Дорогие друзья! 28 июня 1902 года в Нью-Йорке, в богатой еврейской семье эмигрантов из России, Мэми (Леви) и доктора Уильяма Абрахамса Рогазинских родился сын, ставший известным американским композитором Ричардом Чарльзом Роджерсом (Richard Charles Rodgers), написавший за свою плодотворную творческую жизнь более 900 песен и музыку к 45 бродвейским мюзиклам.
Ричард
Роджерс начал играть на фортепиано в 6 лет, но, по собственному признанию, стал
проявлять интерес к музыке, едва начав ходить. Родители водили мальчика на
оперетты, что несомненно повлияло на развитие будущего композитора. Он видел
выступления «Балета Сергея Дягилева», а также оперные спектакли «Метрополитен
Опера». Мюзиклы Джерома Керна произвели на Ричарда Роджерса огромное
впечатление. Но если музыка Керна корнями уходит в европейскую оперетту, то
Роджерс стал на бродвейской сцене олицетворением эпохи джаза.
Свои
подростковые годы Роджерс провел в лагере Вигвам (Уотерфорд, штат Мэн), где он
сочинил некоторые из своих первых песен. После окончания школы Роджерс поступил
в Колумбийский университет, где в 1919 году познакомился со своим будущим
многолетним творческим партнером Лоренцем Хартом. Тогда ещё 23-летний Харт
изучал журналистику, зарабатывая на жизнь переводами с немецкого, и настолько
поразил юного Роджерса (тому было всего семнадцать) своей эрудицией и
осведомленностью во всём, что касалось поэзии, что Ричард писал: «Я был
очарован этим молодым человеком и его идеями. Никто из нас не упомянул об этом,
но оба мы поняли, что будем работать вместе, и я покинул дом Харта, уже имея
карьеру, партнера, лучшего друга и постоянный источник раздражения». В
университете Роджерс присоединился к братству "Пи Лямбда Пхи", в которое входил
ещё один будущий партнер композитора лирик Оскар Хаммерстайн II. В 1921 году
Роджерс перешел в Институт музыкального искусства (ныне Джульярдская
школа), после окончания которого работал музыкальным руководителем у
популярного американского артиста водевиля Лью Филдса. Среди звезд, которых он
сопровождал, были также Нора Байес и Фред Аллен.
В
содружестве с Хартом Роджерс написал несколько любительских музыкальных
комедий, а их профессиональным дебютом стала песня «Any Old Place With You»,
которая прозвучала в бродвейском мюзикле «A Lonely Romeo». В 1920 году
появилась «Poor Little Ritz Girl», и затем последовал мюзикл «The Melody Man»,
который был поставлен в 1924 году.
Дела компаньонов шли неважно и Роджерс подумывал о том, чтобы вообще уйти из шоу-бизнеса, чтобы продавать детское нижнее белье, когда в его карьере произошел творческий прорыв. В 1925 году Роджерс и Харт написали для благотворительного шоу, которое устраивала Театральная гильдия, мюзикл под названием «The Garrick Gaitions». Критики сочли шоу свежим и восхитительный и оно выдержало 211 спектаклей. Самым большим хитом стала песня «Manhattan», которая, по мнению Роджерса, «сделала» его и Харта сочинителями «бродвейских» песен. В течение второй половины 20-х годов Роджерс и Харт написали для Бродвея великолепные мюзиклы: «Dearest Enemy» (1925), «The Girl Friend» (1926), «Peggy-Ann» (1926), «A Connecticut Yankee» (1927) и «Present Arms» (1928).
Во время
Великой депрессии Роджерс и Харт работали в Голливуде. Они написали песни к
фильму «Love Me Tonight», среди которых были такие хиты, как «Lover», «Mimi» и «Isn’t It Romantic?»
Также они написали музыку к фильмам «The Phantom President» (1932), «Hallelujah, I’m a
Bum» (1933) и «Mississippi»
(1935).
Вернувшись
на Бродвей в 1935 году, этот блестящий тандем создал череду великолепных
мюзиклов нового поколения, которую прервала смерть Харта в 1943 году. Из наиболее известных произведений можно назвать «Jumbo» (1935), «On Your Toes» (1936), «Babes In
Arms» (1937), «I Married an Angel» (1938), «The Boys From Syracuse» (1938),
«Pal Joey» (1940) и их последнюю работу «By Jupiter» (1942).
Многие песни с этих шоу до сих пор поют и помнят, в том числе «Blue Moon», «The Most Beautiful Girl in the World»,
«My Romance», «Little Girl Blue», «I'll Tell the Man in the Street», «There's a
Small Hotel», «Where or When», «My Funny Valentine», «The Lady Is a Tramp»,
«Falling in Love with Love», «Bewitched, Bothered and Bewildered», and «Wait
till You See Her».
Richard Charles Rodgers – «My Funny Valentine» (Липецкий государственный духовой оркестр, художественный руководитель и главный дирижёр оркестра заслуженный работник культуры РФ Василий Самарин, дирижёр Никита Трубицин).
В 1939
году Роджерс написал балет «Город-призрак» для Русского балета Монте-Карло с
хореографией Марка Платова.
После
смерти Харта Ричарду Роджерсу пришлось искать другого поэта-песенника. Им стал
Оскар Хаммерстайн II, с которым он уже до этого написал несколько песен. Их
первый мюзикл, «Oklahoma!», имел колоссальный успех. Многие песни из этого
мюзикла («Oh, What a Beautiful Morning», «People Will Say We’re in Love») стали
хитами, а титульная песня стала гимном штата Оклахома. Их работа произвела
революцию в музыкальной форме. То, что когда-то было сборником песен, танцев и
комических сценок, скрепленных тонким сюжетом, стало полностью интегрированным
произведением. Мюзикл получил «Пулитцеровскую премию».
После
этого они создали ещё четыре известных мюзикла, по которым были сняты фильмы:
«Carousel (1945)», «South Pacific» (1949, "Пулитцеровская премия"),
«The King and I» (1951), а также песни к фильму «State Fair» (1945). Среди шоу,
написанных Роджерсом и Хаммерстайном в этот период, встречались и относительные
неудачные произведения – «Allegro» (1947), «Me and Juliet» (1953) и «Pipe
Dream» (1955). В результате их сотрудничества появилось много известных песен, в том числе «It's A Grand Night For Singing», «If I Loved You»,
«You'll Never Walk Alone», «It Might as Well Be Spring», «Sixteen Going on
Seventeen», «Climb Ev'ry Mountain», «Do-Re-Mi» и другие. Последней песней, которую написали вместе
Ричард Роджерс и Оскар Хаммерстайн, стала «Edelweiss» из мюзикла «The Sound of
Music» (1959).
Роджерс
стал героем специального выпуска из двух частей на телешоу Эда Салливана «Toast
of the Town» в 1952 году. Композитор сочинил двенадцать тем, которые были
использованы при подготовке оркестровой партитуры для 26-серийного
телевизионного документального фильма о Второй мировой войне «Victory at Sea»
(1952–53). Эта продукция NBC стала пионером в «компиляции документальных
фильмов» - программировании на основе уже существующих материалов - и в
конечном итоге транслировалась в десятках стран. Роджерс получил «Эмми» за
музыку к документальному фильму ABC «Winston Churchill: The Valiant Years»,
написал музыкальную тему «March of the Clowns» для телесериала 1963–64 «The
Greatest Show on Earth», которое длилось 30 эпизодов, а также главную тему для
исторической теле-антологии «The Great Adventure» 1963–64 годов.
В 1950
году Роджерс и Хаммерштейн получили Золотую медаль «The Hundred Year
Association» Нью-Йорка «в знак признания их выдающегося вклада в развитие
города». Всего мюзиклы Роджерса и Хаммерстайна получили 35 премий
"Тони", 15 "Оскаров", 2 "Пулитцеровские премии",
2 "Грэмми" и 2 "Эмми". В 1970 году Ричарда Чарльза Роджерса
ввели в Зал славы авторов песен.
После
смерти Хаммерстайна в 1960 году Роджерс написал слова и музыку для своего
нового бродвейского проекта «No Strings» (1962), который получил две премии
«Тони».
В 1979
году - за шесть месяцев до смерти - Роджерсу была вручена Мемориальная премия
Лоуренса Лангнера за выдающиеся заслуги в развитии американского театра.
Ричард
Роджерс скончался у себя дома, в Нью-Йорке, 30 декабря 1979 года в возрасте 77
лет после перенесенного рака челюсти, сердечного приступа и ларингэктомии. Он
был кремирован, а его прах развеян в море.
В 1990
году театр на 46-й улице был переименован в театр Ричарда Роджерса. В 1999 году
Роджерс и Харт были отмечены на почтовых марках Соединенных Штатов. В 2002 году
столетний юбилей со дня рождения Роджерса отмечался во всем мире
ретроспективами, выступлениями, перезаписями его музыки и бродвейским
возрождением «Оклахомы». В этом году BBC Proms посвятили целый вечер музыке
Роджерса, включая концертное представление «Оклахомы».
Американский
композитор Алек Уайлдер писал о Роджерсе следующее:
«Песни
Роджерса демонстрируют высочайшую степень последовательного совершенства,
изобретательности и изысканности ... Неделями играя его песни, я более чем
впечатлен и почтителен: Я поражен».
Музыка
Ричарда Чарльза Роджерса оказала серьёзное влияние не только на джаз, но и на
всю музыкальную культуру Америки! Он стал первым американским композитором,
получившим все высшие наградами в области развлечений в театре, кино,
звукозаписи и телевидении из существующих в США.
Шоу, написанные Ричардом Роджерсом в соавторстве с Хартом и Хаммерстайном, не сходят с афиш и сегодня. По данным «The Rodgers & Hammerstein Organization», ежегодно проходит около 4000 спектаклей, среди которых пальма первенства принадлежит «Оклахоме». Не менее популярны мюзиклы «Pal Joey", "Babes in Arms», «South Pacific» и «The Sound of Music». В истории американского музыкального театра и кинематографа, пожалуй, нет фигуры, равной этому композитору.
Комментариев нет:
Отправить комментарий