэр Эдвард Элгар с оркестром (1911 г.).
Адольф Борсдорф был музыкантом с международной репутацией, и именно благодаря его влиянию состоялся первый концерт оркестра. Роберт Ньюман не затаил злобу на бунтарей и предоставил им для выступления Queen's Hall. Он и Вуд посетили первый концерт LSO, состоявшийся 9 июня 1904 года. Программа концерта состояла из прелюдии к Die Meistersinger, музыки Баха, Моцарта, Элгара и Листа и, наконец, 5-й симфонии Бетховена. В обзоре Times Дж. А. Фуллер Мейтленд отметил, что из 49 членов нового оркестра 32 были мятежниками против правила «без депутатов» Ньюмана и покинули Henry Wood's Queen's Hall Orchestra, а остальные 21 не имели к Вуду и Ньюману никакого отношения. 
"Enigma Variations, Introduction & Allegro"  – LSO conducted by Sir Colin Davis (21017).

В 1911 году газета The Musical Times писала:
«Ободренный первым успехом, комитет рискнул устроить серию симфонических концертов в Queen's Hall. Как и тогда у них не было постоянного дирижера, так и по сей день они придерживаются политики свободы. Первый концерт 27 октября 1904 года провел дирижер мистер Фредерик Коуэн, а остальные – господин Артур Никиш, господин Фриц Штайнбах, сэр Чарльз Стэнфорд, мистер Эдуард Колон, сэр Эдвард Элгар и мистер Георг Хеншель. На каждом из этих концертов давались блестящие выступления, и репутация оркестра была признана достойнейшей самых высоких похвал».
Сэр Эдвард Элгар (1857 - 1934 гг.).
Оркестр совершил свой первый британский тур в 1905 году под руководством сэра Эдварда Элгара. В следующем году LSO впервые выступили за пределами Великобритании, дав концерты в Париже под управлением Эдуарда Колонна, сэра Чарльза Стэнфорда и Андре Мессагера. Ричард Моррисон в своем столетнем исследовании LSO пишет о «безвкусных программах Фредерика Коуэна», в значительной степени оттолкнувших парижскую публику, и оставивших музыкантов с пустыми карманами.
Ганс Рихтер (1843 - 1916 гг.).
В первые годы наиболее часто приглашаемым дирижером LSO был Ганс Рихтер, который проводил четыре или пять концертов каждый сезон; сайт оркестра и книга Моррисона называют его первым главным дирижером оркестра.
В 1912 году LSO был приглашен на гастроли по Северной Америке. Для оркестра, состоящего из 100 человек, были забронированы билеты на «Титанике», но расписание было изменено в последнюю минуту, и музыканты благополучно отправились в тур на «Балтике». Тур был трудным, но триумфальным. «Нью-Йорк Пресс» заявила: «Великая британская группа играла с энергией, силой и темпераментной импульсивностью, которые никого не оставили равнодушным".
Вскоре после начала 1-й Мировой войны совет оркестра получил петицию от рядовых музыкантов, протестующих против продолжения членства Адольфа Борсдорфа в LSO. Хотя он был одним из отцов-основателей оркестра и, как никто другой, трудился над его становлением, Борсдорф, проживший в Британии 30 лет и женатый на англичанке, был объявлен некоторыми коллегами как вражеский агент и изгнан из оркестра.
Сэр Томас Бичем (1879 - 1961 гг.).
Во время войны музыкальная жизнь Великобритании практически замерла. LSO помогли выжить пожертвованиям сэра Томаса Бичема, который субсидировал также Queen's Hall Orchestra и Королевскую филармонию. В 1916 году его отец-миллионер умер, и финансовые дела Бичема не позволили ему заниматься музыкальной благотворительностью. В 1917 году директора LSO единодушно согласились, что не будут давать концертов до конца войны, тем более что треть музыкантов оркестра находилась в вооруженных силах.
Альберт Коутс (1882 - 1953 гг.).
После войны в качестве главного дирижера LSO был приглашен амбициозный Альберт Коутс, у которого было три значительных преимущества: он был учеником великого Никиша, у него были богатые и влиятельные контакты, и он был готов работать бесплатно. Коутс оставался главным дирижером в течение двух сезонов, и заслужил следующую оценку газеты The Observer: «Необходимо отметить печальный факт, что никогда ещё выступление столь великого оркестра не было столь плачевным».

1920 – 1930-е годы.

После ухода Коутса оркестр вернулся к проверенной практике приглашенных дирижеров. Среди них были Элгар, Бичем, Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Вильгельм Фуртвенглер и Серж Куссевицкий. Доходы коллектива возросли, и многим казалось, что оркестр вступает в золотой век. Фактически, из-за отсутствия какой-либо серьезной конкуренции в 1920-х годах, LSO позволил себе понизить стандарты игры, и когда в 1927 и 1928 годах в Лондоне со сногсшибательным успехом гастролировала Берлинская филармония под руководством Фуртвенглера это стало особенно заметным.
Вильгельм Фуртвенглер (1886 - 1954 гг.).
В 1929 году был образован оркестр BBC, куда перешла часть музыкантов LSO. Новый оркестр сразу же получил восторженные отзывы прессы, которые резко контрастировали с суровой критикой игры Лондонского симфонического оркестра. По словам критика В. Дж. Тернера, проблема LSO заключалась не в том, что его игра ухудшилась, а в том, что он не успевал за значительными улучшениями самой игры, достигнутыми за последние два десятилетия лучшими европейскими и американскими оркестрами.
Малкольм Сарджент (1895 - 1967 гг.).
В 1931 году к Бичему обратился молодой дирижер Малкольм Сарджент с предложением создать постоянный наемный оркестр с заработной платой, гарантированной покровителями Саржента, семьей Курто. Первоначально Сарджент и Бичем пытались реорганизовать LSO, но коллектив воспринял нововведения в штыки, отказываясь увольнять слабых музыкантов. В 1932 году Бичем потерял терпение и согласился с мнением Сарджента, о необходимости создания нового оркестра с нуля. В результате был создан Лондонский филармонический оркестр (LPO), состоявший из 106 исполнителей, в том числе нескольких выпускников музыкального колледжа, многих музыкантов из провинциальных оркестров и 17 музыкантов, покинувших LSO.
Чтобы поднять свои собственные стандарты, LSO привлек Менгельберга, знаменитого оркестрового тренера, главным, предварительным условием которого был полный отказ от депутатской системы, что и произошло в 1929 году. Мангельберг руководил LSO в течение сезона 1930 года, после чего музыкальные критики отметили значительное улучшение игры оркестра. Тем не менее LSO потерял традиционно проводимые оркестром сезоны в Covent Garden, концерты в Royal Philharmonic Society и в Courtauld-Sargent.
Постер к фильму режиссера А.Корды "Облик грядущего" (1935 г.).
Именно в этот, безусловно сложный период в жизни коллектива неожиданно появился совершенно новый для оркестра источник стабильного и достаточно значительного дохода. В марте 1935 года LSO записал музыку композитора Артура Блисса для фильма Александра Корды «Облик грядущего». Согласно веб-сайту LSO, запись заняла 14 полных оркестровых сессий и «произвела настоящую революцию в истории кинопроизводства.… Впервые музыка для кино, ранее считавшаяся непритязательной формой искусства, привлекла внимание классических музыкантов. ученых и ценителей, музыкальных критиков и обычной кино- и музыкальной публики. LSO начал свое долгое историческое путешествие как главный кинематографический оркестр мира".
"Things to Come" - Arthur Bliss & LSO (1936).
В 1939 году совет оркестра запланировал амбициозную программу на 1940 год, в которую вошли такие приглашенные знаменитости, как Бруно Вальтер, Леопольд Стоковски, Эрих Кляйбер и Джордж Селл. С началом 2-й Второй мировой войны оркестру пришлось основательно пересмотреть свои планы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий