41. «Не спрашивай» - Николай Сличенко.
Романс
«Не спрашивай» часто именуют цыганской народной песней. Хотя автор его слов…
Александр Сергеевич Пушкин.
В России
цыганское искусство стало необычно популярным еще в конце 18–го века. В то
время цыгане в основном пели русские народные песни и восхищали своеобразным
исполнением старую Москву и Петербург… Очарованные песнями и плясками цыган,
русские поэты стали посвящать им свои стихи, а цыгане – петь песни и романсы на
слова русских поэтов. Вот так и вошел в репертуар цыганских артистов пушкинский
романс «Не спрашивай».
Самой
известной записью последней четверти нашего века, является исполнение этого
романса Николаем Сличенко – знаменитым актером цыганского театра «Ромэн».
42.
«Подъезжая под Ижоры» (Георгий Свиридов). Поёт Елена Образцова.
В этом выпуске рубрики мы обратимся к
творчеству композитора Георгия Васильевича Свиридова - послушаем одну из его
лирических миниатюр на стихи Пушкина. Но прежде, небольшая цитата из статьи о
композиторе: «…свиридовская миниатюра необычно многолика и насыщена по
содержанию. Здесь встречаются и жанровая картина, и пейзаж, и портрет, и
драматическая сцена, и возвышенный любовный романс, и лирическая песня народного
склада».
Вокальное произведение «Подъезжая под Ижоры» Георгия Свиридова на стихотворение Александра Пушкина, написанное поэтом в 1829 году, звучит в исполнении солистки Большого театра Елены Образцовой. У рояля автор - Георгий Свиридов. Концертная запись 1977 года.
43.
«Нереида» (Александр Глазунов). Поёт Константин Плужников.
Композитор
Александр Глазунов известен в основном как автор симфонических произведений и
музыки к балетным спектаклям. Однако, его перу принадлежат также обработки
песен разных народов, хоровые произведения, романсы на стихи русских поэтов.
В 1899
году Александром Глазуновым была создана «Торжественная кантата для солистов,
хора и оркестра» в честь 100–летней годовщины со дня рождения Александра
Сергеевича Пушкина. В том же году композитором написан «Гимн Пушкину» (хоровое
произведение).
На стихи
поэта в разные годы Александр Глазунов сочинил несколько романсов. Один из них
– «Нереида» - мы сейчас и услышим. Он написан на стихотворение, датированное
1820-м годом и впервые опубликованное в журнале «Полярная звезда» в 1824 году.
Спустя два года стихотворение «Нереида» было включено в сборник поэта.
Романс «Нереида» на музыку Александра Глазунова звучит в исполнении Константина Плужникова.
44.
«Ночной зефир» (Михаил Глинка). Поёт Иван Козловский.
Об
удивительной музыкальности стихотворения «Ночной зефир» А.С. Пушкина писали не
раз. В критических отзывах, начиная с XIX столетия, основное внимание обращали
на насыщенный звуками внешний образный ряд и поэтические средства
«инструментовки» стиха (ритмика, фоника). Однако привычные
музыкально-поэтические приёмы Пушкиным усилены ещё и специфическими элементами
музыкального языка - жанровыми, композиционными, исполнительскими. Как итог
углубилась символическая многозначность стихотворения, собрался ёмкий художественный
смысл. Не случайна популярность «Ночного зефира» у композиторов. Известны около
сорока музыкальных обращений к тексту стихотворения. Наиболее популярны романсы
М. Глинки, А. Даргомыжского и Н. Метнера, где обнаруживается особая чуткость к
глубинной философской символике Пушкина. Три русских композитора в своих
сочинениях вступают в художественно-смысловой диалог с поэтом, откликаясь на
его музыкально-языковые, а через них - возвышенно-смысловые символизации.
45.
«Ночной зефир» (Александр Даргомыжский). Поет Андрей Иванов.
Композитор
Александр Даргомыжский не раз обращался к тем же стихам Александра Пушкина, на
которые писал свои романсы Михаил Глинка.
Вот
только один пример: романс на пушкинское стихотворение «Ночной зефир».
Известно, что Александр Сергеевич Пушкин слова «Ночной зефир струит эфир» и
«Гвадалквивир» (река на юге Испании) взял из капустника. Однако, у
Даргомыжского они звучат серьезно, почти драматически. «Это уже и не серенада,
и не романс (как в варианте Михаила Глинки), а театральная сценка разыгрывается
под балконом обладательницы «дивной ножки».
С ролью певца - драматического актера, поставленной Александром Даргомыжским, прекрасно справился баритон Андрей Иванов.
46. «Ночной
зефир» (Н.Метнер). Исполняет Виктория Тихомирова.
47.
«Последние цветы» (Константин Сорокин). Поёт Римма Волкова.
Творчество
композитора Константина Степановича Сорокина охватывает самые различные жанры
музыки.
Важное
место в произведениях Константина Сорокина занимают вокальные сочинения: в
основном это обработки музыкального фольклора народов мира и романсы.
Композитором написаны вокальные циклы на стихи Михаила Лермонтова, Евгения
Баратынского, Федора Тютчева, Александра Пушкина... «Его романсы привлекают
слушателей прежде всего своим тонким лиризмом», - неоднократно отмечала
критика.
Постоянной исполнительницей произведений Константина Сорокина является петербургская оперная певица Римма Волкова. В ее исполнении слушаем романс на стихотворение Александра Пушкина «Последние цветы».
48.
«Ночь» (Модест Мусоргский). Поёт Галина Вишневская.
Романсы
как таковые, в привычном для широкого слушателя звучании, композитор Модест
Мусоргский почти не писал. Исключение составляют его ранние и несколько поздних
произведений, в которых ощущается связь с традициями русского романса. Но в
вокальной музыке Мусоргский явился создателем музыкальных новелл, рассказов,
музыкально–жанровых сцен, разнохарактерных музыкальных портретов, вокальных
циклов, многолико раскрывающих одно понятие, подчиненных одной идее. Девиз
композитора: «Искусство есть средство беседы с людьми, а не цель» -
распространялся в полной мере не только на его оперы, но и на его вокальные
произведения, каждое из которых по-своему вело со слушателем «беседу на
определенную тему».
Вокальные
миниатюры Модеста Мусоргского сложны для исполнения. Редко кто из певцов
включает их в свой репертуар. Романсы Мусоргского практически не звучат на
концертной эстраде, да и в записи их немного. Зато каждая такая запись доносит
до нас голос выдающихся вокалистов, артистов высочайшего профессионального
уровня.
И сейчас в исполнении Галины Вишневской звучит романс Модеста Мусоргского на стихотворение Александра Пушкина 1823 года «Ночь».
49.
«Роняет лес багряный свой убор» (Георгий Свиридов). Поёт Анатолий Соловьяненко.
Романс
Георгия Свиридова «Роняет лес багряный свой убор» - философский, с глубоким
психологическим подтекстом, что выражено и в суровости музыкального языка и в
скупости красок.
Композитор
сумел передать в музыке ощущение мрачного состояния души Александра Пушкина,
сосланного в село Михайловское. Здесь, 19 октября 1825 года поэт и создает это
стихотворение; назвав его «19 октября». Традиционно именно в этот день его
друзья по лицею собирались вместе, празднуя день открытия Царскосельского лицея
– 19 октября 1811 года. Обычно они вспоминали всех тех, кто с ними закончил
учебу и кого жизнь, приласкав, выдвинула, для кого уже окончилась, а кого, как
Пушкина, подвергла испытаниям. И вот один, в Михайловском, Пушкин пишет в этот
день стихотворение, отдав должное в нем многим из тех, с кем делил радость и
беды юности, печалясь о невозможности быть с друзьями-однокашниками в
Петербурге.
Композитор
Георгий Свиридов взял из стихов Александра Пушкина лишь несколько строф, создав
романс редкой глубины и правдивости…
Итак, звучит запись романса «Роняет лес багряный свой убор». Поет Анатолий Соловьяненко.
50.
«Предчувствие» (Дмитрий Шостакович). Поёт Сергей Яковенко.
Певец
Сергей Яковенко принадлежит к числу исполнителей, которые стремятся слышать
«музыку в себе, а не себя в музыке». Дуэт Сергей Яковенко и пианистка Мария
Гринберг сложился в семидесятые годы. Одна из первых грамзаписей дуэта –
романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина.
В 1936
году Дмитрием Шостаковичем на стихи поэта написаны 4 романса. «Цикл композитора
– это своеобразная лирическая исповедь. Подбор пушкинских стихов определен той
общей идеей, которую хотел выразить музыкант. Цикл повествует о жизни и смерти,
о быстротечности житейских радостей и вечности творческого гения».
В исполнении Сергея Яковенко звучит вторая часть пушкинского цикла Дмитрия Шостаковича – романс «Предчувствие». Партия фортепиано – Мария Гринберг.
51. «Пророк» (Николай Римский–Корсаков). Поёт
Фёдор Шаляпин.
Исполнение
великим русским басом Федором Ивановичем Шаляпиным романса Николая
Римского-Корсакова на стихотворение Александра Пушкина «Пророк» давно признано
непревзойденным, хрестоматийным.
Мало кто
из русских актеров так понимал стих, как Федор Шаляпин. Когда он поет
«Пророка», то потрясает проникновением в библейский строй пушкинской речи, в
торжественность и образность пушкинского стиха. И объяснение этого
удивительного действия заключается прежде всего в понимании важности главного
слова, в умении донести рифму, окрасить каждый звук, каждый слог…
«Духовной
жаждою томим,
В пустыне
мрачной я влачился,
И
шестикрылый серафим
На
перепутье мне явился…»
Поиски
судьбы на этом жизненном перекрестке; повествование, в котором заключены
переливы и блеск чистых красок, - все ощущаете вы в этой первой торжественной
строфе «Пророка»...
В течение многих лет романс «Пророк» Федор Иванович Шаляпин исполнял в концертных программах, а на патефонную грампластинку записал в 1927 году.
52.
«Певец» (Александр Алябьев). Поёт Константин Плужников.
Певец
Константин Плужников – известный вокалист, автор книги «Забытые страницы
русского романса».
В
предисловии книги Константин Ильич пишет: «Путь к вершинам искусства нелегок,
порой и исполнитель, и слушатель оказываются неподготовленными к трудностям, но
это не должно останавливать их в стремлении к большому и серьезному, постижение
которого сопряжено с трудностями, требует напряжения всех сил. Ведь проще взять
то, что лежит на поверхности, чем «с ломом и лопатой» добираться до глубинных пластов
музыки.
Исполнив
в концертах множество раз какой-либо романс, записав его, я не могу считать,
что нашел единственный верный характер вокальной интерпретации. Возвращаясь к
нему постоянно, каждый раз нахожу что-то новое, убеждаюсь, что еще, к счастью,
не остановился, еще расту!»
Константин Плужников исполняет романс Александра Алябьева на стихотворение Александра Пушкина «Певец». Запись 1986 года.
53.
«Признание» (Михаил Глинка). Поёт Борис Гмыря.
«Романсы Михаила
Глинки - это лирический дневник жизни композитора, поэтическая тетрадь
раздумий, радостных и горестных дней» - неоднократно отмечала критика. Михаил
Глинка - автор многих популярных романсов на стихи Александра Пушкина. Среди
них и лирическая миниатюра «Признание» (для написания романса композитор взял
лишь часть стихотворения поэта). Романс
«Признание» мы послушаем в записи Бориса Гмыри. «Концертные программы певца всегда отличались тщательностью отбора, стилистическим единством. Богатство оттенков, тонкость нюансировки, открытость эмоционального выражения - вот черты, характеризующие исполнительское искусство Бориса Романовича Гмыри».
54.
«Певец» (Николай Метнер). Поёт Ода Слободская.
Певица
Ода Слободская – современница Федора Шаляпина. Воспитанница Петербургской
консерватории с 1931 года певица постоянно жила в Лондоне, выступала во многих
странах мира. Ее репертуар – произведения русской и зарубежной классики, новые
сочинения композиторов, - ее современников.
В
концертном репертуаре Оды Слободской постоянно присутствовали песни и романсы
композитора Николая Метнера. Неоднократно они вместе выступали в концертах –
композитор аккомпанировал певице.
Произведения
Николая Метнера стали широко известны в нашей стране лишь около сорока лет
назад. Богатейший личный архив и все пластинки композитора привезла на родину
его вдова, вернувшаяся в Советский Союз в 1958 году. Наследие Николая Метнера
содержит несколько циклов романсов на стихи Александра Пушкина. Многие из них
записаны на пластинки именно Одой Слободской.
55.
«Певец» (Антон Рубинштейн). Поёт Сергей Лемешев.
Композитор
Антон Григорьевич Рубинштейн – автор опер, симфонических произведений,
романсов. По его инициативе было создано Русское музыкальное общество, а позже
и первая в России – Петербургская консерватория.
Антон
Рубинштейн был виртуозным пианистом. Недаром его кто-то назвал Микеланджело
фортепиано!
Новаторство в музыке нашло воплощение и в сочинениях Антона Рубинштейна. Интересны его романсы, по сей день исполняемые на концертной эстраде. Вот один из них – написанный на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина 1816 года (еще лицейского периода творчества поэта) «Певец».
Звучит архивная запись солиста Большого театра Сергея Яковлевича Лемешева. Патефонная пластинка 1947 года.
56.
«Старый муж» (Верстовский). Поет Елена Образцова.
«Всё
акустическое богатство, - писал о стихе Александра Пушкина критик Виссарион
Белинский, - вся сила русского языка явилась в нём в удивительной пустоте, он
нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок как
молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок
и могуч, как удар меча в руке богатыря». С поэзией Пушкина во многом связаны
успехи русской камерно-вокальной музыки. Нередко популярными песнями и
романсами становились фрагменты значительных литературных произведений - поэм и
романов Пушкина. Вот один такой пример: «Старый муж» или «Цыганская песня» -
это фрагмент диалога Земфиры и Алеко (героев поэмы 1824 года «Цыганы»). Песня
«Старый муж» и по сей день в репертуаре многих певиц, с успехом исполняется в
концертных программах.
Мы же слушаем, фрагмент сольного концерта Елены Образцовой в Большом зале Московской консерватории (1972).
57.
«Первый снег» (Владимир Рубина). Исполняет Большой детский хор под руководством
Виктора Попова.
В 1973
году, создавая хоровой цикл «Первый снег», композитор Владимир Рубин во многом
ориентировался на творческие возможности Большого детского хора Всесоюзного
Радио и Центрального телевидения (хор и стал впоследствии первым исполнителем
цикла). В этой работе композитор обращался к произведениям русских и советских
поэтов, а также народным текстам. «Первый снег» - это своеобразная летопись
жизни народа, поэтические зарисовки картин природы, жанровых сцен, героических
эпизодов. За этот цикл Владимир Рубин на Международном конкурсе детской музыки
в Будапеште получил первую премию, а Большой детский хор под руководством
Виктора Попова - специальный приз за лучшее исполнение. Цикл из десяти поэм для
хора. Заглавная - написанная на строки пейзажной зарисовки «Опрятней модного
паркета» из четвёртой главы Александра Сергеевича Пушкина романа «Евгений
Онегин» - и дала название всему хоровому циклу «Первый снег».
58. «Под
вечер осенью ненастной» (народная песня). Поёт Давид Медов.
«Под
вечер осенью ненастной» или «Романс» - стихотворение пятнадцатилетнего
воспитанника Царскосельского лицея Александра Пушкина.
Впервые
это стихотворение было напечатано (вероятно без ведома автора) в 1827-ом году в
альманахе «Памятник отечественных муз» в неполном и неточном виде. Вскоре оно
получило распространение в качестве популярного романса и неоднократно
перепечатывалось в разных «Песенниках».
Автор музыки к стихотворению «Под вечер осенью ненастной» неизвестен. Песня эта считается народной. Вот, например, как исполнял ее в тридцатых годах 20 века Давид Медов.
59. «Ночь»
(Антон Рубинштейн). Поёт Лариса Курдюмова.
Стихотворение
«Ночь» Александр Пушкин написал в Одессе 26 октября 1823 года. А впервые
опубликовано оно было лишь спустя три года - в 1826 году. Наиболее популярен
романс на это стихотворение, сочиненный композитором Антоном Рубинштейном.
60. «Не
спрашивай» - Борис Немиров.
Старинный
цыганский романс композитора А.Шуссера на пушкинское стихотворение «Не
спрашивай, зачем унылой думой…» мы уже слушали в нашей рубрике. В
староцыганской манере исполнения, характерной для артистов жанра в 19-ом начале
20-го века, он звучал в записи Стронгиллы Иртлач. Пел его и Николай Сличенко –
самое известное в России исполнение последних тридцати лет. А сегодня романс
«Не спрашивай» мы послушаем в интерпретации, свойственной артистам русского
зарубежья. Исполнит его Борис Немиров.
Выпускник
Харьковской консерватории Борис Немиров вот уже несколько десятилетий живет во
Франции - в Париже. Его репертуар: оперные арии, русские народные песни,
цыганские романсы.
- Я
всегда любил и люблю свою Родину, и мое единственное желание - быть услышанным
в России, - говорит певец.
В исполнении Бориса Немирова звучит романс «Не спрашивай» на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, датированное 27 ноября 1817 года и первоначально озаглавленное поэтом «Уныние».
При написании поста использованы материалы сайта: https://pesni.retroportal.ru
Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 1 (1-20).
Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 2 (21-40).
Песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 4 (61-80).
Песни и
романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 5 (81-100).
Песни и
романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 6 (101-120).
Песни и
романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 7 (121-140).
Песни и
романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 8 (141-160).
Песни и
романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 9 (161-180).
Песни и
романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч. 10 (181-200).
Под катом
вы можете ознакомится с 20-ю романсами и песнями, написанными на стихи А.С.
Пушкина.
«200 романсов и песен, написанных на стихи Александра Сергеевича Пушкина. ч.3 (41-60)».
1. Николай Сличенко - Не спрашивай.mp3
2. Елена Образцова - Подъезжая под Ижоры (А. Пушкин).mp3
3. Константин Плужников, Марина Пишук - Нереида.mp3
4. Иван Козловский - Ночной зефир.mp3
5. Марк Рейзен - Ночной зефир.mp3
6. Константин Плужников - Ночной зефир (Н.Метнер - А.Пушкин).mp3
7. Римма Волкова - Цветы последние милей.mp3
8. Мусоргский - Галина Вишневская - Ночь.mp3
9. Анатолий Соловьяненко - Роняет лес багряный свой убор.mp3
10. БДХ п,у В. С. Попова - Первый снег (В. Рубин - А. Пушкин).mp3
11. Федор Шаляпин - Пророк.mp3
12. Ода Слободская, Николай Метнер (1947) - Певец (Пушкин), Ор.29 №2.mp3
13. Зара Долуханова - А.Г.Рубинштейн. Ночь (А.С.Пушкин).mp3
14. Елена Образцова (А.Н.Верстовский - А.С.Пушкин ) - Цыганская песня (Старый муж).mp3
15. Шостакович. Неизвестные вокальные циклы - Предчувствие.mp3
16. Сергей Лемешев - Певец (А.Рубинштейн - А.Пушкин).mp3
17. А.Алябьев - Певец.mp3
18. Ансамбль «Карагод» - Под вечер осенью ненастной.mp3
19. Борис Гмыря - Глинка.Признание.mp3
20. Немиров Борис - Не спрашивай.mp3
Скачать:
Замечательный у вас блог.
ОтветитьУдалитьЖаль только – не замечаемый..
Черствеют люди. Человечество испускает помалу творческий дух в гонке за "лидерами "Прогресса".
Не до романсов и сантиментов: как бы не затоптали..
За ваш благородный неблагодарный Труд захотелось вот поделиться одним из своих никому не нужных (ещё и сделанных на коленке)) романсов:
https://youtu.be/2C3dXCiItWw
Здоровья Вам и успехов!
Владимир
PS. Там есть ещё "Ты и вы".
А вообще только пушкинских у меня около 2-х десятков )
Большое спасибо Вам за теплые слова.
ОтветитьУдалить