вторник, 5 января 2021 г.

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 4.


№61. «Отцы-пустынники...».

Стихотворение «Отцы-пустынники...» было написано Александром Пушкиным в 1836 году (незадолго до гибели поэта).

Олег Погудин – «Отцы пустынники и жены непорочны, Владыко дней моих».

А романс на это стихотворение появился только в 20-ом веке. Автор его Александр Гречанинов. Композитором создано около ста романсов. Однако в нашей стране они практически неизвестны, к ним мало обращались отечественные вокалисты. С 1925 года Александр Гречанинов жил и творил за рубежом. Поэтому, можно сказать, романсовое наследие композитора мы лишь сейчас открываем для себя.

№62. «Редеет облаков летучая гряда».

«Жизнь композитора Николая Римского-Корсакова - это пример редкой целеустремлённости, благоговейного служения родному искусству. Он творил в одно время с Петром Чайковским, другими талантливыми русскими композиторами и, избегая отклонений, заимствований, шёл вперёд своим путём, увлекая за собой и других, особенно молодых композиторов, стараясь привить им горячее, дерзновенное чувство художественного нетерпения, поиска, огня. Такой он был в преподавании, в оперном и симфоническом творчестве. Таким Римский-Корсаков был и в своих романсах. Лучшим романсом Николая Андреевича Римского-Корсакова считается акварельный, выразительный звуковой пейзаж «Редеет облаков летучая гряда», в котором, однако, выражена и глубокая философская мысль, - отмечают музыковеды, - композитор достигает в этом романсе, созданном на стих Пушкина, редкой пластичности, музыка его прозрачна и ясна».

Романс «Редеет облаков летучая гряда» мы слушаем в архивной записи знаменитого тенора Сергея Яковлевича Лемешева.

№63. «Романс молодого цыгана».

Год 1892-й стал этапным в музыкальной жизни композитора Сергея Рахманинова - он досрочно (на год раньше) окончил Московскую консерваторию по классам композиции и фортепиано. Дипломной работой по композиции явилась одноактная опера «Алеко» (на либретто Владимира Немировича-Данченко по поэме Александра Пушкина «Цыганы»), которую молодой автор написал за три с небольшим недели, представив её ранее установленного срока. «Как только мне дали либретто “Алеко”, - вспоминал композитор, - я со всех ног помчался домой. Боялся потерять хотя бы минуту... Сгорая от нетерпения, я уже чувствовал, как музыка к пушкинским стихам вздымается и закипает во мне. Только бы мне сесть за фортепиано - я знал, что был готов сымпровизировать половину оперы». Рахманинову оказались на редкость близки драматический пафос и романтическая красочность пушкинских «Цыган». Вдохновенное, поразительно уверенное для юного автора осуществление замысла сделало это произведение Сергея Рахманинова ценным вкладом в сокровищницу русской оперной классики. Одним из наиболее известных фрагментов оперы Сергея Рахманинова «Алеко» стал «Романс молодого цыгана».

Романс молодого цыгана из оперы С.В. Рахманинова «Алеко» в исполнении Константина Плужникова (1974).

№64. "Романс молодого цыгана".

Композитор Сергей Рахманинов писал: «Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, - это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце». Словами Рахманинова можно по-праву охарактеризовать творчество шведского певца (русского по происхождению) Николая Гедды.

Гедда – прекрасный исполнитель русских народных песен, романсов, оперных партий. И в этом не раз убеждались отечественные поклонники вокального искусства, слушая певца в концертах во время его гастролей или в записях на грампластинках, выходивших в нашей стране.

Прежде чем в исполнении Николая Гедды прозвучит «Романс молодого цыгана» из оперы Сергея Рахманинова «Алеко», немного из истории постановок оперы.

Ровно сто лет назад Пушкинский комитет соединенных литературных и художественных обществ устроил торжественный вечер в ознаменование столетнего юбилея поэта, в котором участвовали ведущие артисты Мариинского театра. В тот вечер в Таврическом дворце Петербурга впервые давали оперу Сергея Рахманинова «Алеко»...

№65.  В этом выпуске рубрики мы послушаем редко исполняемый романс Александра Даргомыжского на стихотворение Александра Пушкина «Рыцари».

Композитор Александр Даргомыжский считается ближайшим приемником Михаила Глинки. Он появился в 30-ых годах девятнадцатого века в петербургских аристократических салонах и скоро обрел славу талантливого пианиста и исполнителя романсов. Вот такой исторический факт: сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева, услышав в исполнении Александра Даргомыжского романс Михаила Глинки «Только узнал я тебя», нарекла Даргомыжского «новоявленным гением».

На стихи Пушкина Александр Даргомыжский написал несколько десятков романсов, он автор опер «Русалка» и «Каменный гость», созданных на сюжеты пушкинских произведений.

Романс «Рыцари» мы слушаем в исполнении солистов Большого театра Пантелеймона Норцова и Сергея Лемешева. Звучит архивная запись 1930-х годов.

№66. Стихотворение «Слеза» относится к лицейскому периоду творчества Александра Сергеевича Пушкина. Написано оно было в 1815 году. Спустя десять лет положено на музыку современником Пушкина, композитором Михаилом Яковлевым. Яковлев – автор нескольких популярных пушкинских романсов. «Слеза» – наиболее редко исполняемый из них.

Олег Погудин «Слеза». Концерт «Пушкин. Лермонтов» в КЗ Филармония-2, Москва (19.02.2016 г.).

№67. Творческое наследие композитора Цезаря Кюи довольно обширно. Он автор 14 опер, разнообразных музыкальных произведений для детей. Помимо этого, Цезарем Кюи создано около 250 романсов. Композитор завершил незаконченные авторами оперы «Каменный гость» Александра Даргомыжского и «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского.

Тем не менее, Цезарь Антонович Кюи больше известен в качестве музыковеда - как автор многочисленных статей, исследований по вопросам музыкознания, как один из самых строгих и непримиримых музыкальных критиков конца 19-го века.

Среди наиболее часто исполняемых произведений Цезаря Кюи цикл романсов, озаглавленный «25 стихотворений Пушкина». Романс «Сожженное письмо» из этого цикла мы слушаем в исполнении советского певца, заслуженного артиста РСФСР Георгия Виноградова.

№68. В 1834 году Пушкин завершил работу над произведением «Песни западных славян», объединившем 16 стихотворений. В предисловии к «Песням...» Александр Сергеевич отмечал: «Большая часть этих песен взята мною из книги, вышедшей в Париже в конце 1827 года... Неизвестный издатель говорил в своём предисловии, что, собирая некогда безыскусные песни полудикого племени, он не думал их обнародовать, но что потом, заметив распространяющийся вкус к произведениям иностранным, вспомнил он о собрании своём и, по совету друзей, перевёл некоторые из сих поэм, и проч. Сей неизвестный собиратель был не кто иной, как Мериме, острый и оригинальный писатель...».

Десятое стихотворение пушкинского цикла «Песни западных славян» - «Соловей» впоследствии стало известным романсом, музыку к которому написал Пётр Ильич Чайковский. Непревзойдённым исполнением этого романса признана запись Фёдора Ивановича Шаляпина. Грампластинка записана певцом в Англии в студии компании «His Master's Voice» 9 октября 1921 года.

№69. Среди вокальных сочинений композитора Нины Макаровой немало написано на классические тексты. В 1937 году, в связи с широко отмечавшимся в нашей стране столетием со дня гибели Александра Пушкина, появился сборник романсов Нины Макаровой на стихи поэта. Среди них «Вурдалак», «К няне», «Соловей мой, соловейко».

«Большая удача композитора – органичное привнесение в мелодику лирических романсов русских народно-песенных интонаций», - говорится в одной из рецензий. Известно также, что пушкинский цикл Нины Макаровой в свое время получил высокую оценку композитора Сергея Прокофьева, а полвека успешного бытования романсов на концертной эстраде, подтвердили справедливость этой оценки.

Мы слушаем романс «Соловей мой, соловейко». Поёт Сергей Лемешев

№70. Композитор Дмитрий Шостакович к поэзии Александра Пушкина впервые обратился в еще консерваторскую пору. Затем гением поэта были вдохновлены два цикла: «Четыре романса» и «Четыре монолога». На склоне лет Шостакович вновь пишет музыку на стихи Пушкина.

Сочинение 1936 года «Четыре романса» наиболее известно. Этот цикл включает произведения «Возрождение», «Предчувствие», «Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила» и «Стансы».

Романс «Стансы», завершающей цикл, полон трагизма, глубину которого прекрасно передал в музыке Дмитрий Шостакович. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» - так называлось это стихотворение у Александра Пушкина, сочиненное им в 1829 году. Романс исполняет российский оперный певец Владимир Викторович Байков.

№71. В середине 20-х годов девятнадцатого века Александр Сергеевич Пушкин находился в городе Кишиневе, куда был отправлен за вольнолюбивые стихи и едкие эпиграммы.

Покоренный народным молдавским творчеством, песнями, танцами, поэт бывает в цыганских таборах, слушает легенды, сказания и в этой насыщенной впечатлениями и экзотикой жизни рождается замысел поэмы «Цыганы».

Позже к отдельным строкам поэмы «Цыганы» - «Песне Земфиры» напишет музыку композитор Алексей Верстовский. И этот романс станет отдельным, самостоятельным произведением.

Современники высоко отзывались о музыке Верстовского: «Наш молодой музыкант, - сообщалось в рецензии «Вестника Европы», - одухотворил своею гармониею поэтические произведения, им избранные, дал им новую жизнь, открыл в них оттенки… возвысил сии произведения».

«Песня Земфиры» звучит в архивной записи Любови Казарновской. Согласитесь, многое зависит от исполнителя. «Важно, в конце концов, не что исполняется, важно - как, - говорила о русском романсе певица Галина Карева. - Ведь романс будет жить вечно, потому что вечна любовь».

№72.    Вокальный цикл «Пушкинский венок» композитора Георгия Свиридова написал в 1979 году. Это произведение вот уже четыре десятилетия не перестает звучать со сцен лучших концертных залов мира.

В вокальном цикле нет какой-либо единой сюжетной линии, но все десять частей связаны в одно драматургическое целое, в котором отражены разные грани пушкинского гения.

Мы сейчас послушаем одну из частей цикла Георгия Свиридова «Пушкинский венок» - песню «Стрекотунья-белобока» в исполнении хора студентов Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Худ. руководитель и дирижер: Валерий Успенский.

№73. Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Телега жизни» впервые было опубликовано в журнале «Московский телеграф» - первом номере за 1825 год. Это был двухнедельный научно-литературный журнал, издававшийся в Москве с 1825-го по 1834-й год.

В стихотворении «Телега жизни» «ставятся вечные вопросы бытия»: утром мчится человек вперед не зная страха, в полдень у него «нет уж той отваги», ввечеру жизни он смирился с неизбежным, и вот уже недолго ехать до ночлега.

А романс на это стихотворение Пушкина композитора Николая Метнера увидел свет век спустя - в 1926-ом году. «Телега жизни ор.45 №2» (Н. Метнер) исполняют Наира Асриян (меццо-сопрано) и Ольга Данилова (фортепиано)

№74. «Мои изначальные музыкальные шаги были связаны с хором, - говорил композитор Родион Щедрин. - Именно через хор я и полюбил музыку. Мы все знаем, что Пушкин - гений, верим этому искренне. Но с каждым в один прекрасный миг происходит какой-то душевный взрыв: вдруг ты сам это понимаешь, минуя всех и вся. Это потрясает тебя самого. Так и мир музыки открылся мне при встрече с хором. Первые в жизни минуты вдохновения я испытал именно во время пения в хоре. И, конечно, первые мои сочинения были для хора…»

Среди ранних творений Родиона Щедрина были миниатюры на стихи Александра Пушкина. Одну из них – «Тиха украинская ночь» - мы сейчас услышим в записи женского хора «Алые Паруса». Руководитель и дирижёр А.В.Пушкарёва. Концертмейстер М.А.Оселкова.

№75. Стихотворение «Узник» впервые было напечатано в третьей части стихотворений Александра Пушкина в 1832 году. В рукописи, подготовленной для этого издания, стоит дата «Кишинев, 1822-ой».

А романс на это стихотворение написал композитор, дирижер, пианист, основатель первой в России консерватории Антон Рубинштейн – автор свыше 150 вокальных произведений.

Непревзойденным по силе воздействия, является исполнение «Узника» Федором Ивановичем Шаляпиным, записавшим романс на грампластинку 1933 году. В этот год Шаляпин уже жил и выступал за рубежом. Романс «Узник» входил в его концертные программы.

Например, после концерта, состоявшегося 5 марта в Парижском зале «Плейель», рецензия была следующей: «… чтобы оценить Шаляпина полностью, его надо слышать в его концертных выступлениях: они, быть может, не так широки, как оперные, но они гораздо глубже их. Только на концертной эстраде (…) артист встает перед слушателями во весь свой рост; только на концертной эстраде становится понятной неповторимость в искусстве не образов, созданных Шаляпиным, а неповторимость самого артиста, - его тайны артистического творчества».

№76. В июле 1824 года Александр Сергеевич Пушкин по распоряжению императора был отправлен в ссылку - в псковское имение родителей, село Михайловское. Больше двух лет он провел там почти в одиночестве, с «доброй подругой юности» - няней Ариной Родионовной Яковлевой. Бывало, в дни сельских ярмарок, одетый в «мужицкое» платье, Александр Пушкин вступал в беседы с крестьянами, прислушивался к образной народной речи, подпевал нищим, слепцам, записывал народные песни, сказки.

Здесь, в Михайловском он заканчивает поэму «Цыганы», пишет центральные главы «Евгения Онегина», создает историческую трагедию «Борис Годунов», стихотворную повесть «Граф Нулин», «Песни о Стеньке Разине». Небывалого дотоле расцвета достигает и его лирика: «Я помню чуднее мгновенье», «Зимний вечер», «Пророк», «Вакхическая песня», «Фонтану Бахчисарайского дворца».

Романс на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца» является одним из сложнейших в вокальном отношении произведений. Он не часто звучит в программах концертирующих исполнителей, да и на грампластинки его записывали лишь профессионалы высочайшего уровня. Романс «Фонтану Бахчисарайского дворца» исполняет Бэла Руденко.

№77. Композитор Цезарь Кюи был тонким знатоком и ценителем малых вокальных форм, что проявлялось в его любви к жанру романса. Цезарем Кюи написано около 250 романсов. Некоторые из них широко исполняются и до сих пор, особенно произведения из цикла «25 стихотворений Пушкина». Музыкальная критика, характеризуя этот вокальный цикл, отмечала: «образцом возвышенно – созерцательной лирики, характерной для антологических произведений, является романс «Царскосельская статуя».

Мы слушаем запись романса «Царскосельская статуя» в исполнении Бориса Христова.

№78. «...Из всех композиторов Вы более всего вдохновлялись гением Пушкина и никто не написал таких замечательных вещей, издав несколько тетрадей Пушкинских песен...», - это строки из письма Пушкинского комитета в Париже, адресованного композитору Николаю Метнеру. И действительно, более ни один композитор не написал столько романсов на стихотворения Александра Пушкина, как Николай Метнер. По мнению критики, лучший романс Метнера - «Цветок засохший», на стихотворение 1828 года «Цветок». «К этому романсу нельзя быть равнодушным, в него влюбляешься буквально с первого прочтения… Увядший, забытый цветок навевает воспоминание о давнем счастье, будит тоску по прекрасному».

Романс «Цветок засохший» мы послушаем в исполнении советского и российского оперного и камерного певца, народного артиста СССР Ивана Козловского.

№79. Когда-то, пребывая в Киеве, Александр Пушкин страстно влюбился в польскую аристократку, надменную красавицу Каролину Сабаньскую, которая в течении 10 лет манипулировала чувством поэта, то приближая, то отдаляя его. В 1830 году на приеме у светской львицы он вписал в её альбом прощальное посвящение «Что в имени тебе моем?» В этом стихотворении поэт, уставший от безответной любви, задается вопросом – так что же он всё-таки значит в её жизни.

На это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина широко известен романс, написанный композитором Александром Даргомыжским, который мы послушаем в исполнении Дмитрия Хворостовского.

№80.  В отличие от композитора Александра Глазунова, сочинившего на стихотворение Александра Пушкина «Что смолкнул веселия глас» романс для исполнения соло, другой русский композитор Петр Чайковский создал на эти пушкинские строки хоровое произведение. Его мы сейчас и послушаем в исполнении Краснознаменного ансамбля Советской Армии имени Александра Александрова.

Это единственная запись вокального произведения в исполнении Краснознаменного ансамбля на стихи Пушкина, обнаруженная в фондах краснодарских краевых библиотек.

При написании поста использованы материалы сайта: https://pesni.retroportal.ru

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 1 (1-20).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 2 (21-40).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 3 (41-60).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 5 (81-100).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 6 (101-120).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 7 (121-140).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 8 (141-160).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 9 (161-180).

Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 10 (181-200).


«200 романсов и песен, написанных на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч.4 (61-80)».

1. Мужской Хор Валаам - Отцы пустынники и жены непорочны.mp3

2. Сергей Лемешев - Редеет облаков....mp3

3. Любовь Казарновская, Любовь Орфенова - Песнь Земфиры.mp3

4. Николай Гедда, Давид Лернер - Романс молодого цыгана.mp3

5. Сергей Лемешев, Пантелеймон Норцов - Рыцари.mp3

6. Сергей Дыченко - Соловей мой соловейко.mp3

7. Фёдор Шаляпин - Соловей.mp3

8. Сергей Королёв - Стансы.mp3

9. Погудин Олег - Слеза.mp3

10. Валентина Левко - Сожжённое письмо.mp3

11. Ad Libitum - Тиха украинская ночь.mp3

12. Ода Слободская - Телега жизни.mp3

13. Галина Вишневская - Стрекотунья-белобока.mp3

14. Анатолий Орфёнов - Фонтану Бахчисарайского дворца.mp3

15. Анатолий Орфёнов - Что в имени тебе моём.mp3

16. Бэла Руденко - Фонтану Бахчисарайского дворца.mp3

17. Евгений Нестеренко - Царскосельская статуя.mp3

18. Иван Козловский - Цветок засохший.mp3

19. Марк Рейзен - Что смолкнул веселия глас.mp3

20. Федор Шаляпин - Узник.mp3


Скачать:

https://yadi.sk/d/jXLuYYeyHW6L0g

Комментариев нет:

Отправить комментарий