Канон
Пахельбеля (PWC 37, T. 337, PC 358), также известный как «Канон в ре мажоре»
(нем. Kanon und Gigue in D-Dur, англ. Canon and Gigue in D major for three
Violins and Basso Continuo) является самым знаменитым произведением немецкого
композитора эпохи барокко Иогана Пахельбеля (Johann Pachelbel). Первоначально
оно было написано для трёх скрипок и генерал-баса.
Ни дата,
ни обстоятельства создания канона неизвестны (предполагаемые даты варьируются
от 1680 до 1706 года), а самая старая сохранившаяся рукописная копия пьесы (Mus.MS
16481/8) датируется 19 веком. Другой экземпляр, ранее хранившийся в Hochschule
der Künste в Берлине, считается утерянным. Исследователь творчества композитора
Ханс-Иоахим Шульце предположил, что пьеса могла быть написана для состоявшейся 23
октября 1694 года свадьбы Иоганна Кристофа Баха, на которой присутствовал
Пахельбель. Канон (без сопроводительного текста) был впервые опубликован в 1919
году музыковедом Густавом Бекманном, который включил партитуру в свою статью о
камерной музыке Пахельбеля. Исследования Бекманна были поддержаны редактором
Максом Зайффертом, который в 1929 году опубликовал свою аранжировку пьесы в серии
«Organum». Однако это издание содержало множество артикуляционных знаков и
динамики, которых не было в оригинальной партитуре. Кроме того, Зайфферт поставил
временные рамки, которые он считал подходящими для пьесы, что не было
подтверждено более поздними исследованиями. Канон Пахельбеля впервые был
записан в 1940 году Артуром Фидлером.
Как и
другие произведения Пахельбеля, канон оставался в тени на протяжении более чем двух
с половиной веков. Аранжировка 1968 года и ее запись камерным оркестром под
руководством французского дирижера Жана-Франсуа Пайяра (Jean-François Paillard)
существенно изменила судьбу произведения. Это исполнение было выполнено в более
романтическом стиле, в значительно более медленном темпе, чем раньше, и
содержало части облигато, написанные Пайяром. Запись Пайяра была выпущена в
июне во Франции лейблом «Erato Records» как часть пластинки, которая включала концерт
для трубы Иоганна Фридриха Фаша и другие произведения Пахельбеля и Фаша.
В июле
1968 года греческая группа «Aphrodite's Child» выпустила сингл «Rain and Tears»,
который представлял собой барочную рок-адаптацию канона Пахельбеля. В то время
группа записывалась во Франции, хотя неизвестно, вдохновила ли их именно запись
Пайяра. Сингл имел успех, заняв 1-е место в поп-чартах различных европейских
стран. Несколько месяцев спустя, в октябре 1968 года, испанская группа «Los Pop-Tops» выпустила сингл
«Oh Lord, Why Lord», который также был основан на каноне Пахельбеля. Опять же,
неизвестно, знали ли они о релизах, выпущенных ранее. «Oh Lord, Why Lord» была
перепета американской группой «Parliament» на их альбоме «Osmium» 1970 года.
В 1970
году запись Пайара передала радиостанция классической музыки из Сан-Франциско и
канон получил большую известность в Калифорнии. В 1974 году «London Records»,
зная об интересе слушателей к произведению, переиздали альбом 1961 года «Corelli
Christmas Concerto» в исполнении Штутгартского камерного оркестра. Релиз, как оказалось,
содержал произведение, теперь известное как «Pachelbel Kanon: the
Record That Made it Famous and other Baroque Favorites» и стал самым продаваемым классическим
альбомом 1976 года. Его успех привел к тому, что многие другие
звукозаписывающие компании выпустили собственные записи этого произведения.
В 1977
году лейбл «RCA Red Seal» переиздал оригинальный альбом «Erato Records» в США и
других странах. В США это был шестой самый продаваемый классический альбом 1977
года. (Два других альбома, содержащих канон Пахельбеля, попали в чарты этого
года: альбом «Stuttgart Chamber Orchestra» под №17, и еще один альбом с записью
Пайяра, «Go For Baroque!» под №13.) Запись Пайяра заняла видное место в
саундтреке к фильму 1980 года «Обычные люди». Альбом «Erato / RCA» продолжал
подниматься в чарте Billboard Classical Albums, и в январе 1982 года он достиг 1-й
позиции, где оставался до мая 1982 года, когда был выбит с первого места
альбомом с каноном Пахельбеля в исполнении Академия старинной музыки под руководством
Кристофера Хогвуда.
Канон был
выбран для саундтрека к популярному американскому телесериалу PBS 1980 года
Карла Сагана «Космос: личное путешествие». В 1982 году пианист Джордж Уинстон
включил свои «Вариации на тему Канона Иоганна Пахельбеля» в свой сольный
фортепианный альбом «December», который был продан тиражом более трех миллионов
экземпляров.
В 2002
году продюсер поп-музыки Пит Уотерман назвал Канон Иоганна Пахельбеля «крестным
отцом поп-музыки, потому что мы все использовали его в течение последних 30
лет». Он также сказал, что сингл Кайли Миноуг 1988 года «I Should Be So Lucky»,
который стал №1 в Великобритании, был вдохновлен каноном Пахельбеля.
В сингле группы
«The Farm» 1990 года «All Together Now» последовательность аккордов взята
непосредственно из канона Пахельбеля.
Гимн
Советского Союза и сегодняшний гимн Российской Федерации также восходит к
знаменитому канону. Хоты официально музыку для гимна написал Александр
Васильевич Александров, есть подозрение, что образцом для мелодии послужил канон
Пахельбеля. Кавер песни «Go West» 1993 года дуэта «Pet Shop Boys» имеет
сходство этой песни как с каноном Пахельбеля, так и с гимном СССР.
Аккордовая
последовательность из канона была использована в нескольких поп-хитах, начиная
со шлягера «Go West» диско-группы «Village People» (1979), и заканчивая рэп
исполнителем Coolio в его песне «C U When U Get There» 1997 года.
В конце
2005 года на YouTube появилась аранжировка для электрогитары гитариста JerryC
из Тайваня.
В 2012 году британская ритуальная компания «Co-Operative Funeralcare» составила список наиболее популярной классической, современной и религиозной музыки, прозвучавшей на похоронах. Канон Пахельбеля занял второе место в классическом чарте, после произведения Эдварда Элгара «Нимрод».
Комментариев нет:
Отправить комментарий