Сегодня исполнилось 123 года со дня рождения советского оперного и камерного певца, Народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Ивана Семёновича Козловского.
И.С.
Козловский родился 11 (24) марта 1900 года в селе Марьяновка (Васильковский
уезд, Киевской губернии) в простой крестьянской семье. Когда мальчику
исполнилось 8 лет, родители отправили его в бурсу при Михайловском Златоверхом
монастыре в Киеве. Здесь готовили будущих священников, но учитель музыки,
обративший внимание на необычайный талант нового певчего, неустанно твердил,
что призванием Ивана может быть только пение.
Подростком
Козловский был принят в хор Троицкого народного дома в Киеве, а вскоре стал
солистом Большого академического хора, которым руководил известный на Украине
композитор и хормейстер А. А. Кошиц, ставший первым профессиональным
наставником юного певца. Именно по его рекомендации в 1917 году Козловский
поступил в Киевский музыкально-драматический институт на вокальный факультет в
класс профессора Е. А. Муравьёвой.
После
непродолжительного перерыва, когда в подростковом возрасте начался ломаться
голос, будущую звезду оперы взяли на бесплатное обучение в Киевский
музыкально-драматический институт. Мудрые педагоги не прошли мимо Ивана
Козловского: в этом заведении были отшлифованы до безупречности постановка
дыхания, музыкальность и извлечение звуков юного певца, также Иван Козловский
стал обладателем безупречного музыкального вкуса, с выдающейся эрудицией,
которая необходима оперному исполнителю.
По окончании
института (1920) Козловский ушёл добровольцем в Красную армию. Его определили в
22-ю стрелковую бригаду инженерных войск и направили в Полтаву. Получив
разрешение отлучаться из казармы на репетиции и спектакли, он принимал участие
в постановках Полтавского музыкально-драматического театра.
В 1924
году Козловский перешёл в труппу Харьковского оперного театра. После
великолепного дебюта в «Фаусте» Ш. Гуно он сразу же занял ведущее положение в
коллективе артистов. Спустя год Козловский пел в одном из лучших в то время
периферийных оперных театров – в Свердловске, а в 1926 году его имя появилось
на московских афишах. Первое выступление певца на сцене филиала Большого театра
в партии Альфреда («Травиата» Верди) вызвало восторженные отклики.
В 1925
году состоялся дебютный сезон знаменитого тенора в оперном зале Большого
театра. Леонид Собинов, тенор, царствовавший на сцене Большого до появления
Ивана Козловского, отдал должное его таланту, передав ему свои сценические
костюмы. В одном из спектаклей Собинов сорвал голос, и Иван Козловский достойно
перенял и довел до конца роль своего предшественника.
Иван
Козловский — выдающийся представитель советской вокальной школы. Прозрачный,
серебристый, ровный голос красивого нежного тембра со свободным верхним
регистром, свободное естественное дыхание, тончайший музыкальный слух, большой
художественный вкус, драматическое дарование позволили артисту создать
вокально-сценические образы, вошедшие в историю советского оперного театра.
Относясь с особым вниманием к слову, Козловский выявлял его музыкальную
природу, придавал важное значение музыкальной декламации, фразировке.
Лучшие
партии: Юродивый («Борис Годунов» Мусоргского; Государственная премия СССР,
1949), Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Лоэнгрин («Лоэнгрин» Вагнера). С
успехом Козловский исполнял также партии Берендея («Снегурочка»
Римского-Корсакова), Владимира Дубровского («Дубровский» Направника), Принца
(«Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Альфреда («Травиата» Верди).
Козловский
– организатор и художественный руководитель концертного Ансамбля оперы
(1938—1941). Здесь, выступая в качестве режиссёра, Козловский три года
осуществлял постановки опер в концертном исполнении и сам исполнял главные
партии (среди них «Вертер» Массне, «Паяцы» Леонкавалло, «Орфей» Глюка, «Моцарт
и Сальери» Римского-Корсакова, «Джанни Скикки» Пуччини). Война прервала
деятельность этого ансамбля, но в послевоенные годы Иван Семёнович поставил ещё
несколько опер. Стремясь создать оперу-концерт с напряженным сценическим
действием, Козловский добивался от артистов этого ансамбля синтеза пения и
драматической игры.
Большое
место в творческой жизни Козловского занимала концертная деятельность (выступал
с 1919 года). Элегичностью, широтой эмоций, многогранностью настроений отмечено
его исполнение романсов М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, С.В.
Рахманинова. Козловский являлся также тонким интерпретатором произведений Л.
Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа.
В
обширный камерный репертуар певца входили старинные романсы, русские и
украинские народные песни.
Голосом
Ивана Козловского наслаждались и простые слушатели и члены правительства. Сам
Сталин отдал Ивану Козловскому пальму первенства в оперном искусстве, наградив
его в 1940 году Орденом Ленина и присвоив звание “Народный артист СССР”. Получив
такое признание, Иван Козловский смело импровизировал на сцене: заканчивал
партию за кулисами в «Риголетто», выполнял поддержки балеринам, придавал
сквозным незначимым персонажам глубину и характер – Юродивый в «Борисе
Годунове». При всем при этом великий тенор прекрасно знал не только свою арию,
но и партитуру в целом, что помогало Ивану Козловскому добиваться идеального и
гармоничного звучания. Его труд подарил незабываемые образы графа Альмавива,
Фауста, Дубровского, Ленского, царя-Берендея, Ромео, Галицкого и др.
Во время
Великой Отечественной войны Козловский много ездил с фронтовыми концертными
бригадами. "Мне довелось много раз выступать перед фронтовиками, — вспоминал
Иван Семенович. — И в госпиталях, и вблизи передовой. К раненым не раз ездил с
Алексеем Николаевичем Толстым. Он читал свои рассказы, а я пел…"
В 1954 году Иван Козловский покинул Большой театр, однако до преклонных лет выступал с сольными концертами, в прекрасной форме гастролируя по стране. Козловский выступал с сольными концертами до 87-летнего возраста.
Отдав
почти 30 лет работе в Большом театре, в 1954 году Козловский неожиданно покинул
сцену. Возможно, причиной послужил тяжёлый разрыв со второй женой – актрисой
Галиной Сергеевой, прославившейся на всю страну главной ролью в фильме «Пышка».
Сергеева ревновала Козловского и обижалась на него за то, что он не делал
дорогих подарков. После очередной такой ссоры Сергеева как-то собрала чемоданы
и ушла от ничего не понимающего Козловского (в этот момент у супругов уже был
ребенок). А тот сразу же заболел и болел до тех пор, пока его муза вновь к нему
не вернулась.
Окончательно
они расстались через несколько лет. У их второй дочери обнаружился врождённый
сколиоз, который мог со временем перерасти в горб. Измученная походами по
всевозможным врачам, Сергеева обратилась с просьбой к профессору Чаклину,
специализирующемуся на подобного рода операциях. Чаклин действительно помог, а
Галина Сергеева отблагодарила его тем, что… перешла к нему жить.
А великий тенор до конца жизни не смог не только забыть свою музу, но и простить её (после развода с Чаклиным Козловский так и не предложил ей вернуться к нему). После расставания с Галиной Сергеевой Козловский прожил один 40 лет, так больше и не женившись…
Важно
отметить, что всю свою творческую жизнь Иван Козловский активно принимал
участие в делах благотворительности. Так, во время войны он первым внес в Фонд
обороны 25000 рублей, в родном селе он на собственные средства построил
музыкальную школу, а один из московских детских домов в течение двадцати лет
регулярно получал от концертов Ивана Козловского отчисления.
В Москве
на доме №7 в Брюсовом переулке открыта мемориальная доска памяти Ивана
Козловского. На мемориале Новодевичьего кладбища, где похоронен певец, в
качестве посвящения выбиты слова Александра Сергеевича Пушкина «...и божество,
и вдохновенье, и жизнь и слёзы и любовь...», положенные на музыку Михаилом
Ивановичем Глинкой.
Чарующим
тембром голоса Ивана Козловского можно насладиться и сегодня благодаря
сохранившимся записям. Согласно каталогу журнала «The Record Collector» в
дискографию Козловского входит около 300 наименований, включая оперы, арии,
романсы и песни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий