воскресенье, 15 ноября 2020 г.

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 1.

1. «Адель» (Михаил Глинка).

Александр Николаевич Серов, видный русский композитор, вспоминал, с каким совершенством пел его собрат по перу Михаил Глинка свои романсы. Однажды Серов спросил коллегу композитора, в чем причина выразительности его пения. Глинка ответил: «Дело… очень просто само по себе; в музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьёзное, строгое выражение. Учителя пения обыкновенно не обращают внимания, но истинные певцы, хорошо знают эти ресурсы»

Слова композитора по праву можно отнести к творчеству Нины Дорлиак. В исполнении знаменитой певицы мы слушаем романс «Адель», написанный Михаилом Глинкой во время его пребывания в Варшаве в 1849 году.

Звучит концертная запись Нины Дорлиак, сделанная в Малом зале Московской консерватории 21 ноября 1953 года. Аккомпанирует певице Святослав Рихтер.

2. «Анчар» (Антон Аренский).

Композитор Антон Аренский в совершенстве владел секретом хоровой пластики. Пушкинская лира, ее возвышенный строй, благородная напевность стиха родственны музыкальному таланту Аренского, романтически одухотворенному, изысканному, тонкому. Гениальная способность поэта облечь мысль в звучные поэтические формы поражает тем сильнее, чем ближе стих с музыкой в подлинном смысле...

Произведение «Анчар», написанное Антоном Аренским на стихотворение Александра Пушкина 1828 года, по сути, это стихи, «волшебной силой песнопенья» вознесшиеся на новую поэтическую, художественно-образную ступень. Мрачно величавый анчар – «грозный часовой вселенной», властолюбивый, непобедимый владыка, повелевший рабу принести смертоносный яд, - эти могучие образы начертаны композитором с покоряющей силой музыкального выражения.

3. «Близ мест, где царствует...» (Александр Глазунов). Поёт Константин Плужников, Марина Пишук.

«Близ мест, где царствует Венеция златая…» - романс на это стихотворение Александра Пушкина создан тёзкой поэта - композитором Александром Глазуновым. Он относится к числу редко исполняемых произведений.

4. «Буря мглою небо кроет» (народная песня). 

«Зимний вечер» - популярный романс, известный также под названием «Буря мглою небо кроет», на пушкинское стихотворение написан композитором Михаилом Яковлевым. Знатокам жанра хорошо известен также вариант романса на музыку Николая Метнера. Но вот пример, когда пушкинское стихотворение стало народной песней – казачьей народной песней.

Лет тридцать назад Виктором Захарченко - художественным руководителем Кубанского казачьего хора в станице Дядьковской (родной станице Виктора Гавриловича) была записана народная песня на пушкинские стихи «Буря мглою небо кроет» - строки «Зимнего вечера». Хор включил эту песню в свой репертуар и в 1981 году записал на грампластинку. Солист хора Анатолий Лизвинский.

5. «В крови горит огонь желанья» (Михаил Глинка).

Жанр застольной песни сравнительно широко представлен в вокальном творчестве композитора Михаила Глинки.

Это единственная разновидность романсового творчества, в которой отразилось во всей целостности жизнерадостное, оптимистическое восприятие жизни композитором. Застольная песня у него всегда связана с радостью дружеских встреч, шумным весельем, гусарским пиршеством. Иногда даже любовный романс может быть причислен к этому жанру, хотя напрямую в нем ничто не напоминает застольной атмосферы. К примеру – романс «В крови горит огонь желанья». Страстный любовный порыв, запечатленный в этом пушкинском романсе, провозглашает «здравицу жизни».

Звучит голос Марии Максаковой.

6. «Вакхическая песня» (Александр Глазунов).

Некоторые стихотворения Александра Сергеевича Пушкина у русских композиторов по-прежнему пользуются большой популярностью – существует по несколько вариантов романсов на одни и те же пушкинские строки.

Романс «Вакхическая песня» относится именно к таким произведениям. Одним из композиторов, обратившихся к этому стихотворению 1825 года, был Александр Глазунов.

Его романс «Вакхическая песня» или «Что смолкнул веселия глас» (названный так по первой строке стихотворения) мы слушаем на французском языке в записи Федора Ивановича Шаляпина.

7. «Вакхическая песня» (Сергей Танеев).

Романсы Сергея Ивановича Танеева, к сожалению, не очень широко известны и по сей день. В то время как композитор, живший еще на рубеже 19-20 веков, писал музыку на стихи Василия Жуковского, Николая Языкова, Гаврилы Державина, Михаила Лермонтова, Александра Пушкина и других именитых поэтов.

А исследователи творчества композитора, в частности, отмечали: «Сочинения Танеева, а в числе их романсы его, подобны хорошим стихам, в которые неоднократно вчитываешься, и каждый раз это ведет к открытию еще более главного, еще более важного в них, тогда как первое впечатление указывало только на мастерство, ум и строгость стиля».

«Вакхическая песня» Сергея Танеева на стихотворение Александра Пушкина 1825 года звучит в исполнении Сергея Мигая и Георгия Нэлеппа.

8. «Весёлый пир» (Анатолий Новиков).

В отличие от романсов, хоровых произведений на стихи Александра Сергеевича Пушкина создано немного. Песню «Веселый пир» на пушкинское стихотворение 1819 года написал спустя почти полтора века композитор Анатолий Новиков. Эта песня входила в репертуар многих хоровых коллективов, что нашло отражение и в грамзаписи.

Вот одно из наиболее любопытных исполнений песни «Веселый пир» хором студентов IV-V курсов Московской консерватории (руководитель П.Антонов).

9. «Возрождение» (Дмитрий Шостакович).

Стихотворение «Возрождение», в котором говорится о картине Рафаэля «Мадонна с безбородым Иосифом», выставленной после реставрации в Эрмитаже, сочинено Александром Пушкиным в 1819-ом году. Однако, впервые опубликовано было лишь спустя девять лет – в 1828-ом в «Невском альманахе».

Романс «Возрождение» появился и того позже. Его автор Дмитрий Шостакович. В 1936-ом году на суд публики были представлены четыре романса композитора на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Этот небольшой вокальный цикл Дмитрия Шостаковича - «своеобразная лирическая исповедь, повествующая о жизни и смерти, о быстротечности житейских радостей и вечности творческого гения»...

Полный «эпического раздумья» романс «Возрождение», открывавший этот цикл, мы слушаем в записи Сергея Яковенко.

10. «Ворон» (Николай Метнер).

«На стихи Пушкина, начиная от его современников, сочинялись романсы самого разного достоинства, - отмечает в книге “Забытые страницы русского романса” певец Константин Плужников. - Среди этих романсов есть весьма слабые, принадлежащие перу дилетантов и даже профессионалов. В эпоху же композитора Николая Метнера острой была проблема, как писать на стихи Пушкина? Сохранять стиль и язык предшествующей эпохи или искать новое - главное, свое - выражение мыслей, образов поэта? На стихи Александра Сергеевича Пушкина Николаем Метнером написаны 32 романса. Зачастую композитор обращался к стихам, уже положенным на музыку, находя в них новые краски, по-новому расставляя акценты». Последний прижизненный сборник романсов Николая Метнера был опубликован в 1931 году в Лейпциге издательством Циммермана под названием «Семь песен на стихотворения Пушкина»

Одно из этих произведений - романс «Ворон к ворону летит...» мы сейчас услышим в исполнении Олега Погудина.

11. «Восточный романс» (Александр Касьянов). 

В стихотворении «Нет, не черкешенка она» Александр Пушкин пишет о своей однофамилице. Встретившись с ней в Москве, поэт посватался за нее. Однако получил отказ. Вскоре эта женщина вышла замуж за другого.

И все же, к кому именно обращено стихотворение «Нет, не черкешенка она», исследователями творчества Пушкина так и не установлено.

Стихотворение датировано 1826 годом. А романс на него был написан спустя век композитором Александром Касьяновым. «Восточный романс» - так озаглавил его композитор - звучит в исполнении Ксении Михайловой.

12. «Где наша роза» (Михаил Глинка). 

Стихотворение «Роза» принадлежит перу юного (16-летнего) лицеиста Александра Пушкина. В первоначальной (лицейской) редакции стихотворение заметно отличалось от варианта, опубликованного 11 лет спустя в сборнике сочинений поэта.

Известно три редакции романса «Где наша роза», написанного композитором Михаилом Глинкой в 1838 году в Петербурге. Быть может, мелодия этого романса, светлая и невыразимо печальная, порождена первыми раздумьями о бренности бытия, быстротечности времени, безвозвратно уходящей молодости…

Согласно символике, сложившейся еще в античном мире, роза означает любовь, а лилия – непорочность.

Романс Михаила Глинки на стихотворение Александра Пушкина «Где наша роза» мы слушаем в записи Ивана Семеновича Козловского.

13. «Девицы-Красавицы» (Александр Даргомыжский). 

Любимым поэтом композитора Александра Сергеевича Даргомыжского был Александр Пушкин. На склоне лет композитор признается: «Опять тезка!.. Что делать, не могу шагнуть без него!».

Но и ранее, в сороковые годы 19-го века, когда еще не многие композиторы оценили особую музыкальность поэзии русского гения (как известно, большим почитателем Александра Пушкина был Михаил Глинка, бесценные вокальные миниатюры которого на его стихи являются жемчужиной русской вокальной музыки), Даргомыжский неоднократно обращался к творчеству поэта.

Звучит песня Александра Даргомыжского на слова Александра Сергеевича Пушкина «Девицы-Красавицы». Поют Зара Долуханова и Галина Сахарова.

14. «Девицы-Красавицы» (Даниил Кашин).

К числу малоизвестных пушкинских романсов относится сочинение композитора Даниила Кашина «Девицы-Красавицы».

Даниил Никитич Кашин – выходец из крепостной среды, учился у итальянского композитора Джузеппе Сарти, работавшего в 19 столетии в России.

Одним из первых русских композиторов Кашин начал выступать в концертах как пианист и дирижер. Получив вольную, Даниил Кашин поселился в Москве – организовал «Музыкальный класс», преподавал в Московском университете. Композитору принадлежат многочисленные обработки народных песен, неоднократно издававшиеся вплоть до нашего времени.

«Девицы-Красавицы» (Даниил Кашин) - Народная артистка России Ольга Синицына (сопрано), Заслуженная артистка России Галина Повещенко (фортепиано).

15. «Для берегов отчизны дальной» (Александр Бородин).

Композитором Александром Бородиным написано всего 18 романсов. Несомненно, самым известным произведением в этом жанре является элегия на слова Александра Пушкина «Для берегов отчизны дальной». «От начала и до конца музыка элегии подчинена одному образу, одному настроению. В мелодии, в ритме, в фактуре сопровождения - удивительная сосредоточенность и цельность, но печаль и скорбь смягчаются лирической теплотой, искренним, глубоким чувством. Это одна из лучших элегий в сокровищнице русского романса», - восторгались критики и рецензенты.

Романс Александра Бородина «Для берегов отчизны дальной» исполняет Дмитрий Хворостовский.

16. «Для берегов отчизны дальной» (Николай Римский-Корсаков). 

Творческое наследие композитора Николая Римского-Корсакова заняло 45 музыкальных и 6 книжных томов.

По семейной традиции Римского-Корсакова ждала судьба флотского офицера. Он окончил Морской кадетский корпус, но за год до окончания учебы познакомился с композиторами Милием Балакиревым, Модестом Мусоргским, Цезарем Кюи и, со всем пылом юности увлекшись заманчивыми идеями балакиревского музыкального кружка, серьезно занялся музыкой.

Если верить портрету Ильи Репина, написавшего Римского-Корсакова спустя тридцать лет, то мы видим серьезного, утомленного человека, сосредоточенно глядящего перед собой. Он и был человеком строгим, суровым, вынужденным всю жизнь неустанно трудится. Николай Андреевич Римский-Корсаков был профессором консерватории, одним из музыкальных руководителей Придворной певческой капеллы, инспектором военных оркестров Морского ведомства, был постоянным дирижером симфонических оркестров и примерным отцом семерых детей, за что критик Владимир Стасов его нередко упрекал, считая, что композитор, не должен отвлекаться от творчества из-за дел семейных. Вот так вот.

В одной из музыковедческих статей читаем: «Может быть только в романсах Римский-Корсаков приоткрывает свое истинное душевное состояние, не пряча его за пышными, виртуозно и красочно оркестрованными пластами музыки своих симфоний и опер…»

Звучит романс Николая Римского-Корсакова на стихотворение Александра Пушкина «Для берегов Отчизны дальней». Поет известный в 1920-е - 50-е годы баритон Андрей Иванов. 

17. «Если жизнь тебя обманет» (А.А. Алябьев). 

«Если жизнь тебя обманет». Это стихотворение Александра Пушкина впервые было опубликовано в 1825 году в научно-литературном журнале «Московский телеграф».

Стихотворение записано Александром Сергеевичем в альбом Евпраксии Вульф, дочери близкого знакомого Пушкина помещицы из села Тригорское Прасковьи Осиповой.

Один из романсов на это сочинение поэта принадлежит перу А.А. Алябьева, известного композитора 19-го века.

Романс «Если жизнь тебя обманет» мы слушаем в исполнении певицы Юлии Зиганшиной. 

18. «Если жизнь тебя обманет» (Георгий Свиридов).

Среди романсов 1930-х годов 20 века, созданных на стихи Александра Пушкина, безусловно, обращает на себя внимание цикл из шести произведений молодого, тогда еще малоизвестного, студента Ленинградского музыкального техникума Георгия Свиридова. Двадцатилетний композитор создал вокальный цикл, который не только принес автору успех и признание, но и знаменовал собой начало большого и славного творческого пути ныне всемирно известного композитора Георгия Васильевича Свиридова.

На протяжении всей творческой биографии Свиридов обращался к поэзии Пушкина. Он создал свою музыкальную пушкиниану.

Песня «Если жизнь тебя обманет…», написанная на одноименное стихотворение 1825 года, «подобно древнегреческой эпиграмме, выражающей мудрое жизненное кредо: принятие мира с его радостями и печалями, - отмечает музыкальная критика, - музыка несется вперед в ритме стремительной тарантеллы. Это образ неудержимого летящего времени... Думается, в многократно повторяющихся словах: «Сердце временем живет…» - ключ к пониманию этой пьесы».

«Если жизнь тебя обманет…» - студенческий хор Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель – Эдуард Кротман.

19. «Есть в России город Луга» (Георгий Свиридов). 

Композитор Георгий Свиридов начинал свою творческую музыкальную биографию с написания романсов на слова Александра Пушкина. Затем им были созданы и знаменитые иллюстрации к повести «Метель», и хоровые произведения на стихи поэта. «Свиридов - замечательный мастер хора, виртуозно владеющий его выразительными средствами. И эта виртуозность подчинена глубокому содержанию самой музыки», - читаем в одной из статей, посвящённых творчеству Георгия Свиридова. Хоровая миниатюра «Есть в России город Луга» написана на стихи молодого Пушкина, путешествовавшего в 1817 году в село Михайловское. В этом хоре «по-народному широкие, энергичные фразы раскрывают таящиеся за насмешкой, за шуткой любование полного сил молодого поэта родной страной».

Произведение Георгия Свиридова «Есть в России город Луга» мы слушаем в записи 1982 года Ленинградской государственной академической капеллы имени Михаила Глинки под управлением Владислава Чернушенко.

20. «Желание» (Николай Римский-Корсаков). 

Многие из романсов Николая Андреевича Римского-Корсакова (а композитором на стихи русских поэтов создано 79 романсов!) считаются классическими, особенно те, «в которых ярко проявился особый музыкальный язык, во многом отличный от музыкального языка его опер. Если оперы Римского-Корсакова были насыщены интонациями народной музыки, то его романсы - совершенно особая звуковая область, часто не связанная с народно–песенными истоками».

В исполнении знаменитого баса, солиста Большого театра Марка Рейзена звучит один из романсов пушкинского цикла Николая Римского-Корсакова - «Медлительно влекутся дни мои» («Желание»). Архивная запись 1947 года.

При написании поста использованы материалы сайта: https://pesni.retroportal.ru

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 2 (21-40).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 3 (41-60).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 4 (61-80).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 5 (81-100).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 6 (101-120).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 7 (121-140).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 8 (141-160).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 9 (161-180).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 10 (181-200).


Под катом вы можете ознакомится с 20-ю романсами и песнями, написанными на стихи А.С. Пушкина.

«200 романсов и песен, написанных на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч.1 (1-20)».


1. Глинка - Нина Дорлиак, Святослав Рихтер - Адель.mp3

2. А.С. Аренский (СПб акад капелла дир Григорий Сандлер) - Анчар.mp3

3. Константин Плужников, Марина Пишук - Близ мест, где царствует Венеция златая.mp3

4. Кубанский казачий хор - Буря мглою небо кроет.mp3

5. Глинка - Мария Максакова - В крови горит огонь желанья.mp3

6. А.К. Глазунов - Фёдор Шаляпин - Вакхическая песня.mp3

7. Танеев - С. Мигай (баритон), Г. Нэлепп (тенор) - Вакхическая песня.mp3

8. А.С. Пирогов - Е. Нестеренко - Я люблю весёлый пир.mp3

9. Д. Шостакович - Сергей Яковенко (М. Гринберг) - Возрождение.mp3

10. Николай Метнер, Ода Слободская - Ворон к ворону летит (op.52_2).mp3

11. А. Касьянов - Юрий Ельников - Восточный романс.mp3

12. Глинка - Иван Козловский - Где наша роза.mp3

13. А. Даргомыжский - Дуэт Элегия - Девицы-красавицы.mp3

14. Кашин Даниил Вавилов Владимир - Элегия.mp3

15. А.П. Бородин - А. Батурин - Для берегов отчизны дальной.mp3

16. Н.А. Римский-Корсаков - Для берегов отчизны дальной. op.26 №3.mp3

17. Дюбюк - Евгения Смольянинова - Если жизнь тебя обманет.mp3

18. Г. Свиридов - Если жизнь тебя обманет.mp3

19. Г. Свиридов - Хор п.у Г.Чернова - Есть в России город Луга.mp3

20. Н.А. Римский -Корсаков - К. Плужников - Желание.mp3


Скачать:

https://yadi.sk/d/CCc8cyRynmQB-Q

Комментариев нет:

Отправить комментарий