понедельник, 13 сентября 2021 г.

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 6.

Поэзия русского романса. Романсы на стихи А.С. Пушкина.

Романсовое творчество на стихи Александра Сергеевича Пушкина достаточно обширно представлено в композиторском наследии Николая Андреевича Римского-Корсакова. На его стихи композитором написано около 20 романсов. Самыми популярными из них являются: "Редеет облаков летучая гряда", "На холмах Грузии", "Не пой, красавица, при мне", "Что в имени тебе моём", "Анчар - древо смерти", "Пророк", "Поэт", "Эхо".

№101 «Редеет облаков летучая гряда».

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…» написано им во время южной ссылки. До сих пор оно остается загадкой для исследователей. В 1820 году Пушкин был отправлен на службу в южные губернии, этот период его жизни исследователи называют южной ссылкой. Поэт посещает Крымский полуостров, знакомится с красотой местной природы. В конце 1820 года по приглашению друзей он приезжает в имение Каменка под Киевом. Мягкая южная природа навевает воспоминания о посещении Гурзуфа, что выразилось в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда…». В нём поэт говорит о «юной деве». Кого Пушкин имел в виду, для ученых – до сих пор загадка. Предполагается, что это могла быть дочь генерала Раевского, с семьёй которого поэт путешествовал по Крыму и Кавказу в начале своей ссылки.

Екатерина Николаевна Орлова, ур. Раевская (1797-1885).

Лирический герой обращается к звезде в начале произведения: «Звезда печальная, вечерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие равнины». И завершает также словами, обращёнными к ней: «И дева юная во мгле тебя искала и именем своим подругам называла». Ночное светило – некий символ, который для романтического героя означает стремление достичь идеала.

Анна Нетребко – «Редеет облаков летучая гряда» (Концерт в Берлинской Филармонии 2010 г.).

Акварельный, выразительный звуковой пейзаж «Редеет облаков летучая гряда», в котором, однако, выражена и глубокая философская мысль, считается лучшим романсом Николая Андреевича Римского-Корсакова. Как отмечают музыковеды, - композитор достигает в этом романсе редкой пластичности, музыка его прозрачна и ясна».

№102 «На холмах Грузии».

Элегия «На холмах Грузии» написана на Северном Кавказе в 1829 г., после того как поэт сделал предложение Н. Гончаровой и получил отказ. Александр Сергеевич понимал, что, скорее всего, не получит положительный ответ, поэтому передал предложение через своего друга. Тем не менее уберечь себя от разочарования поэт не смог. Чтобы успокоить своё сердце, он отправился на Кавказ. Какое-то время поэт гостил у друзей в Тифлисе. Здесь и было написано стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».

Мария Николаевна Волконская, ур.Раевская (1804 - 1863).

Большинство исследователей уверены, что оно навеяно чувствами к Н. Гончаровой. Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остаётся спорным. Дочь генерала Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, ведь в юности, путешествуя с семьёй Раевских по Кавказу и Крыму, поэт был влюблён в неё.

Дмитрий Хворостовский – «На холмах Грузии»

№103 «Не пой, красавица, при мне».

Стихотворение написано Пушкиным в 1928 году, летом. В это время поэт жил в Москве. Однажды, находясь в гостях, он услышал грузинскую песню, которую исполняла Анна Оленина. Пушкин вспомнил далёкое время своего первого путешествия по Кавказу. Вспомнил горы, море, степь, кавказскую ночь и девушку, когда-то очень нравившуюся ему. Под влиянием воспоминаний, музыки, личных переживаний и проблем перо поэта легко и быстро начертало удивительно чистое и нежное стихотворение, которое впоследствии стало романсом.

Зураб Соткилава – «Не пой, красавица, при мне» (1978).

До наших дней дошли и анекдотические ситуации с участием великого поэта и женщин. Чувства юмора светилу литературы было не занимать, и подтверждение тому служит следующая история:

Варвара Николаевна Асенкова (1817—1841).

«В те годы в театре блистала актриса по фамилии Асенкова; поклонников у нее хватало, однако Пушкин не входил в их число. На одном из спектаклей с участием этой примы поэту довелось сидеть рядом с двумя ее почитателями. Видя, что Пушкин не аплодирует Асенковой, да и что восторга особого постановка у него не вызывает, соседи назвали поэта дураком. На это заявление Пушкин невозмутимо ответил, что дал бы им по оплеухе, да боится, Асенкова подумает, что он ей аплодирует».

№104 «Что в имени тебе моём?».

Будучи в ссылке в Одессе, Александр Сергеевич Пушкин повстречался с Каролиной Собаньской, графиней. Этот роман остался в памяти поэта как самое светлое и знаменательное любовное приключение, связавшее их сердца искренними чувствами, как казалось на тот момент Пушкину. Как и любое другое «курортное» романтическое отношение между двумя людьми – оно быстро угасло и пропало сразу после того, как поэт возвратился на родину. Спустя несколько лет Пушкин обручается с будущей супругой Натальей, но в какой-то момент понимает, что этот шаг не правильный, ошибочный, и решает вернуться к Каролине, предложив ей стать его женой. Неожиданный отказ графини от предложения руки и сердца поэта разбивает Пушкину сердце, и заставляет поэта погрузиться в депрессивное состояние, вернуться к Натали, и собрав остатки чувств написать стихотворение «Что в имени тебе моем?».

Каролина Собаньска, ур. Ржевуская (1795 - 1885).

Философское произведение «Что в имени…» можно отнести к лирическому медиативному стихотворению, в котором выражены эмоции, переживания, беспокойство по поводу человеческой жизни и взаимоотношений в целом.

Главный вопрос, заданный поэтом в стихотворении, является риторическим, а, так же, содержит в себе ответ. Несмотря на робость и боязнь получить отказ, Пушкин все равно поехал к возлюбленной, с небольшой надеждой на взаимность и светлое будущее.

Сергей Шапошников – «Что в имени тебе моём?».

Боль и душевные терзания поэта тонкой связывающей нитью пронизывают все стихотворение, задев струны души каждого читателя и показав, в каком состоянии была душа поэта после полученного отказа от любимой женщины.

№105 «Анчар - древо смерти».

«Анчар» – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно.

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.

Александр Пирогов – «Анчар - древо смерти».

Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека, для усиления этой мысли Пушкин использует антитезу – противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон природы.

Борис Христов – «Анчар - древо смерти».

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка”, который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

№106 «Пророк».

Духовная ода «Пророк» – хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль Александра Пушкина, его умение вкладывать идею в метафоричные выразительные образы. История создания произведения связана с печальным событием – казнью друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.

Федор Шаляпин – «Пророк».

Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Критики неоднозначно восприняли пушкинское творение, так как считали, что им поэт пытался вознести себя над другими служителями пера.

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для её раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

№107 «Поэт».

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своём имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Сергей Шапошников – «Поэт».

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чём состоит суть поэтического дара, он провёл свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливает собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Стихотворение посвящено “вечной” теме миссии поэта в обществе, но на этот раз она рассматривается с неожиданной стороны. Пушкин высказывает мысль о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.

№108 «Эхо».

Пушкин очень остро чувствовал огромное значение поэта в обществе. Большое количество произведений он посвятил важнейшим проблемам своего времени. При этом поэт видел, что его призывы к добру и справедливости не находят отклика в современниках. Свое горькое разочарование он описал в стихотворении «Эхо». Стихотворение было написано в 1831 г. и напечатано в альманахе «Северные цветы» за 1832 год. Осенью 1831 г. Пушкин жил с женой в Царском Селе, где они пережидали холерный карантин. Это было счастливое время в жизни поэта, занятое работой и общением с семьёй и с друзьями.

Сергей Шапошников – «Эхо».

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Оно раскрывает сущность поэта, сопоставляя его деятельность с физическим явлением эха. Реалисты-прозаики описывали труд писателя как воспроизведение всего того, что он видит в зеркале, которое несут по дороге. Реалист Пушкин описывает дело поэта, используя образ звука, а не света, но суть остаётся той же: писатель отражает жизнь.

№109 «Гречанке».

В июне 1821 года в Кишинёве Пушкин познакомился с юной гречанкой Калипсо Полихрони. Барышня не считалась среди современников первой красавицей, но всё же ей удалось пленить сердце поэта своей экзотической внешностью. Кроме того, стихотворец был заинтригован легендой о связи Калипсо с английским поэтом Байроном. Неудивительно, что свои впечатления об этой необыкновенной девушке поэт выразил в своих сочинениях.

Одно из стихотворений, посвящённое Калипсо Полихрони, называется «Гречанке». Оно было создано 21 июня 1822 года, а в 1823 году его впервые напечатали в литературном альманахе «Полярная звезда». Произведение не разделено на строфы и представляет собой монолог лирического героя, в качестве которого выступает сам автор.

Калипсо Полихрони (рис. А.С. Пушкина).

Речь поэта обращена к героине. С первых строк автор говорит о ней как о музе:

Ты рождена воспламенять

Воображение поэтов…

Пушкин уделяет большое внимание характеру своей гречанки. Он рисует обворожительный образ. Героиня обладает «любезной живостью приветов», то есть она жизнерадостна и добродушна, но вместе с тем исполнена достоинства. Это можно почувствовать благодаря выражению «в твоей груди самолюбивой».

Необычность натуры девушки проявляется и в её внешности. Автор акцентирует внимание на её жгучем взгляде, охарактеризованном фразой «блистанье зеркальных очей». В эпитете «ножкою нескромной» чувствуется любование не только изящной частью тела, но и игривым нравом.

Зара Долуханова – «Гречанке».

Как и самого Пушкина, лирического героя стихотворения интересует, действительно ли она служила музой знаменитому Байрону. Авторы выведывает это сокровенное знание с помощью вопросов, в которых зашифровано имя этого поэта. Александр Сергеевич называет его «певец Леилы», указывая на одну из байроновских героинь.

В этой части произведения комплименты героине сменяются восторгами в адрес её предполагаемого поклонника. Собрата по поэтическому ремеслу автор наделяет пышными эпитетами: «поэт мучительный и милый», «страдалец вдохновенный», «волшебник» с «лирою счастливой». Словами лирического героя поэт признаётся, что испытывает чувство ревности, но обрывает себя в тот момент, когда его мысли о связи юной гречанки с «певцом Леилы» заходят слишком далеко:

Невольный трепет возникал

В твоей груди самолюбивой,

И ты, склонясь к его плечу…

После умолчания поэт объясняет героине, почему он сдержан в её отношении. «Боюсь: неверно всё, что мило», – признаётся поэт, завершая стихотворение.

Константин Плужников, Юрий Серов – «Гречанке».

«Гречанке» представляет собой интересный пример восторженной оды женской красоте и её воздействию на душу творца. Одновременно Александр Сергеевич отразил и своё восхищение талантом лорда Байрона, что показывает многогранность его собственного поэтического дара.

№110 «Ненастный день потух…»

Адресатом произведения Александра Сергеевича Пушкина «Ненастный день потух…» принято считать графиню Елизавету Ксаверьевну Воронцову, с которой поэт познакомился в Одессе.

Стихотворение написано в 1824 году. Его автору исполнилось 25 лет, и он находится в ссылке в одном из имений своей семьи — селе Михайловском. Положение усугубляет разлад с отцом. Впрочем, поэт много пишет, память возвращает ему имена и лица — так рождаются и стихи, адресованные, предположительно, Е. Воронцовой. Есть сомнения также, что чувство поэта было взаимным, впрочем, стихотворение говорит о другом. По жанру — любовная лирика, по размеру оно похоже на разноударный дольник, рифмовка кольцевая, смежная, перекрестная, деления на строфы нет. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — сам автор. Одна и та же луна на небе, но над какими разными краями она восходит! Там, где сейчас поэт — «ненастной ночи мгла», там, где его утраченная возлюбленная — «воздух напоен теплотой, море движется под голубыми небесами». То есть, на юге еще, быть может, не стемнело, как здесь, на севере под Псковом.

Елизавета Ксаверьевна Воронцова, ур. Браницкая (1792 - 1880).

Похоже, поэт хорошо изучил свою любимую, он знает, что в этот час она в одиночестве спускается к морю. «Сидит печальна и одна». Было время, когда они спускались к морю вместе, и она улыбалась. Теперь же ничьи уста ее не касаются (здесь поэт не может удержаться от перечисления, которое красноречиво передает его страсть). Она сама решила так. «Я спокоен»: поэт уверен, что минувший год — не срок для этого чувства, его избранница верна его памяти. «Никто ее любви небесной не достоин» — почти запальчиво утверждает А. Пушкин. И тут же умоляюще переспрашивает: не правда ль, ты одна, ты плачешь. Невозможность свидания наводит на него «мрачную тоску». «Но если…»: обычно эту строку принято трактовать в том духе, что «но если судьба позволит нам вновь увидеться», однако ее можно понимать и как скрытую угрозу ревнивого, страдающего сердца. Сознавая свое бессилие, поэт не может ни утешить, ни обжечь свою возлюбленную подозрением.

Борис Гмыря – «Ненастный день потух…»

Кто знает, не забыла ли она его? Мысль об этом ему невыносима. Вообще, здесь можно видеть, как недосказанность, авторское умолчание (в череде многоточий; новаторский прием для того времени), так и незавершенность самого стиха. В Михайловском Пушкин не расстается с перстнем, подаренным ему Е. Воронцовой, с новой глубиной, более зрело, размышляет о любви и разлуке.

При написании поста использованы материалы найденные в сети.


Песни иромансы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 1. (1-20)

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 2 (21-40).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 3 (41-60).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 4 (61-80).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 5 (81-100).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 7 (111-119).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 8 (141-160).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 9 (161-180).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 10 (181-200).

Комментариев нет:

Отправить комментарий